30
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
мерных учебных планов для образовательных виях повышенной образовательной нагрузки /
учреждений Российской Федерации, реализующих М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова
программы общего образования». //Здоровье населения и среда обитания. 2012.
9. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 № 11. С. 42—4.
«О Всероссийском физкультурно-спортивном 14. Александрова И.Э. и др. Регламентации учебной
комплексе «Готов к труду и обороне». нагрузки как фактор сохранения здоровья школь-
10. Храмцов П.И. и др. Медико-педагогические и ников / И.Э. Александрова, М.И. Степанова, нейрофизиологические предпосылки форми- А.С. Седова //Российский педиатрический рования у обучающихся мотивации к занятиям журнал. 2009. № 2. С. 11—4.
физической культурой / П.И. Храмцов, А.С. Се- 15. Санитарно-эпидемиологические требования к
дова, Н.О. Березина, О.А. Вятлева //Гигиена и условиям и организации обучения в общеобра-
санитария. 2015. № 1. С. 86—91. зовательных учреждениях» (зарегистрировано в
11. Степанова М.И. и др. Гигиеническая оценка Минюсте России 03.03.2011 № 19993): СанПиН инновационных способов составления рас- 2.4.2.2821—10.
писания уроков в школе / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, А.С. Седова,
И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова Контактная информация:
//Гигиена и санитария. 2012. № 1. С. 64—6. Сед°ва Анна Ceргeeвна,
12. Храмцов П.И. и др. Двигательная активность детей тел.: 8 (985 237Г38-83'
в школе: варианты организации и их гигиени- e-mall: sedovas23@gmail.com
ческая оценка / П И. Храмцов КН. Сотникова Contact information:
//Школа здоровья. 2010. № 2. С. 15. Sedova Anm
13. Поленова М.А. и др. О реализации комплекс- рИ0Пе: 8 (985) 237-38-83, ного подхода к оптимизации обучения в усло- e-mail: sedovas23@gmall.com
-V-
УДК 613.955
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Е.Д. Лапонова
ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Представлены результаты сравнительной гигиенической оценки дифференцированного по полу (гендерного) и традиционного подходов к организации обучения подростков 5—9-х классов, которая показала значительную степень соответствия функциональным возможностям подростков дифференцированного по полу подхода к организации их обучения сравнительно с традиционной системой. Полученные данные подтверждаются меньшей физиологической стоимостью адаптации к предметному обучению учащихся гендерных классов, более высокими показателями их умственной работоспособности при меньшей распространенности случаев явного и выраженного утомления, неблагоприятных реакций артериального давления, повышенной и высокой степени невротизации, а также более высоким уровнем учебной мотивации на всех возрастных этапах.
Ключевые слова: гендерный подход; умственная работоспособность; адаптация; девочки; мальчики; мотивация; невротизация; утомление; физиологическая стоимость.
Ye.D. Laponova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE ADOLESCENTS EDUCATION OF BOTH SEXES □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia.
The results of the comparative evaluation of hygienic differential (gender) and traditional approaches to teaching teens of different sex of 5—9 grades have been presented in this work. It was shown that there is a significant degree of conformity of functional possibilities of adolescents of differential gender approach to training with the traditional system. This is confirmed by the lesser physiological cost of adaptation to substantive learning of gender class's students, higher rates of their mental capacity with less prevalence of cases of pronounced fatigue and expressed weariness, adverse HELL reactions, high and very high degree of neuroticism, as well as higher educational level of their motivation at all age stages. Key words: a gender perspective; mental efficiency; adaptation; girls; boys; motivation; neuroticism; fatigue; the physiological cost.
