и
ШИШ (102)
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, МЛ, Поленова, И.Э. Александрова, И.П. Лаптева, Т.В. Шумкова
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, г. Москва
Цель работы заключалась в установлении характера и степени влияния инновационного — модульного способа организации учебных занятий на функцинальное состояние организма (ФСО) учащихся школьного возраста.
The aim of the present work is to determine main features and influence of innovative-modular approach to the organization of school classes on functional status of schoolchildren.
Использование в учебном процессе различных педагогических технологий, в т. ч. не предусмотренных современными нормативно-ме-тодическими документами, становится характерной чертой современного школьного образования. Гигиеническая актуальность этой проблемы в первую очередь определяется выявлением здоровьесберегающего эффекта данных инноваций, предваряющего их массовое тиражирование в школах. Это в значительной мере позволит снизить риск для здоровья детей и подростков в ходе учебной деятельности.
Цель работы заключалась в установлении характера и степени влияния инновационного — модульного способа организации учебных занятий на функциональное состояние организма (ФСО) учащихся школьного возраста.
Исследования выполнялись в МОУ СОШ № 37 г. Смоленска в условиях естественного гигиенического эксперимента. В работе применялся комплекс методов исследования, включавший корректурное тестирование умственной работоспособности учащихся, тестирование их эмоционального состояния и уровня невротизации, регистрацию артериального давления (АД), а также оценку предельной ча-
стоты воспринимаемых световых мельканий (КЧСМ). Кроме того, блок исследований включал изучение суточного бюджета времени школьников и хронометражные наблюдения за их деятельностью на учебных занятиях. Недельные исследования проводились в начале и в конце учебного года. Под наблюдением находились 168 учащихся 2-х, 5-х, 8-х и 9-х классов. Несмотря на то что школа работает по общепринятым общеобразовательным программам, процесс обучения имеет ряд отличительных особенностей. Одной из них является использование в начальной школе равномерного чередования периодов учебы и каникул (5—6 недель учебы чередуются с недельными каникулами). Такое чередование учебы и отдыха, в отличие от традиционно принятого, с гигиенической точки зрения является наиболее адекватным и обладает здоровьесберегающим потенциалом [3].
Другой инновационный подход при организации учебно-воспитательного процесса заключается в использовании единого временного модуля (30 мин) при составлении расписания занятий. При таком подходе за основу расчета количества уроков в каждой параллели
ШМ1 №4(142) М
берется сдвоенный урок продолжительностью 45 мин (2445) и разбивается на 3 урока с обязательной переменой после каждой 30-минут-ки. Таким образом, путем сдваивания уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули у учащихся появляется возможность изучать учебный материал укрупненными блоками. Однако если в средней школе такой подход реализуется в полной мере: каждый блок включает три тридцатиминутных занятия (3043), то в начальной школе, начиная со 2-го класса, имеют место лишь два тридцатиминутных занятия (3042). При этом сохраняется общепринятая продолжительность учебного дня и перерывы после каждых 30 мин занятий и между каждым модулем. Максимально допустимый объем дневной и недельной образовательной нагрузки, суммарная продолжительность перемен, время начала занятий и чередование занятий с учетом их трудности — соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.1178—02.
В ходе сравнительного анализа полученных данных с результатами наших исследований в ряде общеобразовательных школ г. Москвы, имеющих традиционную организацию учебного процесса, был выявлен ряд значительных преимуществ режима обучения учащихся на фоне инновационного — модульного принципа составления расписания учебных занятий. Проведенные исследования показали, что для учащихся 5—9 классов характерны высокие значения интегрального показателя умственной работоспособности (ИПР), что свидетельствует о сохранении у них устойчивого и достаточно высокого уровня работоспособности на протяжении всего периода наблюдения. Так, например, среди учащихся 5-х классов в динамике учебного дня, недели и года ИПР колебался в пределах: 1,94— 1,83 усл. ед., 1,33—2,66 усл. ед. и 2,26 — 1,58 усл. ед. соответственно. Кроме того, частота встречаемости явного и выраженного утомления у пятиклассников уменьшалась к пятнице до 29,5 %, что не превышало допустимый популяционный уровень и свидетельствовало об отсутствии кумуляции утомления к концу учебной недели. Аналогично изменялось и их психоэмоциональное состояние: от понедельника к пятнице частота дискомфортных эмоциональных состояний (ДЭС) снижалась с 26,5 до 14,3 % (р < 0,01). Для сравнения укажем, что для пятиклассников, обучающихся традиционно, как правило, характерны более низкие значения ИПР на протяже-
нии всей недели (менее 1,0 усл. ед.), а число ДЭС — существенно выше (26—28 %).
