32
ЗНиСО Август №8 (201)
УДК 613.955
ВОЗМОЖНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА
Е.Д. Лапонова1'2
1ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия
2ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации, г. Москва, Россия
Представлены данные по влиянию различных режимов организации учебной деятельности на основные показатели умственной работоспособности и функционального состояния организма младших школьников разного пола с целью поиска наиболее физиологически оправданных путей оптимизации их учебной деятельности. Показано' что такими путями могут стать организация работы школ по системе полного дня с более значительной долей творческой активности, с возможностью частой смены деятельности, а также повышение гендерной компетенции педагогов' использование ими в работе доказанных нейрофизиологами принципов организации учебной деятельности для детей разного пола.
Ключевые слова: девочки, мальчики, начальная школа, учебный процесс, умственная работоспособность, физиологическая стоимость.
E.D. Laponova □ FEATURES OF HYGIENIC OPTIMIZE TRAINING ACTIVITIES OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT GENDER □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia.
The article presents data on the influence of different modes of organization of educational activities on key indicators of mental health and functional status of the organism of younger students of different sex with the purpose of finding the most physiologically-effective ways to optimize their learning activities. It is shown that such pathways can be the organization of schools on a day with the greater share of creative activity, with the possibility of frequent change of activities and increase the gender competence of teachers, their use in the work of proven neuroscientific principles of organization of educational activities for children of differ.
Key words: girls, boys, primary school, learning, mental health, physiological cost.
В рамках проведения модернизации школьного образования для педагогов открылись большие возможности в выборе форм, методов и средств обучения. Многие образовательные организации строят свою работу на принципах личностной ориентации и здоровьесбережения. Тем не менее, ухудшающееся с каждым годом состояние здоровья подрастающего поколения, особенности в структуре заболеваемости детей и подростков разного пола [11], а также доказанная взаимосвязь этого процесса с организацией учебной деятельности детей [5, 7], предопределяет необходимость экспертной оценки инноваций в школьной педагогике специалистами разных профилей, в том числе и по гигиене детей и подростков.
Подавляющее большинство классных коллективов состоят из детей разного пола. Такая система организации учебного процесса сложилась исторически, в силу самых разнообразных, но, в первую очередь, социальных причин. Однако в последние двадцать лет активное развитие психологических, медицинских, биологических наук способствует накоплению новых научных знаний о важности и значимости половых различий в процессах восприятия и переработки информации [1, 2, 16, 17]. Особое значение это приобретает в рамках учебной деятельности, когда к каждому учащемуся не только предъявляются одинаковые требования (что вполне справедливо), но и в методике преподавания не учитываются особенности вос-
приятия информации мальчиками и девочками [4, 10, 13]. В связи с этим, поиск физиологически оправданных путей снижения нарастающей интенсификации учебной деятельности с учетом половых и гендерных особенностей детей представляется весьма актуальным.
Цель исследования - поиск наиболее физиологически оправданных путей оптимизации учебной деятельности младших школьников разного пола.
Материалы и методы. Для достижения указанной цели изучено влияние различных режимов организации учебной деятельности на основные показатели умственной работоспособности и функционального состояния организма младших школьников разного пола.
Исследование проводилось в несколько этапов. Функциональная готовность к школьному обучению детей разного пола изучалась в серии исследований с участием 69 девочек и 66 мальчиков подготовительных групп дошкольных организаций. Использовались тесты Керна-Ира-сека [6] и Н. Озерецкого [9]. Для выявления особенностей умственной работоспособности, ее вегетативного обеспечения, эмоционального состояния учащихся младших классов, сформированных по традиционному принципу, под наблюдением находились 55 девочек и 88 мальчиков. Особенности дифференцированного по полу подхода в организации учебной деятельности исследовались в группах учащихся, состоявших из 160 учениц и 88 учеников одно-
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
33
родных по полу классных коллективов. Для изучения влияния различных режимов учебной деятельности на умственную работоспособность и функциональное состояние организма учащихся младших классов под наблюдением находились 2 057 девочек и 1 860 мальчиков.
Функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) оценивалось по дневной и недельной динамике умственной работоспособности. Исследование проводилось с помощью дозированной по времени корректурной пробы, технология проведения которой и анализ результатов разработаны С.М. Громба-хом [12]. Оценка вегетативного обеспечения учебной деятельности проводилась с помощью теста на невротизацию школьников, фиксировавшего распространенность у детей комплекса психосоматических реакций неврозоподобного характера, ранжированных по степени выраженности. Эмоциональное состояние оценивалось методом цветописи (по Лутошкину) [8]. Выполнялись нерандомизированные контролируемые исследования, организованные в соответствии с Хельсинкской декларацией всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта» [14, 15].
