Научная статья на тему 'Учебная нагрузка учащихся IX классов в режиме их дня'

Учебная нагрузка учащихся IX классов в режиме их дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебная нагрузка учащихся IX классов в режиме их дня»

ственностью, с органами народного образования и трудовых резервов организовать музеи или постоянные выставки по школьной гигиене учебного, методического, научно-практического значения для обмена опытом и демонстрации достижений в работе в этом направлении врачей, педагогов, архитекторов, родителей, советской интеллигенции.

Бедна по сравнению с другими гигиеническими специальностями литература по гигиене детей и подростков. За последние несколько лет издано очень мало книг по нашей дисциплине. В этом не только вина издательств, но и большая задолженность перед государством работников школьной гигиены-

Из года в год возникают все новые вопросы. Это говорит о росте требований к санитарной и гигиенической деятельности в области школьно-гигиенической практики и науки, о растущих возможностях, о росте квалификации наших кадров, о любви к нашей великой Родине.

Намеченная Министерством здравоохранения СССР 1-я Всесоюзная конференция по школьной гигиене должна сыграть значительную роль для дальнейшего развития науки и практики в области советской гигиены детей и подростков.

-й- -й- -й-

М. В. Антропова

Учебная нагрузка учащихся IX классов в режиме их дня

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

Рациональное распределение учебной работы и отдыха школьников в течение суток имеет существенное значение для успешного разрешения задач коммунистического воспитания, укрепления здоровья и дальнейшего улучшения физического развития подрастающего поколения.

Неправильно организованный режим дня неблагоприятно отражается на работоспособности учащихся и состоянии их здоровья. Чрезмерное количество уроков в школе и длительные учебные занятия дома нарушают необходимую продолжительность и регулярность других элементов режима (сна, активного отдыха на свежем воздухе и др.).

Работами И. П. Павлова и его школы совершенно убедительно доказано огромное значение полноценного сна, регулярного питания и определенного порядка жизни для функционального состояния центральной нервной системы и наилучшей физиологической деятельности всего организма в целом.

Изучение режима дня учащихся с исследованием реакции организма детей и состояния их работоспособности при различной продолжительности домашних учебных занятий было проведено Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР в 1951 г. одновременно по всем классам единой методикой и в едином плане.

Массовое обследование режима дня учащихся проводилось по специально разработанным однодневным опросным и недельным хрономет-ражным листам, вопросы в которых касались всех режимных моментов.

Изучение опыта организации приготовления учащимися домашних учебных занятий в присутствии научного сотрудника-наблюдателя осуществлялось в 201-й школе имени Зои Космодемьянской (Тимиря-

зевский район Москвы). Наблюдения велись в специальной комнате, своими размерами соответствующей обычной классной комнате в 50 м*. Естественное и искусственное освещение на рабочих местах учащихся было более чем достаточным— 160—200 лк. Комната хорошо проветривалась, что давало возможность всегда поддерживать в ней чистоту воздуха. Приготовление уроков учащимися производилось за столами, соответствующими их росту.

Таким образом, исключались все привходящие моменты, могущие отрицательно влиять на работоспособность учащихся. Это давало возможность выявить фактическое время, необходимое для приготовления домашних заданий, и определить, в какой мере это время зависит от объема задаваемого учебного материала. Применив физиологические методики, можно было проследить за реакциями организма учащихся и изменением их работоспособности при различной длительности приготовления уроков. Полученные данные могли служить основанием для установления наиболее эффективной продолжительности домашних учебных занятий.

В результате длительной учебной работы и недостаточного отдыха, как показывают исследования физиологов и гигиенистов, у учащихся в большей или меньшей мере ослабевают внимание, память, острота зрительных, слуховых и других восприятий, что характеризует степень утомления организма и снижение его работоспособности. Именно на этом основываются все существующие методики изучения утомления, хотя известно, что ни одна из них не является удовлетворительной.

Одним из показателей достоверности данных всякого исследования является совпадение результатов, полученных разными методами. Учитывая все это, мы избрали несколько методик, которые, отражая функциональное состояние центральной нервной системы, вместе с тем являлись адэкватными реальному учебному процессу.

Количество и качество работы, которую выполняет человек, свидетельствуют в известной мере при определенных условиях об его работоспособности, поэтому многочисленные методики, применяемые при изучении утомления учащихся, основываются на учете качества выполнения учебных заданий, как, например, на результатах решения определенных арифметических задач в пределах пройденного и усвоенного материала и т. д.

