Научная статья на тему 'Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников'

Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАНШЕТЫ / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PRESCHOOLERS / ELECTRONIC TABLETS / EDUCATIONAL GAMES / FUNCTIONAL STATUS / HEALTH / MENTAL HEALTH / FATIGUE / SCHOOL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Степанова Марина Исааковна, Поленова Марина Альбертовна, Сазанюк Зинаида Ивановна, Александрова Ирина Эрнстовна

Проведена гигиеническая оценка развивающих игровых занятий дошкольников 6-7 лет с использованием электронных планшетов в условиях ДОУ. На занятиях использовались интерактивные игровые программы на электронных планшетах Samsung, время работы с планшетом не превышало 10 мин. В контрольной группе дошкольников занятия проводились традиционно. Под наблюдением находилось 44 ребенка (по 22 воспитанника в каждой группе). Изучали состояние здоровья, функциональную готовность к систематическому обучению в школе, умственную работоспособность, состояние ЦНС методом простой зрительно-моторной реакции реакции на движущийся объект, а также условия реализации занятий с использованием электронных планшетов и традиционных игровых занятий. Проведена экспертная оценка оформления компьютерных игр с учетом возраста и особенностей зрительного восприятия детей. Выявлены достоинства игровых развивающих программ (отсутствие временной зависимости, интерактивный характер, соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей). Установлено, что развивающие игровые занятия с использованием электронных планшетов продолжительностью 10 мин способствуют активизации ЦНС детей и повышают их устойчивость к развитию утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Степанова Марина Исааковна, Поленова Марина Альбертовна, Сазанюк Зинаида Ивановна, Александрова Ирина Эрнстовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic substantiation of the safe use of electronic tablets in early childhood education

There was performed the hygienic assessment of educational games in preschool children of 6-7 years with the use of electronic tablets in the conditions of preschool educational institution (PEI ). In the classroom there was used interactive game software for electronic tablets, "Samsung", while working with the tablet did not exceed 10 min. In the control group of preschool children sessions were conducted traditionally. Under observation there were 44 children (22 pupils in each group). The state of health, functional readiness to the systematic training in school, mental capacity, state of the Central Nervous System (CNS ) were studied by means of a method of simple visual-motor reaction (SVMR) and response to a moving object (RBD ), as well as there were studied the conditions of implementation of classes with the use of electronic tablets and traditional play activities. Expert evaluation of the design of computer games was performed with account of the age and characteristics of visual perception of children. There were revealed advantages of educational software (no time dependence, interactive character, correspondence of the content of games to the area of training and age of children). Educational gaming activities with the use of electronic tablets during 10 minutes were established to contribute to the activation of the CNS of children and increase their resistance to the development of fatigue.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников»

Кучма В.Р, Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О.

-51 -

С

социальная педиатрия и организация здравоохранения

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.954:621.38

Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О.

гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников

Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп. 2, стр. 1

Проведена гигиеническая оценка развивающих игровых занятий дошкольников 6-7 лет с использованием электронных планшетов в условиях ДОУ. На занятиях использовались интерактивные игровые программы на электронных планшетах Samsung, время работы с планшетом не превышало 10 мин. В контрольной группе дошкольников занятия проводились традиционно. Под наблюдением находилось 44 ребенка (по 22 воспитанника в каждой группе). Изучали состояние здоровья, функциональную готовность к систематическому обучению в школе, умственную работоспособность, состояние ЦНС методом простой зрительно-моторной реакции реакции на движущийся объект , а также условия реализации занятий с использованием электронных планшетов и традиционных игровых занятий. Проведена экспертная оценка оформления компьютерных игр с учетом возраста и особенностей зрительного восприятия детей. Выявлены достоинства игровых развивающих программ (отсутствие временной зависимости, интерактивный характер, соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей). Установлено, что развивающие игровые занятия с использованием электронных планшетов продолжительностью 10 мин способствуют активизации ЦНС детей и повышают их устойчивость к развитию утомления.

Ключевые слова: дошкольники; электронные планшеты; развивающие игры; функциональное состояние; здоровье; умственная работоспособность; утомление; школьная зрелость.

Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (4): 51-55.

