Научная статья на тему 'Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников'

Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / SENIOR PUPILS / ACADEMIC LOAD / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / NUTRITION OF TEENAGERS / HEALTH PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зазнобова Татьяна Васильевна, Погорелова Ирина Геннадьевна, Решетник Любовь Александровна

В статье рассматриваются вопросы воздействия факторов образовательной среды на состояние здоровья старшеклассников. Установлено, что превышение объема учебной нагрузки, неравномерное ее распределение в течение учебного дня и недели, а также нерациональное питание школьников обуславливают ухудшение показателей здоровья подростков, рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зазнобова Татьяна Васильевна, Погорелова Ирина Геннадьевна, Решетник Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of factors of educational milieu in forming senior pupils health

The article deals with the problem of influence of factors of educational milieu on senior pupils health status. It was established that excessive academic load, its nonuniform distribution during the academic day and week and irrational nutrition of schoolchildren provide evidence for worsening in health parameters of teenagers, increase in functional disorders and chronic pathology.

Текст научной работы на тему «Роль факторов образовательной среды в формировании здоровья старшеклассников»

© ЗАЗНОБОВА Т.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., РЕШЕТНИК Л.А. - 2011

РОЛЬ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Татьяна Васильевна Зазнобова, Ирина Геннадьевна Погорелова, Любовь Александровна Решетник (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра детских болезней лечебного факультета, зав. - д.м.н., проф. Л.А. Решетник, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассматриваются вопросы воздействия факторов образовательной среды на состояние здоровья старшеклассников. Установлено, что превышение объема учебной нагрузки, неравномерное ее распределение в течение учебного дня и недели, а также нерациональное питание школьников обуславливают ухудшение показателей здоровья подростков, рост распространенности функциональных нарушений и хронической патологии.

Ключевые слова: старшеклассники, учебная нагрузка, организация учебного процесса, питание подростков, показатели здоровья.

THE ROLE OF FACTORS OF EDUCATIONAL MILIEU IN FORMING SENIOR PUPILS' HEALTH

T.V. Zaznobova, I.G. Pogorelova, L.A. Reshetnik (Irkutsk State Medical University)

Summary. The article deals with the problem of influence of factors of educational milieu on senior pupils’ health status. It was established that excessive academic load, its nonuniform distribution during the academic day and week and irrational nutrition of schoolchildren provide evidence for worsening in health parameters of teenagers, increase in functional disorders and chronic pathology.

Key words: senior pupils, academic load, organization of the educational process, nutrition of teenagers, health parameters.

Подростковый и юношеский возраст - один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся становлением в психологическом и социальном плане и завершением процесса развития организма. При этом в силу анатомо-физиологических особенностей, характерных для этого периода, организм становится наиболее уязвимым и незащищённым к воздействию различных факторов внешней среды [1,4,5,6].

Необходимо отметить, что определённую роль в ухудшении здоровья детского населения имеет проводимое в последние годы реформирование системы образования, вследствие чего в России появились образовательные учреждения нового типа: лицеи, гимназии, частные школы, колледжи, характерной особенностью которых является увеличение объёма и усложнение знаний, интенсификация обучения. Чрезмерные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения в учебном процессе и режиме дня неблагоприятно сказываются на ещё не сформировавшемся до конца организме детей [1,2,3,4]. Кроме того, усугубить неблагоприятное воздействие факторов образовательной среды может нарушение в качественном и количественном потреблении нутриентов, а также витаминов и минеральных веществ [7].

Цель исследования: дать оценку воздействия факторов образовательной среды в школах разного типа на здоровье старшеклассников.

Материалы и методы

Изучение воздействия факторов образовательной среды проводилось в средних образовательных учреждениях Кировского района г. Иркутска с одинаковыми социальноэкономическими, экологическими условиями и половозрастным составом учащихся, но с различными по интенсивности учебными программами: в школах №1 и № 15 - по традиционной программе обучения, а в лицее №3 - по инновационной программе с углубленным изучением предметов.

