Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ У ШКОЛЬНИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЛАБОРАТОРИИ С ЮГО-ЗАПАДНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ'

ИЗМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ У ШКОЛЬНИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЛАБОРАТОРИИ С ЮГО-ЗАПАДНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ У ШКОЛЬНИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЛАБОРАТОРИИ С ЮГО-ЗАПАДНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ»

ИЗМЕНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ У ШКОЛЬНИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ЛАБОРАТОРИИ С ЮГО-ЗАПАДНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Кандидат медицинских наук Г. П. Сальникова Из Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР

Создание полноценного воздушно-теплового и светового режима в лабораториях определяется не только действием соответствующих санитар-но-технических сооружений, но и расположением окон лаборатории, соблюдением основных требований к ориентации, зонам разрыва и пр. При ориентации лаборатории на южную часть горизонта имеются большие возможности для проведения режима широкой аэрации помещения и тем самым создания в нем полноценного микроклимата. Тем не менее очевидно, что не всякая ориентация на солнечную сторону горизонта и не во всякой широте желательна или даже допустима. Ес.ли во время занятий происходит непосредственное попадание в глаза прямых солнечных лучей или зеркального их отражения от блестящих или полированных предметов, то это может нарушить нормальное состояние зрительных функций. Глубокое проникание солнечных лучей в учебное помещение вызывает также значительное повышение температуры воздуха, обусловливая нарушение приятного теплового состояния у учащихся и тем самым создавая неблагоприятные условия для занятий.

Проф. Н. М. Данциг следующим образом расценивает ориентацию классов: южнее 50° северной широты рекомендуется ориентация на юг, допускается на юго-восток и не допускается на юго-запад, запад, северо-восток, восток, север и северо-запад; севернее 50° северной широты рекомендуется ориентация классов на юг и юго-восток, допускается на юго-за-пад и не допускается на запад, север, северо-восток, северо-запад и восток.

П. М. Ивановский рекомендует ориентировать окна во всех учебных помещениях для средних широт на юг, а также на восток и юго-восток; для северных широт, т. е. для широты в 60° и выше — на юг; для южных широт, т. е. для широты в 45° северной широты и ниже, — на юг, а также на северо-восток.

Основываясь на сказанном, мы ставили своей задачей выяснить также, в какой мере ориентации, рекомендованные для классов, пригодны для лабораторий, принимая во внимание, что школьники находятся в лаборатории сравнительно короткое время — от одного до двух часов.

На основании наблюдений, проведенных в 1953/54 учебном году, было выяснено, что во вторую половину дня (примерно с 14 часов) лаборатории, ориентированные на юго-западную часть горизонта, получают значительную инсоляцию в сентябре, марте, апреле, мае и июне. Поэтому исследования проводили в марте, апреле и мае 1954 г. в двух средних школах Москвы во время занятий во вторую смену, между 2 и 3 часами дня.

Наблюдениям и исследованиям подвергалось 20 практически здоровых учениц 7-го класса, имеющих у1зиз правого и левого глаза, равный 0,9—1,0.

Для изучения изменения зрительных функций в зависимости от работы, проводимой в условиях прямого и непрямого освещения солнечными лучами, мы использовали определение устойчивости ясного видения и остроты зрения.

Методика определения устойчивости ясного видения основана на том, что детали, рассматриваемые под очень маленьким углом зрения, то видны отчетливо, то расплываются, теряя ясность очертания. Наблюдаемый, находясь на расстоянии 3 м от белого экрана, на котором нарисовано кольцо Ландольта, не отрываясь смотрит на него в течение 2 минут. При слиянии разрыва на кольце наблюдаемый говорит: «Не вижу», при прояснении: «Вижу». Смена времени ясного и неясного видения регистрируется экспериментатором при помощи секундомера

Определение остроты зрения проводили по таблицам Холиной.

Наши исследования, проведенные в 1950/51—1951/52 и 1952/53 учебных годах, показали, что в течение первого часа зрительной работы в условиях равномерного естественного освещения время ясного видения по сравнению с первоначальным несколько повышалось или оставалось без изменения. Таким образом, проводя исследования в условиях освещения рабочих мест прямыми солнечными лучами после первого часа занятий в случае их неблагоприятного воздействия мы вправе были ожидать снижения времени ясного видения, так как в условиях равномерного естественного освещения в течение одного часа зрительной работы время ясного видения по сравнению с первоначальным повышается или остается неизменным.