Kuchma V.R., StepanovaM.I., PolenovaM. A., SazanyukZ. I., AleksandrovaI.E., lashnevaI.P., Berezina N.O.

HyGIENIC SUBSTANTIATION OF THE SAFE USE OF ELECTRONIC TABLETS IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There was performed the hygienic assessment of educational games in preschool children of 6-7 years with the use of electronic tablets in the conditions of preschool educational institution (PEI). In the classroom there was used interactive game software for electronic tablets, "Samsung", while working with the tablet did not exceed 10 min. In the control group of preschool children sessions were conducted traditionally. Under observation there were 44 children (22 pupils in each group). The state of health, functional readiness to the systematic training in school, mental capacity, state of the Central Nervous System (CNS) were studied by means of a method of simple visual-motor reaction (SVMR) and response to a moving object (RBD), as well as there were studied the conditions of implementation of classes with the use of electronic tablets and traditional play activities. Expert evaluation of the design of computer games was performed with account of the age and characteristics of visual perception of children. There were revealed advantages of educational software (no time dependence, interactive character, correspondence of the content of games to the area of training and age of children). Educational gaming activities with the use of electronic tablets during 10 minutes were established to contribute to the activation of the CNS of children and increase their resistance to the development offatigue.

Key words: preschoolers; electronic tablets; educational games; functional status; health; mental health; fatigue, school maturity.

Citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(4): 51-55. (In Russ.)

{-у* удитория, вовлеченная в информационное /I пространство, значительно молодеет. Элек-/ш.. тронные средства обучения (ЭСО), обладая явным преимуществом перед традиционными, являются серьезным инструментом воспитания, влияю-

Для корреспонденции: Поленова Марина Альбертовна, доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков.

щим на развитие творческого потенциала детей. При этом ЭСО могут оказывать и негативное влияние на здоровье пользователей. В условиях информатизации образовательной и значительной части досуго-вой деятельности современных детей и подростков многие исследователи отмечают высокую степень визуальной и эмоционально-умственной нагрузок, действующих на организм ребенка, что определяет развитие утомления, снижение уровня работоспо-

собности, интенсивный рост зрительной патологии [1—6]. Так, у школьников в период обучения от 1-го к 7-му классу отмечается стремительное увеличение распространенности миопии слабой степени, при этом более чем у половины школьников, страдающих миопией, происходит ежегодное ухудшение зрения на 0,5 диоптрии и более [7]. Не менее значимым является существенное изменение рабочей позы ребенка при длительной работе с современными типами электронной техники, что может способствовать формированию таких патологических состояний, как сколиоз, кифоз, тендовагиниты мышц кистей рук, нарушение кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза [8]. По данным профилактических осмотров, у детей дошкольного возраста Москвы установлена высокая распространенность функциональных отклонений (у каждого ребенка отмечается 1-2 нарушения), у каждого второго дошкольника выявлено хроническое заболевание в компенсированной стадии [9].

Не менее важен и психологический компонент использования электронных средств обучения в образовательно-воспитательном процессе, особенно дошкольниками, поскольку этот возраст во многом является ключевым для когнитивного и социального развития [10, 11]. В последние годы в арсенале ЭСО появились электронные планшеты. Гигиеническая регламентация их безопасного использования отсутствует, что определило цель данной работы.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 2 группы дошкольников 6-7 лет по 22 человека в каждой. В одной из групп (экспериментальной) ежедневно на одном из занятий использовались электронные планшеты, в другой (контрольная группа) - аналогичные занятия проводились без них. Общая продолжительность таких занятий составляла 30 мин, при этом время работы с планшетом в свободном темпе не превышало 10 мин. Содержание развивающих интерактивных игр на планшете соответствовало тематике занятий. В каждой группе была проведена оценка 30 занятий. Для выполнения исследований были получены информированные согласия родителей детей. На занятиях использовался комплект, состоящий из 50 развивающих игровых программ, предназначенных для дошкольников 5-7 лет и направленных на развитие речи, математических представлений, расширение познаний об окружающем мире и др. Электронные планшеты Samsung с размером экрана 10 дюймов размещались на рабочих столах детей под углом 30-60°.

