Г. П. Сальников»
К вопросу о гигиеническом обосновании продолжительности приготовления уроков учащимися V классов средней школы
Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР
Правильное распределение времени занятий и отдыха имеет огромное значение для повышения успеваемости и улучшения здоровья учащихся.
Многочисленные наблюдения педагогов и врачей послужили основой для выработки схем примерного режима для школьников различных возрастов. Вместе с тем ряд требований, выдвигаемых при проведении рационального, гигиенически целесообразного режима дня, обоснован лишь-эмпотрически и недостаточно проверен путем научного изучения. Таким образом, следует дать научное обоснование основных требований, касающихся возрастной дозировки различного вида деятельности и отдыха.
Данное исследование ставило перед собой задачу обосновать продолжительность приготовления уроков, которую следует рекомендовать, в типовом режиме для учащегося V класса средней школы.
Исследование было проведено методом естественного гигиенического исследования.
Этот метод позволил нам собрать сведения о количестве времени,, которое затрачивалось учащимися на приготовление уроков, и дал ориентировочные данные о влиянии различной продолжительности приготовления уроков на степень утомления учащихся.
Ведущую роль в процессе деятельности человека играет центральная нервная система и особенно кора головного мозга. Функциональным состоянием нервной системы определяется возникновение утомления у школьников, появляющееся после той или иной продолжительности приготовления уроков. В процессе появления утомления снижается слаженность в координации функций, падает работоспособность, появляется субъективное чувство усталости. При исследовании нам необходимо было-установить все эти изменения, для чего было проведено изучение изменения зрительных функций: остроты зрения и устойчивости ясного видения,, динамики работоспособности и появления видимых признаков усталости (зевоты, перемены положения тела, потягивания).
Исследования были организованы в средней женской школе № 201 Москвы, где и проводились наблюдения за приготовлением уроков ученицами V класса. Для этого было выделено 20 учениц, которые систематически приходили в школу готовить уроки. Это были ученицы средней успеваемости, практически здоровые, имеющие нормальное зрение.
Наблюдения проводились в конце третьей и начале четвертой четверти 1950/51 учебного года в течение 21 учебного дня.
Для приготовления уроков было выделено специальное помещение с удобно оборудованными и хорошо освещенными учебными столами. Освещенность учебных столов была не менее 250 люксов. Учебная мебель соответствовала росту учащихся. В помещении поддерживались благоприятные микроклиматические условия. Таким образом, исключались все-привходящие 'моменты, увеличивающие утомляемость учащихся.
Школьные занятия начинались с 8 часов 30 минут утра. Два раза в неделю было 6.уроков, в остальные дни — 5 уроков. После школы дети уходили домой обедать, потом гуляли, а к 4 часам возвращались в школу готовить уроки.
Приготовление учащимися домашних заданий производилось ежедневно в одно и то же время. Школьницы начинали приготовление уро-
ков с 4 часов дня. Каждые 45 минут устраивались 10-млнутные перерывы, а после 2-часовых занятий была большая перемена, во время которой дети получали горячий завтрак.
Хронометрирование показало, что школьницы тратили на приготовление уроков по арифметике — от 30 минут до \Чг—2 часов, по русскому языку и литературе — от 30 минут до П/г—2 часов, по ботанике, географии, истории — от 15 минут до одного часа, по немецкому языку — от 15 до 45 минут.
За наблюдаемый период (3 недели) дети готовили уроки в течение 2—2*/г часов 10 дней, в течение 3—З'/г часов— 10 дней и 4—472 часов— один день.
Данные массового обследования, проведенные в 7 мужских ¡и женских средних школах Москвы, в общем подтвердили вышеприведенные цифры.
Наши наблюдения в обследуемом классе показали, что в те дни, когда ученицы V классов затрачивали на приготовление уроков до 2>/г часов, мы не наблюдали у них после окончания приготовления уроков заметных признаков утомления.
После 1 —1*/2 часов приготовления уроков у большинства учащихся наблюдалось повышение работоспособности и времени ясного видения.
Через 2 часа учебной работы у большинства учащихся отмечалось возвращение работоспособности, остроты зрения и времени ясного видения к исходным показателям.
Приготовление уроков, продолжавшееся 272 часа, отражалось на работоспособности, которая снижалась у половины девочек.
Отмечалась тенденция к снижению времени ясного видения и остроты зрения после 21/г часов приготовления уроков.
