Таблица 2
Отклонение (в %) показателя биологического возраста рабочих от должных величин
Группа обследованных Всего % лиц с превышением Превышение БВ над ДБВ, годы
БВ над ДБВ до 5 5—10 свыше 10
Горнорабочие основных профессий Горнорабочие вспомогательных профессий 49 39 98,0 100,0 14,3 20,5 28,6 41,0 55,1 38,5
Контроль 23 95,6 21,7 30,4 43,5
девременно постаревший) особенно высок именно в группе основных профессий (55,1%) среди всех рассматриваемых групп, что может свидетельствовать о более существенном воздействии на организм факторов производственной среды непосредственно в забое, а также повышенной тяжести и напряженности труда (табл. 2).
Сопоставление величин БВ и ДБВ позволяет сделать вывод о степени постарения индивидуума относительно популяционной выборки лиц того же возраста. Результатом сопоставления является либо разность БВ-ДБВ либо индекс БВ/ДБВ. Использование индекса, на наш взгляд, целесообразнее, поскольку дает возможность рассматривать полученные результаты в комплексе с другими величинами, традиционно соотносимыми с единицей, например с вероятностью или коэффициентом опасности в методике оценки риска.
Заключение
Расчет показателя БВ с учетом его отклонения от должных величин позволяет провести экспресс-оценку состояния здоровья работающих на основе характеристики функционального состояния организма рабочих разных профессий в зависимости от особенностей условий труда. По данным литературных источников, при воздействии вредных условий труда скорость процессов старения возрастает до 2 раз при малой среднегодовой интенсивности производственных факторов, в 3—4 раза при умеренной, в 5—10 раз при высокой [5]. Модифицированная методика расчета БВ с трактовкой результатов с позиций развития утомления и снижения адаптационно-компенсаторных возможностей организма горнорабочих-северян была использована для физиолого-гигиени-ческого обоснования рациональных режимов труда [6]. Моделирование по данным БВ позволило разработать системную модель общей и профессиональной трудоспособности работающего населения, в том числе, шахтеров [7]. Результаты исследований, проведенных на нескольких промышленных предприятиях, продемонстрировали прежде всего адекватность метода, большую пропускную способность, унифицированность и, что немаловажно, возможность формирования компьютерного банка данных. Таким образом, можно говорить о целесообразности более широкого использования данного методического подхода при изучении состояния здоровья работающих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахаладзе Н.Г. Биологический возраст как проблема теоретической и практической медицины. Medix. Anti-Aging. 2011; 1—2.
2. Афанасьева Р.Ф., Прокопенко Л.В. Биологический возраст как критерий оценки условий труда (на примере производства титановых сплавов). Медицина труда и промышленная экология. 2009; 2: 1—5.
3. Шушкова Т.С. Физиолого-гигиеническое обоснование рациональных режимов труда некоторых групп горнорабочих Заполярья. Медицина труда и промышленная экология. 1997; 10: 8—12.
4. Биологический возраст. Наследственность и старение: Сборник. Киев; 1984.
5. Борисенкова Р.В., Махотин Г.И. Труд и здоровье горнорабочих. М.; 2001.
6. Сорокин Г.А. Скорость старения — интегральный показатель гигиенического нормирования труда. В кн.: Медицина на пороге 21 века. СПб.; 2000: 158—9.
7. Решетюк А.Л., Поворознюк В.В., Козловская С.Г., Трунова О.А., Передерий Г.С. Профессиональное старение (моделирование по данным биологического возраста). Медицина труда и промышленная экология. 2000; 2: 23—8.
REFERENCES
1. Ahaladze N.G. Biological age as a problem of theoretical and practical medicine. Medix. Anti-Aging. 2011; 1—2 (in Russian).
2. Afanas'eva R.F., Prokopenko L.V. Biological age as a criterion for evaluation of working conditions (for example, the production of titanium alloys) Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2009; 2: 1—5 (in Russian).
3. Shushkova T.S. Physiological and hygienic substantiation of rational modes of work of some groups of miners in Arctic region. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 1997; 10: 8—12 (in Russian).
4. Biological age. Heredity and aging: collection. Kiev; 1984 (in Russian).
5. BorisenkovaR.V.,Mahotin G.I. Labor and health of miners. Moscow; 2001 (in Russian).
6. Sorokin G.A. The rate of aging — an integral component of hygienic standardization work. Medicine is on the threshold of the 21st century. St. Petersburg; 2000: 158—9 (in Russian).
7. Reshetjuk A.L., Povoroznjuk V.V., Kozlovskaja S.G., Trunova O.A., Perederij G.S. Professional aging (simulation according to biological age). Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2000; 2: 23—8 (in Russian).