Оценка функционального состояния организма (ФСО) дошкольников осуществлялась в условиях естественного гигиенического эксперимента до и после занятий, которые проводились одновременно в первой половине дня в динамике недели. Для диагностики утомительности занятий с помощью корректурной методики, адаптированной для детей дошкольного возраста [12], оценивались показатели умственной работоспособности каждого ребенка: скорость и точность корректурной работы. Вычис-

лялся интегральный показатель работоспособности (ИПР) классного коллектива (коэффициент преобладания). Расчет производился по формуле:

ИПР = Количество отличных и хороших работ / Количество неудовлетворительных и плохих работ

Для комплексной оценки психофизиологических свойств и функций организма дошкольников использовался компьютерный комплекс «НС - Психотест». В ходе динамических наблюдений была дана оценка простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) (43 исследования) и реакции на движущийся объект (РДО) (65 исследований) у дошкольников. Состояние здоровья изучали по данным выкопировки медицинской документации детей. Психосоматический статус воспитанников определяли с помощью специальных парных анкет (ребенок - родитель), позволяющих оценить их уровень невротизации, психоэмоциональный статус - с помощью методики цветописи по А.Н. Лутошкину [12]. Уровень развития школьно-необходимых функций изучали с помощью теста Керна-Ирасека. Замеры искусственной освещенности на рабочих местах детей осуществлялись прибором «ТКА-ПКМ»/02. Гигиеническая экспертиза оформления компьютерных развивающих игр для дошкольников на планшетных устройствах проводилась на основе экспертной оценки их визуальных характеристик. Статистическая обработка данных проводилась общепринятыми методами с использованием компьютерных программ Biostat.

Результаты и обсуждение

Экспертная оценка оформления компьютерных игр показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, гарнитура и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учетом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия. Достоинствами оцениваемых игровых развивающих программ являются: отсутствие временной зависимости (работа в свободном темпе, нет диктата объема работы); интерактивный характер развивающих программ (ребенок моментально получает доброжелательный ответ на выполненное задание); соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей.

Анализ состояния здоровья дошкольников сравниваемых групп показал, что функциональные нарушения отмечались у 58% детей, хроническая патология - у 26%. 1-е ранговое место среди функциональных отклонений занимали нарушения костно-мышечной системы - 52,9% детей, 2-е место - часто болеющие дети (4 раза и более в год) - 25,5% детей, 3-е место -нарушения органа зрения - 15,7% детей. Среди хронических заболеваний 1-е место занимали заболевания костно-мышечной системы - 13,7% детей. Эти данные согласуются с популяционными данными, характеризующими состояние здоровья московских дошкольников [9].

Оценка психосоматического статуса детей показала, что повышенный уровень невротизации встречался одинаково часто в группах: у 57,1% воспитанников экспериментальной группы и 54,5% - контрольной,

Кучма В.Р, Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О.

53

Таблица 1

характеристика уровня невротизации и психофизиологического развития дошкольников (P±m)

Группа наблюдения Уровень невротизации, % Уровень развития школьно-необходимых функций, %

допустимый повышенный высокий зрелые зреющие незрелые

Экспериментальная (n = 22) 42,9±10,6 57,1±10,6 - 21,0±8,6 73,7±9,4 5,3±4,8

Контрольная (n = 22) 45,5±10,6 54,5±10,6 - 25,0±10,8 68,8±9,8 6,2±5,1

что соответствует значениям, характерным для дошкольников этого возраста [13]. Случаев регистрации высокого уровня невротизации детей не было выявлено (табл. 1). Диагностика уровня развития школьно-необходимых функций показала, что основную часть воспитанников составляли так называемые зреющие дети: 73,7% в экспериментальной группе и 68,8% - в контрольной (см. табл. 1).

Указанные результаты главным образом связаны с низким качеством выполнения рисунка "Мужская фигура", что свидетельствует о недостаточном развитии аналитических и синтетических функций головного мозга у большинства детей. Такая ситуация весьма характерна для данной возрастной группы современных дошкольников [14].

Анализ показателей ФСО дошкольников, характеризующих утомительность занятий, свидетельствует о том, что воспитанников экспериментальной группы отличали более благоприятные качественные и количественные (на уровне тенденции) показатели умственной работоспособности (табл. 2).

