Научная статья на тему 'Использование сил и средств службы Госсанэпиднадзора при ликвидации последствий в период военного конфликта'

Использование сил и средств службы Госсанэпиднадзора при ликвидации последствий в период военного конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-ND
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бутаев Т. М., Кочиева М. М., Тихенко Н. И., Царикаева М. С.

В настоящей статье представлены материалы по восстановлению демографической ситуации в Республике Южная Осетия для разработки эффективных мероприятий по санитарно-эпидемиологическому обеспечению населения. Сюда включены вопросы иммунизации, восстановления схем водоснабжения, канализования, санитарно-технического состояния предприятий, лечебных и образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бутаев Т. М., Кочиева М. М., Тихенко Н. И., Царикаева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article contains materials on the improvement of demographic situation in the Republic of South Osetia that should be the basis for elaboration of effective measures aimed at sanitary and epidemiological welfare of the population. This includes the questions of immunization, restoration of water supply and chanelling systems, sanitary and technical state of buildings of industrial, health service and educational purposes.

Текст научной работы на тему «Использование сил и средств службы Госсанэпиднадзора при ликвидации последствий в период военного конфликта»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СЛУЖБЫ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ В ПЕРИОД ВОЕННОГО КОНФЛИКТА

Т.М. Бутаев, М.М. Кочиева, Н.И. Тихенко, М.С. Царикаева

Управление Роспотребнадзора по РСО—Алания, г. Владикавказ; Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Южной Осетии, г. Цхинвал; Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора

В настоящей статье представлены материалы по восстановлению демографической ситуации в Республике Южная Осетия для разработки эффективных мероприятий по санитарно-эпидемиологическому обеспечению населения. Сюда включены вопросы иммунизации, восстановления схем водоснабжения, канализования, санитарно-технического состояния предприятий, лечебных и образовательных учреждений.

The present article contains materials on the improvement of demographic situation in the Republic of South Osetia that should be the basis for elaboration of effective measures aimed at sanitary and epidemiological welfare of the population. This includes the questions of immunization, restoration of water supply and chanelling systems, sanitary and technical state of buildings of industrial, health service and educational purposes.

После грузинской агрессии в Республике Южная Осетия в г. Цхинвале было разрушено 25 % жилого фонда, отсутствовало водоснабжение, возникли серьезные проблемы по обеспечению населения продуктами питания, были практически парализованы медицинское обслуживание и система санитарно-эпидемиологического обеспечения. В связи с этим, после освобождения г. Цхинвала 11 августа, в частично разрушенном здании Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Комитет Юго-Осетпотребнад-зора) была развернута санитарно-противоэпи-демическая бригада СтавНИПЧИ, которая функционировала по 2 сентября 2008 г. На СПЭБ временно были возложены функции са-

нитарно-эпидемиологической службы. В первые дни специалисты СПЭБ работали самостоятельно, а затем совместно со специалистами Юго-Осетпотребнадзора, по мере их возращения в г. Цхинвал Управлением Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия—Алания.

В первые же дни работы СПЭБ совместно со специалистами Комитета большое внимание уделяли сбору информации об инфекционной заболеваемости — текущей и ретроспективной. Важно было восстановить картину демографической ситуации для разработки эффективных мероприятий по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения, включая вопросы иммунизации, восстановления схем водоснабжения, канализования, санитарно-технического

и ИМ Нас (1ЧЕ)

состояния предприятий, занятых оборотом пищевых продуктов, санитарно-технического состояния образовательных учреждений и др.

Санитарно-противоэпидемической бригадой в составе 24 чел. были развернуты отделения: эпидемиологическое (4 чел.), которое обследовало 78 объектов; бактериологическое (9 чел.), выполнившее 760 анализов; инженер-но-хозяйственное (8 чел.).

Основные направления деятельности СПЭБ были направлены:

1)на обеспечение санитарно-гигиеничес-кого и эпидемиологического благополучия в республике;

2) на восстановление в полном объеме деятельности Комитета Юго-Осетпотребнадзора.

Противоэпидемические мероприятия прежде всего предусматривали предупреждение групповой и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями и проводились по двум направлениям: профилактические мероприятия (информационно-разъяснительная работа, активное выявление больных, мероприятия в отношении путей передачи) и мероприятия в возникших эпидемических очагах.

Для предупреждения передачи инфекций водным путем СПЭБ контролировала источники централизованного и нецентрализованного водоснабжения и водопроводные сети. Для контроля над обеззараживанием воды и движением водовозов был организован пост СПЭБ. С 13.08.08 начаты исследования качества питьевой воды, подаваемой населению. В этотже день исследованы первые 5 проб из 3-х скважин и 2-х водовозов.

