Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
Таким образом, использование маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера приведет к повышению профессионального и социального статуса медсестры-менеджера, а также расширению границ медсестринской практики.
Основными условиями для обеспечения использования маркетингового анализа в деятельности медсестры-менеджера
являются: выделение отдельной должности медсестры-менеджера по маркетинговым исследованиям (медсестры-маркетолога); дополнительное обучение методам экономического и маркетингового анализа, а также маркетинговым технологиям; обеспеченность МО информационными ресурсами (компьютеризация всех учетно-отчетных процессов).
Ж.К. БУРИБАЕВА, М.А. РАМАЗАНОВА
Квз аурулары ^азГЗИ, Алматы СД.Асфендияров атындагы ^аз¥МУ, Алматы ;
МЕНЕДЖЕР-МЕЙ1РБИКЕ КЫЗМЕТ1НДЕ МАРКЕТИНГ ЗЕРТТЕУЛЕР1Н1Н ПАЙДАЛАНУДЫН МУМК1НД1КТЕР1
Туйш: С.Д.Асфендияров атындагы ^аз¥МУ студенп^мен уйымдастыру экспериментЫде (4 курс) гылыми-педагогикальщ тэжiрибе уа^ытында Кез аурулары ^азГЗИ клиникалы^-диагностикалы^ зертханада маркетинг талдау жYргiзiлдi жэне диагностикалы^ ^ызметтердН экономикалы^ тиiмдiлiгi аны^талынган.
Кез аурулары ^азГЗИ ^ызметкерлердЫ арасында менеджер-мейiрбикелер маркетинг талдауды еткiзу мYмкiндiктерi туралы интервьюлеу эдкпен социологиялы^ сурау жYргiзiлдi. Респонденттер менеджер-мейiрбике ^ызметЫде маркетинг талдауын пайдаланудыц негiзгi мYмкiндiктерiн жэне сол маркетинг талдауын пайдаланудыц ^амтамасыз етуi Yшiн негiзгi шарттар ерекшеледi. ТYйiндi свздер: маркетинг зерттеулер, мейiрбике-менеджер.
ZH.K. BURIBAEVA, M.A. RAMAZANOVA
Kazakh research Institute of eye diseases, Almaty S.Asfendiyarov named Kazakh national medicine University
OPPORTUNITIES OF MARKETING RESEARCH USING'S IN NURSE MANAGER'S PRACTICE
Resume: In S.D.Asfendiyarov named KazNMU in organizational experiment students in research-teaching practice (4-th year) conducted a marketing analysis of the clinical-diagnostic laboratory (CDL) in Kazakh Research Institute of Eye Diseases and determined the economic efficiency of diagnostic services.
Also conducted a survey of employees by interviewing the possibility of nursing managers to conduct marketing analysis. The respondents identified the main features and the basic conditions for the market analysis's using in the nurse manager's practice. Keywords; marketing research, nurse-manager.
УДК 613.955:616-072.8
Г.Б. ЧИЖЕВСКИЙ, Н.Н. САЙКИНОВА, А.И. АНАМБАЕВА
ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» кафедра гигиены питания
и гигиены детей и подростков, Пермь, Россия Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, кафедра общей гигиены и экологии Алматы, Казахстан
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В нынешнее время одной из школьных проблем является организация общего режима дня, рационального распределения учебной и внеучебной деятельности учащихся в течение суток.
Полученные данные показалиразличия в продолжительности ночного сна, подготовки домашних заданий, просмотра телевизионных передач и работы за компьютером носят статистически достоверный характер (коэффициент Стьюдента колеблется в пределах 2,0-6,6).Следовательно, старшеклассники независимо от программы, по которой они обучаются, имеют недостаточную продолжительность ночного сна, много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером и мало помощи по дому. Ключевые слова: физическое развитие, режим дня, учебная деятельность, дети, психическое развитие.
Актуальность: Рационально построенный и организованный режим дня - важный фактор физического и психического развития детей и подростков, от него зависит оптимальный уровень работоспособности, он повышает общую сопротивляемость организма [3].В настоящее время одной из школьных проблем является организация общего режима дня, рационального распределения учебной и внеучебной деятельности учащихся в течение суток.Существующие образовательные программы для
старшеклассниковувеличивают напряженность учебного процесса и приводят к нарушению режима дня учащихся. У
большинства школьниковотмечается дефицит сна (на 1,5-2 часа), пребывания на свежем воздухе, снижается двигательная активность [2]. Старшеклассники- гимназисты часто имеют дефекты режима дня: превышение регламента времени приготовления домашнего задания, нарушение режима прогулок, но ониактивно и часто занимаются физической культурой и спортом [1].
Целью настоящей работы являлось изучение и оценка режима дня учащихся одиннадцатых классов, обучающихся по разным образовательным программам.
Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
Материал и полученные результаты: Исследование проводилось в классах, в которых организовано обучение по общеобразовательным и профильным программамв соответствии с наклонностями учащихся для более эффективной подготовки выпускников школ к поступлению в высшие учебные заведения.Обучение подростков по программампрофильной подготовкисвязано с увеличением объема суммарной образовательной нагрузки (занятия в школе, домашние задания, факультативы, дополнительные занятия по подготовке в ВУЗ).Изучение режима дня выполнено с использованием анкет, при составлении которых ориентировались на примерную хронометражную недельную карту учащегося. Нами были оценены продолжительность ночного сна, прогулок на свежем воздухе, кратность питания, длительность приготовления домашних заданий, времени занятий в кружках, использование свободного времени, наличие оздоровительных мероприятий. Исследуемые элементы режима группировали с интервалом 1 час. Результаты анкетирования сравнивались с режимом дня, установленным гигиеническими регламентами для учащихся старших классов. Полученные данные обработаны с использованием пакета статистических программ MicrosoftExcel 7.0. Достоверность различий средних значений определяли с применением критерия Стьюдента. Анализ полученных данных показал, что достаточная продолжительность ночного сна наблюдалась у 62,5% школьников, обучающихся по общеобразовательным программам, а по профильным менее чем у половины (47,1%). Дефицит ночного сна (1-2 часа) в большей степени проявлялся у школьников, обучающихся по профильным программам, а именно в 41,2% случаев, а у сверстников из общеобразовательных классов в 33,3%. Учащиеся, проходящие обучение по профильным программам подготовки, имели продолжительность ночного снав среднем всего 6,0 часов. Больше положенного времени (4,1 часа) проводили за просмотром телевизионных передач и работой за компьютерами 33,3% школьников, обучающихся по общеобразовательным программам, и 64,7% учащихся, осваивающих профильные программы. Дефицит ночного сна,
очевидно, связан с большей продолжительностью работы за компьютером, увеличением времени, затрачиваемого на подготовку к занятиям. Средняя продолжительность подготовки домашнего задания составила 2,5 часа у подростков, проходящих обучение по общеобразовательным программам, тогда как у их сверстников из профильных классов равнялась 4,5 часам, что связано со значительной учебной нагрузкой, требующейся для подготовки выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. Независимо от системы обучения от 66,7% до 76,5% детей мало уделяли времени помощи родителям по дому. Сокращение времени работы по дому может быть связано с погрешностями в трудовом воспитании в семье и школе на более ранних этапах обучения. Больше положенного (до 3,1-4,5 часов в день) тратили времени на занятие спортом 54,2% подростков, занимающихся в общеобразовательных классах, что может являться одной из причин сокращения продолжительности ночного сна. Средняя кратность питания составила во всех исследуемых группах 3 раза в день.
Заключение:Сравнение средней продолжительности режимных моментов у подростков с разными программами обучения показало, что различия в продолжительности ночного сна, подготовки домашних заданий, просмотра телевизионных передач и работы за компьютером носят статистически достоверный характер (коэффициент Стьюдента колеблется в пределах 2,0-6,6).
Следовательно, старшеклассники независимо от программы, по которой они обучаются, имеют недостаточную продолжительность ночного сна, много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером и мало помощи по дому. Однако, в большей степени дефицит сна, более длительный период времени приготовления домашнего задания характерны для школьников, обучающихся по программам профильной подготовки. Возможно переход на ФГОС второго поколения, направленный на здоровьесбережение обучающихся, позволит нормализовать режим дня учащихся старших классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Давыденко Л.А., Чернова Н.В., Шестопалова Е.Л. Характеристика уровня и динамики умственной работоспособности учащихся образовательных учреждений с разной организацией питания // Материалы 2-го конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М.: 2010. - С. 643-645.
2 Кучма В.Р. Оценка влияния внутришкольных средовых факторов на здоровье учащихся. В кн. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячилетий // - М.: Из-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - С. 190-199.
3 Силаев А.А., Попова О.Л., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю. Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников //Практика педиатра.- М.: Гигиена, 2003. - С. 18-21.
Г.Б. ЧИЖЕВСКИЙ, Н.Н. САЙКИНОВА,А.И. АНАМБАЕВА
ЖОГАРГЫ СЫНЫП ОКУШЫЛАРЫНЬЩ KYH Т0РТ1Б1Н ГИГИЕНАЛЫК; БАГАЛАУ
Туйш: Казiргi кезде мектеп ^абыргаларында шешiмiн таппай туртан езект мэселе ретшде ^арастырылып отыргандар, мыналар: жалпы кун режима, о^у урд^ кезЫде жэне о^удан тыс бiр тэулттеп уа^ытты о^ушылардыц тиiмдi пайдалануы.
Алынган мэлiметтерге Караганда тунп уй^ыга, уй тапсырмасын орындауга, теледидарга жэне компьютермен жумыс^а кететЫ уа^ыт айырмасы бар (статистикальщ тургыда стьюдент коэффициент 2,0-6,6 аралыгында ауыт^иды). Осыган сэйкес, жогаргы сынып о^ушылары ездерi о^ып жат^ан багдарламадан тыс уа^ытта теледидар керуге, компьютермен жумыс^а жумсайды. Сол себепт уй шаруасына ^ол ушын бермейд^ эрi тунг уй^ылары бузылады.
ТYйшдi свздер: физикалы^ даму, кун тэрпб^ о^у урдiсi, балалар, психикалы^ даму.
G.B. CHIZHEVSKIY, N.N.SAYKINOVA, A.I. ANAMBAYEVA
HYGIENIC ASSESSMENT MODE DAY HIGH SCHOOL STUDENTS
Resume: At the present time one of the problems of school organization is the common mode of the day and the rational allocation of educational and extracurricular activities of students during the day.
The findings showed differences in the duration of nocturnal sleep, homework, watching TV and using the computer character are statistically significant (Student's coefficient varies between 2,0-6,6 ) . Consequently, high school students, regardless of the program in which they are trained, have poor nighttime sleep, devote much time watching TV, working at the computer and a little help around the house. Keywords: physical growth, the mode of the day, educational activity, children, mental development.