Положительная динамика умственной работоспособности отмечалась и у более старших школьников — учащихся 8-х и 9-х классов г. Смоленска. Для них также были характерны высокие значения ИПР, значительно превышающие пороговый уровень и свидетельствующие о преобладании корректурных работ, выполненных «хорошо» и «отлично». При этом у данной группы учащихся частота сдвигов работоспособности, свидетельствующих о сильном и выраженном утомлении после занятий, была значительно ниже уровня, характерного для школьной популяции (30,0 %) и составляла лишь 15,0 и 11,6 % (в 8-х и 9-х классах соответственно), что выгодно отличает их от сверстников, обучающихся традиционно. Дискомфортные эмоциональные состояния, отражающие тревожность учащихся, встречались лишь у 2,8 % 8-классников и у 14,8 % учащихся 9-х классов, что также существенно ниже тех показателей, которые регистрируются у их сверстников при традиционной форме обучения (28,3 %).
Изучение распространенности комплекса психосоматических неврозоподобных проявлений на фоне учебной деятельности позволило установить также более низкие показатели не-вротизации учащихся 8—9-х классов г. Смоленска в сравнении со среднепопуляционными данными. Так, если среди пятиклассников смоленской школы число учащихся с психосоматическими реакциями неврозоподобного характера (раздражительность, чувство тревоги, трудное засыпание, неблагоприятные вегетативные проявления и др.) практически не изменялось в динамике учебного года и не превышало 61,2—61,7 %, что в целом является характерным для детей этого возраста, то у восьмиклассников и девятиклассников подобные невротические реакции встречались уже значительно реже (29,4 и 31,3 % соответственно), при этом их частота также мало изменялась в течение года.
Результаты исследований вегетативного обеспечения учебной деятельности, оцениваемого по данным регистрации АД, выявили определенное напряжение сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся 5-х классов, проявляющееся в большей степени в начале учебного года. У 66,7 % школьников в конце недели в ответ на учебную нагрузку выявлялись неблагоприятные реакции АД (гипертензия, гипо-тензия, снижение пульсового давления, пуль-
И ЗУивО Ш(14 Ы(№)
совое давление ниже 30 мм рт. ст.). Однако в конце учебного года число таких детей сокра-тилосьв2раза(31,8 %,р < 0,05), ачастотаДЭС среди учащихся этого возраста к концу учебного года уменьшилась в 1,7 раза (р < 0,001). Подобные неблагоприятные реакции со стороны ССС отмечались у 42,8 % восьмиклассников и у трети девятиклассников (33,3 %). В то же время следует отметить, что эти значения были существенно ниже, чем у подростков, обучающихся традиционно (более 60 %).
В ходе исследования было установлено, что использование модульного принципа составления расписания не только оптимизирует учебный процесс, но и снижает характерное для традиционной организации обучения напряжение адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Об этом свидетельствуют устойчивые и достаточно высокие показатели работоспособности и психоэмоционального статуса учащихся 5-х классов на протяжении всего учебного года.
У второклассников, в отличие от учащихся средних классов, не было отмечено снижения утомительного влияния обучения: их реакции на учебную нагрузку не отличались от таковых у сверстников, обучающихся традиционно. Это связано с тем, что у них практически не отмечалось сокращения числа учебных предметов в день.