Результаты исследования. Данные наших исследований убедительно свидетельствуют о разном уровне стартовых функциональных возможностей при поступлении в школу детей разного пола (по тестам Керна-Ирасека, Н. Озе-рецкого, сформированности речи). Так, функциональной готовностью к обучению в школе обладали 2/3 девочек и всего половина мальчиков, заканчивающие подготовительные к школе группы ДОУ. Это значит, что к поступлению в школу у большинства девочек уже сформированы графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи. К учебно-важным качествам, определяющим готовность к обучению в школе относят также сформиро-ванность у ребенка определенного объема смысловой и других видов памяти. Проведенное нами изучение у младших школьников объема механической и смысловой памяти выявило одинаковый у девочек и мальчиков уровень механической памяти и достоверно более высокий у девочек уровень смысловой памяти (74,6 % против 65,5 % у мальчиков, р < 0,05).
Психолого-педагогические характеристики, составленные учителями на каждого школьника по анкете Л. Шевчиковой [8], позволяют отнести к учебным достоинствам девочек следующие качества, отличающие их от мальчиков: меньше подвержены смене настроения (41,5 % против 58,9 % среди мальчиков, р < 0,05), меньше проявляют робость в процессе учебной деятельности (13 % против 44,9 % среди мальчиков, р < 0,05), больше сосредоточены в учебе (70,0 % против 61,9 % среди мальчиков, р > 0,05).
Закономерно, что основные параметры, характеризующие исходный уровень работоспособности у девочек, были достоверно лучше,
чем у мальчиков (скорость - 194,6 просмотренных знаков против 182,7 у мальчиков, р < 0,05; число стандартизованных ошибок, характеризующих точность работы — 5,3 против 5,9, р < 0,05; комплексный показатель работоспособности — 1,7 условных единиц против 1,4, соответственно).
Выявленный у девочек арсенал учебно-важных качеств, будучи использованным на этапе их начального обучения при традиционной организации учебного процесса, во многом определил благоприятный характер их умственной работоспособности на уроках, ее эмоциональное сопровождение и высокую учебную успеваемость по сравнению с мальчиками [3, 4].
Вариативность школьного образования предопределила использование образовательными организациями множества самых разнообразных подходов к организации учебной деятельности, декларируя их личностно-ориентирован-ными и здоровьесберегающими. Необходимость экспертной оценки таких подходов специалистами по гигиене детей и подростков связан с выраженной взаимосвязью неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения с организацией учебной деятельности [7, 11], а также с выявляемыми половыми особенностями в структуре заболеваемости детей и подростков [5, 11].
Интегральным показателем общего функционального состояния организма (ФСО) является такая функция ЦНС как умственная работоспособность, на основе изучения которой был построен проведенный комплексный анализ влияния обучения в школе на ФСО мальчиков и девочек — учащихся начальных классов. С этой целью была создана компьютерная база данных с аналитическим блоком (на основе инструментов Ехсе1), позволившая сопоставить результаты тестирований 2 057 девочек и 1 860 мальчиков в 9 образовательных организациях (школы полного дня, с повышенной образовательной нагрузкой, с углубленным изучением языков, с преобладанием творческого компонента в учебной деятельности). Анализировалось количество случаев достоверных различий в показателях дневной и недельной динамики умственной работоспособности (скорости и точности умственной работы) у детей разного пола и возраста.
Предварительные данные свидетельствуют, что у мальчиков и девочек в 54,4 % случаев достоверные различия между изучаемыми показателями существуют (при выполнении дозированных по времени корректурных проб), со значительным преимуществом в группе девочек, особенно по показателю точности работы. Так, по скорости работы девочки опережали мальчиков в 26,7 % случаев (мальчики — в 8,1 %), а по точности — в 62,8 % случаев против 2,3 % случаев у мальчиков, т. е. в 27 раз чаще.
Полученные данные послужили основанием для продолжения анализа данных относительно влияния различных вариантов организации образовательной деятельности на изучаемые по-
34
ЗНиСО АВГУСТ N00 (201)
казатели у мальчиков и девочек — учащихся начальных классов.
Особенности реагирования детей разного пола на учебный процесс (их преимущества в скорости или точности умственной работы) позволили выделить три группы вариантов организации их образовательной деятельности.