Определение теплового состояния учащихся производили посредством измерения температуры кожи и учета теплового самочувствия школьников методом опроса и наблюдений. Исследованиями Б. Б. Кайранского, М. Е. Маршака, Г. X. Шахбазяна и др показано, что температура кожи изменяется параллельно теплоощущению. Определение температуры кожи производилось прибором Мишука. На основании работ П. К- Ржановича, Р. Г. Сапожниковой, X. С. Ривлиной, М. Л. Ляхович, 3. А. Плужниковой, Ц. Л. Усищевой и др. можно считать доказанным, что показателем теплового состояния человека, наряду с учетом его теплового самочувствия, может являться разница между температурами кожи на различных участках тела. Уменьшение разницы температур на коже груди и пальцев рук или ног указывает на напряженность процессов терморегуляции. Это соображение и обусловило измерение температуры кожи на груди и на пальце руки. Температуру кожи измеряли на тыльной поверхности среднего пальца руки и на груди (рукоятке грудины). Параллельно измерению кожных температур производили все необходимые измерения, характеризующие микроклимат окружающей среды с точки зрения ее теплового состояния: температуру, влажность и движение воздуха.

В весенние дни при юго-западной ориентации солнечные лучи заходят глубоко в лабораторию, освещая почти все рабочие места у окна, по середине класса и частично у противоположной стены. Освещенность рабочих мест, на которые падают солнечные лучи, равняется 3 ООО—5 ООО люкс и составляет 400—900 люкс на рабочих местах, не освещенных солнцем.

В солнечные дни температура воздуха в учебном помещении в течение урока поднималась на 3—3,5°, доходя на первом уроке второй см»;_-

ны до 24—26°. Параллельно повышению температуры воздуха в помещении изменялось поведение и тепловое самочувствие учащихся. Девочки обмахивались платками, загораживались от солнца тетрадками, меняли положение тела, стараясь спрятаться в тень, а свое тепловое состояние большинство из них характеризовало как «неприятно жаркое». Такая оценка теплового состояния полностью соответствовала изменению их кожных температур.

При температуре воздуха в лаборатории 20° температура тыльной поверхности пальца руки равнялась 20—23°, температура кожи на груди составляла 28—30° и, таким образом, разница в измеренных кожных температурах равнялась 7—11°. Тепловое состояние при этой температуре отмечалось как приятное. При температуре воздуха 22° при почти неизменной температуре кожи на груди температура на тыльной поверхности пальца в среднем повышалась на 3°, доходя в отдельных случаях до 24", и разница в температурах составляла б—8°. При температуре воздуха 24", а особенно 26" температура кожи на груди повышалась примерно на 3°, составляя в среднем 33°, а температура тыльной поверхности пальца руки повышалась до 28—32°, так что в отдельных случаях разница между температурой кожи на груди и на пальце руки составляла всего 1,5—3° (см. рисунок и таблицу).

Одинаковая по своей продолжительности и содержанию зрительная работа, проводимая в условиях освещения рабочего места прямыми солнечными лучами, вызывает снижение времени ясного видения з большей степени по сравнению с той же работой, но проводимой в условиях равномерного естественного освещения. Это явление, видимо,

33°

31'

23'

«з

I

27'

23'

23'

21'

13°

» *

* О

* *** X

XXX XX*; X X X XX

О о О О

о о

X X О хх О О*

X о0о < ОО о

§о ох

о о ° 0 ° о °о

о о ОО

00 „о

о о °

о°° о о„

о о о

20° 22° 24° 26° 28° Температура воздуха в лаборатории о Температура тыльной поверхности пальца руки х Температура кожи на груди Изменение температуры кожи в зависимости от температуры воздуха лаборатории.

Изменения кожных температур у учащихся в зависимости от температуры воздуха в классе (средние данные 160 наблюдений)

Температура воздуха в классе

Наблюдаемые 20° 22° 24° 26°

температура кожи разница температур температура кожи разница температур температура кожи разница температур температура кожи разница температур

тыльной поверхности пальца руки на груди тыльной поверхности пальца руки на груди тыльной поверхности пальца руки на груди тыльной поверхности пальца руки на груди