Поступила 14.06.13
© Е.Д. ЛАПОНОВА, 2013 УДК 613.955:371.7
Е.Д. ЛАПОНОВА
Профилактические возможности гендерного подхода в образовательном процессе
ФГБУ Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва
Контактная информация: Лапонова Евгения Дмитриевна; e-mail: laponova_ed@mail.ru
Интенсивное реформирование системы школьного образования на фоне значительных неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья подрастающего поколения актуализирует необходимость гигиенической оценки активно внедряемых в образовательный процесс инновационных педагогических подходов. Cегодня школа рассматривается как идеальное место для осуществления профилактической работы путем создания условий, препятствующих формированию выраженного учебного утомления и как следствие ухудшению состояния здоровья детей. Очевидно, что механизмы достижения этих целей весьма разнообразны. Одним из них может стать гендерный подход, обеспечивающий различную организацию образовательного процесса на основе поло-личностных особенностей восприятия и переработки учебной информации мальчиками и девочками. Цель настоящего исследования — оценить степень утомительности учебного процесса для учащихся 5-х гендерных и смешанных классов в учебных заведениях с повышенной образовательной нагрузкой. Показано, что реализация гендерного педагогического подхода снижает физиологическую стоимость обучения, что позволяет рассматривать его как один из эффективных способов здоровьесбережения школьников.
Ключевые слова: здоровьесбережение; гендер; мальчики; девочки.
THE PREVENTIVE CAPABILITIES OF GENDER APPROACH IN EDUCATION PROCESS
E.D. Laponova
The Research Center of Children Health of the Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russia The intensive reformation of system of school education against the background of significant unfavorable shifts in health conditions of growing generation actualizes the necessity of hygienic evaluation of innovative pedagogic processes actively implemented into educational process. Nowadays, school is considered as an ideal place to implement preventive measures through organization of conditions preventing formation of intensive training tiredness and as a result deterioration of children health. It is obvious that the mechanisms of attaining these goals are rather various. One of them can be gender approach providing various organization of educational process based on gender personal characteristics ofperception and processing of educational information by boys and girls. The study evaluated degree of tiresomeness of educational process for schoolchildren of fifth gender and mixed grades in educational institutions with increased educational load/ it is demonstrated that the realization of gender education decreases physiological cost of education. Hence this approach can be considered as one of effective modes of health-saving in children.
Key words: health-saving; gender; boy, girl.
Интенсивное реформирование системы школьного образования на фоне значительных неблагоприятных сдвигов в состоянии здоровья подрастающего поколения актуализирует необходимость гигиенической оценки активно внедряемых в образовательный процесс инновационных педагогических подходов [1—3]. В работах известных специалистов по педагогическим технологиям (Беспалько В.П., Селевко Г.Н., Гузеева В.В., Якиманская И.С. и др.) практически не встречаются указания на то, что технологии в образовании должны учитывать наряду с другими особенностями ребенка состояние его здоровья [4]. Между тем профилактический подход как одно из приоритетных направлений развития системы общего образования представлен в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. в образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Федеральных государственных образовательных стандартах (2011).
В соответствии с федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательная деятельность относится к потенциально опасным. Помимо прочего, это связано с высоким уровнем интенсификации образовательного процесса, осуществляющегося зачастую без учета состояния здоровья, морфофункциональных и возрастно-половых особенностей детей. Тем не менее, по мнению многих специалистов, именно школа рассматривается сегодня как идеальное место для осуществления профилактической работы путем прежде всего создания условий, препятствующих формированию выраженного учебного утомления и как следствие ухудшению состояния здоровья детей [1, 3]. Очевидно, что механизмы достижения этих целей весьма разнообразны. Одним из них может стать гендерный (поло-личностный) подход, обеспечивающий различную организацию образовательного процесса на основе поло-личностных особенностей
восприятия и переработки учебной информации мальчиками и девочками [5, 6].
Известно, что один из напряженных периодов школьного образования — переход в основную школу. В период обучения в 5-м классе отмечаются не только значительное снижение работоспособности и напряжение функций и систем организма [1, 3, 7], но и ухудшение состояния здоровья школьников [1, 2].
Цель настоящего исследования — оценить степень утомительности учебного процесса для учащихся 5-х гендерных и смешанных классов в учебных заведениях с повышенной образовательной нагрузкой.
Материалы и методы
Под наблюдением находились 55 девочек и 43 мальчика — учащиеся 5-х классов школ с повышенной образовательной нагрузкой. В одной из них на протяжении более 20 лет практикуется организация раздельных (гендерных) классов для мальчиков и девочек. Исследования проводили в начале и конце учебного года с помощью принятой в гигиене детей и подростков методики изучения умственной работоспособности (УР).
Результаты
От начала к концу учебного года у учениц гендерных классов достоверно увеличились скорость (с 316,5 ± 5,7 до 336,8 ± 4,5 знаков; р < 0,05) и точность (с 4,9 ± 0,2 до 4,1 ± 0,1 усл. ед.; р < 0,05) УР. Интегральный показатель УР (коэффициент «П») регистрировали на высоком уровне в начале обучения — 1,79 усл. ед., а к окончанию учебного года он остался в пределах нормы — 1,08 усл. ед. При этом частота случаев сильного и выраженного утомления не превышала популяционную и составляла от 25,2 до 36,0%. У учениц смешанных классов также наблюдали рост скорости и точности УР, однако «П» к окончанию учебного года снизился с 1,04 до 0,43 усл. ед., что можно объяснить высокой частотой случаев сильного и выраженного утомления, регистрируемых у ДС, — 43,9 — 55,7%.