Система централизованного водоснабжения была нарушена, т. к. за 1,5 мес. до начала боевых действий неприятель практически перекрыл водовод, питающий город питьевой водой и проходящий через села с грузинским населением севернее г. Цхинвала.

Проведена работа по обследованию резервуара питьевой воды на площадке водозаборов в Дубовой роще, а в дальнейшем ежедневно контролировался ход восстановительных работ на втором резервуаре.

Лабораторный контроль над качеством воды в городском озере, в р. Большая Лиахва, в черте города и выше по течению в п. Джава, в т. ч. на форму 30, проводился в период работы в г. Цхинвале с 18 августа восстановленных лабораторий ЦГСЭН Юго-Осетпотребнадзора совместно с СПЭБ.

В рамках контроля за системой водоснабжения проводились следующие мероприятия:

1) постоянное обеззараживание воды в емкостях водовозов с помощью таблеток «Акватабс»;

2) ежедневный отбор проб воды для бактериологического исследования и определения остаточного хлора. Позднее, с 20.08.08, после начала централизованной подачи воды, стали определять и органолептические показатели, аммиак, нитриты, нитраты, окисляемость;

3) перед началом централизованной подачи воды в течение дня население города через громкоговоритель предупреждалось об использовании водопроводной воды в первые 2—3 дня только для бытовых нужд, впоследствии на улицах были расклеены прокламации, а по телевидению делались объявления о необходимости кипячения воды при использовании в питьевых целях;

4) определены 12 контрольных точек ежедневного отбора проб воды централизованного водоснабжения с последующей их доставкой в лабораторию санэпидслужбы;

5) контроль выполнения графика завоза воды в районы города, лишенные централизованной подачи воды.

С целью недопущения распространения инфекции через продукты питания осуществлялся контроль гуманитарной помощи, проводились обследования предприятий общественного питания и пищевой промышленности. Первые дни деятельности Службы были связаны с необходимостью контроля за объектами, связанными с реализацией, хранением продуктов питания. Хранившиеся с нарушением температурного режима продукты питания в период отсутствия электроснабжения изымались из реализации. Был запрещен ввоз скоропортящихся продуктов до восстановления электроснабжения города. Запрет был доведен до сведения администрации г. Цхинвала и республики.

На складах хранения гуманитарной помощи проверялись условия хранения, сроки годности продуктов, визуально определялись недоброкачественные продукты (бомбажные консервы, заплесневелые кондитерские изделия и т. д.). В рамках проведения противоэпидемических мероприятий проводилось бактериологическое обследование работников общественного питания и временных пунктов питания МЧС, Спецстроя РФ, миротворческих сил. Исследовались смывы с инвентаря и производственных поверхностей на санитарно-показательную микрофлору. Результаты исследований внешней среды доводились до заинтересованных лиц для принятия мер.

ИМ НоС (IQE) 2C

Таблица 1. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями по г. Цхинвалу (абсолютные числа)

Нозологическая форма 11.08-20.08 (10 дней) 21.08-01.09 (12 дней) 02.09-17.09 (16 дней)

ОКИ Нет (обращений) 32 68

Дизентерия Нет (обращений) 7 8

В эпидемических очагах проводились мероприятия по эпидемиологическому обследованию, организации медицинского наблюдения и бактериологическому обследованию контактных, проведению текущей и заключительной дезинфекции, проведению работы по подготовке к плановой вакцинации детей. Для активного выявления больных силами сотрудников ЛПУ г. Цхинвала проводились подворные обходы, при которых были опрошены 10 079 жителей. Город был разбит на участки и секторы, был составлен опросный лист для бригад, осуществляющих подворные обходы. Инфекционные больные до 21.08.08 не выявлялись.

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями по г. Цхинвалу за период с 11 августа по 17 сентября 2008 г. представлена в табл. 1.

На конец сентября 2008 г. зарегистрировано 125 больных ОКИ, в т. ч. дизентерией — 26 чел. Общий фактор передачи инфекции не установлен. Эпидемиологический анамнез больных свидетельствует об активности как водного, так и пищевого пути передачи. Оча-говостьв 3-хсемьях, с количеством заболевших 2 и более чел., свидетельствует в пользу и кон-тактно-бытового пути передачи инфекции.

Первый больной ОКИ обратился в инфекционный стационар 21.08.08. Это был военнослужащий из Российской Федерации, затем 23.08.08 стал регистрироваться рост числа ОКИ как среди местного населения, так и среди военнослужащих, прибывших из РФ. Каждый больной был обследован бактериологически, среди них выделены возбудители дизентерии Зоне — 21 и Флекснера — 5, в остальных случаях диагноз был поставлен клинически. В очагах острых кишечных инфекций проводились противоэпидемические мероприятия с обследованием контактных, особенное внимание уделялось работникам декретированных профессий. Лабораторное обследование контактных позволило выявить 5 носителей шигелл.