В своем исследовании, изучая работоспособность учащихся, мы применили специально составленные для этих целей 12 вариантов равнозначных по трудности комплексов заданий. Каждый комплекс состоял из 10 примеров на все четыре действия арифметики. Примеры были взяты из «Сборника арифметических задач и упражнений для устного счета с методическими указаниями к нему», составленного Я. Ф. Чекмаревым и В. А. Эменовым, издания 1947 г. Кроме того, применялся метод изучения работоспособности с помощью корректурных таблиц. В течение определенного времени до и после приготовления уроков учащиеся вычеркивали отдельные буквы или их сочетания.

Из других методик, позволяющих судить о функциональном состоянии центральной нервной системы, применялись исследования зрительных функций, сдвиги в которых в значительной мере обусловлены состоянием коркового отдела зрительного анализатора. Для этой цели мы применяли исследование устойчивости ясного видения.

В нашем исследовании, которое мы проводили при всегда одинаковом и равномерном освещении экрана (160—250 лк), наблюдаемый фиксировал свой взгляд в течение 2 минут на кольце, величина разрыва в котором равнялась 1,5 мм. Время ясного и неясного видения разрыва в кольце точно учитывалось.

Работа включала массовое обследование 38 девятых классов 17 школ различных районов Москвы. Из числа 930 обследованных

школьников 613 опросных листов было заполнено девочками и 317 мальчиками. Недельным обследованием, проведенным по пяти школам, было охвачено 190 учащихся. Изучение опыта организации приготовления уроков в школе осуществлялось в течение 4 недель с группой 14—17 девочек, учащихся IX класса «А» 201-й школы Тимирязевского района Москвы.

Учебная нагрузка учащихся в школе, по данным массового обследования, составляла 34—36 часов в неделю. Вне сетки расписания учащимся давалось в неделю от 1'/2 до 3 часов дополнительных занятий по литературе и истории.

Расписание во многих школах было составлено вопреки существующим гигиеническим требованиям: наблюдалось сдваивание уроков, перенесение таких предметов, как алгебра, геометрия, тригонометрия, на 4-е, 5-е и 6-е часы. 45-минутная продолжительность каждого урока почти ни в одной из обследованных 17 школ педагогами не выдерживалась. Детей даже в короткие пятиминутные перемены задерживали в классе на 2—3 минуты, а в большие — на 5—8 минут.

Правильный отдых учащихся во время перерывов не был организован. Во многих школах, преимущественно женских, правильным проведением перемен считается чинное хождение детей парами по коридорам, во время которого ими повторяются домашние задания к следующему уроку или читается художественная литература.

Естественно, что неправильно составленное расписание, отсутствие правильного чередования уроков и перемен, а также нерациональное использование последних способствовали более быстрому снижению работоспособности учащихся на уроках.

Для убедительности сказанного приводим выписку из дневника наблюдений за поведением учащихся на уроках (школа № 201 Тимирязевского района Москвы, IX класс «А»),

«„Чеховские чтения" продолжались сегодня 80 минут без перерыва... Уроки начались в 14 часов 15 минут. Первую перемену девочки отдыхали; во вторую 15-минутную перемену между 2-м и 3-м уроком девочки гуляли по коридору, в третью 15-минутную перемену между 3-м и 4-м уроком почти все девочки в классе повторяли алгебру и решали на доске задачи... перемену между 4-м и 5-м уроком девочки также не отдыхали, повторяли историю... На уроке истории класс плохо воспринимает объяснение преподавателя. На вопрос, почему девочки такие „вялые", они ответили хором: „Мы очень устали". Перемены между 5-м и 6-м уроком не было, преподаватель занял ее объяснением. 6-й урок — немецкий язык. В классе шумно, разговоры, девочки занимаются посторонними делами, на неожиданный вопрос преподавателя не могут ответить, не следят за текстом... Урок затягивается».

Существенное значение для поддержания работоспособности учащихся на более высоком уровне имеет, как известно, гигиенически полноценная организация воздушного, теплового и светового режимов классной комнаты и рекреационных помещений, а также обеспечение детям удобного рабочего места (подбор парт по росту детей).

Наши наблюдения, проводимые в школах, еще раз показали, как отрицательно влияет на учащихся неполноценный в гигиеническом отношении воздушнотепловой режим.

Стояли теплые апрельские дни, центральное отопление в школе продолжало работать, в результате в классах с юго-западной ориентацией окон температура воздуха была 27—28°. Что же было?

Вот записи от 4.1У.1951 г. из дневника наблюдений за поведением учащихся во время уроков и перемен.

«4-й урок — география. В классе душно. Солнце заливает весь класс. Оконные створки открыты не все... Девочки сидят вялые, жалуются на жару и духоту в классе. Температура воздуха 28°. Голова болит, пульс частый».

