Научная статья на тему 'Гигиеническая целесообразность нового подхода в составлении расписания уроков'

Гигиеническая целесообразность нового подхода в составлении расписания уроков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МОДУЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ УРОКОВ / УТОМЛЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЕС УЧЕБНИКОВ / SCHOOLCHILDREN / MODULE SCHEDULE OF CLASSES / TIREDNESS / FUNCTIONAL STATE / MENTAL PERFORMANCE / FEATURES OF VITAL ACTIVITY / WEIGH OF TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Сазанюк Зинаида Ивановна

В статье представлены результаты гигиенической экспертизы модульного способа составления расписания уроков в школе. В ходе сравнительного анализа показано, что модульная организации учебного процесса способствует снижению его физиологической стоимости, более благоприятно отражается на функциональном состоянии школьников, нормализует их показатели жизнедеятельности, снижает характерное для традиционной организации учебного процесса напряжение адаптации учащихся при их переходе из начальной в среднюю школу. Это позволяет оценить её как гигиенически целесообразную и здоровьесберегающую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Сазанюк Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic Feasibility of a new approach for making schedule of classes

The article presents the results of hygienic expertise with module way to make up schedule of classes. Within comparative analyzes, it is shown, the module organization of learning process contributes to reduction its physiological value, it affects schoolchildren functional state, their normal indicators of vital activity, reduces pupil's emotions to go over from a primary school to a secondary one. This affords to evaluate it as hygienically rational and health saving.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая целесообразность нового подхода в составлении расписания уроков»

$

Гигиеническая целесообразность нового подхода в составлении расписания уроков

Марина Исааковна Степанова,

заведующая лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, доктор медицинских наук

Зинаида Ивановна Сазанюк,

ведущий научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания ФБГУ «НЦЗД» РАМН, кандидат медицинских наук

• школьники • модульное расписание уроков • утомление • функциональное состояние • умственная работоспособность • особенности жизнедеятельности • вес учебников •

Использование в учебном процессе различных педагогических технологий становится характерной чертой современного школьного образования. С гигиенических позиций вариативность педагогических подходов актуализирует необходимость установления степени соответствия школьных инноваций функциональным возможностям учащихся, их здоровьесберегающего потенциала, предваряя массовое тиражирование в школах. Получение этой информации в значительной мере позволит снизить риск нарушения здоровья детей и подростков в ходе учебной деятельности. Такой подход соответствует требованиям санитарного законодательства России (Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), согласно которому «программы, методики и режимы воспитания и обучения.... допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам».

По мнению ряда дидактов (Г.К. Лозанов, М.П. Щетинин, П.И.Третьяков и другие), одним из основных факторов повышения эффективности обучения становится увеличение продолжительности единицы учебного процесса. Такой педагогический подход можно рассматривать как один из вариантов модели педагогической технологии концентрированного обучения. Отличительной чертой этой технологии является так называемое «погружение», под которым подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально орга-

низованное занятие одним (или несколькими близкими) предметом (А.А. Остапенко).

Одним из наиболее известных примеров технологии концентрированного обучения может служить предложенная в середине 80-х годов прошлого века М.П. Щетининым модель длительного занятия одним или несколькими предметами или «погружение». В учебном плане школьников чередовались «левополушарные» предметы с «правополу-шарными». Это позволило сделать нагрузку лево- и правополушарных центров головного мозга более равномерной (обычно доминирует нагрузка на левое полушарие, что формирует так называемое алгебраическое мышление в ущерб интуитивному, творческому). В результате снизилось утомление детей, выросла их активность на уроках, повысился уровень усвоения знаний.

В последние годы в ряде школ России в порядке эксперимента был внедрён и апробирован модульный способ организации учебных занятий, который предполагает сокращение числа учебных предметов в дневном расписании учащихся, что, по мнению автора (Е.В. Сковин), создаёт условия для целостности восприятия информации учащимися; экономит учебное время; обеспечивает возможность углублённого изучения предмета и способствует комфортности обучения.