Комплексная оценка состояния здоровья учащихся осуществлялась ретроспективным методом по результатам анализа данных профилактических медицинских осмотров 3846 учащихся 9-11 классов изучаемых средних образовательных учреждений Кировского района г. Иркутска. Проведен анализ уровня функциональных отклонений, структуры хронической патологии и патологической пораженности у старшеклассников на основе расчета и сравнения экстенсивных и интенсивных показателей.

Сравнительный анализ режима и организации образовательного процесса и учебной недельной нагрузки проводился в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиН

2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения

общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Для изучения характера, режима и рациона питания проведено анкетирование 437 старшеклассников школ разного типа, анализ критериальных признаков для оценки организации питания школьников и гигиеническая оценка питания школьников в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», оценка фактического питания старшеклассников опросно-анкетным методом и методом анализа меню-раскладок («Методические рекомендации по изучению фактического питания населения», рекомендованные НИИ питания РАМН. - М., 1996).

Расчет энергетической ценности рационов питания школьников и его химический состав производили с применением компьютерной программы Nutrition Analytics Lite, входящей в программный комплекс Nutrition Analytics, разработанный при содействии специалистов в области гигиены питания, нутрициологии и диетологии ММА им. И.М. Сеченова.

Для оценки значимости различий полученных результатов использовался Z-критерий. С целью выявления зависимости между разнородными показателями проводился корреляционный анализ методом парных корреляций. Критический уровень значимости принимался равным

Для интегральной оценки факторов образовательной среды применялись критериальные признаки по методике А.Г. Сухарева (2009) [8].

Результаты и обсуждение

При сравнении организации учебной недели в лицее и общеобразовательных школах выявлены различия: в лицее учебная недельная нагрузка составляет 40 часов, что на 42,9% больше (p<0,05), чем в общеобразовательной школе (28 часов). Увеличение учебной нагрузки в лицее приводит к удлинению рабочего дня на 1 час, а учебной недели на 1 день. При этом происходит превышение максимально допустимой недельной нагрузки в часах на 11,1% от норматива (СанПиН

2.4.2.1178-02). Кроме того, у учащихся лицея режим учебных занятий состоит из сдвоенных уроков с кратким перерывом в отличие от школьников, у которых продолжительность урока и перемены соответствует установленным санитарногигиеническим нормам.

При анализе расписания уроков (по таблице И.Г. Сивкова) установлено, что еженедельная учебная нагрузка у лицеистов в 1,5 раза (p<0,05) превышает нагрузку у школьников общеобразовательных школ (328 баллов и 225 баллов

соответственно). При этом в лицее наибольшее количество баллов за день (60 баллов) приходится на крайние дни недели (понедельник, пятница), то есть в период врабатыва-ния и снижения работоспособности соответственно. Такая же тенденция выявлена и в структуре дневного расписания

- перегрузка первых и последних уроков теми же трудными предметами (рис. 1).

понедельник вторник среда четверг пятница суббота Рис. 1. Распределение учебной нагрузки (в баллах) по дням недели у старшеклассников в школах разного типа.

Интегральная оценка учебной нагрузки свидетельствует о значимых различиях в уровнях нагрузки у старшеклассников, обучающихся по разным (по интенсивности) образовательным программам (р<0,05): у лицеистов отмечена сильная степень риска (30 баллов); у школьников массовых школ

- слабая степень риска (18 баллов).

По отдельным критериям распределение в сравнительном аспекте следующее: у учащихся школ инновационного типа сильная степень риска по критерию «базисная учебная недельная нагрузка», которая превышает план на 15%, в отличие от школьников, у которых риск не выражен и отмечено соответствие базисному плану учеб- 0 ной недельной нагрузки.

По критериям «внеучебная деятельность», «дополнительные занятия вне школы», «домашние задания» лицеисты находятся в зоне сильной степени риска. На выполнение домашних заданий они затрачивают 5-6 часов в день (старшеклассники средних образовательных школ - 4 часа), дополнительные занятия в неделю по специальным курсам составляют у них 6 часов (в массовых школах они не предусмотрены), объем еженедельной внеучебной деятельности (факультативы и дополнительные занятия в школе, кружки, спортивные секции, общественная деятельность и др.) у лицеистов превышает установленные нормы и более 10% этого времени затрачивается на интеллектуальную деятельность в ущерб двигательной активности.

