Научная статья на тему 'Организация работы санитарно-эпидемиологической станции'

Организация работы санитарно-эпидемиологической станции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.А. Лебедев, М.И. Шрейбер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы санитарно-эпидемиологической станции»

Приготовление ею уроков чаще всего занимает 3—4 часа. Двухчасовая продолжительность приготовления уроков не вызывает у нее видимых признаков утомления, снижения работоспособности и времени ясного видения. Продолжительность приготовления уроков в 2'/г часа в начале и середине учебного года не вызывала снижения работоспособности, время ясного видения в третьей и четвертой четверти снижалось. Продолжительность приготовления уроков в 3 часа и более вызвала падение работоспособности и снижение времени ясного видения на 25% во второй, четверти, на 40% в третьей и на 60% в четвертой четверти.

Валя В. Практически здоровая девочка. Успеваемость по одним предметам посредственная, а по другим хорошая. На приготовление уроков ежедневно затрачивает 3—З'А часа. В третьей и четвертой четверти учебного года снижение времени ясного видения наблюдалось у нее после 2'/г часов приготовления уроков. Трехчасовое приготовление уроков вызывало падение работоспособности и снижение времени ясного видения во второй четверти в среднем на 18%, в третьей — на 25% и в четвертой — на 35%. В конце года девочка стала жаловаться на головную боль и плохой сон. Девочка прявляла повышенную раздражительность.

Алла В. Практически здоровая девочка. Способная. Учится хорошо. Продолжительность приготовления уроков ежедневно составляет около 3 часов. В конце трехчасовых занятий у девочки наблюдалось падение работоспособности (во второй четверти количество неправильно решенных примеров увеличилось в среднем на 8—10%, а в четвертой — в. среднем на 15—17%) и времени ясного видения (во второй четверти на 15—18%, в третьей на 20—25% и в четвертой на 28—30%).

И р а Ф. Практически здоровая девочка. Учится посредственно. На приготовление уроков в первом полугодии затрачивала 24г—3 часа, во втором — 3—З'/г часа. В конце третьей и четвертой четверти трехчасовое приготовление уроков снизило у нее работоспособность (на 10—15% увеличилось время, затраченное на решение примеров; увеличилось количество ошибок на 15—20%) и время ясного видения (во второй четверти на 20%, в третьей на 30% и в четвертой на 35—40%).

На основании всего изложенного мы приходим к выводу о необходимости упорядочения режима дня учащихся.

•Ь Ъ -к

А. А. Лебедев, М. И. Шрейбер

Организация работы санитарно-эпидемиологической

станции

Из Орехово-Зуевской городской санитарно-эпидемиологической станции

Санитарно-эпидемиологические станции (областные, городские, районные) в настоящее время повсеместно стали основными санитарно-противоэпидемическими учреждениями.

Основное направление, содержание и характер их работы определены «Положением об органах санитарно-противоэпидемической службы».

Однако много вопросов о формах и методах работы самой санитарно-эпидемиологической станции и отдельных ее структурных звеньев остается недостаточно разработанными.

Отбор наиболее рациональных, совершенных, практически применимых форм и методов работы санитарно-эпидемиологических станций является весьма актуальной задачей.

Разработка этих форм и методов отвечает вместе с тем задачам повышения качества работы санитарно-противоэпидемических органов.

Мы имеем в виду осветить основные принципы и те из методов работы станции, которые оформились в Орехово-Зуевской городской санитарно-эпидемиологической станции в результате длительного опыта.

Орехово-Зуевская станция является станцией III городской категории. Она имеет свои помещения, транспорт, развитую телефонную связь, солидную медицинскую и техническую библиотеку. В ее составе — все структурные звенья: санитарно-противоэпидемический отдел, лаборатория, дезинфекционный отдел.

Лаборатория имеет три отделения: коммунальное, промышленное и пищевое. Штаты санитарно-эпидемиологической станции близки к типовым штатам санитарно-эпидемиологической станции соответствующей категории.