Не менее важным для характеристики используемого инновационного педагогического подхода оказались результаты изучения суточного бюджета времени учащихся. Анализ этих данных позволил выявить целый ряд нарушений режима дня, в целом характерных для современной популяции школьников: дефицит ночного сна и пребывания на воздухе, заполнение домашнего досуга просмотром телепередач и занятиями за компьютером. Вместе с тем было показано, что инновационная организация обучения во многом способствует нормализации режима дня учащихся. В связи с сокращением ежедневного числа учебных предметов у смоленских школьников существенно уменьшаются по сравнению с их сверстниками из школ с традиционной организацией обучения затраты времени на подготовку домашних заданий, при этом соответственно высвобождается время на дополнительные занятия по интересам и увеличивается продолжительность прогулок на воздухе. Так, в среднем смоленские школьники затрачивали на приготовление домашних заданий меньше времени, чем московские сверстники, обучающиеся тради-
ционно (1,8 ч против 2,5—3,0 ч, р < 0,01). Кроме того, среди них было значительно меньше детей, готовящих уроки дольше рекомендуемого норматива: среди 5-классников —17,1 %, среди учащихся 8—9 классов — 3,3 % (соответственно против 38,5 % у московских 5-класс-ников и 20,5 % — у учащихся 8—9 классов). При этом средняя продолжительность отдыха на свежем воздухе в учебные дни у них колебалась от 1,4 до 2,2 ч, в то время как у школьников, обучающихся традиционно, она была значительно меньше и составляла 0,7—1,4 ч. Характерным для смоленской школы является увеличение с возрастом числа учащихся, занимающихся в кружках, секциях с двигательной направленностью с 42,0 % во 2-х до 62,3 % в 8—9 классах. В московских школах наоборот от 2-х к 9-м классам происходит постепенное уменьшение числа таких учащихся с 79,6 до 54,2 %.
Снижение числа ежедневно изучаемых учебных предметов, помимо положительного влияния на режим жизнедеятельности большинства учащихся, позволяет также снизить вес их учебных комплектов. Так, например, результаты взвешивания показали: вес ежедневного учебного комплекта у учащихся 5-х классов составил 3,5 кг (при традиционной организации обучения — 5 кг), у учащихся 6-х классов — около 4 кг (при традиционной организации обучения — до 6 кг).
Как показали результаты наших исследований, модульная методика составления расписания позволила в конечном итоге: значительно сократить многопредметность в течение учебного дня и недели при одновременном сохранении всех изучаемых дисциплин; обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности; создать условия для личностно-ориен-тированного подхода к ученику; сократить дневные маршруты учащихся по перемещению из одного кабинета в другой; сократить объем и время подготовки домашних заданий, а также за счет сокращения числа ежедневных учебных предметов существенно уменьшить вес ежедневного комплекта учебных пособий.
Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что организация обучения с использованием модульной методики составления расписания способствует: снижению утомительного влияния учебного процесса (частота случаев сильного и выраженного утомления и случаев высокого и повышенного уровня невротизации под влиянием учебных занятий у учащихся существенно
шлш(ш)
37
ниже по сравнению с их сверстниками в школах с традиционной организацией обучения); благоприятному уровню функционирования сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей учебную деятельность; поддержанию высоких показателей, отражающих психоэмоциональное состояние учащихся, и снижению у них частоты дискомфортных эмоциональных состояний; снижению у учащихся частоты жалоб на плохое самочувствие, сонливость, усталость и др.
Учитывая вышеизложенное, организация обучения с использованием модульного принципа составления расписания занятий, оптимизирующая учебный процесс и обеспечивающая позитивную направленность сдвигов в характеристике функционального состояния и режиме жизнедеятельности учащихся, была оценена как гигиенически целесообразная и здоровьесберегающая, особенно для учащихся средней ступени школьного образования. Положительные результаты гигиенической оцен-
ки данного инновационного подхода дают основание также рекомендовать его к использованию и в старшей школе. Инновационный принцип составления школьного расписания можно рассматривать как один из важных элементов гигиенически рациональной модели организации обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В.Р. Степанова М.И. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты //Вопросы современной педиатрии, 2006. Т. 5. № 5. прил. 1. С. 21-25.
2. Степанова М.И. О гигиенической экспертизе образовательных программ и технологии. Психология обучения и экология образовательной среды. М.: СГУ, 2003. С. 53-55.
3. Чайкин C.B. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002,— 24 с.