Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников'

Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Сазанюк З. И., Поленова М. А., Александрова И. Э., Лашнева И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010

© Коллектив авторов, 2010 УДК. 613.956:615.378

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, И.Э. Александрова, И.П. Лашнева, Т.В. Шумкова Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Характерной чертой современного школьного образования становится использование в учебном процессе различных педагогических технологий. Вариативный характер обучения в школе актуализирует проблему адекватности организации учебного процесса возрастным и функциональным возможностям детей и подростков [1,2].

Материал и методы. С целью снижения риска для здоровья детей большой образовательной нагрузки и интенсивного характера обучения была проведена в условиях естественного гигиенического эксперимента оценка влияния инновационно-модульного способа организации учебных занятий на функциональное состояние организма (ФСО) учащихся. Новый подход в составлении расписания занятий заключается в использовании единого временного модуля продолжительностью 30 минут. При таком подходе за счет сдваивания уроков по одному предмету и последующего их разделения на равноценные по времени модули у учащихся появляется возможность изучать учебный материал укрупненными блоками. При этом продолжительность учебного дня и перерывов между модульными блоками сохраняется общепринятой.

Под наблюдением в динамике учебного года находились 168 учащихся 2-х, 5-х, 8-х и 9-х классов одной из школ г. Смоленска.

Результаты и обсуждение. Как показали наши исследования, новый способ реализации расписания учебных занятий позволяет предупредить развитие сильного утомления у большинства учащихся. Инновационная организация учебного процесса дает возможность значительно сократить многопредметность в течение учебного дня и недели при одновременном сохранении всех изучаемых дисциплин, обеспечить комфортный темп учебной работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности и чередования деятельности внутри модульного урока, сократить объем и время подготовки домашних заданий и др.

В сравнении с традиционным, модульное расписание учебных занятий обеспечивает позитивную направленность сдвигов в характеристике функционального состояния и режима жизнедеятельности учащихся. На это указывают:

- высокий и устойчивый уровень умственной работоспособности учащихся, сохраняющийся в течение учебного дня, недели и года (диапазон значений интегрального показателя работоспособности (ИПР) составил 1,30-2,79 усл. ед., при традиционном обучении - 0,48-1,70 усл. ед.);

Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НЦЗД РАМН, тел.: 917-10-60; е-mail: labgigdet@yandex.ru.

- более низкая частота случаев сильного и выраженного утомления (0-26,8% против 26,766,7%, р<0,001), а также случаев высокой и повышенной невротизации детей;

- благоприятный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы учащихся, поддержание на высоком уровне показателей, отражающих их психоэмоциональное состояние, снижение частоты тревожных состояний (средний показатель составил 12% против 25%, р<0,001) и жалоб на плохое самочувствие (32,5% против 41,7%, р<0,05).

Кроме того, модульный принцип организации занятий позволяет снизить напряжение адаптации учащихся при их переходе из начальной в среднюю школу, о чем свидетельствуют более устойчивые показатели работоспособности и психоэмоционального состояния наблюдаемых нами пятиклассников в сравнении с аналогичными показателями у сверстников, обучающихся традиционно.

Новая организация обучения способствует нормализации режима дня учащихся: существенно уменьшаются затраты времени на подготовку домашних заданий (1,8 час. против 2,5-3,0 час., у сверстников, обучающихся традиционно, р<0,01), на этом фоне соответственно увеличивается продолжительность прогулок на свежем воздухе (1,4-2,2 часа против 0,71,4 часа) и появляется возможность посещения дополнительных занятий по интересам. Анализ данных, характеризующих основные элементы жизнедеятельности, показывает, что среди смоленских школьников число детей, готовящих уроки дольше нормы, было заметно меньше по сравнению с группой контроля, кроме того, для них характерно увеличение с возрастом числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, в то время как в московских школах, наоборот, к 9-му классу происходит постепенное уменьшение числа подростков, занимающихся спортом.

Такой способ организации обучения также позволяет решать вопросы профилактики нарушений костномышечной системы детей и подростков. Сокращение числа ежедневных учебных предметов способствует нормализации веса ранцев. Так, результаты взвешивания показывают: вес учебного комплекта учащихся 5-х и 6-х классов составляет соответственно 3,5 кг и 4 кг (против 5 кг и 6 кг у их сверстников при традиционном обучении).

Заключение. Организация обучения с использованием модульного принципа составления расписания уроков, оптимизирующая учебный процесс и обеспечивающая позитивную направленность сдвигов в характеристике ФСО и режиме жизнедеятельности учащихся, оценена как гигиенически целесообразная и здоровьесберегающая.