Под влиянием занятий с использованием планшетов у них были выявлены устойчивые показате-

ли умственной работоспособности по сравнению с детьми референтной группы, у которых к концу занятий уровень работоспособности заметно снижался. К окончанию занятий точность корректурной работы в группе контроля снижалась в 1,6 раза, в экспериментальной - в 1,3 раза, поскольку от начала к концу занятий число ошибок в тестах детей контрольной группы увеличивалось с 1,63 до 2,54 (р < 0,001), экспериментальной группы - с 1,34 до 1,80 (р < 0,01). К концу занятий показатели качества корректурной работы в контрольной группе были хуже: воспитанники делали в тестах существенно больше ошибок, чем сверстники из экспериментальной группы (2,54 против 1,80; р < 0,01).

Эти различия наглядно проявились при анализе ИПР, характеризующего состояние всего коллектива. В контрольной группе от начала к концу занятий ИПР снижался более чем в 2 раза (с 1,84 до 0,79 усл. ед.), при этом его значение было значительно ниже условной нормы (1,0 усл. ед.).

О большей утомительности традиционных занятий свидетельствует более высокая частота изменений умственной работоспособности по неблагопри-

Таблица 2

Динамика показателей ФСО дошкольников в процессе занятий

Показатели ФСО дошкольников Экспериментальная группа Контрольная группа

до занятий после занятий до занятий после занятий

Количество исследований 122 127 130 129

Скорость работы (М±т) 69,9±1,9 75,1±1,9 73,9±1,6 66,9±1,9

Точность работы (М±т) 1,34±0,11 1,80±0,12* 1,63±0,11 2,54±0,14**

ИПР, усл. ед. 1,88 1,60 1,84 0,79

Показатели утомления (%, P±m):

- отсутствие утомления 35,2±4,2 23,1±2,2

- начальные признаки утомления 35,1±4,2 28,4±4,0

- явное и выраженное утомление 29,7±4,0 48,5±4,4

Эмоциональное состояние (%, P±m):

- радостное 59,2±4,2 57,0±4,3 59,0±4,1 61,8±4,0

- спокойное 4,6±1,8 12,6±2,8 5,0±1,8 8,3±1,3

- дискомфортное 36,2±4,1 30,4±4,0 36,0±4,0 29,9±3,8

Примечание. * - p < 0,01, ** - p < 0,001.

Таблица 3

Динамика умственной работоспособности дошкольников

Показатель работоспособности Экспериментальная группа Контрольная группа

начало недели середина недели конец недели начало недели середина недели конец недели

Количество исследований 84 55 54 92 73 71

Скорость работы знаков (М±т) 71,4±2,7 77,4±3,3 81,9±3,3 74,7±2,3 75,0±1,6 70,0±2,7

Точность работы (М±т) 1,65±0,14 1,83±0,18 1,69±0,18* 1,84±0,14 1,51±0,14 2,31±0,18*

ИПР, усл. ед. 1,1 1,29 1,9 1,38 1,68 0,68

Явное и выраженное утомление (%, P±m) 21,4±6,2 24,1±6,4 38,5±7,8 41,7±6,2* 36,1±7,4 63,9±7,5**

Примечание. * - р = 0,05, ** - р < 0,05.

ятному типу, отражающая явное утомление каждого ребенка. В референтной группе к концу занятий случаи явного и выраженного утомления регистрировались практически у каждого второго ребенка, что в 1,6 раза превышало величину этого показателя в экспериментальной группе (48,5% против 29,7%, р < 0,001). Регулярность возникновения таких состояний свидетельствует о накоплении утомления и является фактором риска развития или обострения заболеваний у ребенка. При этом распространенность и динамика изменений дискомфортных эмоциональных состояний у дошкольников сравниваемых групп были одинаковы.

Благоприятные показатели умственной работоспособности в течение недели были выявлены в группе, где занятия проходили с использованием электронных планшетов (табл. 3). Об этом свидетельствует увеличение скорости выполнения тестов к концу недели (до 81,4 знака против 71,4 знака в ее начале) при сохранении уровня точности на протяжении всей недели (число ошибок составляло от 1,65 до 1,83) в экспериментальной группе. Одновременно с этим от начала к концу недели величина ИПР повышалась (с 1,1 до 1,9 усл. ед.).