Аналогичную ситуацию наблюдали и при сравнительном анализе данных мальчиков — учеников ген-дерных (ММ) и смешанных (МС) классов. У ММ ко -эффициент «П» увеличился с 1,46 до 1,88 усл. ед., а частота сильного и выраженного утомления составила 35,1 и 25,2% (к концу учебного года). В группе МС на протяжении 5-го класса увеличилась только скорость УР (с 231,7 ± 6,7 до 269,3 ± 8,1 знаков). Значительное снижение точности работы (с 6,3 ± 0,3 до 7,8 ± 0,4 усл. ед), коэффициента «П» (с 0,9 до 0,4 усл. ед.) на фоне высокой частоты случаев сильного и выраженного утомления (37,2 и 57,9%) говорит о более высокой физиологической стоимости обучения мальчиков в смешанных классных коллективах.
Выводы
1. Педагогика, ориентированная на учет поло-личностных особенностей восприятия и переработки учебной информации, способствует устойчивости УР как у мальчиков, так и у и девочек и является перспективной для профилактики развития выраженного учебного утомления.
2. Реализация гендерного педагогического подхода снижает физиологическую стоимость обучения, что позволяет рассматривать его как один из эффективных способов здоровьесбережения школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.; 2009.
2. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. и др. Динамика показателей состояния здоровья учащихся средних классов Москвы в 2010 г. В кн.: Материалы XV конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М.; 2011: 849.
3. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обуче-
© А.Г. МИГАЧЕВА УДК 613.6:635
ния. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46—9.
4. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.: Пробел; 2000: 2012.
5. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом; 2010: 40—58.
6. Еремеева В.Д. Гендерная педагогика и нейропсихология пола. В кн.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (ген-дерного) образования в России». М.; 2010: 38—46.
7. Кунцевич С.А., Рзянкина М.Ф. Психологический портрет пятиклассников в системе среднего звена школьного образования. Российский педиатрический журнал. 2009; 4: 25—8.
REFERENCES
1. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic problems of school innovation. Moscow; 2009 (in Russian).
2. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. et al. Changes in the health status of middle school students of Moscow in 2010. In: Materials of XV Congress of Pediatricians of Russia "Actual Problems of Pediatrics". Moscow; 2011: 849 (in Russian).
3. StepanovaM.I., SazanyukZ.I., PolenovaM.A. et al. Prevention of school health in the learning process. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 3: 46—9 (in Russian).
4. Virabova A.R. Development of health saving educational environments through integration of resources. Moscow: Probel; 2000: 2012 (in Russian).
5. Kuindzhi N.N. A gender-sensitive approach to education and upbringing of children in school: physiological, hygienic and social aspects. Moscow: Pashkov dom; 2010: 40—58 (in Russian).
6. Eremeeva V.D. Gender pedagogy and neuropsychology. In: (I) the Materials of the all-Russian scientific-practical Conference "Experience and prospects of gender education in Russia". Moscow; 2010: 38—46 (in Russian).
7. Kuntsevich S.A., Rzyankina M.F. A psychological portrait of the fifth formers of secondary level schooling. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 4: 25—8 (in Russian).
Поступила 14.06.13
А.Г. МИГАЧЕВА
Состояние условий труда и их влияние на здоровье овощеводов защищенного грунта
ФБУН Саратовский НИИ сельской гигиены Роспотребнадзора, 410022, Саратов
Исследованы условия труда овощеводов закрытого грунта, оценена степень вредности и опасности неблагоприятных факторов рабочей среды, дана комплексная гигиеническая оценка условий труда, изучено состояние здоровья овощеводов по данным периодических медицинских осмотров. Установлено, что овощеводы защищенного грунта в процессе трудовой деятельности подвержены сочетанному воздействию нагревающего микроклимата, вредных веществ, чрезмерной физической нагрузке с длительным поддержанием неудобных рабочих поз, частыми наклонами и длительным ортостазом. Общая гигиеническая оценка условий труда овощеводов закрытого грунта с учетом воздействия комплекса вредных факторов рабочей среды и трудового процесса в течение годового трудового цикла соответствует вредным условиям труда 3 степени (класс 3.3). По данным периодических медицинских осмотров у овощеводов защищенного грунта выявлены заболевания, в генезе которых существенную роль могут играть неблагоприятные факторы условий труда.
Ключевые слова: овощеводы защищенного грунта; вредные условия труда; состояние здоровья.
THE STATE OF LABOR CONDITIONS AND THEIR IMPACT ON HEALTH OF VEGETABLE-GROWING WORKERS OF SECURE SOIL
A.G. Migacheva
The Saratov Research Institute of Rural Hygiene of Rospotrebnadzor, Saratov, Russia
Контактная информация: Мигачева Анна Геннадьевна; e-mail: niisgsar@rambler.ru