Основными принципами своей деятельности Орехово-Зуевская санитарно-эпидемиологическая станция считает следующие:

а) плановость в работе, разработку для отдельных отраслей сани-тарно-противоэпидемического отдела перспективных планов, рассчитанных на несколько лет;

б) комплектование работы санитарно-эпидемиологической станции: внутри станции — доежду отдельными ее звеньями; в рамках здравоохранения города — с городскими лечебно-профилактическими учреждениями; в масштабе всего города — с городским Советом депутатов трудящихся, его отделами и руководством хозяйственных объединений;

в) обобщение обширных материалов, накопленных в течение длительного периода работы станции по санитарно-эпидемиологическому наблюдению (за внешней средой, уровнем заболеваемости населения и т. д.), их литературное оформление, что позволяет осуществлять преемственность в деятельности врачей, работающих на санитарно-эпидемиологической станции;

г) организацию санитарно-эпидемиологического наблюдения с применением объективных методов (лабораторных, статистических); отбор таких объектов наблюдения и таких санитарно-гигиенических характеристик в них, санитарно-эпидемиологическая значимость которых неоспорима;

д) сведение к минимуму контрольно-обследовательских функций («контроля ради контроля»); максимальное освобождение врачей и их помощников от функций, не требующих медицинской компетенции и не имеющих прямого санитарно-эпидемиологического значения;

е) оформление апробированных практикой методов и приемов в работе санитарно-эпидемиологической станции в виде «систем», действующих в рамках Орехово-Зуевской санитарно-эпидемиологической станции (система эпидемиологической статистики, система мероприятий по профилактике брюшного тифа, система лабораторного наблюдения за качеством и составом воды, система динамической паспортизации объектов наблюдения и т. д.);

ж) постоянное, систематическое повышение квалификации медицинских работников санитарно-эпидемиологической станции на базе станции.

В дальнейшем изложении мы вкратце остановимся на некоторых системах и методах работы нашей станции, представляющих, как нам кажется, общий интерес.

Разобьем их на три группы: 1) системы и методы, применяемые в санитарно-гигиенической отрасли; 2) системы и методы, применяемые в противоэпидемической работе; 3) системы, общие для всей санитарно-эпидемиологической станции.

1. Методика текущего санитарного наблюдения. Основой ее является динамическая паспортизация отобранных для наблюдения объектов.

Наблюдение ведется за определенными санитарно-гигиеническими характеристиками, которые различны для разных групп объектов.

Для одних объектов, например, общежитий, такими характеристиками являются норма размещения, температурный режим, личная гигиена проживающих и т д., для других объектов (пищевых) применимы другие характеристики: поточность технологических процессов, обеспеченность «холодом», личная гигиена работающего персонала и т. д.

На каждый объект заводят паспорт динамического наблюдения. Объект обследуют по плану, кратность обследований в течение года определяется санитарно-эпидемиологической значимостью объекта.

Материалы наблюдений, обобщенные по объектам, входящим в состав одного хозяйственного объединения (ведомства, системы), служат основанием для предъявления хозяйственным органам планов-заданий на следующий год.

Паспортный бланк состоит из 3 частей, первая часть содержит собственно «паспортные» сведения об объекте (адрес, ведомственная принадлежность, год основания, мощность или пропускная способность, характеристика здания и состав его помещений и другие относительно «стабильные» данные); вторая часть в самых кратких формулировках отражает динамические изменения в тех или иных санитарно-гигиенических характеристиках объекта.

Для иллюстрации приводим схему второй части паспортного бланка водопроводной колонки (эта схема взята как самая краткая).

Показатели Квартал

I II III IV

Число жителей, пользующихся колонкой . . Исправность колонки ........... Наличие воды в смотровом колодце . . • Уровень ее от дна колодца (в см) .... Анализы воды ............... Идентичность лабораторных показателей качества (состава) воды из водоразбора с показателями из источника водоснабжения ................