Анализ динамики показателей работоспособности свидетельствует о практически равных значениях скорости и точности выполнения тестов в начале и середине недели у детей обеих групп, при этом величина ИПР была выше допустимого значения (1,0 усл. ед.). Вместе с тем к концу недели дети контрольной группы допускали существенно больше ошибок (2,31 против 1,84, р < 0,05), чем в ее начале. Кроме того, у них в отличие от дошкольников, занимавшихся с планшетами, к концу недели отмечались более низкие показатели скорости (70,0 против 81,9,р < 0,05) и точности (2,31 против 1,69,р < 0,05) выполнения корректурного теста. Число детей, заканчивающих занятия с признаками явного и выраженного утомления, в контрольной группе на протяжении всей недели не только превышало допустимое значение (30,0%), но и существенно увеличивалось от начала к концу недели с 41,7 до 63,9% (р = 0,05). В экспериментальной группе число таких воспитанников в начале и середине недели не превышало 25,0% и лишь к ее

окончанию у 38,5% детей регистрировались изменения умственной работоспособности по неблагоприятному типу, но при этом их число было существенно меньше по сравнению с контрольной группой (38,5% против 63,9%, р < 0,05).

Таким образом, сопоставление результатов оценки утомительного влияния занятий на детей сравниваемых групп в динамике дня и недели свидетельствует о благоприятных показателях умственной работоспособности у дошкольников при использовании электронных планшетов.

Полученные результаты исследования подтверждают и данные изучения функционального состояния ЦНС детей. Они свидетельствуют о достоверном увеличении времени ПЗМР у дошкольников после традиционных занятий (с 262,56 ±6,2 до 288,6±9,7 мс, р < 0,05), т. е. об уменьшении скорости ПЗМР, обусловленной снижением функциональных возможностей организма (табл. 4). В динамике занятий с использованием планшета этого не происходит: латентный период (соответственно и скорость) ПЗМР не изменяется, стабильное функциональное состояние организма, концентрация внимания и собранность детей сохраняются неизменными до конца занятия.

К концу занятий с электронным планшетом выявлена тенденция увеличения доли детей, у которых диагностируется уравновешенность нервных процессов.

Таблица 4

характеристика простой зрительно-моторной реакции дошкольников (М±m)

Использование электронного Время простой зрительно-моторной реакции, мс Достоверность различий

планшета на занятиях до занятий после занятий

Планшет не 262,56±6,2* 288,6±9,7* р < 0,05

использовался (n = 12) (n = 12) T=2,1

Планшет ис- 285,2±11,2 294,1±13,8 р > 0,05

пользовался (n = 9) (n = 10)

Кучма В.Р, Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Березина Н.О.

55

Это свидетельствует об отсутствии возбуждающего влияния развивающих игровых занятий с использованием электронного планшета на ЦНС воспитанников. Полученные данные полностью согласуются с результатами наших предыдущих исследований, в которых было установлено, что рациональное использование ЭСО способствует активации умственной деятельности детей, оказывает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности [2].

Гигиеническая оценка влияния занятий на ФСО дошкольников 6-7 лет показала, что использование развивающих электронных игр на планшетных устройствах Samsung не сопровождается выраженным утомлением детей по сравнению с традиционно организованными занятиями. Благодаря образной, динамичной, яркой и адекватной возрасту и психологическим особенностям детей подаче информации развивающие игры способствуют снижению монотонности образовательной деятельности и повышают у детей устойчивость к развитию утомления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лапонова Е.Д., Шумкова Т.В. Гигиенические аспекты использования ноутбуков в обучении младших школьников. вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 47-50.

2. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д., Воронова Б.З., Лашнева И.П. Обоснование регламентов использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором в процессе учебных занятий. Гигиена и санитария. 2014; 1: 108-10.

3. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 5 (254): 12-4.

4. Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения детей в России. М.: Центр развития межсекторальных программ; 2008.

5. Пичужкина Н.М. Коновалова А.В. Факторы риска формирования миопии у детей. Здравоохранение Российской Федерации. 2008; 1: 42.

6. Галимзянова Г.З., Гурылева М.Э. Факторы, способствующие формированию миопии у школьников. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 47-51.