В те дни, когда школьницы затрачивали на приготовление уроков от 3 часов и более, мы наблюдали у них как объективные, так и субъективные признаки утомления. После 3-часового приготовления уроков дети начинали зевать, потягиваться, дисциплина резко падала, так как девочки отвлекались от занятий, начинали разговаривать и шалить. После 3 часов занятий, как правило, время, затрачиваемое на приготовление урока одинаковой сложности, увеличивалось по сравнению со временем, которое школьница затрачивала на приготовление того же урока, если она выполняла его в первые 1'/г—2 часа.
У школьниц, затрачивавших на приготовление уроков от 3 часов и более, работоспособность падала. Наглядное представление о падении работоспособности дает таблица.
Изменение работоспособности в зависимости от продолжительности приготовления уроков
Учащаяся Дата наблюдения Время, затрачиваемое на устный счет (в мин.) Количество ошибок при устном счете
до приготовления уроков после 3-часового приготовления уроков до приготовления уроков после 3-часовою приготовления уроков
| Нина Г..... 7.IV 3 5 0 4
2i.HI 3 5 3 8
Алла Г..... ?0.Ш 3 6 4 8
13.111 3 5 1 6
Лида В..... 7.IV 3 6 0 5
8.IV 3 к 0 4
После 3 и более часов приготовления уроков школьницы начинали жаловаться на усталость и головную боль.
После приготовления уроков, продолжавшегося более 3 часов, у большинства находившихся под наблюдением девочек на 0,1—0,15 снижалась острота зрения.
Приготовление уроков, продолжавшееся более 3 часов, снижало время ясного видения. Наглядное представление об изменении процентного соотношения времени ясного видения в зависимости от продолжительности приготовления уроков дает рисунок.
?5
го
ц 15
£ 10
*
О) 5
5Г
«а с» 0
С:
5
««а
10
15
*
го
25
«а 30
»»
«а 35
*
«.1
ио
*
¿5- 50
•«ч и
1'/г часа и менее
2 часа
2'/г часа
3 часа и 5олее
Продолжительность приготовления уроков
Изменение процентного соотношения времени ясного видения в зависимости от продолжительности приготовления уроков
Исследование показало, что в отношении интенсивности в работе наблюдались значительные индивидуальные колебания. У одних девочек, которых можно охарактеризовать как активных, спокойных, внимательных, уравновешенных, интенсивность в работе была с самого начала высокая.
Другие девочки — рассеянные, невнимательные, шаловливые — не могут сразу приступить к выполнению задания: долго усаживаются, ищут то тетрадь, то карандаш, то линейку, отвлекаются от выполнения задания, разговаривают и приступают к систематическим занятиям только спустя 10—15 минут.
Помимо фактора времени, т. е. продолжительности умственной работы, большое значение для появления признаков утомления имеет интенсивность работы, сосредоточенность и внимательность при выполнении задания.
Для примера возьмем протокольные наблюдения за ученицей V класса «Г» школы № 201. Алла Г. — ученица средней успеваемости, учится прилежно, но неровно и также неровно готовит уроки. Во время приго-
товления уроков она иногда бывает очень сосредоточена, прилежна, внимательна, а чаще рассеянна, невнимательна, отвлекается. В качестве примера сравним данные двух дней приготовления уроков в школе.
2. IV продолжительность приготовления уроков составляла 27г часа. Девочка занималась очень сосредоточенно, не отвлекалась, была внимательна. После окончания приготовления уроков жаловалась на усталость. Работоспособность ее снизилась. Время, затраченное на устный счет 12 арифметических примеров одинаковой сложности, с 3 минут до начала приготовления уроко^ увеличилось до 5 минут после приготовления уроков. В примерах, решенных до начала приготовления уроков, не было ошибок, в примерах, решенных после приготовления уроков, было 4 ошибки."
Время ясного видения с 96 секунд до приготовления уроков снизилось до 69 секунд после приготовления уроков, т. е. на 26%. Острота зрения с 1,2 снизилась до 1.
6.IV продолжительность приготовления уроков формально равнялась 2'/г часам, но фактически девочка в течение этого времени много отвлекалась. После окончания приготовления уроков на усталость не жаловалась. Работоспособность до и после приготовления уроков оставалась на прежнем уровне. Время ясного видения и острота зрения также не изменились.
Значительное снижение работоспособности, времени ясного видения и остроты зрения под влиянием продолжительной учебной работы наблюдалось у учащихся, перенесших кратковременные заболевания.
Так, например, Оля Т.— способная, развитая девочка. На уроках и при выполнении домашних заданий внимательна, успеваемость ее хорошая.