Цель гигиенической экспертизы заключалась в установлении характера и степени влияния инновационного-модульного способа организации учебных занятий на фун-

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2013

175

#

кциональное состояние организма (ФСО) учащихся школьного возраста.

Исследования выполнялись в условиях естественного гигиенического эксперимента. В работе применялся комплекс методов исследования, включавший корректурное тестирование умственной работоспособности учащихся, тестирование их эмоционального состояния и уровня невротизации, регистрацию артериального давления (АД), а также оценку критической частоты воспринимаемых световых мельканий (КЧСМ). Кроме того, блок исследований включал изучение суточного бюджета времени школьников и хронометражные наблюдения за их деятельностью на учебных занятиях. Недельные исследования проводились в начале и конце учебного года. Под наблюдением на протяжении всего учебного дня находились 168 учащихся 2-х, 5-х, 8-х и 9-х классов одной из школ г. Смоленска.

Одной из отличительных особенностей организации учебного процесса является использование в начальной школе равномерного чередования периодов учёбы и каникул (5-6 недель учёбы чередуются с недельными каникулами). Такое чередование учёбы и отдыха, в отличие от традиционно принятого, с гигиенической точки зрения, является наиболее соответствующим функциональным возможностям школьников и, как показали специальные исследования, обладает здоровьесберегающим потенциалом (М.И. Степанова, С.В. Чайкин).

Инновационный подход в организации самого учебно-воспитательного процесса заключался в использовании единого временного модуля (30 минут) при составлении расписания занятий. При таком подходе за основу расчёта количества уроков в каждой параллели берётся сдвоенный урок продолжительностью 45 минут (2 х 45) и разбивается на 3 урока с обязательной переменой после каждой 30-минутки. Таким образом, путём сдваивания уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули, у учащихся появляется возможность изучать учебный материал укрупнёнными блоками.

В средней школе такой подход реализуется в полной мере: каждый блок включает три тридцатиминутных занятия (30 х 3), а в начальной школе, начиная со 2-го класса,

имеют место быть лишь два тридцатиминутных занятия (30 х 2). При этом сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня и перерывы после каждых 30 минут занятий и между каждым модулем. Максимально допустимый объём дневной и недельной образовательной нагрузки, суммарная продолжительность перемен, время начала занятий и чередование занятий с учётом их трудности — всё это соответствовало требованиям СанПиН.

В ходе сравнительного анализа полученных данных с результатами наших исследований в ряде общеобразовательных школ Москвы, имеющих традиционную организацию учебного процесса, был выявлен ряд значительных преимуществ режима обучения учащихся на фоне инновационного-модульного принципа составления расписания учебных занятий.

Проведённые исследования показали, что для учащихся 5-9 классов характерны высокие значения интегрального показателя умственной работоспособности (ИПР), что свидетельствует о сохранении у них устойчивого и достаточно высокого уровня работоспособности на протяжении всего периода наблюдения. Так, например, среди учащихся 5-х классов в динамике учебного дня, недели и года ИПР колебался в пределах: 1,94-1,83 усл. ед., 1,33-2,66 усл. ед. и 2,26-1,58 усл. ед. соответственно. Кроме того, частота встречаемости явного и выраженного утомления у пятиклассников уменьшалась к пятнице до 29,5%, что не превышало допустимый популяционный уровень и свидетельствовало об отсутствии кумуляции утомления к концу учебной недели.

Аналогично изменялось и их психоэмоциональное состояние: от понедельника к пятнице частота дискомфортных эмоциональных состояний (ДЭС) снижалась с 26,5% до 14,3% (р < 0,01). Для сравнения укажем, что для пятиклассников, обучавшихся традиционно, как правило, характерны более низкие значения ИПР на протяжении всей недели (менее 1,0 усл. ед.), а число ДЭС — существенно выше (26-28%).