Этот пример лишний раз показывает, как внимательны должны быть педагоги к организации гигиенически полноценных условий педагогического процесса.

шего времени (4—5 часов), чем это рекомендовано гигиенистами- При этом многими учащимися указывалось: «Всех уроков выучить не успел» или «Не все уроки одинаково хорошо выучил». Указанная продолжительность домашних учебных занятий подтверждается данными недельного хронометража, а также данными 4-недельного наблюдения за учащимися, готовящими уроки в школе.

Изучение опыта организации приготовления учащимися домашних учебных заданий проводилось в течение 2 недель третьей и 2 недель четвертой четвертей учебного года. Из IX класса «А» были выделены 17 девочек средних способностей и средней успеваемости, практически здоровых, с остротой зрения (без коррекции или с коррекцией), равной единице.

Приготовление уроков проходило в утренние часы, т. е. до того времени, когда у учащихся начинались занятия в классе. При этом учитывалось время начала и окончания приготовления всех домашних заданий, а также время, затрачиваемое каждой из учениц на выполнение заданий по отдельным предметам. Кроме того, проводилось тщательное наблюдение за поведением каждой девочки во время работы: учитывалось внимание, усидчивость, разговоры, посторонние занятия, перерывы ранее установленного времени и т. д. Перед началом приготовления заданий и после их выполнения с помощью вышеуказанных методик у учащихся исследовали работоспособность и устойчивость ясного видения. После приготовления уроков в 13 часов 30 минут девочки получали обед из 3 блюд.

Во время учебных занятий в школе учащийся находился под непосредственным наблюдением научного сотрудника ежедневно в течение 11—12 часов.

Обработка данных наблюдения за учащимися во время приготовления уроков показала, что большинству девочек необходимо было для выполнения домашних учебных заданий в условиях, исключающих неблагоприятное влияние на работоспособность всех привходящих моментов, 4—5 часов. В дни, когда приготовление уроков вынужденно прерывалось «Чеховскими чтениями» (дополнительные занятия по литературе) или кружковой работой, девочки не успевали приготовить всех уроков.

К приготовлению уроков в школе девочки относились положительно. Большинство из них в своих отзывах отметило, что при лучших условиях приготовления уроков в школе они более основательно выучивают задания и готовят все уроки. У некоторых девочек преподаватели отметили значительные успехи в учебе, особенно у тех, которые не отличались усидчивостью. Эти девочки, видимо, дома себя особенно не утруждали заботами о выполнении заданий до конца и к каждому уроку.

Учениц, находившихся под нашим наблюдением, по договоренности с преподавателями спрашивали ежедневно по каждому из предметов, стоящему в расписании текущего дня. Это обстоятельство вынуждало каждую из учениц тщательно готовить все задания. Поэтому, несмотря на некоторую экономию времени за счет лучшей организации условий приготовления домашних'заданий, они требовали у большинства наблюдаемых учащихся не меньше времени, чем у других учащихся.

Готовя уроки в школе, девочки, как уже указывалось, выполняли задания по всем предметам за исключением письменных работ по литературе — сочинений и чтения художественных произведений, предусмотренных учебной программой. Эта работа выполнялась ученицами в воскресные дни или в вечерние часы после окончания занятий. Таким образом, часы свободных занятий превращались в те же домашние учебные занятия. По литературе во время приготовления уроков в школе прочитывался текст хрестоматии «Русская литература» и выполнялись

другие задания, на что в среднем уходило не менее часа. Столько же времени (в среднем) уходило на приготовление заданий по географии, истории, геометрии, дарвинизму и иностранному языку. На выполнение заданий по тригонометрии требовалось не менее 1 '/2 часов. Задания по остальным предметам: алгебре, физике, химии, психологии, занимали от 30 до 40 минут. Указанная средняя продолжительность приготовления заданий по отдельным предметам получена путем статистической обработки данных о времени приготовления учащимися заданий по этим предметам в течение месяца.

В тех случаях, когда девочки уделяли на выполнение заданий по тому или иному предмету меньше времени, чем это требовалось, знания их не были достаточными. В ответах учениц не чувствовалось уверенности. Оценки таких ответов, естественно, не могли быть высокими.

Результаты наших наблюдений показали, что добросовестное и доброкачественное выполнение домашних учебных заданий с оценкой при опросе не ниже 3 требует от ученика средних способностей и средней успеваемости при создании благоприятных условий для занятий не менее 4—5 часов усидчивой работы. В это время не входит чтение художественной литературы по учебной программе.