В первую группу вошли образовательные организации, режим работы которых характеризовался повышенной учебной нагрузкой за счет изучения иностранных языков, использования специальной технологии интенсификации обучения, увеличения учебной нагрузки в рамках пятидневной учебной недели, сдвоенных уроков в младших классах. В этой группе в 61,5 % случаев выявлены достоверные различия (р < 0,05, р < 0,01, р < 0,001) в скорости и точности умственной работоспособности детей разного пола, причем все они были в пользу девочек. Это означает, что в условиях интенсификации учебной деятельности такого рода можно говорить о неблагоприятном ФСО мальчиков, что является с одной стороны следствием неготовности многих из них к систематическому обучению к моменту наступления установленного законом возраста его начала, а с другой — отсутствием гендерной компетенции педагогов, которые либо не владеют необходимыми знаниями возрастной физиологии, либо (даже имея теоретическую подготовку) не имеют возможностей и условий для реализации принципов гендерного подхода в учебной деятельности. Следствием вышесказанного является повышенный уровень невротизации у детей обоего пола, превышающий популяцион-ный 30 %-й порог, (50 ± 6,5 % у девочек и 56 ± 7,1 % мальчиков), а также большая частота случаев дискомфортных эмоциональных состояний к концу учебной недели у мальчиков относительно девочек (42,9 ± 5,7 % и 27,4 ± 4,8 %, р < 0,05).
Во вторую группу были включены образовательные организации, работающие по системе школы полного дня. Такая организация учебного процесса характеризовалась более равномерным распределением образовательной нагрузки в течение всего дня, а также большими возможностями для реализации потребности детей в двигательной активности, достаточном времени прогулок, внеучебной кружковой деятельности. В таких условиях достоверные различия в реакциях мальчиков и девочек на учебную нагрузку обнаруживались в 48,2 % случаев. Таким образом, более чем в половине анализируемых случаев достоверных различий в уровне скорости и точности умственной работы мальчиков и девочек не выявлено, что свидетельствует о том, что при таком варианте организации обучения удается в большей степени учитывать образовательные потребности детей разного пола. Показательно, что при таких условиях мальчики в 25,9 % случаев превосходят девочек по скорости умственной ра-
боты, что свидетельствует об их более благоприятном ФСО. Кроме того, у мальчиков (на уровне тенденции) реже развивается состояние выраженного утомления в динамике учебной недели (6,7 ± 6,4 % против 20,0 ± 8,9 % у девочек в начале и 16,2 ± 6,1 % против 27,7 ± 6,5 % у девочек в конце).
Третья группа представлена образовательной организацией, где с первого класса практикуется предметное обучение (с разными педагогами и перемещением детей по классным кабинетам), а также преобладает творческий компонент в учебной деятельности (особое внимание уделяется таким предметам как музыка, изобразительное искусство, труд). Частота случаев достоверных различий в реакциях на учебную деятельность детьми разного пола составляет 45,8 %. Интересно, что такая организация учебного процесса способствует улучшению у мальчиков точности умственной работы, в 18,1 % случаев они превосходят по этому качеству девочек.
Изучение динамики обсуждаемых показателей по классам обучения показало, что в наибольшей степени все «плюсы» той или иной организации учебной деятельности выражены для мальчиков на 1—2 годах обучения. К окончанию начальной школы они нивелируются за счет особенностей преподавания, ориентированном, преимущественно, на девочек [10, 13]. Таким образом, заканчивая начальный этап обучения, девочки и мальчики в 40 % случаев показывают достоверные различия по основным показателям умственной работоспособности с абсолютным преимуществом в сторону девочек.
Все это актуализирует полученные ранее убедительные данные о гигиенических преимуществах дифференцированного подхода к организации обучения младших школьников разного пола, которые проявлялись в повышении сопротивляемости учебному утомлению в течение дня и учебной недели, существенном приросте скорости и точности умственной работы, лучшей учебной успеваемости, формировании полоролевых качеств у мальчиков и девочек, обучающихся в однородных по полу классных коллективах относительно их сверстников из смешанных классов [3, 4].