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Литература

1. Кучма, В.Р Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты / В.Р Кучма, М.И. Степанова // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - Т.5, №5. - прил. 1. -С.21-25.

2. Степанова, М.И. О гигиенической экспертизе образовательных программ и технологии. Психология обучения и экология образовательной среды / М.И. Степанова. - М.: СГУ, 2003. - С. 53-55.

Ключевые слова: школьники, учебный процесс, функциональное остояние организма, здоровьесбе-режение

OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOL AS THE WAY OF HEALTH DISORDERS PREVENTION IN SCHOOLCHILDREN

STEPANOVA M.I., SAZANJUK Z.I., POLENOVA M.A., ALEKSANDROVA I.E., LASHNEVA I.P., SHU-MKOVA T.V.

Key words: schoolboys, educational process, functional state of organism, health prevention

© Н.А. Федько, А.С. Джанибекова, 2010 УДК 616-08-039-57:613.95:616.248

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОКЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ГОРОДА-КУРОРТА ТЕБЕРДЫ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Н.А. Федько, А.С. Джанибекова Ставропольская государственная медицинская академия

Несмотря на разработанные организационнометодические решения, практические рекомендации в национальных программах, богатый рынок лекарственных препаратов, бронхиальная астма остается одним из наиболее тяжелых, часто формирующихся в раннем возрасте, существенно ухудшающих качество жизни и ведущих к инвалидизации [1].

Перспективой для достижения максимального эффекта от проводимого лечения этой патологии является санаторный этап, имеющий наибольшие реабилитационные возможности [2,3].

Цель работы: повышение эффективности комплексного лечения и реабилитации больных бронхиальной астмой детей с использованием санаторнокурортных факторов г Теберды.

Материал и методы. Под нашим наблюдением на протяжении 2-х-летнего периода находились 84 пациента, проживающие в г. Ставрополе и районах Ставропольского края, которые составили 2 группы: I

- численностью 64 пациента, из которых 30 - в возрасте 4-11 лет (18 мальчиков, 12 девочек) и 34 пациента в возрасте 11-17 лет (22 мальчика, 12 девочек ). Среди пациентов I группы 36 детей страдали бронхиальной астмой легкой степени тяжести и 28 - бронхиальной астмой средней степени тяжести в периоде полной и неполной клинико-инструментальной ремиссии. Дети этой группы вместе с традиционной (базисной) терапией получили 2-3 курса 21-дневного санаторнокурортного лечения. Во II (сравнения) вошли 20 пациентов аналогичного возраста с легкой и средней степенью тяжести бронхиальной астмой, не прошедших санаторного этапа лечения.

Федько Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов СтГМА, тел: (8652) 35-81-88, 8-928-300-73-73; e-mail: fedko_natalya@mail.ru

Для оценки эффективности санаторно-курортной терапии учитывали результаты проведенного анкетирования родителей и детей с помощью специально разработанной анкеты. Опрос осуществлялся до и после санаторно-курортного лечения. Путем личной беседы с родителями и детьми и с помощью анкетирования оценивались данные лабораторно-инструментального и клинического обследования: частота приступов бронхиальной астмы, их тяжесть, частота госпитализаций в стационар по поводу основного заболевания на протяжении года, частота ОРЗ через 6 и 15-18 мес. после лечения.

Результаты и обсуждение. Уже через шесть месяцев после 1-го курса санаторного лечения состояние 31 (86,1%) пациента с бронхиальной астмой легкой степени тяжести значительно улучшилось; у 2 (5,5%) детей наблюдалось обострение заболевания на фоне ОРЗ, у 3 (8,45%) динамики не наблюдалось. Состояние детей со средней степенью тяжести бронхиальной астмы существенно улучшилось лишь после 2-го курса санаторно-курортного лечения. Это выражалось в исчезновении постоянных хрипов в легких, приобретении продуктивного характера кашля, уменьшении частоты приступов затрудненного дыхания, в достоверном улучшении показателей ФВД у 25 (89,3%) пациентов; у 3 (10,7%) пациентов динамики не наблюдалось. Анализ отдаленных результатов комплексной реабилитации детей со средней степенью тяжести бронхиальной астмы (через 15-18 месяцев) позволил выявить достоверное уменьшение числа приступов на протяжении года (с 6 и более до 2-3), приступы стали менее тяжелыми, купировались дома. Следует отметить, что до лечения в санатории 12 из 28 наблюдавшихся в динамике детей со средней тяжестью бронхиальной астмы ежегодно 2-3 раза госпитализировались с некупируемыми приступами астмы. Отмечено значительное снижение частоты ОРЗ за год во всех группах наблюдаемых детей (с 5 и более эпизодов до 2 и менее). У детей группы сравнения состояние оставалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.