Так как во второй части паспортного бланка даются односложные ответы на поставленные вопросы, то третья часть паспорта монтируется так, что в ней оставлено достаточно места для подробного освещения тех же вопросов.

Записи в третьей части ведутся в хронологическом порядке, произвольным текстом и только в тех случаях, когда врач (его помощник) считает, что необходимо зафиксировать более детально данные по той или иной характеристике.

Нетрудно видеть, что вторая часть легко поддается статистической обработке.

Надобность в составлении бесчисленных актов обследования если и не отпадает полностью, то значительно сокращается.

Текущее санитарное наблюдение сочетается с постоянным систематическим лабораторным изучением внешней среды, и находит отражение в паспортных бланках, как это видно из приведенной выше схемы второй части паспортного бланка водопроводной колонки.

В Орехово-Зуевской санитарно-эпидемиологической станции систематическое лабораторное наблюдение за внешней средой (в том или ином объеме) осуществляется по следующим направлениям:

а) исследования качества (состава) хозяйственно-питьевой воды из источников водоснабжения и водопроводной сети, воды грунтовых колодцев, воды из реки Клязьмы и других водоемов в пределах городской черты, дренажных вод, промышленных стоков;

б) исследования на запыленность атмосферного воздуха в стационарных точках города;

в) санитарно-гельминтологические исследования почвы;

г) исследования на запыленность и загазованность воздуха в цехах некоторых промышленных предприятий города;

д) исследования качества хлеба, молока и молочных смесей, прохладительных напитков, мороженого, выпускаемых на местных пищевых предприятиях;

е) бактериологические исследования смывов с оборудования (и рук персонала) пищевых объектов, детских учреждений и родильных отделений больниц;

ж) лабораторно-инструментальные наблюдения за температурно-влажностным режимом в банях, в школах; за освещенностью парт в школах, рабочих мест на отдельных промышленных предприятиях.

Несколько подробнее мы остановимся на лабораторном наблюдении за качеством (составом) хозяйственно-питьевой ^оды, поскольку система лабораторного наблюдения за водоснабжением является наиболее разработанной частью лабораторного наблюдения за внешней средой.

По местным условиям необходимо было выработать местные индикаторы загрязнения артезианских водоносных горизонтов грунтовой водой и подмешивания к артезианской воде в сети речной воды (применяемой для технических целей) или грунтовой воды (через неисправности водопроводной сети в колонках). Наиболее отвечающим этим целям в местных условиях оказались три показателя химического состава воды: рН, карбонатная жесткость и хлориды.

На этой основе была построена система кратких химических исследований с определением только трех упомянутых химических показателей.

Краткие анализы не заменяют полностью, но дополняют обычные химико-бактериологические исследования воды. Краткие анализы менее трудоемки и поэтому их производят в массовых масштабах.

Лабораторные исследования воды проводят в плановом порядке.

Выемки проб производят три лаборанта-выемщика проб.

На каждый месяц составляют календарные расписания выемок проб, в которых точно указаны объекты выемки на каждый день месяца. За месяц в Орехово-Зуеве в среднем производят 10 общих (химико-бактериологических), 390—400 кратких химических и 185—200 только бактериологических анализов питьевой воды.

Учет результатов ведут по протоколам анализов в особых журналах, в которых для каждой наблюдаемой точки (объекта) отведены особые страницы («лицевой счет» объекта). Записи ведут в хронологическом порядке: для каждого лабораторного показателя отведена отдельная вертикальная колонка.

При таком расположении учетного материала без труда обнаруживаются изменения состава воды, взятой из того или иного объекта.

Дело санитарного врача по коммунальной санитарии дать оценку обнаруженному отклонению от местных констант того или иного показателя лабораторного исследования.

В этом состоит прежде всего оперативное значение лабораторного наблюдения за качеством (составом) хозяйственно-питьевой воды.