В этот же период начаты работы по оценке численности грызунов на территории г. Цхинвала.

После установления высокой численности грызунов (5 баллов по 5-балльной шкале) с 19.08.08 силами ФГУЗ «Дезинфекционная станция г. Владикавказ» проведена сплошная дератизация по всей территории г. Цхинвала, обработаны многоэтажные и частные секторы города, рынки, мусоросвалки и т. д. При этом использовано 5 т приманки, участвовало в работе 14 сотрудников дезинфекционной станции.

В период раскладки отравленной приманки с населением проводился инструктаж о мерах безопасности.

Большое внимание уделялось санитарной очистке территории г. Цхинвала и населенных пунктов республики. Вывоз мусора и бытовых отходов с территории города начат с 17.08.08, однако трупы людей разлагались, т. к. их удаление производилось медленными темпами ввиду того, что они предварительно осматривались и оформлялись членами специальных бригад Генпрокуратуры РФ.

В восстановлении деятельности Комитета Юго-Осетпотребнадзора совместно со СПЭБ активно участвовало Управление Роспотреб-надзора PCO—Алания. В ходе восстановления были проведены мероприятия:

— организована доставка гуманитарной помощи в учреждение для работающих сотрудников;

— оказана практическая помощь в восстановлении инфраструктуры и в подготовке к проведению ремонтных работ;

— организовано проведение бактериологических исследований;

— оказана помощь в обеспечении лабораторной базы Комитета Юго-Осетпотребнадзора.

Проведенные мероприятия позволили с 18 августа сотрудникам Комитета частично приступить к работе.

В результате проведенных СПЭБ и Управлением Роспотребнадзора PCO—Алания мероприятий в Республике Южная Осетия было обеспечено эпидемиологическое благополучие в условиях чрезвычайной ситуации в послевоенный период, о чем свидетельствует отсутствие вспы-

2G

шек инфекционных заболеваний; восстановлено водоснабжение г. Цхинвала питьевой водой; восстановленадеятельностьсанитарно-эпидеми-ологической службы Республики Южная Осетия.

С 4 сентября 2008 г., после завершения работы СПЭБ СТАВНИПЧИ, Комитет Юго-Осетпотребнадзора стал работать самостоятельно при оказании практической помощи со стороны постоянно работающих прикомандированных групп специалистов Управления Рос-потребнадзора по PCO—Алания.

В связи с неблагополучной обстановкой по бешенству (эпизоотия среди волков, участившиеся случаи нападения волков на сельских жителей, смерть 2 жителей прилегающих к городу сел после укусов волками) было подготовлено и принято постановление Правительства РЮО «О мероприятиях по профилактике бешенства в Республике Южная Осетия». Направлены также предписания военным комендантам и главам администраций города и районов республики о необходимости отстрела волков, бродячих собак.

В первые же дни после освобождения города для оказания практической помощи и координации работы санитарно-эпидемиологичес-кой службы РЮО в г. Цхинвал приехал Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Во время пребывания в Южной Осетии им были решены вопросы восстановления санитарно-эпидемиологической службы республики и взаимодействия ее с другими службами, министерствами и ведомствами.

Одним из важных аспектов деятельности санэпидслужбы являлся контроль за санитарно-техническим состоянием ЛПУ, установлением

ИМ NoC (IQE)

степени повреждения, возможностью осуществления восстановительных работ и использованием для госпитализации инфекционных больных в случае резкого их увеличения.

Министерству здравоохранения и социального развития РЮО было предложено обеспечить подготовку к приему больных инфекционного отделения Республиканской больницы, осуществлению стационарного лечения больных.

В целях обеспечения комплексности при проведении профилактических мероприятий Комитетом была налажена взаимосвязь с медицинскими службами, армейскими подразделениями и подразделениями МВД РФ.

Ежедневная информация о санитарно-эпи-демиологической обстановке в РЮО представлялась в Управление Роспотребнадзора по PCO—Алания, а в период его действия — в оперативный штаб МЧС РФ.

Период восстановительных работ в деятельности службы завершен. Работа принимает более планомерный характер. В этом большая доля участия Управления Роспотребнадзора по PCO—Алания, особенно его руководителя — Т.М. Бутаева.

По распоряжению руководителя Управления санитарно-эпидемиологической службе Республики Южная Осетия передан практически весь перечень нормативно-методической документации (СНиПы, МР, МУ, СП), которой пользуются в ежедневной практике учреждения Роспотребнадзора.

В настоящее время проводится реконструкция здания Комитета, которая позволит эффективно работать в целях обеспечения санэпидб-лагополучия населения Южной Осетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.