© н. н. куинджи, Е. Д. ЛАПОНОВА, 2013 УДК 613.955:371.3
Н. Н. Куинджи, Е. Д. Лапонова
особенности адаптации детей к предметному обучению при гендерной индивидуализации и традиционной организации образовательного процесса
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1
Представлены данные гигиенической оценки адаптации пятиклассников к переходу на предметное обучение. Выявлены различия в характере и сроках адаптации к предметному обучению в школах с гендерной индивидуализацией и традиционной организацией образовательного процесса. При гендерной индивидуализации образования адаптация к предметному обучению носила более благоприятный характер у девочек - учениц гендерных классов и не различалась по характеру течения у мальчиков с гендерной и традиционной организацией образовательного процесса.
Ключевые слова: адаптация, предметное обучение, гендерная индивидуализация, традиционное обучение, мальчики, девочки
N. N. Kuindzhi, E. D. Laponova
PECULIARITIES OF THE ADAPTATION OF CHILDREN TO SUBJECT EDUCATION UNDER GENDER INDIVIDUALIZATION AND TRADITIONAL ARRANGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS
Federal State Budgetary Institution Scientific Center of Child Healthcare of the Russian Academy of Medical Sciences, 2, build. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
The data concerning hygienic evaluation of adaptation of the fifth graders for transition to subject learning are presented Differences in the character and the terms of adaptation to subject learning in schools with gender individualization of educational process have been revealed. Under gender individualization of education adaptation to subject learning was more favourable in girls - girls from gender classes and did not differ according to the character of course in the boys with gender and traditional arrangement of the educational process.
Key words: adaptation, subject learning, gender individualization, traditional education, boys, girls
Организация отечественного школьного образования ставит обучающихся перед необходимостью адаптироваться к началу систематического школьного обучения, потом - к переходу на предметное обучение и, наконец, к профильному обучению. Если особенности адаптации ребенка к начальной и основной школе достаточно отражены в публикациях [3, 5, 6], то адаптация к предметному обучению в условиях гендерной индивидуализации образовательного процесса специально не изучалась. Между тем переход на предметное обучение обрушивает на пятиклассников 10-11 лет целый комплекс незнакомых факторов, новизна которых и является основным объектом, требующим адаптации [7].
К таким объектам следует отнести: замену одного учителя разными педагогами-предметниками, каждый из которых индивидуален по психологическим особенностям, мастерству, методам преподавания и взаимодействию с обучающимися; переход от обучения в постоянном классе к перемещению по разным этажам и кабинетам; отсутствие индивидуального, приспособленного к росту, рабочего места.
Усугубляет приспособление к новым условиям обучения ограниченное время перемен, а также недостаточная сформированность у школьников само-
Для корреспонденции: Куинджи Наталия Николаевна, доктор мед. наук, проф., гл. науч. сотр. лаб. гигиены, обучения и воспитания НЦЗД РАМН
стоятельного поведения к началу перехода на вторую ступень школьного образования.
Целью работы было изучить особенности протекания и сроков завершения адаптации пятиклассников к предметному обучению в зависимости от применения поло-личностного (гендерного) подхода к обучению мальчиков и девочек или без гендерной индивидуализации. В наших предыдущих исследованиях [4, 8] были установлены профилактические преимущества гендерной индивидуализации обучения, построенной на разных способах подачи мальчикам и девочкам учебной информации (табл. 1), которые в свою очередь определяются возрастно-половыми различиями формирования у детей функциональной межполушарной асимметрии организма (ФМА).
Если исходить из данных литературы [2] о том, что среди школьников-мальчиков преобладают лица с доминированием правого полушария (60%), а среди школьниц-девочек одинаково число лиц с доминированием правого (49%) или левого (51%) полушария, то очевидной становится физиологическая целесообразность обучать их по-разному.
Материалы и методы
Изучение адаптации к переходу на предметное обучение проводилось в двух языковых (одинаковых по объему учебного плана) школах. в одной из школ применялась гендерная индивидуализация обучения
Н. Н. Куинджи, Е. Д. Лапонова
Таблица 1
Различия в обучаемости школьников с доминированием в фМА разных полушарий мозга (по В. Д. Еремеевой, 2003)
Левополушарные (преобладают девочки) Правополушарные (преобладают мальчики)
1. Воспринимают информацию через вербализацию 1. Воспринимают информацию образно, эмоционально
2. Строят логические цепочки 2. Идут от образа к слову. Главное для них - смысл
3. Хорошо работают по планам 3. Хорошо развита поисковая деятельность
4. Легко воспринимают абстрактный материал 4. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров
5. Складывают информацию из кусочков 5. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают понимать смысл
6. Легче пишут диктанты 6. Легче пишут сочинения
7. Легко идет разбор слов 7. Трудно идет разбор слов
8. Трудно включаются в дискуссию 8. Легко включаются в дискуссию
9. Легко находят ошибки в словах 9. Не видят ошибок в словах
10. Теряются в нестандартной ситуации 10. Могут применять знания в нестандартной ситуации
11. Хорошие организаторы, прагматики 11. Творческие личности
12. Эрудиты 12. Генераторы идей
13. Легко обучаются школьным способом 13. Легко обучаются погружением в среду, в язык
(школа с раздельно-параллельными классами для девочек (п = 26-28 человек) и мальчиков (п = 21 человек)), а другая служила контролем (школа с традиционной комплектацией классов и обучением девочек (п = 24) и мальчиков (п = 12) по одинаковой методике). Исследования проводились на протяжении четырех недель сентября в начале первой и в конце каждой из недель.
