Проведены исследования фактической учебной нагрузки в школах разного типа, оценка физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы подростков, проживающих в промышленном городе Иркутской области. Уровень и интенсивность учебной нагрузки в лицее существенно выше, чем в средних общеобразовательных школах. В то же время физическая нагрузка учащихся лицея мала и недостаточна для нормального развития детского организма. Среди учащихся лицея выявлено с отклонениями в физическом развитии около 30 % подростков; среди учащихся общеобразовательной школы - около 16 %. Распространенность лиц с показателем соматического здоровья «ниже среднего» в коллективе лицеистов в 2,3 раза больше, чем в школе. Напряжение адаптации отмечалось у трети учащихся. Ключевые слова: учащиеся старшего школьного возраста, учебная нагрузка, физическое развитие, функциональный статус, соматическое здоровье, напряжение адаптации.
УДК 613.955:616-053.5
гигиеническая характеристика учебной нагрузки и соматическое здоровье учащихся старшего школьного возраста*
© 2010 г. А. В. Гущенко, Я. А. Лещенко, *М. В. Прусакова
Ангарский филиал УРАМН ВСНЦ экологии человека СО РАМН -НИИ медицины труда и экологии человека, г. Ангарск Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является приоритетной социальной задачей общества и государства. В настоящее время в общеобразовательных школах Российской Федерации обучаются более 22 млн детей и подростков. В последние годы в этой группе населения значительно ухудшились показатели физического развития, заболеваемости, полового созревания. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики, так и результаты специальных научных исследований, согласно которым более чем у 25 % подростков-школьников отмечается задержка полового развития [7].
Особенности соматического и репродуктивного статуса школьников неоднократно рассматривались в работах отечественных авторов. Вместе с тем гигиенические аспекты охраны здоровья подростков требуют дальнейшего исследования. В старшем школьном возрасте значительное число учащихся начинает или продолжает углубленное изучение ряда предметов, активно посещает факультативные занятия, такие как информатика, иностранные языки и др. Старшеклассники и их родители начинают задумываться о будущей профессии, идет формирование ценностных ориентаций. Подростки, уделяя основное внимание умственной работе, физически недостаточно активны. Нарушение режима дня школьниками из-за повышенной учебной нагрузки нередко имеет вынужденный характер вследствие значительных временных затрат на учебные занятия в школе и дома [3, 6].
Таким образом, современные школьники находятся под влиянием комплекса неблагоприятных факторов внешней среды, что может приводить к снижению адаптационных резервов и возникновению различного рода отклонений со стороны функциональных систем организма.
Цель настоящего исследования — гигиеническая оценка особенностей учебной нагрузки, физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы у подростков старшего школьного возраста, проживающих в промышленном городе Иркутской области.
Исследование проведено в 2007—2008 годах среди школьников 14—17 лет (286 человек, 144 юноши и 142 девушки), обучающихся в политехническом лицее № 2 и средней общеобразовательной школе № 40 г. Ангарска.
На первом его этапе оценивали характер учебной нагрузки на основании анализа учебного расписания. Гигиеническая оценка учебного расписания проведена с учетом требований п. 2.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45). Оценка правильности составления учебного расписания проведена с использованием ранговой
*Материал подготовлен в рамках проекта № 08-06-00111а, выполняемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
шкалы трудности предметов по М. Г. Сивкову (приложение № 6 СанПиН 2.4.2.1178-02).
На втором этапе проводили комплексную оценку физического развития подростков с использованием методики определения уровня физического (соматического) здоровья по Г. А. Апанасенко [1, 6].
Основные антропометрические показатели (длина, масса тела, окружность грудной клетки) изучали и оценивали по общепринятым унифицированным методикам [7]. Для оценки физической работоспособности использовали тест с приседаниями [1]. Индивидуальные значения коэффициента Кетле (индекс массы тела); жизненной емкости легких; мышечной силы кисти, уровня систолического давления, показателя физической работоспособности (время восстановления частоты сердечных сокращений) оценивали по специальным критериальным шкалам [1, 6].
Изучение таких важных показателей образа жизни, как учебная нагрузка и физическая активность, осуществляли в ходе социологического исследования с применением анкеты-опросника.
Обследованные образовательные учреждения различны по режимам обучения, лицей отличается от общеобразовательных школ большей сложностью учебной программы и напряженностью учебного процесса.