Можно было бы привести немало примеров того, как благодаря существующей системе лабораторного контроля было быстро предотвращено развитие острых кишечных инфекционных заболеваний.

Материалы лабораторного наблюдения за качеством (составом) воды подвергаются периодически, а в последние годы ежегодно, статистической разработке и последующему обобщению.

Такие обобщения имеют уже не только оперативное, но и познавательное значение, так как анализ материалов дает возможность улавливать медленно происходящие изменения санитарных условий водоснабжения, не только устанавливать статус того или иного водоисточника, но и ставить прогноз его санитарной характеристики на более или менее отдаленное будущее.

2. Системы и методы, применяемые в противоэпидемической работе: а) система эпидемиологической статистики; б) система эпидемиологического обследования и эпидемиологического наблюдения; в) си-•стема централизованного учета и контроля бактериологических исследований на бациллоносительство лиц, подлежащих обследованиям в плановом порядке (работники предприятий общественного питания, сотрудники детских учреждений, водопроводных сооружений).

В санитарно-эпидемиологической станции система эпидемиологической статистики зафиксирована в двух документах: «Схеме-инструкции эпидемиологической статистики для учреждений здравоохранения Орехово-Зуева» и «Инструктивных указаниях аппарату эпидемиологической статистики санитарно-эпидемиологической станции по ведению эпидемиологической статистики». Первым документом, отпечатанным типографским способом, обеспечены медицинские работники лечебно-профилактических и детских учреждений города.

Сущность системы эпидемиологического обследования и наблюдения состоит в том, что этот единый по существу своему процесс разбивается на ряд этапов, отделенных друг от друга хронологически.

Этапами этого единого процесса являются: 1) срочное первичное эпидемиологическое («рекогносцировочное») обследование; 2) эпидемиологическое обследование и наблюдение в очаге инфекции (за период максимальной инкубации), направленное преимущественно на продолжение поисков источника инфекции; 3) эпидемиологическое наблюдение за заболевшим, находящимся в инфекционном стационаре (осведомленность о клиническом течении заболевания, осложнениях, о данных лабораторных исследований у больного); 4) патронаж, т. е. наблюдение за реконвалесцентом после выписки его из стационара и за его окружением, применяемый при некоторых инфекциях (брюшной тиф, дизентерия, скарлатина); 5) диспансерное наблюдение за переболевшим (брюшной тиф, дизентерия), длительность которого определяется характером инфекции.

Соответственно пяти этапам единая карта эпидемиологического обследования и наблюдения печатается на 5 отдельных документах; описание каждого очага инфекции объединяется заключительным процессом: «эпидемиологическим эпикризом» врача-эпидемиолога.

Материал в картах построен так, что статистическая разработка его доступна любому среднему медицинскому работнику санитарно-эпидемиологической станции.

Изложенная система эпидемиологического наблюдения имеет то преимущество, что больной (реконвалесцент, переболевший), а также лица, его окружающие, длительное время находятся в поле зрения врача-эпидемиолога; материалы обследования и наблюдения внутренне объединены и дополняют один другой.

Доступность статистической разработки карт позволяет путем обобщений делать из результатов эпидемиологических обследований и наблюдений научно-практические выводы.

Система централизованного учета и контроля лиц, подлежащих периодическому плановому обследованию на носительство возбудителей кишечных заболеваний (работники предприятий общественного питания и др.), осуществляется в течение 5 лет на пункте по исследованию на носительство возбудителей кишечных заболеваний, являющемся филиалом лаборатории станции.

Сущность централизованного учета и контроля состоит в том, что на каждого впервые попадающего на пункт (при первом найме на работу) сотрудника столовой, детского сада и т. д., заводят индивидуальную учетную карту, в которой в дальнейшем делают отметки о результатах последующих исследований на носительство возбудителей кишечных инфекций.