использовались традиционные для школьной гигиены методы: корректурное тестирование умственной работоспособности школьников на уроках; эмоциональное состояние по методу Лутошкина; степень невротизации по анкете Л. Шевчиковой; регистрация артериального давления (АД). За критерий завершения адаптации принималось установление исходного уровня функционального состояния оцениваемых функций (систем, процессов, состояний и т. п.) после его некоторых изменений под воздействием новых факторов [7]. Из комплекса показателей, включающихся в процесс адаптации, приоритет отдавался изменениям гемодинамики, о которых судили по реакции АД на новые условия обучения. При этом мы исходили из высокой чувствительности различных
функций сердечно-сосудистой системы к средовым воздействиям [1], а также из достаточной, причем одновременной, чувствительности тоногенной и хро-нотропной характеристик АД к изменениям среды и образа жизни человека.
Результаты и обсуждение
Анализ полученных результатов начнем с характеристики течения и завершения адаптации у школьников гендерных классов (табл. 2).
Как показывает табл. 2, переход девочек на предметное обучение при его гендерной индивидуализации не повлиял на состояние их гемодинамики. Об этом свидетельствует отсутствие у них достоверного изменения частоты неблагоприятных сдвигов АД на всех отрезках адаптационного периода (^ = 0,6; t = 1; = 1,6).
переход мальчиков гендерного класса на предметное обучение сопровождался перестройкой гемодинамики сначала на 2-й неделе в сторону увеличения частоты неблагоприятных реакций АД (^ = 1,9) и вторично на 3-й неделе адаптации в сторону снижения таких реакций (^ = 2,4). Исходная частота неблагоприятных сдвигов гемодинамики восстанавливалась у мальчиков на 4-й неделе = 0,2), что служит поводом (согласно выбранному критерию) считать 4-ю неделю сроком завершения адаптации у мальчиков к предметному обучению.
Характеристику течения и завершения адаптации у мальчиков и девочек смешанных (контрольных) классов показывает табл. 3.
Как следует из табл. 3, у школьников смешанных по полу классов перестройка гемодинамики сопровождалась более выраженными колебаниями АД на протяжении адаптации к предметному обучению по сравнению с его изменениями в классах с гендерной индивидуализацией образования.
У девочек смешанных классов восстановление исходного уровня неблагоприятных реакций АД происходило на 3-й неделе, а у мальчиков - на 4-й неделе. Из этого следует, что гендерный подход к подаче учебной информации улучшал у девочек характер протекания адаптации к предметному обучению. У мальчиков гендерных классов подобного улучшения в течении и сроках завершения адаптации не установлено, что мы объясняем недостаточной гендерной компетенцией женщин-учителей в работе с мальчиками.
Выявленные сроки завершения адаптации подтверждались у школьников не только стабилизацией гемодинамики, но и изменениями других регистрируемых функций. Так, у девочек смешанных классов на 3-й неделе (сроке завершения адаптации) установлена наибольшая частота уравновешенных (наиболее продуктивных для обучения) эмоциональных состояний (утром 25%, в конце учебного дня 14% против 19 и 4% в остальные недели). Среди девочек же ген-дерных классов, адаптация которых существенно не влияла на состояние гемодинамики, уравновешенное эмоциональное состояние наблюдалось у 20-25% на протяжении всего периода наблюдений.