Положительная динамика умственной работоспособности отмечалась и у более старших школьников — учащихся 8-х и 9-х классов смоленской школы. Для них также были характерны высокие значения ИПР, существенно превышающие пороговый уровень и свиде-

176

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА В СОСТАВЛЕНИИ РАСПИСАНИЯ УРОКОВ

тельствующие о преобладании корректурных работ, выполненных на «хорошо» и «отлично». При этом у данной группы учащихся частота сдвигов работоспособности, свидетельствующих о сильном и выраженном утомлении после занятий, была значительно ниже уровня, характерного для школьной популяции (30,0%) и составляла лишь 15,0% и 11,6% (соответственно в 8-х и 9-х классах), что выгодно отличает их от сверстников, обучаемых традиционно. Дискомфортные эмоциональные состояния, отражающие тревожность учащихся, встречались лишь у 2,8% 8-классников и у 14,8% учащихся 9-х классов, что также существенно ниже тех показателей, которые регистрируются у их сверстников при традиционной форме обучения (28,3%).

Изучение распространённости комплекса психосоматических неврозоподобных проявлений на фоне учебной деятельности позволило установить также более низкие показатели невротизации учащихся 8-9 классов смоленской школы в сравнении со среднепо-пуляционными данными. Так, если среди пятиклассников смоленской школы число учащихся с психосоматическими реакциями не-врозоподобного характера (раздражительность, чувство тревоги, трудное засыпание, неблагоприятные вегетативные проявления) практически не изменялось в динамике учебного года и не превышало 61,2-61,7%, что в целом является характерным для детей этого возраста, то у восьмиклассников и девятиклассников подобные невротические реакции встречались уже значительно реже (29,4 и 31,3% соответственно), при этом их частота также мало изменялась в течение года.

Результаты исследований вегетативного обеспечения учебной деятельности, оцениваемого по данным регистрации АД, выявили определённое напряжение сердечно-сосудистой системы учащихся 5-х классов, проявляющееся в большей степени в начале учебного года — у 66,7% школьников в конце недели в ответ на учебную нагрузку выявлялись неблагоприятные реакции АД. Однако в конце учебного года число таких детей сократилось в 2 раза (31,8%, р < 0,05), а частота ДЭС среди учащихся этого возраста к концу учебного года достоверно уменьшилась в 1,7 раза (р < 0,001). Подобные неблагоприятные реакции со стороны сердечно-сосудистой системы отмечались у 42,8% восьмиклассников и у

трети девятиклассников (33,3%). В то же время следует отметить, что эти значения были существенно ниже, чем у подростков, обучаемых традиционно (более 60%).

В ходе исследования было установлено, что использование модульного принципа составления расписания не только оптимизирует учебный процесс, но и снижает характерное для традиционной организации обучения напряжение адаптации учащихся при их переходе из начальной школы в среднюю. Об этом свидетельствуют устойчивые и достаточно высокие показатели работоспособности и психоэмоционального статуса учащихся 5-х классов на протяжении всего уче6ного года.

У второклассников, в отличие от учащихся средних классов, не было отмечено снижения утомительного влияния обучения: их реакции на учебную нагрузку не отличались от таковых у сверстников, обучаемых традиционно. Это связано с тем, что у них практически не отмечалось сокращения числа учебных предметов в день.

Не менее важным для характеристики используемого инновационного педагогического подхода оказались результаты изучения суточного бюджета времени учащихся. Анализ этих данных позволил выявить целый ряд нарушений режима дня, в целом характерных для современной популяции школьников: дефицит ночного сна и пребывания на воздухе, заполнение домашнего досуга просмотром телепередач и занятиями с компьютером. Вместе с тем, было показано, что инновационная организация обучения во многом способствует нормализации режима дня учащихся.