Таким образом, повышение объёма учебной нагрузки, неравномерное распределение ее в дневной и недельной динамике без учёта физиологических кривых работоспособности, гигиенических требований к расписанию уроков, трудности и утомительности предметов и использования варианта режима дня с сокращённой продолжительностью перемен, свидетельствует о том, что образовательная среда школ инновационного типа представляет большую степень риска для здоровья старшеклассников в сравнении с общеобразовательными школами.

При анализе фактического питания школьников установлены отклонения, как в качественном, так и в количественном составе их рациона питания. У старшеклассников выявлено снижение потребление белка на 20,8%, жиров - на 30,8% (в том числе растительного происхождения на 19,4%), углеводов - на 35,5%. Кроме того, отмечено снижение потребления витаминов А, С, В;, В2, РР, а также кальция, фосфора, магния, железа и йода. Соотношение основных пищевых веществ -белков, жиров и углеводов составило 1:0,9:3,5, что свидетельствует об умеренной несбалансированности рациона.

При оценке организации питания старшеклассников по критериальным признакам в лицее выявлено несоответствие по следующим признакам: площадь обеденного зала, коли-

чество посадок, продолжительность по времени завтрака и обеда; режим питания; ассортимент буфетной продукции; охват (%) горячим питанием учащихся; наличие в школе программы по обучению детей принципам здорового питания, а в общеобразовательных школах - по ассортименту буфетной продукции и обучению детей принципам здорового питания. Степень риска для здоровья учащихся составила 25 баллов в лицее и 22 балла в школе.

Таким образом, питание значительной доли старшеклассников не оптимально по показателям кратности приема горячей пищи, потреблению мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, свежих фруктов и овощей, не соответствует объему физических и психоэмоциональных затрат, не обеспечивает их потребности в пластическом материале, что может способствовать снижению прироста антропометрических показателей в процессе развития, снижению энергетических показателей и функциональных возможностей. При этом степень риска здоровью лицеистов больше, учитывая результаты оценки организации питания по критериальным признакам.

Анализ данных углубленных профилактических осмотров свидетельствует о том, что учащиеся школ инновационного типа имеют более низкие показатели здоровья в сравнении со школьниками общеобразовательных школ. В школах нового типа значимо меньше подростков с I группой здоровья (в 2007 г. - 3,8%, в 2008 - 3,2%) по сравнению с общеобразовательными школами (5,6% в 2007-2008 гг.; р<0,001). Кроме того, среди лицеистов отмечена тенденция к увеличению числа детей с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), чаще встречаются дети с IV группой здоровья (р<0,001), что свидетельствует о срыве компенсаторных механизмов и переходе хронических заболеваний в стадию субкомпенсации.

□ общеобразовательная школа

эндокринном системы и расстройства питания

органа зрения

костномышечной системы и соединительной ткани

нервной системы

системы

пищеварения

Рис. 2. Распространенность функциональных нарушений у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа (2008 г.).

Сравнительный анализ распространенности функциональных нарушений у старшеклассников школ разного типа (рис. 2) показал, что у лицеистов распространенность эндокринных нарушений и расстройств питания составляет 533,6%о (I ранговое место), нарушений органа зрения

- 257,5% (II ранговое место), костно-мышечной системы -220,4% (III ранговое место), системы пищеварения - 183,3% (V ранговое место), системы кровообращения - 178,7% (VI ранговое место), что значимо выше по сравнению с учащимися школ (р<0,001).

По распространенности хронической патологии у старшеклассников, обучающихся в школах нового типа (рис. 3) первое ранговое место занимают болезни органа зрения (271,5%), второе - болезни системы пищеварения (146,2%), третье - болезни костно-мышечной системы (134,6%), четвертое - болезни органов дыхания (127,6%) и пятое место

- болезни нервной системы (113,7%).

болезни органа болезни системы болезни костно- болезни органов болезни нервной зрения пищеварения мышечной дыхания системы

системы и соединительной ткани

Рис. 3. Распространенность хронической патологии у старшеклассников, обучающихся в школах разного типа (2008 г.).

Таким образом, распространенность функциональных

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р, Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 352 с.