Таблица 2
частота неблагоприятных реакций АД у мальчиков и девочек гендерных 5-х классов в период адаптации к предметному обучению (в %)
Неделя наблюдения
Гендерные классы 1-я 2-я 4-2 3-я ¿1-3 4-я ¿1-4
М ± т М ± т М ± т М ± т
Девочки 61,5 ± 7,3 55,6 ± 7,0 0,6 65,4 ± 6,2 1,0 78,6 ± 8,0 1,6
Мальчики 66,7 ± 7,9 90,0 ± 8,8 1,9 43,8 ± 6,6 2,4 63,2 ± 7,7 0,2
Таблица 3
частота неблагоприятных реакций АД у мальчиков и девочек смешанных 5-х классов в период адаптации к предметному обучении (в %)
Неделя наблюдения
Смешанные классы 1-я 2-я ¿1-2 3-я ^-3 4-я ¿1-4
М ± т М ± т М ± т М ± т
Девочки 63,3 ± 7,3 41,4 ± 6,1 2,3 50,0 ± 7,0 1,3 76,7 ± 7,8 1,23
Мальчики 41,2 ± 6,4 52,9 ± 7,2 1,2 72,4 ± 7,7 3,1 41,2 ± 6,4 0
Несмотря на одинаковые у мальчиков разных классов сроки адаптации к предметному обучению (4-я неделя), в тендерном коллективе к этому времени частота уравновешенных эмоциональных состояний среди мальчиков увеличивалась до 10,5-22,5%, в то время как в смешанном классе она уменьшалась до 3,2-9,7% (соответственно в начале и конце учебного дня). Кроме того, в смешанном коллективе на 4-й неделе адаптации 51% мальчиков отметили дискомфортное эмоциональное состояние, в то время как данный показатель в гендерном классе не превышал 32,5%.
Особого внимания заслуживают различия умственной работоспособности у школьников гендер-ных и смешанных классов. В классах с тендерной индивидуализацией обучения у мальчиков и девочек достоверно нарастала от 1-й к 4-й неделе адаптации скорость, точность работы, уменьшалась частота случаев сильного и выраженного утомления на уроках с 41,8 до 25,2% (р < 0,05) у девочек и сохранялась на одном уровне популяционная величина данного показателя у мальчиков. В смешанных классах достоверного улучшения у мальчиков и девочек показателей умственной работоспособности в течение четырех недель наблюдения не выявлено, а частота случаев сильного и выраженного утомления на уроках стабильно удерживалась на высоком уровне (в пределах 43-44%).
Таким образом, переход пятиклассников на предметное обучение сопровождается адаптационной реакцией их организма, течение и длительность которой различаются в зависимости от применения или не применения гендерного подхода к обучению детей в школе. Гендерная индивидуализация методического подхода к обучению школьников способствует более благоприят-
ному протеканию адаптации к предметному обучению пятиклассников каждого пола. У девочек гендерного класса процесс адаптации протекает без перестройки гемодинамики на фоне устойчивой и высокой частоты уравновешенных эмоциональных состояний, продуктивных для учебы, и нарастания скорости, точности, комплексного показателя умственной работоспособности на протяжении всего периода наблюдения. У девочек смешанного класса адаптационная реакция сопровождалась перестройкой гемодинамики, которая восстанавливалась до исходного состояния на 3-й неделе адаптации наряду со стабилизацией в это время остальных регистрируемых показателей, которая и принималась у девочек смешанных классов за время завершения адаптации к предметному обучению. У мальчиков адаптационная реакция к предметному обучению характеризовалась перестройкой гемодинамики независимо от использования разных методических подходов к обучению детей разного пола. Восстановление исходного состояния гемодинамики как в гендерном, так и в смешанном классе приходилось у мальчиков на 4-ю неделю адаптационного периода. Протекание же адаптации по другим регистрируемым показателям существенно различалось у мальчиков сравниваемых коллективов: в гендерном классе к 4-й неделе нарастала частота уравновешенных и комфортных эмоциональных состояний, увеличивалась скорость, улучшались точность и комплексный показатель умственной работоспособности. В смешанном классе к 4-й неделе увеличивалось число дискомфортных эмоциональных состояний. Гендерная индивидуализация школьного обучения позволяет полнее использовать когнитивный потенциал школьников каждого пола даже при необходимости их адаптации к новым условиям обучения. отсутствие преимуществ в сроках завершения адаптации у мальчиков гендерного класса может зависеть от недостаточной гендерной компетенции учителей-женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. М.: РУДН; 2006; 6: 230-75.
2. Аршавский В. В. Популяционная структура полиморфизма функциональной межполушарной асимметрии. В кн.: Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир; 2009: 458-520.
3. Ахмерова С. Г., Галимов Р. Р., Николаева В. В., Муталов А. Г. Образ жизни пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения. Российский педиатрический журнал. 2010; 1: 52-4.
4. Куинджи Н. Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом; 2010: 40-58.
5. Кунцевич С. А., Рзянкина М. Ф. Психологический портрет пятиклассников в системе среднего звена школьного образования. Российский педиатрический журнал. 2009; 4: 25-8.