В связи с сокращением ежедневного числа учебных предметов существенно уменьшаются, по сравнению с традиционной организацией обучения, затраты времени на подготовку домашних заданий. При этом соответственно высвобождается время на дополнительные занятия по интересам и увеличивается продолжительность прогулок на воздухе. Так, в среднем смоленские школьники затрачивали на приготовление домашних заданий меньше времени, чем московские сверстники, обучаемые традиционно (1,8 часа против 2,5-3,0 часа, р < 0,01). Кроме того, среди них было значительно меньше детей, готовящих уроки дольше рекомендуемого норматива: среди 5-классников — 17,1%, среди учащихся 8-9 классов — 3,3% (соот-

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2013

177

#

переутомление 50,

жалобы на плохое самочувсвие

ИПР

тревожные состояния

'традиционная организация й модульная организия

Рис 1. Влияние модульной организации учебного процесса на функциональное состояние организма учащихся

ветственно против 38,5% у московских 5-классников и 20,5% — у учащихся 8-9 классов). При этом средняя продолжительность отдыха на свежем воздухе в учебные дни у них колебалась от 1,4 до 2,2 часа, в то время как у школьников, обучаемых традиционно, она была значительно меньше и составляла 0,7-1,4 часа. Характерным для смоленской школы является увеличение с возрастом числа учащихся, занимающихся в кружках, секциях с двигательной направленностью — с 42,0% во 2-х до 62,3% в 8-9 классах. В школах с традиционным расписанием, наоборот, от 2-х к 9-м классам происходит постепенное уменьшение числа таких учащихся — с 79,6 до 54,2%.

Снижение числа ежедневно изучаемых учебных предметов, помимо положительного влияния на режим жизнедеятельности большинства учащихся позволило также снизить вес их ежедневных учебных комплектов. Так, например, результаты взвешивания показали: вес ежедневного учебного комплекта у учащихся 5-х классов составил 3,5 кг (при традиционной организации обучения — 5 кг), у учащихся 6-х классов — около 4 кг (при традиционной организации обучения — до 6 кг).

Как показали результаты наших исследований, модульная методика составления расписания позволила в конечном итоге:

• значительно сократить многопредмет-ность в течение учебного дня и недели при одновременном сохранении всех изучаемых дисциплин;

• обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке за счёт увеличения его об-

щей продолжительности;

• оздать условия для личностно-ориенти-рованного подхода к ученику;

• сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой;

• сократить объём и время подготовки домашних заданий, а также за счёт сокращения числа ежедневных учебных предметов существенно уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий.

Таким образом, приведённые выше данные свидетельствуют о том, что организация обучения с использованием модульной методики составления расписания способствует:

• снижению утомительного влияния учебного процесса (частота случаев сильного и выраженного утомления и случаев высокого и повышенного уровня невротизации под влиянием учебных занятий у учащихся существенно ниже по сравнению с их сверстниками в школах с традиционной организацией обучения);

• благоприятному уровню функционирования сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей учебную деятельность;

• поддержанию высоких показателей, отражающих психоэмоциональное состояние учащихся, и снижению у них частоты дискомфортных эмоциональных состояний;

• снижению у учащихся частоты жалоб на плохое самочувствие, сонливость, усталость и др.

Учитывая вышеизложенное, организация обучения с использованием модульного принципа составления расписания занятий, оптимизирующая учебный процесс и обеспечивающая позитивную направленность сдвигов в характеристике функционального состояния и режиме жизнедеятельности учащихся, была оценена как гигиенически целесообразная и здоровьесберегающая, особенно для учащихся средней ступени школьного образования. Положительные результаты гигиенической оценки данного инновационного подхода дают основание также рекомендовать его к использованию и в старшей школе. Инновационный принцип составления школьного расписания можно рассматривать как один из важных элементов гигиенически рациональной модели организации обучения в школе.

Полученные в исследовании результаты послужили основанием для пересмотра в действующих санитарных правилах гигиенических требований к составлению расписания уроков в школе. □

178

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НОВОГО ПОДХОДА В СОСТАВЛЕНИИ РАСПИСАНИЯ УРОКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.