При оценке соответствия учебного расписания лицея требованиям п. 2.9 СанПиН 2.4.2.1178-02, были выявлены следующие нарушения:
• занятия проводятся парами (сдвоенные 40минутные уроки), это допускается санитарными правилами (п. 2.9.15), но перерывы между уроками составляют 5 минут, что не отвечает требованиям п. 2.9.18 правил (продолжительность перемен должна быть не менее 10 минут);
• учебная нагрузка превышает максимально допустимую недельную нагрузку в 9-х классах на 3 часа, 10-х — на 2—6 часов, 11-х — на 2—4 часа, т. е. не соответствует требованиям п. 2.9.2;
• между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий не предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут, занятия проводятся седьмым и восьмым уроками, сразу после обязательных занятий (нарушение п. 2.9.14 правил);
• учебная нагрузка меняется по четным и нечетным учебным неделям, при этом факультативные занятия распределяются неравномерно, без учета требований п. 2.9.14, регламентирующего проведение факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
• распределение учебной нагрузки в течение дня не соответствует рекомендациям п. 2.9.17: а) максимальная учебная нагрузка в большинстве классов выпадает на разные дни недели, включая понедельник, четверг, пятницу. Но умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова, ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и конце (пятница); б) имеет место включение в расписание наиболее
трудных предметов (английский, математика) первыми и последними уроками. Однако известно, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10—12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы III ступени сложности необходимо проводить на втором, третьем, четвертом уроках;
• занятия физкультурой в ряде классов включены в расписание первыми уроками, а не используются для чередования предметов и смены деятельности. Кроме того, имеет место включение в расписание друг за другом предметов, сходных по характеру рабочих операций, например, таких как физика и математика; история, география и биология. Такой режим занятий противоречит требованиям п. 2.9.16, поскольку длительное действие однообразных раздражителей приводит к более выраженному утомлению и может неблагоприятно сказаться на работоспособности в течение последующих занятий. При анализе учебного расписания общеобразовательной школы № 40 на соответствие требованиям п. 2.9 СанПиН 2.4.2.117802 были выявлены следующие нарушения:
• продолжительность перемен между первым и вторым, вторым и третьим, третьим и четвертым уроками составляет 5 минут, что противоречит требованиям п. 2.9.18; в расписании не предусмотрены одна большая перемена (30 минут) или две перемены по 20 минут;
• между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий не предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут; занятия проводятся седьмым и восьмым уроками, сразу после обязательных занятий, что противоречит п. 2.9.14;
• в 11-м классе наибольшая интенсивность приходится на понедельник, среду и четверг, что противоречит рекомендациям приложения 6;
• в 8-м классе в субботу в расписание включены 3 урока информатики подряд, что не соответствует п. 2.9.15;
Оценка соматического здоровья. Распространенность лиц с показателем соматического здоровья «ниже среднего» в коллективе лицеистов была в 2,3 раза большей (р < 0,001), чем в школе № 40. Напротив, распространенность лиц с показателем соматического здоровья «средний уровень» была в лицее в 4 раза ниже по сравнению с коллективом учащихся школы (р < 0,001) (таблица).
Сравнительная оценка распространенности показателей соматического здоровья среди учащихся общеобразовательных учреждений (на 100 обследованных, М ± т)
Уровень здоровья Школа № 40 Лицей № 2 р
Низкий 37,5±6,5 55,9±3,3 < 0,01
Ниже среднего 14,3±4,7 33,2±3,1 < 0,001
Средний 42,9±6,6 10,5±2,0 < 0,001
Выше среднего 5,4±3,0 0,4±0,4 < 0,05
Высокий - - -
Важнейшим показателем здоровья является физическое развитие. Это чуткий индикатор воздействия социально-экономических факторов как позитивного, так и негативного характера. Среди лицеистов выявлено с отклонениями в физическом развитии 30,7 % юношей и 25,6 % девушек; среди учащихся школы № 40 — 24,3 и 15,0 % соответственно
При оценке уровня функционирования организма важное значение имеют показатели сердечнососудистой системы, так как от характера кровоснабжения зависит уровень метаболизма. Можно сказать, что показатели функционального состояния сердечнососудистой системы отражают «цену адаптации» [9]. Уровень артериального давления крови у детей не только генетически детерминирован, но в значительной степени зависит от стадии полового созревания, длины и массы тела, степени развития скелетной мускулатуры и сердечной мышцы, характера физических нагрузок, лабильности вегетативной нервной системы, психологического климата в семье и школе и от других факторов внутренней и внешней среды [8].