7. Сухарева Л.М., Баранова-Намазова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Полька Н.С., Платонова А.Г., Яцковская Н.Я., Джуринская С.Н., Шкабран Е.С. Актуальные проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В кн.: Материалы 3-го всероссийского конгресса с международным участием по школьной и универси-тетскоймедицине М.; 2012: 324-6.

9. Рапопорт И.К., Храмцов П.И., Звездина И.В., Сотникова Е.Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений г. Москвы. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 49-52.

10. Клопотова Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников. Дошкольное воспитание. 2014; 7: 97-102.

11. КомароваИ.И.,КуликовА.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез; 2013.

12. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.; 2012.

13. Степанова М.И., Сазанюк З.И. Что такое «школьная зрелость»? справочник педиатра. 2006; 7: 71-6.

14. Лашнева И.П., Сазанюк З.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности. Детский сад: теория и практика. 2014; 6: 6-13.

Поступила 20.05.15

REFERENCES

1. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Laponova E.D., Shumkova T.V. Hygienic aspects of the use of laptops in teaching younger students. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2012; 1: 47-50. (in Russian)

2. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Laponova E.D., Voronova B.Z., Lashneva I.P. Rationale regulations the use of computers with LCD monitor during training sessions. Gigiena i sanitariya. 2014; 1: 10810. (in Russian)

3. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V. Justification hygienic requirements for the use of interactive whiteboards in the classroom. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; 5 (254): 12-4. (in Russian)

4. Nefedovskaya L.V. Medical and social Problems of children with Visual Impairment in Russia. [Mediko-sotsial'nye problemy narusheniya zreniya detey v Rossii]. Moscow: Tsentr razvitiya mezhsektoral'nykh programm; 2008. (in Russian)

5. Pichuzhkina N.M. Konovalova A.V. Risk factors for the formation of myopia in children. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2008; 1: 42. (in Russian)

6. Galimzyanova G.Z., Guryleva M.E. Factors contributing to the formation of myopia among schoolchildren. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 2: 47-51. (in Russian)

7. Sukhareva L.M., Baranova-Namazova L.S., Rapoport I.K. The incidence of Moscow students in the dynamics of learning from the first to the ninth grade. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 4: 48-52. (in Russian)

8. Pol'ka N.S., Platonova A.G., Yatskovskaya N.Ya., Dzhurinskaya S.N., Shkabran E.S. Actual problems of the use of information and communication technologies in the educational process. In: Proceedings of the 3rd All-Russian congress with international Participation in school and university Medicine. [Aktual'nye problemy ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovatel'nom protsesse]. Moscow: 2012; 324-6. (in Russian)

9. Rapoport I.K., Khramtsov P.I., Zvezdina I.V., Sotnikova E.N. The health status of children from pre-school institutions in Moscow. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 49-52. (in Russian)

10. Klopotova E. computer games in the life of modern preschoolers. Doshkol'noe vospitanie. 2014; 7: 97-102. (in Russian)

11. Komarova I.I., Kulikov A.V. information and communication Technology in Early childhood Education. [informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii]. Moscow: Mozaika-Sintez; 2013. (in Russian)

12. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., eds. Guidelines for the diagnosis and Prevention of school-related diseases, improvement of children in Educational institutions. [Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkol'no-obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorovlenii detey obrazovatel'nykh uchrezhdeniy]. Moscow; 2012. (in Russian)

13. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I. What is a "school maturity"? spravochnikpediatra. 2006; 7: 71-6. (in Russian)

14. Lashneva I.P., Sazanyuk Z.I. "School maturity" as an important prerequisite for learning activities. detskiy sad: teoriya i praktika. 2014; 6: 6-13. (in Russian)

Received 20.05.15

Сведения об авторах:

Кучма Владислав Ремирович, доктор мед. наук, проф., член-корр. РАН, заместитель директора по научной работе; Степанова Марина Исааковна, доктор мед. наук, проф., зав. отделом гигиенических проблем жизнедеятельности детей и подростков; Сазанюк Зинаида Ивановна, к.м.н., ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков; Александрова Ирина Эрнстовна, к.м.н., вед. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков; Лашнева Ирина Павловна, к.м.н., ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков; Березина Надежда Олеговна, к.м.н., ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.