6. Потупчик Т. В., МакароваМ. В., Прахин Е. И., Эверт Л. С., Бак-шеева С. С. Критерии оценки адаптации детей к высоким учебным нагрузкам. Гигиена и санитария. 2011; 6: 41-4.
7. Громбах С. М. Проблема адаптации в гигиене детей и подрост-
А.В. Ким
ков. В кн.: Сердюковская Г. Н., Громбах С. М., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник трудов. Вып. IV. М.; 1977: 13-28.
8. Куинджи н. н., Лапонова Е. Д. Гигиеническая целесообразность раздельного обучения детей с элементами гендерного воспитания. В кн.: Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2009: 129-45.
references
1. Agadzhanyan N. A., Baevskiy R. M., Berseneva A. P. Problems of adaptation and teaching about health. M.: RUDN; 2006; 6: 230-75 (in Russian).
2. Arshavskiy V. V. Population structure of a functional polymorphism of asymmetry. In.: Guidelines on functional hemispheric asymmetry. M.: Nauchnyy mir; 2009: 458-520 (in Russian).
3. Akhmerova S. G., Galimov R. R., Nikolaeva V. V., Mutalov A. G. Lifestyle fifth graders in the period of adaptation to the new conditions of learning. Rossiyskii pediatricheskii zhurnal. 2010; 1: 52-4 (in Russian).
4. Kuindzhi N. N. A gender approach to training and education of
children in school: physiological, hygienic and social aspects. M.: Pashkov dom; 2010: 40-58 (in Russian).
5. Kuntsevich S. A., Rzyankina M. F. Psychological portrait of fifth graders at the secondary level of education. Rossiyskii pediatricheskii zhurnal. 2009; 4: 25-8 (in Russian).
6. PotupchikT. V., MakarovaM. V., PrakhinE. I., EvertL. S., Baksheeva S. S. Evaluation criteria adaptation of children to high academic load. Gigiena i sanitariya. 2011; 6: 41-4 (in Russian).
7. Grombakh S. M., Serdyukovskaya G. N. The problem of adaptation to the health of children and adolescents. Care of children and adolescents. Vyp. IV. M.; 1977: 13-28 (in Russian).
8. Kuindzhi N. N., Laponova E. D. Hygienic appropriateness of separate elements of the education of children with gender education. V kn.: Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Stepanova M. I., Hygienic problems of school innovation. M.: Scientific Centre of Children's Health of RAMS; 2009: 129-45 (in Russian).
Поступила 07.02.13
сведения об авторах:
Лапонова Евгения Дмитриевна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания НЦЗД РАМН, e-mail: laponova_ [email protected]
© А.В.КИМ, 2013
УДК 613.96:355.211.5]:614.2
А.В. Ким
медико-социальный статус допризывников и пути
совершенствования системы медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе
Санкт-Петербургское ГУЗ городская поликлиника № 37, 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, 6, литер А
I Представлены данные анализа медико-социального статуса допризывников мегаполиса (на примере санкт-Петербурга). Предложена система мер по оптимизации медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе.
Ключевые слова: допризывники, медико-социальный статус, военная служба, медицинское обеспечение
A. V. Kim
MEDICAL AND SOCIAL STATUS OF YOUTHS OF PREMILITARY AGE AND WAYS TO IMPROVE HEALTH-CARE SYSTEMS OF PREPARING YOUTHS FOR MILITARY SERVICE
Saint Petersburg State Establishment of Health care "City policlinic № 37, 6-A, Gorokhovaya str., Saint-Petersburg, Russia, 191186
I There are presented data of analysis of medical and social status of the youth ofpremilitary age in metropolis (through the example of St. Petersburg). The system of measures on optimization of the medical care of preparing citizens for military service is proposed.
Key words: youth ofpremilitary age, social status, health, military service, medical support
ведение альтернативной военной службы в современной армии, изменения законодательства в плане сокращения сроков военной службы по призыву и числу отсрочек при призыве на срочную службу указывают на существенные изменения в кадровой политике Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации. Произошедшее сокращение вдвое срока службы по призыву на военную службу
Для корреспонденции: Ким Андрей вячеславович, гл. врач Санкт-Петербургского ГУЗ городская поликлиника №37, e-mail: [email protected]
при необходимости сохранения общей численности армии, безусловно, ведет к ежегодному увеличению числа граждан, призываемых на военную службу, что на фоне негативных демографических тенденций 90-х годов ХХ века приводит к существенным трудностям при комплектовании войск. В связи с этим являются актуальными исследования, направленные на оценку медико-социальных характеристик современных юношей, являющихся основным кадровым потенциалом при формировании призывных ресурсов.
С целью прогнозирования призыва граждан на военную службу был проведен комплексный анализ результатов первоначальной постановки на воинский