Карты хранятся на пункте в картотеке, разделенной на 12 гнезд по числу месяцев года. Карту явившегося на пункт в январе сразу же кладут в июльское гнездо картотеки, так как обследуемый должен будет вновь явиться на пункт через полгода. При повторной его явке в июле карту переносят в январское гнездо и т. д.

Таким образом, перед началом каждого месяца пункт заранее знает, сколько человек и кто именно должен будет притти на пункт в течение следующего месяца, а по окончании месяца, сколько лиц и кто именно не явился в назначенный срок.

Контроль за явкой на пункт, осуществляемый таким образом, не требует периодических малоэффективных посещений врачом (или его ломощником) многочисленных точек (пищевых, детских учреждений).

Раз в год пункт сверяет данные своей картотеки со списками сотрудников, присылаемыми хозяйственными органами.

Обследование на носительство кишечных инфекций на пункте сочетается с обязательным обследованием на глистоносительство и собиранием эпидемиологического анамнеза обратившегося и лиц, его окружающих. Это достигается тем, что персонал пункта разыскивает по жилищным картотекам санитарно-эпидемиологической станции данные о перенесенных в прошлом заболеваниях (кишечными инфекциями и туберкулезом) обратившимся лицом, членами его семьи, а также соседями по квартире.

Обратившегося на пункт обследуют на туберкулез и кожно-венери-ческие заболевания; данные обследования находят отражение в документации пункта.

Мы не- могли в краткой статье дать полную характеристику работы лаборатории санитарно-эпидемиологической станции и лабораторной обеспеченности санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности ее. Недостаточно затронут нами и вопрос о построении сани-тарно-статистической работы в санитарно-эпидемиологической станции в целом.

Эти вопросы требуют особого освещения.

3. Системы общие для всей санитарно-эпидемиологической станции. В интересах всех звеньев санитарно-эпидемиологической службы проводится повышение квалификации средних медищйгских работников санитарно-эпидемиологической станции на базе самой станции, которое вылилось в определенную систему.

Систематическое повышение квалификации средних медицинских работников осуществляется 5-й год подряд на постоянных семинарах средних медицинских кадров санитарно-эпидемиологической станции (помощников санитарных врачей, помощников эпидемиологов) продолжительностью 6—8 месяцев (учебный год — с октября по июнь следующего года).

Занятия на семинаре происходят 2 раза в месяц и длятся целый рабочий день (с освобождением средних медицинских работников на этот день от основной работы).

На семинаре врачи санитарно-эпидемиологической станции читают лекции, делают сообщения и доклады, выступают слушатели (доклады помощников, освещение их опыта, реферирование статей, опубликованных в медицинских журналах, главным образом в журнале «Фельдшер и акушерка»).

Основная тематика семинаров меняется из года в год. Ведущей темой семинара 1950/51 учебного года было изучение ГОСТ, действующих санитарных правил и противоэпидемических инструкций; семинара 1951/52 г. — теоретическое обоснование и практическое ознакомление с лабораторной методикой. В семинаре 1952/53 учебного года большое внимание уделяется самостоятельной работе его участников.

Каждому слушателю дана небольшая самостоятельная тема, требующая от него (среднего медицинского работника) умения статистически обработать изучаемый им материал и после его обобщения доложить на семинаре.

В качестве примера приведем тему «Итоги инструментального изучения освещенности парт школьников в некоторых школах города».

Опыт проведения семинаров в 1948/49 учебном году был освещен в свое время в журнале «Фельдшер и акушерка»

Все, о чем говорилось выше, — изучение санитарно-эпидемиологиче-ских условий, лабораторное наблюдение за внешней средой и т. д.,— не является самоцелью; это предназначается для того, чтобы успешнее, плодотворнее можно было осуществлять мероприятия, направленные на улучшение санитарных условий, на профилактику заболеваний.

В проведении намеченных, обоснованных мероприятий ведущую роль играет организационная работа санитарно-эпидемиологической станции.