Введение. Основным критерием гигиени- ностям организма учащихся на каждом этапе ческой оценки учебной деятельности является их роста и развития. Учитывая взаимосвязь ее соответствие функциональным возмож- показателей здоровья с условиями обучения,
АВГУСТ №8 (269)
31
необходимость оптимизации учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной [3, 4, 7]. В настоящее время большинство образовательных программ декларируют личностно—ориентированную и здоровьесберегающую направленность, однако механизмы реализации этих направлений деятельности могут быть весьма разнообразными. Одним из таких механизмов является дифференцированный подход к организации обучения детей разного пола [2, 6, 8]. Внедрение в школьную жизнь такой учебной практики пришло по инициативе педагогов. Педагоги, как непосредственные участники образовательного процесса, увидели положительные эффекты в разной организации учебного процесса для детей разного пола. Результаты исследований физиологов убедительно свидетельствуют о различии в сроках созревания мозговых структур у детей разного пола, что определяет особенности их развития и восприятия информации на определенных возрастных этапах. Установлены различия в состоянии здоровья детей разного пола, в ответных реакциях организма на всевозможные внешние воздействия, а также различия в сроках их функциональной и психо-эмоциональной зрелости [1, 2, 5, 6, 7, 9, 10]. Все это свидетельствует об актуальности гигиенической оценки дифференцированного по полу обучения подростков основной школы.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей умственной работоспособности и ее вегетативного обеспечения у учащихся основной школы в процессе их обучения в гендерных и смешанных по полу 5—9 классах и гигиенической оценке дифференцированного по полу подхода к обучению подростков.
Материалы и методы. Объектом исследования стали 346 учащихся 5—9-х классов двух московских школ с повышенной образовательной нагрузкой. В одной из них на протяжении более 20 лет практикуется организация раздельных (гендерных) классов для мальчиков и девочек, в другой школе подростки обучаются по общепринятой системе (смешанные по полу классы). В гендерных классах учебный процесс строится с учетом принципов методической организации учебного процесса для детей разного пола, разработанных педагогами, психологами, нейропсихологами [6, 8]. Были сформированы две основные группы
сравнения: девочки — ученицы гендерных классов (Д/г), девочки — ученицы смешанных классов (Д/с), а также мальчики — ученики гендерных классов (М/г), мальчики — ученики смешанных классов (М/с). Исследования проводились в начале и в конце учебного года с помощью принятых в гигиене детей и подростков методов изучения умственной работоспособности (УР) и ее вегетативного обеспечения, психоэмоционального состояния учащихся, степени невротизации, учебной мотивации.
Результаты исследования. Установлено, что дифференцированный по полу подход к организации учебной деятельности способствует более благоприятному протеканию адаптационных процессов при переходе учащихся на предметное обучение. В отличие от учащихся смешанных классов в гендерных коллективах к концу адаптационного периода улучшаются качественные и количественные показатели умственной работоспособности на фоне устойчивости к развитию учебного утомления и благоприятного психо-эмоционального состояния, что обеспечивает более продуктивную учебную деятельность на данном этапе. Анализ дневной динамики УР в этот период показал, что по скорости УР ученицы 5-х гендерных классов (Д/г) с высокой степенью достоверности опережали учениц 5-х смешанных классов как в начале, так и в конце учебного дня (335,6 ± 6,41 знаков (зн.) против 279,1 ± 7,87 зн. (р < 0,001) и 330,8 ± 6,37 зн. против 250,1 ± 8,66 зн. соответственно, р < 0,001). При этом количество стандартизованных ошибок (ст. ош.) у учениц гендерных классов достоверно снизилось в середине учебного дня (с 4,5 ± 0,19 до 3,7 ± 0,17 ст. ош., р < 0,01), а в конце — увеличилось только до исходного уровня (с 3,7 ± 0,17 до 4,7 ± 0,2 ст. ош., р < 0,01). В группе учениц смешанных классов зарегистрировано достоверное ухудшение точности УР от начала к концу учебного дня (3,2 ± 0,19 и 5,0 ± 0,25 ст. ош., р < 0,001). Интегральный показатель работоспособности (ИПР) в группе Д/г также находился на высоком уровне, не снижаясь в течение учебного дня (1,2; 1,7; 1,2 у.е.), тогда как у учениц смешанных классов к окончанию учебы ИПР снижался более чем в два раза (на 58,3 %) — с 1,2 до 0,52 у.е. Анализ частоты случаев сильного и выраженного утомления показал, что большинство Д/г на фоне более высоких показателей УР демонстрируют значительную
32
ЗНиСО АВГУСТ №8 (269)
степень устойчивости к развитию учебного утомления. Так, только у 33,6 ± 4,4 % из них к окончанию учебного дня зафиксировано развитие сильного и выраженного утомления, что не превышает популяционной нормы. Среди учениц смешанных классов данный показатель был достоверно выше и составил 55,0 ± 5,6% (р < 0,01). Кроме того, количество школьниц, находящихся в уравновешенном эмоциональном состоянии (УЭС), наиболее благоприятном для продуктивной учебной деятельности, было достоверно больше среди Д/г (22,4 ± 4,0 % и 9,5 ± 3,0 % соответственно, р < 0,05).