В результате оценки адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы выявлено с удовлетворительной адаптацией организма 71,7 % лицеистов и 71,4 % учащихся школы № 40; напряжение адаптации определено у 28,3 % лицеистов и 28,6 % учащихся школы.
Адаптивные возможности организма - это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают устойчивое взаимодействие между организмом и средой [9]. Установлено, что около 30 % подростков обоих контингентов находятся в состоянии напряжения адаптивных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов. При этом усиление или появление дополнительных неблагоприятных факторов жизнедеятельности может привести к снижению функциональных возможностей организма подростка и, следовательно, к срыву адаптации [5]. В рассматриваемом случае роль такого неблагоприятного фактора может играть повышенная учебная нагрузка.
Режим дня. При анализе режима дня подростков установлено следующее. Лицеисты гораздо больше, чем учащиеся школы, проводят времени на занятиях, но только этими часами их учебная нагрузка не ограничивается. Данные о времени, уделяемом старшеклассниками учебе, были бы неполными без учета количества часов, затрачиваемых на выполнение домашних заданий. Так, тратят 2 часа на выполнение домашних заданий 47,8 % опрошенных лицеистов и 62,0 % учащихся школы № 40; 3—4 часа затрачивают 40,9 % лицеистов и 26,0 % учащихся школы; 4 — 5 часов затрачивают 11,3 и 12,0 % подростков соответственно.
На основе анкетного опроса изучена структура свободного времени подростков. Просмотру телепередач в течение суток 1—3 часа уделяли 73,0 % лицеистов и 45,0 % учащихся школы № 40, 3—6 ча-
сов — 26,0 % лицеистов и 41,0 % учащихся школы, более 6 часов — 1,0 и 14,0 % подростков соответственно. Проводят на свежем воздухе более 2 часов в день 41,0 % лицеистов (43,1 % юношей и 39,2 % девушек) и 62,0 % учащихся школы (68,0 % юношей и 56,0 % девушек).
Важной составляющей здорового образа жизни человека является пребывание его на свежем воздухе. Особенно это важно для молодого растущего организма подростка. По данным нашего исследования, лицеисты достоверно меньше времени бывают на свежем воздухе, чем учащиеся обычных общеобразовательных школ. Важное место в структуре внеучебного времени школьников для восстановления умственной и физической трудоспособности занимает продолжительность сна. На продолжительность сна в течение суток меньше 6 часов указали 4,8 % лицеистов, 7,8 % учащихся школы; 6—7 часов — 38,4 % лицеистов и 39,3 % учащихся школы; 8—9 часов — 54,3 и 39,3 % соответственно, более 10 часов — 7,5 и 13,6 %. Следовательно, у 38,2 % лицеистов и 47,1 % учащихся школы продолжительность сна недостаточна. Хроническое недосыпание может приводить к резкому снижению адаптационного потенциала подростков, а в некоторых случаях и к срыву адаптации [5]. Нарушение режима дня школьников старших классов с повышенной учебной нагрузкой нередко имеет вынужденный характер вследствие значительных временных затрат на учебные занятия в школе и дома.
Физическая подготовленность является одним из основных показателей соматического здоровья людей. При хорошей физической подготовленности организм человека более устойчив к воздействию неблагоприятных факторов, таких как повышенные умственные нагрузки, эмоциональное напряжение. По мнению И. А. Аршавского [2], двигательную активность рассматривают как наиболее сильный физиологический раздражитель, стимулирующий нормальную жизнедеятельность, ему отводится одна из главных ролей в полноценном становлении и развитии потенциалов организма. Гиподинамия, низкая мотивация к занятиям физическими упражнениями, склонность к пассивному отдыху учащихся инновационных образовательных учреждений приводит к снижению у них показателей физической подготовленности и впоследствии — к дезадаптации [4].
Уровень физической подготовки и двигательной активности в общеобразовательной школе гораздо выше, чем в лицее. Общеобразовательная школа № 40 является специализированным учреждением, процесс обучения в котором предусматривает повышенный объем физической подготовки с целью укрепления здоровья школьников. Поэтому количество часов, затрачиваемых на уроки физкультуры, здесь больше, чем в обычных общеобразовательных школах города. По данным нашего исследования, уроки физкультуры регулярно посещают 94,0 % лицеистов и 96,0 % учащихся школы № 40. Как известно, образовательные учреждения инновационного обучения нередко снижают количество часов физкультуры (в лицее №2
оно снижено до одного часа в неделю). Но поскольку учебная нагрузка здесь выше нормы, такой объем занятий физкультурой недостаточен для обеспечения нормального уровня физической подготовленности, что наглядно подтвердили наши исследования.