Лида М. 18,2° 30° 11,8° 24,1° 30,7° 6,6° 28,4° 32,6° 4,2° 31,4° 33,9° 2.5°

Таня Г. 22,9° 31,5° 8,6° 22,5° 30,7° 7,8° 28,9° 33,6° 4,7° 30,4° 33,6° 3,2°

Света В. 23,3° 30,4° 7,1° 23,4° 31,4° 7° 26,6° 30,8° 4,2° 31° 33,9° 2.9°

Тома С. 18,7° 29,7° 11° 22,5° 29,5° 7° 28,6° 34,2° 5,6° 31,9° 33,8° 1,9°

Агнеса К. 22,2° 29,8° 7,6° 24,4° 30,6° 5,7° 30,6° 33,4° 2,8° 31,8° 33,8° 2°

Лида В. 23,3° 31,3° 8° 23,3° 30,8° 7,5° 28,4° 33,4° 5° 31° 34° 3°

Инна А. 23,1° 30,2° 7,1° 25,4° 31,2° 5,8° 28,2° 33,1° 4,9= 29,8° 33,8° 4°

Лора Ф. 22° 30,9° 8,9° 24,2° 30,2° 6° 31,4° 33,9° 2,5° 32,6° 34,1° 1,5°

Тома 3. 19,4° 28,4° 8° 22,5° 29,5° г 7° 31,6° 33,1° 2,5° 31,9° 33,8° 1,9°

Таня Ш. 20° 30,8° 9,2° 24,2° 30,2° 6° 29,7° 32,7° 3° 30,9° 32,7° 1,8°

■связано со слепящим действием солнечных лучей на периферический конец зрительного анализатора и невозможностью в этих условиях быстро адаптироваться.

Так, после часа зрительной работы, проводимой при освещенности в 5 100—3 248 люксов и прямом падении солнечных лучей на книгу, время ясного видения снижалось в среднем на 18% (при минимальном снижении на 7% и максимальном — на 30%).

Снижение освещенности до 3 125—2 756 люкс при прямом попадании солнечных лучей на книгу дает несколько меньшее снижение времени ясного видения — в среднем на 12% (при минимальном снижении на 7% и максимальном — на 25%).

После часа зрительной работы, проводимой в условиях равномерно-рассеянного освещения в 960—300 люкс, время ясного видения изменялось в среднем на +10%, хотя отдельные колебания и были более значительными и достигали +15—20% против первоначального.

Примерно та же закономерность, хотя и в меньшей степени, наблюдается в изменении остроты зрения учащихся. Острота зрения у половины наблюдаемых в условиях освещения рабочих мест прямыми солнечными лучами снижается на 0,05—0,15. Та же зрительная работа, проводимая в условиях равномерно-рассеянного освещения, не вызывает снижения остроты зрения у учащихся.

Наблюдения за изменениями работоспособности не были проверены путем специальных исследований. Косвенным подтверждением снижения работоспособности являлись только педагогические наблюдения, в результате которых было установлено, что, занимаясь в классе при температуре воздуха 24—26° и освещении рабочих мест прямыми солнечными лучами, ученицы были невнимательны, часто отвлекались и допускали ошибки при исполнении заданий.

Приведенные данные изменения теплового состояния учащихся и изменения зрительных реакций у них под влиянием занятий, проводимых при неблагоприятном тепловом и световом режимах в лаборатории, ориентированной на юго-запад, позволяют отрицательно оценивать возможность юго-западной ориентации для учебных помещений при занятиях во вторую смену в условиях средней широты СССР.

Для создания благоприятного теплового и светового режима в лаборатории необходимо ориентировать их в средней полосе Советского Союза на юг и юго-восток.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Иванов В. Н., Михайлова Л. В. и Сальникова Г. П. в кн.: Вопросы школьной гигиены, стр. 5—41, М., 1953. — Данциг Н. М., Гигиена и санитария, 1953, № 9, стр. 13—17. — И в а н о в с к и й П. М., в кн.: Вопросы школьной гигиены, стр. 316—336, М., 1953. — К о й р а н с к и й Б. Б., Простуда и борьба с ней, Л., 1954. — Л я х о в и ч-С у ш к о в а М. Л. и Зеленко Л. Л., Гигиена и санитария, 1950, № 3, стр. 41—47. — М а р ш а к М. Е., Гигиена, безопасность и патология труда, 1930, № 6, стр. 11—25.—С а л ь н и к о в а Г. П., Гигиена и санитария, 1941, № 3, стр. 57—59. Она же, Гигиена и санитария, 1953, № 6, стр. 33—38. — III а х б а-з я н Г. X., в кн.: Сборник реф. науч. работ Киевского ин-та гигиены труда и проф. заболеваний, стр. 31—35, Киев, 1947.

Поступила 12|/Х11 1954 г.

-Л" -й "Л"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.