Под организационной работой мы понимаем нашу активную деятельность в советских, партийных организациях города, среди руководящего персонала хозяйственных органов, организационно-методическое руководство противоэпидемической работой лечебно-профилактических учреждений города.

Правильному использованию организационных форм работы помогает общее развитие врача и специальная квалификация, его марксистско-ленинская подготовка, его авторитет в организациях и в кругу медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, наконец, опыт работы, личные его качества.

Активной организационной работе мы придаем решающее значение в тех случаях, когда речь идет о реализации наших планов, выводов и т. д.

Мы не отказываемся и от мер принуждения, например, нередко прибегаем к закрытию объектов, не отвечающих санитарным требованиям и нормам.

Гораздо реже мы используем практику штрафов, особенно наложение персональных штрафов на лиц, подчиненных руководителям хозяйственных органов.

Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями вылилось на практике в более или менее определенные организационные формы связи и контроля.

Сюда относится: участие врачей санитарно-эпидемиологических станций в еженедельных оперативных совещаниях врачей городских больниц, организация обзорных докладов; прикрепление врачей-эпидемиологов санитарно-эпидемиологических станций к определенным городским больницам, участие врачей санитарно-эпидемиологических станций в работе методических бюро по охране здоровья детей, рассылка инструктивных писем больницам, плановые контрольные обследования поликли-

1 Фельдшер и акушерка, 1949, № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нических отделений больниц с проверкой постановки эпидемиологической статистики, хода иммунизации и т. д.

Тесное содружество санитарно-эпидемиологической станции с лечебно-профилактическими учреждениями города выражается, в частности, в том, что санитарные врачи принимают самое деятельное участие в осуществлении реорганизации лечебно-профилактической сети города.

Вполне законным является вопрос об эффективности работы санитарно-эпидемиологической станции. Чего она добилась? Каким образом? Какие формы и методы работы санитарно-эпидемиологической станции помогли больше всего?

Ответим на эти вопросы примерами.

В 1951 г. был в основном завершен план капитальных оздоровительных мероприятий по водоснабжению города, требовавших вложения крупных средств.

Капитально реконструированы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями имеющие важное санитарно-эпидемиологическое значение для Орехово-Зуева пищевые производственные предприятия — молокозавод, мясокомбинат. Основную роль в этом сыграла организационная работа санитарных врачей; не раз применялся метод принуждения (закрытие); лабораторное наблюдение за качеством выпускаемой продукции сыграло свою роль, хотя его значение было меньше, чем в предыдущем случае.

Кропотливой организационно-разъяснительной работой, основанной на продуманной системе лабораторно-инструментальных исследований в цехах некоторых промышленных предприятий города, промышленно-са-нитарная группа санитарно-эпидемиологической станции достигла улучшения санитарных условий труда.

В значительном снижении заболеваемости брюшным тифом в Орехово-Зуеве сыграл свою роль весь комплекс методов и систем работы санитарно-эпидемиологической станции (постановка статистики, организация эпидемиологического обследования и длительного патронажного наблюдения, работа пункта по исследованию на бациллоносительство, целенаправленные коммунально-санитарные мероприятия и т. д.).

В заключение мы хотели бы выразить пожелание, чтобы на страницах журнала «Гигиена и санитария» был организован широкий обмен опытом работников санитарно-эпидемиологических станций и не только по общим вопросам, но и по частным разделам работы (предупредительный надзор, текущее санитарное наблюдение, работа лабораторий, построение санитарно-статистической работы) и отдельным проблемам (работа санитарно-эпидемиологической станции по охране атмосферного воздуха, санитарной охране почвы и т. д.).

Ъ Ъ -к

3. А. Игнатович

К методике определения бактерий кишечной группы

Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-шгишического института

Взгляд на кишечную палочку и ее разновидности как на показатели ■фекального загрязнения утвердился уже не один десяток лет и получил всеобщее признание. Нашими отечественными авторами (Л. М. Горо-виц-Власова, И. Е. Минкевич) при систематическом изучении распро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.