Выводы:
— функциональную готовность к обучению в школе имели 2/3 девочек, в то время как каждый второй мальчик начинал систематическое обучение в состоянии школьной «незрелости»;
— у девочек выявлен более высокий уровень смысловой памяти по сравнению с мальчиками;
— девочки характеризовались большей сосредоточенностью в учебе, меньшей подверженностью смене настроения, меньшей робостью в процессе учебной деятельности;
— сформированность школьно-необходимых функций у большинства девочек обуславливала их лучшие стартовые возможности по сравнению с мальчиками на этапе начального обучения;
АВГУСТ МаВ (281) ЗНиСО
35
- выявлена высокая распространенность случаев достоверных различий основных показателей умственной работоспособности у мальчиков и девочек начальной школы. Невнимание к этому факту повышает физиологическую стоимость учебной деятельности, способствует кумуляции учебного утомления, в конечном итоге предопределяя функциональные и хронические нарушения здоровья;
- показано, что в структуре различий преобладают положительные реакции в пользу девочек. Однако в условиях повышенной образовательной нагрузки это сопровождалось высоким уровнем их невротизации. Сниженный (по сравнению с девочками) уровень работоспособности мальчиков в этих условиях сочетался с большей распространенностью у них дискомфортных эмоциональных состояний;
- в условиях школы полного дня в части случаев мальчики опережают девочек по скорости умственной работы;
- в условиях предметного обучения с творческим компонентом у мальчиков улучшается точность умственной работы;
- к окончанию начальной школы положительные сдвиги в умственной работоспособности мальчиков нивелируются в значительной степени за счет традиционного стиля преподавания, не учитывающего особенности их восприятия, переработки и усвоения информации;
- существующая организация обучения в большей степени не соответствует образовательным потребностям мальчиков.
Возможными путями гигиенической оптимизации учебной деятельности младших школьников разного пола, повышающими качество их образовательной деятельности и одновременно снижающими ее физиологическую стоимость, могут стать организация работы школ по системе полного дня с более значительной долей творческой активности, с возможностью частой смены деятельности (предметное обучение - как вариант), а также повышение гендерной компетенции педагогов, использование в своей работе доказанных нейрофизиологами принципов организации урока для детей разного пола [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибанов А.В. и др. Половые различия спектральных характеристик фоновой ЭЭГ у детей младшего школьного возраста / А.В. Грибанов, Ю.С. Джос // Вестник Российской академии медицинских наук. 2016. № 1. С. 52-60.
2. Криволапчук И.А. и др. Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе
- ♦
/ И.А. Криволапчук, С.А. Кесель // Новые исследования. 2012. № 1 (30). С. 74-89.
3. Куинджи Н.Н. и др. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах / Н.Н. Куинджи, Е.Д. Лапонова, М.А. Поленова // Гигиена и санитария. 2003. № 4. С. 37-39.
4. Куинджи Н.Н. Профилактические основы пололично-стного (гендерного) подхода к обучению и воспитанию детей в школе. М.: Союз педиатров России, 2012. 128 с.
5. Кучма В.Р. и др. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.А. Поленова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 4. С. 4-14.
6. Кучма В.Р. и др. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. В.Р. Кучмы, П.И. Храмцова. М.: ФГАУ НЦЗД, 2012. 182 с.
7. Кучма В.Р. и др. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения / В.Р. Кучма, М.А. Степанова, С. А. Уланова, М. А. Поленова // Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 42-46.
8. Кучма В.Р. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.
9. Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928. 77 с.
10. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. М.: ТЦ Сфера, 2007. С. 31-40.
11. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3. С. 28-30.
12. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г. Н. Сердюков-ской. М., 1987. 91 с.
13. Хасан Б.И. и др. Пол и образование: анализ конфликтов половозрастной идентификации / Б.И. Хасан, Г.М. Бре-слав. Красноярск: КГУ, 1996. 174 с.
14. Школы содействия здоровью: факты для эффективных действий: Информационный бюллетень: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Inter-national/Helsinci%201.htm (дата обращения: 20.06.2016).
15. Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования: Хельсинкская декларация всемирной медицинской ассоциации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.psychepravo.ru/assets/files/laws/ helsinki_declaration.pdf (дата обращения: 10.06.2016).
16. Burman D.D. et al. Sex differences in neural processing of language among children / D.D. Burman, T. Bitan, J.R. Booth // Neuropsychologia. 2009. № 46 (5). Р. 13491362.
17. Magon A.J. Gender, the Brain and Education: Do Boys and Girls Learn Differently? // University of Victoria, 2009. 108 p.
Контактная информация:
Лапонова Евгения Дмитриевна, тел.: +7 (910) 413-93-73, e-mail: [email protected]
Contact information: Laponova Evgeniya, рЫ^^: +7 (910) 413-93-73, e-mail: [email protected]