За первый период наблюдения, продолжавшийся 10 дней, работоспособность девочки до и после приготовления уроков оставалась на одном уровне и по времени, и по качеству выполняемого задания.
Время ясного видения до и после приготовления уроков оставалось без изменения. Острота зрения снижалась после приготовления уроков, продолжавшегося 21/« часа.
Вернувшись в школу после перенесенного гриппа, Оля Т. стала опять приходить готовить уроки в класс. После болезни мы наблюдали у нее снижение всех показателей даже после 2-часового приготовления уроков. Работоспособность ее снизилась, увеличилось время, в которое девочка решала арифметические примеры после уроков, по сравнению с первоначальным временем решения примеров той же сложности, проведенных до уроков. При решении примеров после урока появились ошибки.
Острота зрения снизилась на ту же величину, что и до болезни, но при продолжительности приготовления урока в 2 часа вместо 2>/г часов. Время ясного видения, остававшееся до и после приготовления уроков неизменным, после болезни снизилось на 13%. Очевидно, у практически здоровой школьницы функциональное состояние центральной нервной системы еще не вернулось к норме, что и сказалось на повышении утомляемости и снижении работоспособности.
Наблюдения показали, что приготовление уроков в последнюю неделю четвертой четверти учебного года проходило менее эффективно. Школьницы быстро утомлялись, что сказывалось на падении дисциплины, на снижении успеваемости и появлении худших, чем раньше, отметок, на появлении жалоб на усталость и головную боль. А у Светланы С. за последнюю неделю наблюдений первоначальное время ясного видения снизилось на 25%, а время ясного видения после приготовления уроков снизилось на 58%.
Таким образом, исследования указывают на то, что более эффективной следует считать продолжительность домашних учебных занятий для учащихся V классов в 2 часа.
Значительная учебная нагрузка учащихся V классов, большой объем задаваемого на дом учебного материала увеличивает продолжительность приготовления уроков, сокращая у детей часы отдыха и пребывания на •открытом воздухе.
тйг -¿Г #
М Н. Марзеев
Научная работа санитарно-эпидемиологических станций
25 лет назад, когда впервые на Украине создавались санитарные •станции, признавалось необходимым, чтобы на них в той или иной мере проводилась научная работа. Уже тогда было ясно, а теперь бесспорно, что многие практические санитарные и эпидемиологические вопросы нельзя успешно разрешать, не применяя научных методов исследования, лабораторных анализов, углубленной разработки полученных и собранных материалов. Еще в 30-х годах многие санитарные станции Украины •стали опорными пунктами научных институтов (Института коммунальной гигиены, гигиены труда и др.) и вместе с ними или под их руководством проводили значительную научную работу.
Совершенно очевидно, что сотрудники санитарно-эпидемиологических станций без участия в их работе работников научно-исследовательских институтов и кафедр медицинских институтов не всегда в состоянии ставить и проводить широкие исследования, такие, как изучение водоемов, водоснабжения, загрязнения атмосферного воздуха, условий труда, питания и быта населения, инфекционных заболеваний и др.
В положении о республиканской, краевой, областной, городской санитарно-эпидемиологической станции в числе задач указывается: «систематическое изучение санитарно-эпидемиологического состояния республики, края, области, города путем обобщения и анализа всех сани-тарно-эпидемнологических материалов, статистических данных, а также путем организации и проведения специальных санитарных и эпидемиологических исследований, разработки на основе такого изучения плановых, общих и специальных мероприятий».
Подобного рода деятельность по ее содержанию, характеру и методам, конечно, является научно-исследовательской и, конечно, научно-практической.
Странно, почему такого пункта нет в положении о районной санитарно-эпидемиологической станции, хотя таких станций подавляющее большинство. В областной санитарно-эпидемиологической станции не могут проводиться широкие научные исследования по своей области без участия районных санитарно-эпидемиологических станций.
На всех съездах и совещаниях, в докладах, прениях и резолюциях обычно неизменно и горячо говорится о привлечении к научной работе практических санитарных врачей, о научной деятельности санитарно-эпидемиологических станций как основного учреждения санитарной организации. Но, к сожалению, говорится об этом в виде пожеланий, планов и почти нет докладов и статей о конкретной, уже проведенной научной работе. Во всех этих разговорах мало указаний на тематику и методику работы, мало конкретной помощи периферийным работникам.
Какие же причины мешают широко и успешно развернуть научную работу на санитарно-эпидемиологических станциях?