Изучаемые показатели УР в группах мальчиков - учеников 5-х гендерных (М/г) и смешанных (М/с) классов имели аналогичную направленность, что подтверждается значительным увеличением ИПР у М/г (с 1,41 до 1,95 у.е.) и выраженным его снижением у М/с — с 2,1 до 0,32 у.е. в динамике учебного дня. Обращает на себя внимание тот факт, что изначально ИПР был выше в группе М/с — 2,1 у.е. (против 1,4 у.е. у М/г), однако выявленная динамика данного показателя убедительно свидетельствует об эффективности использования педагогических приемов, ориентированных на гендерные особенности мальчиков-пятиклассников. При этом ученики гендерных классов продемонстрировали высокую степень сопротивляемости учебному утомлению: частота таких случаев в данной группе не превышала популяционных значений и составляла не более 33,7 ± 4,8 % в конце учебного дня, тогда как аналогичный показатель у учеников смешанных классов был достоверно выше - 52,0 ± 7,1 % (р < 0,05).
Анализ показателей умственной работоспособности и ее вегетативного обеспечения у учащихся гендерных классов в динамике недели и года также выявил более благоприятный ее характер, который проявлялся в большей сбалансированности скорости и точности умственной работы, высокой сопротивляемости развитию учебного утомления, а также в меньшей распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы и случаев повышенной и высокой степени невроти-зации, что свидетельствует о снижении для них физиологической стоимости учебного процесса.
Так, на 7-м году обучения у учениц гендерных классов в недельной динамике достоверно увеличивается точность работы
(количество стандартизованных ошибок снижается с 5,1 ± 0,19 до 3,8 ± 0,15, р < 0,001); ИПР возрастает на 62,7 %, а распространенность случаев явного и выраженного утомления не превышает популяционный уровень, достоверно не меняясь на протяжении учебной недели. У Д/с при более высокой скорости работы количество стандартизованных ошибок достоверно возрастает с 3,0 ± 0,14 до 3,8 ± 0,15, р < 0,01; ИПР регистрируется значительно ниже условной нормы (0,57 и 0,62 у.е.). Более половины учениц смешанных классов (57,7 ± 4,8 %) испытывают явное и выраженное утомление к концу учебной недели. Данный показатель достоверно возрастает от понедельника (31,4 ± 4,5 %) к пятнице (р < 0,01), а также значительно превышает аналогичный в группе Д/г (38,6 ± 4,8 %, р < 0,05). Кроме того, в группе Д/с к концу учебной недели значимо возрастает распространенность случаев выраженного утомления: с 20,0 ± 3,9 % в понедельник до 36,5 ± 4,7 % в пятницу (р < 0,05). В группе Д/г аналогичный показатель в конце учебной недели составляет лишь 18,8 ± 3,9 % (р < 0,05).