Заключение
Быстрое биологическое и психологическое развитие, характерное для школьного возраста, делает подростка чрезвычайно чувствительным к воздействию физических и психосоциальных факторов окружающей среды. По данным нашего исследования видно, что существенное воздействие на здоровье школьников оказывает процесс обучения, а также недостаток двигательной активности. Интенсивное инновационное обучение при несоблюдении гигиенических требований вызывает напряжение адаптационноприспособительных механизмов, приводя к ухудшению функционального статуса организма школьников.
Полученные данные свидетельствуют о том, что организация учебного процесса в старших классах образовательного учреждения нового вида (лицей) не является оптимальной и тем более способствующей сохранению здоровья учащихся. Хроническое недосыпание, отсутствие свободного времени, недостаточное пребывание на свежем воздухе, большое количество уроков, трудный для усвоения материал, большой объем домашних заданий, недостаток двигательной активности
— распространенные явления среди лицеистов.
Показана высокая физиологическая стоимость
процесса обучения, связанная с нерациональной организацией режима обучения, чрезмерным объемом и характером учебно-производственной нагрузки. Сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единых показателей указывает на необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебно-образовательных факторов.
Список литературы
1. Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. — 2004.
— № 2. — С. 55—58.
2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский.
— М., 1982. — 73 с.
3. Василенко С. Г. Функциональные возможности организма подростка в зависимости от индекса массы тела / С. Г. Василенко, Г. Ф. Беренштейн // Гигиена и санитария.
— 2003. — № 3. — С. 53—55.
4. Дубкова Н. В. Состояние здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от уровня учебной нагрузки и двигательной активности / Н. В. Дубкова // Вестник Санкт-Петербургской гос. академии им. Мечникова. — 2006. — № 3 (7). — С. 35—39.
5. Камаев Н. А. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицея / Н. А. Камаев, Л. И. Повлычева // Гигиена и санитария. — 2003. — № 5. — С. 45—46.
6. Медик В. А. Руководство по статистике здоровья и
здравоохранения / В. А. Медик — М. : Медицина, 2006.
- 528 с.
7. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. ; под ред. акад. РАМН А. А. Баранова и проф. В. Р. Кучмы.
— М. : Союз педиатров России, 1999. — 226 с.
8. Олещенко А. М. Влияние инновационного обучения на здоровье школьников / А. М. Олещенко, Р. Н. Суржикова // Современные концепции охраны здоровья и экологии человека. — Новокузнецк, 2001. — С. 179—183.
9. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / Р. М. Баевский, А. П. Береснева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранения Российской Федерации. — 1987. — № 8. — С. 6—10.
HYGENIC CHARACTERISTICS OF LEARNING LOAD AND SOMATIC HEALTH IN SCHOOLCHILDREN OF SENIOR SCHOOL AGE
A. V. Gushchenko, Ya. A. Leshchenko, *M. V. Prussakova
Institute of Occupational Health & Human Ecology, East-Siberian Scientific Center of Human Ecology, Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Angarsk, Russia
*TerritorialManagement Division of Russian Consumer supervision in Irkutsk Region in the town of Angarsk and Angarsk area
The study of a real learning load has been performed in different schools and the assessment of physical development and functional state of the cardio-vascular systems has been given among the teenagers living in an industrial town of Irkutsk Region. The level and intensity of the learning load was found to be significantly higher in the Lyceum than in the general education schools. There to the physical load among the Lyceum schoolchildren was found to be small and insufficient to the normal development of the child's organism. The declinations in the physical development have been revealed in the Lyceum schoolchildren (about 30 % of the teen-agers); among the schoolchildren of the general education schools — about 16 %. Prevalence of the persons somatic health with the indices “lower than average” was found to be 2,3 times in Lyceum schoolchildren than in the ordinary schools. Adaptation strain was noted to been a third of the schoolchildren.
Key words: schoolchildren of senior school age, learning load, physical development, functional status, somatic health, strain adaptation.
Контактная информация:
Гущенко Анастасия Викторовна — младший научный сотрудник лаборатории системных исследований общественного здоровья, аспирант Ангарского филиала УРАМН ВСНЦ экологии человека СО РАМН — НИИ медицины труда и экологии человека
Адрес: 665827, Иркутская область, г. Ангарск-27, а/я 1170
Тел.(3955)55-75-67, факс (3955)55-40-77
E-mail: [email protected]
Статья поступила 25.09.2009 г.