2. Кучма В.Р. Здоровье подростков как проблема формирования трудового потенциала страны; пути решения в рамках реализации программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.» // Материалы II Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». - М., 2004. - С.43-44.

3. Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков и современные подходы к его коррекции // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений моторно-двигательного аппарата у детей и подростков: Материалы Всероссийской конференции с международным участием (Москва, 5-6 декабря 2002 г.) - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2002. - С.15-23.

нарушений эндокринной системы у лицеистов в 1,7 раза (р<0,001), органа зрения - в 1,7 раза (р<0,001), системы пищеварения - в 2,1 раза (р<0,001), костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем - в 1,2 раза (р<0,01) выше, чем у учащихся массовых школ.

Среди старшеклассников школ инновационного типа хроническая патология органа зрения встречается в 2 раза (р<0,001), органов пищеварения - в 1,4 раза (р<0,001) и болезней нервной системы - в 1,3 раза чаще (р<0,001) в сравнении с обучающимися общеобразовательных школ, что также подтверждает их обусловленность изучаемыми факторами образовательной среды.

При анализе взаимосвязи факторов образовательной среды и состоянии здоровья старшеклассников выявлена прямая корреляционная связь между интенсивной учебной нагрузкой и распространенностью функциональных нарушений и хронических заболеваний: эндокринной системы (г=0,8), органа зрения (г=1,0), костномышечной системы (г=0,76), нервной системы (г=0,7), системы пищеварения (г=0,69) и системы кровообращения (г=0,57), что позволяет сделать заключение о неблагоприятном влиянии нерационально организованного интенсивного обучения в сочетании с несбалансированным питанием на здоровье подростков.

4. Кучма В.Р, Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Состояние здоровья учащихся старшего подросткового возраста // Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2004. - С.244.

5. Подростковая медицина / Под ред. Л.И. Левиной, А.М. Куликова. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

6. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М.: РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения, 2003. - 480 с.

7. Руководство по детскому питанию / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004. - 664 с.

8. Сухарев А.Г Образовательная среда и состояние здоровья учащихся: научно-методическое пособие. - М., 2009.

- 253 с.

Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, Красного Восстания, 1, e-mail: tzaznobova@yandex.ru, Зазнобова Татьяна Васильевна - аспирант кафедры детских болезней ИГМУ; Погорелова Ирина Геннадьевна - доцент, к.м.н., кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ИГМУ, e-mail: pogorelova_ irine@mail.ru, Решетник Любовь Александровна

- заведующая кафедрой, д.м.н., проф., Заслуженный врач РФ

© МАРТЫНОВИЧ Н.Н., КНЯЗЕВА Н.А., ШЕВЧЕНКО Е.В. - 2011

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Наталья Николаевна Мартынович, Наталья Александровна Князева, Елена Викторовна Шевченко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра педиатрии №1, зав. - д.м.н., проф. Н.Н. Мартынович, кафедра медицинской и биологической физики, зав. - д.м.н., проф. Е.В. Шевченко)

Резюме. В работе представлены основные положения концепции охраны репродуктивного здоровья подростков, показатели рождаемости, прерывания беременности девушками-подростками Иркутской области, результаты анкетирования подростков высших и специальных учебных заведений по вопросам здоровья и сексуального просвещения.

Ключевые слова: подростки, репродуктивное здоровье, сексуальное воспитание и просвещение.

MEDICO-SOCIAL VIEW ON THE PROBLEM OF REPRODUCTIVE HEALTH AND SEXUAL EDUCATION OF TEENAGERS IN IRKUTSK REGION

N.N. Martynovich, E.V. Shevchenko, N.A. Knyazeva (Irkutsk State Medical University)

Summary. In the review the principal regulations of the concept of protection of reproductive health of teenagers, indices of birth rate, interruption of pregnancy by girls-teenagers in the Irkutsk region, results of questioning the teenagers of the higher and special educational institutions concerning health and sexual education have been presented.

Key words: teenagers, reproductive health, sexual education.

Сохранение здоровья детей и подростков имеет исключительно важное значение для дальнейшего социального и экономического роста России. Молодежь является репродук-

тивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. В условиях социальной напряженности и расслоения общества, резко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.