Мальчики, обучающиеся в 7-х гендерных классах, хоть и уступали М/с по скорости работы, однако значительный рост ИПР (на 67,6 % в недельной и на 37,7 % в годовой динамике) наглядно демонстрировал гармонизацию и продуктивность их учебной деятельности по сравнению с М/с. Кроме того, в годовой динамике у М/г регистрируется значимо меньшая распространенность неблагоприятных реакций АД (38,9 ± 6,2 % и
30.0 ± 5,4 % против 63,2 ± 7,7 % и 47,8 ± 6,7 % соответственно, р < 0,05). Также к концу учебного года у них достоверно уменьшается частота случаев повышенной и высокой невротизации: с 31,6 ± 5,6 % до 9,1 ± 3,1 % (р < 0,01). Аналогичный показатель в группе М/с в конце учебного года составил
39.1 ± 6,1% (р < 0,01).
Обучение в условиях реализации дифференцированного по полу подхода в образовании способствует более эффективному формированию учебной мотивации у учащихся основной школы, что вносит существенный вклад в снижение утомительного воздействия учебного процесса и поддержания благоприятного психо-эмоционального состояния учащихся. Более 80 % мальчиков 5-х гендерных классов считают, что учиться хорошо — это обязанность школьника, тогда как в смешанных коллективах с этим
АВГУСТ №8 (269)
33
утверждением согласны лишь 30,8 % их сверстников (р < 0,01). При сравнении мо-тивационных установок мальчиков — учеников 9-х классов, достоверные различия в пользу учеников тендерных коллективов обнаружены по 14-ти позициям. Так, подавляющее большинство из них сообщают, что обязаны хорошо учиться (83,3 ± 8,7 % против 0 % М/с), более 50 % считают, что успех — немаловажная основа для признания и уважения среди одноклассников (против 17 % учеников смешанных классов).
Заключение. Обучение в условиях дифференцированного по полу (тендерного) подхода к организации учебного процесса способствует благоприятной адаптации подростков к предметному обучению, формированию высокой учебной мотивации, уменьшению утомительного влияния учебного процесса, распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы, невротизирующего влияния учебной деятельности. Все это в целом свидетельствует о снижении физиологической стоимости образовательной нагрузки для учащихся однородных по полу классных коллективов и потенциально способствует сохранению их здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Криволапчук И.А. и др. Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе / И.А. Криволапчук, С.А. Кесель //Новые исследования. 2012. № 1 (30). С. 74—89.
2. Куинджи Н.Н. Профилактические основы поло-личностного (гендерного) подхода к обучению и воспитанию детей в школе. М.: Союз педиатров России, 2012. 128 с.
3. Кучма В.Р. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения / В.Р. Кучма, М.А. Степанова, С.А. Уланова, М.А. Поленова
//Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42—46.
4. Кучма В.Р. и др. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.А. Поленова //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 4. С. 4—14.
5. Лапонова Е.Д. и др. Особенности умственной работоспособности и учебной мотивации пятиклассников в условиях тендерной дифференциации учебного процесса / Е.Д. Лапонова, Л.В. Григорьева, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова, И.П. Лашнева //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 21—26.
6. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2007. С. 31—40.
7. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3. С. 28—30.
8. Хасан Б.И. и др. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации / Б.И. Хасан, Г.М. Бреслав. Красноярск: КГУ, 1996. 174 с.
9. Burman D.D. et al. Sex differences in neural processing of language among children / D.D. Burman, T. Bitan, J.R. Booth //Neuropsychologia. 2009. № 46 (5). P. 1349—1362.
10. Magon A.J. Gender, the Brain and Education: Do Boys and Girls Learn Differently? University of Victoria, 2009. 108 p.
Контактная информация:
Лапонова Евгения Дмитриевна, тел.: 8 (495) 917-10-60, e-mail: laponova_ed@mail.ru
Contact information:
Laponova Yevgeniya, р^га: 8 (495) 917-10-60, e-mail: laponova_ed@mail.ru