Изучение динамики устойчивости ясного видения и работоспособности учащихся при различной продолжительности приготовления ими домашних заданий показывает, что при прочих равных условиях изменения этих функций находятся в связи с длительностью учебной работы детей. В зависимости от индивидуальных особенностей у одних учениц изменения указанных функций были выражены в большей степени, а у других — в меньшей. Занятия продолжительностью в 2—2'/г часа у большинства учащихся не давали значительного снижения процентного соотношения правильно решенных примеров и падения времени ясного видения. У некоторых учащихся после работы такой продолжительности при отсутствии изменений во времени ясного видения или небольшом повышении его отмечалось увеличение процентного соотношения правильно решенных примеров.

Начиная с 3 часов работы и выше, у большинства девочек наблюдалось закономерное снижение времени ясного видения и значительное снижение процента правильно решенных примеров. У девочек, занимающихся всегда усидчиво и ровно, при 4—5-часовой работе количество правильно решенных примеров снижалось более чем на 20—25%, количество пропущенных или неправильно вычеркнутых букв увеличивалось более чем на 8; время ясного видения при среднем снижении 24—33% у некоторых девочек падало до 45—60%.

При наличии указанной закономерности у некоторых девочек нередко наблюдалось полное несоответствие между изменениями функций и продолжительностью приготовления домашних заданий. У таких девочек (2 из 17) иногда при 4—5-часовой работе отмечалось значительное увеличение процента правильных решений и общего количества сделанных примеров. И, наоборот, в некоторые дни при значительно меньшей продолжительности занятий указанные девочки давали значительное уменьшение сделанных и правильно решенных примеров. Между тем значительных нарушений в режиме дня, оказывающих существенное влияние на работоспособность, в отмеченные дни низкой работоспособности у этих девочек не наблюдалось.

Очевидно, здесь имеет место ряд привходящих, не поддающихся точному учету причин, как, например, изменение эмоционального состояния. Возможно также, что хорошая работоспособность девочек в отдельные дни, несмотря на затрату большего количества времени на выполнение заданий, объясняется тем, что ученицы часто делали длительные перерывы в работе (защитная реакция против нагрузки). И, наконец, нельзя не учитывать такого существенного фактора, обусловливающего.

ту или иную степень работоспособности, как реактивное состояние организма ребенка в связи с общим состоянием его центральной нервной системы.

Наши наблюдения показали, что занятия в школе (во второй смене) после 4—5-часовой домашней работы большинство учащихся IX классов начинает при наличии ясно выраженного утомления. Почти все девочки после 4—5-часового приготовления уроков жаловались на головную боль и сильное желание спать. На первых уроках, не требовавших особой активности от учащихся, можно было наблюдать, с каким трудом дети слушали преподавателя и старались не уснуть. На 3-м и 4-м уроке наблюдалось некоторое повышение работоспособности девочек; учениц, отвлекающихся посторонними делами, почти не отмечалось, соответственно с этим уменьшалось и количество замечаний со стороны преподавателей. Однако на 5-м и особенно на 6-м уроках дисциплина, как правило, резко падала: девочки становились невнимательными, на неожиданный вопрос преподавателя многие не отвечали, так как бывали заняты посторонними делами — смотрели в окно, чертили на бумаге или вертели что-нибудь в руках. Многие девочки сидели далеко откидываясь на спинку парты или, наоборот, ложась грудью на стол и подпирая голову руками.

Чрезмерная учебная нагрузка нередко вынуждала учащихся поверхностно относиться к выполнению учебных заданий, сокращать часы сна и активного отдыха в условиях свежего воздуха (подвижные игры, спортивные развлечения), не говоря уже о невозможности уделить достаточное время внешкольным занятиям.

Существующая учебная нагрузка учащихся IX классов крайне затрудняет рациональную организацию их режима дня, так как школьники в значительной мере лишены возможности регулярного соблюдения всех режимных моментов (постоянства выполнения их в одни и те же часы — питания, приготовления уроков и др.).

Систематическое отсутствие правильного чередования учебной работы и отдыха учащихся не может не отразиться отрицательно на состоянии их здоровья.

Из работ И. П. Павлова и его учеников известно, как неблагоприятно отражается отсутствие отдыха, особенно достаточного в количественном и полноценного в качественном отношении сна на функциональной работоспособности корковых клеток — на восстановительных процессах в коре головного мозга.

Все это требует приведения учебной нагрузки учащихся IX классов в соответствие с гигиеническими требованиями.

Наиболее эффективной и предельно допустимой для учащихся IX классов является 3-часовая продолжительность приготовления Домашних заданий.

Учебные занятия в школе учащихся IX классов, равно как и всех других старших классов, целесообразнее проводить в первую смену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.