можно отметить, что у нормальных животных они оказываются повышенными на 177%, а у животных с экстирпированным головным мозгом — на 44%, т. е. имеется разница в 133%. Сорбционный уровень клеток кожи у нормального животного повышается на 94%, а у животного с экстирпированным головным мозгом — на 30%.
Таковы результаты опытов на холоднокровных животных. В дальнейшем необходимо продолжить опыты на теплокровных животных.
Выводы
1. Проведенные опыты показывают, что вибрация вызывает отчетливые изменения в клетках изолированных органов лягушки в виде паране-кротического перераспределения краски и повышения сорбционного уровня клеток. По степени изменения сорбционного уровня различные органы могут быть размещены в следующем порядке: семенники, почки, мышцы, кожа.
2. Вибрация вызывает паранекротические изменения и в клетках органов целого организма, подвергающегося ее воздействию.
3. Действие вибрации на клетки в целом организме является преимущественно специфическим, т. е. осуществляется через нервную систему. Однако полностью не исключается и механическое действие.
Поступила 18/Х1 1955 г..
•А- -А- -А-
РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
Проф. В. Н. Иванов
Из института физического воспитания и школьной гигиены
Академии педагогических наук РСФСР •
Исследования Института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, проведенные в прошлые годы (1950—1951), выявили чрезвычайно большую учебную нагрузку учащихся, особенно в старших классах, что не могло не отразиться на всем укладе жизни учащейся молодежи, а следовательно, и на состоянии здоровья, физическом развитии, успеваемости и пр.
В задачи настоящей работы входит выявить нагрузку учащихся к началу введения политехнического обучения и новых учебных планов и программ. В целях проверки этих изменений в 1955 г. было проведено повторное массовое обследование режима дня 1200 учащихся седьмых классов в 9 школах, причем были взяты те же школы, что в прошлом исследовании. Обследование показало, что в распределении уроков произошли некоторые сдвиги в лучшую сторону. Например, б часов учащиеся седьмых классов, как правило, заняты 2 раза в неделю, тогда как в прошлом продолжительность уроков по 6 часов в день наблюдалась 3—4 раза в неделю. Следует, однако, заметить, что уроки физкультуры часто планируются в первую половину дня, т. е. в то время, которое должно отводиться для трудных предметов. Как правило, во время перемен в большинстве школ учащиеся не выходят на свежий воздух и не
всегда классы проветриваются. В организации школьных завтраков наблюдается разнобой как в смысле ассортимента продуктов, так и в смысле организации питания. В школах еще отмечается несоблюдение гигиенических норм освещения, вентиляции, несоответствие парт росту учащихся. Во вновь выстроенных пятиэтажных школах имеет место во время перемен чрезвычайная перегрузка рекреационных коридоров.
Изучение режима дня учащихся седьмых классов показало, что в отношении отдельных режимных моментов сдвиги неодинаковы. Хорошо известно, что утренняя гимнастика и обтирание до пояса являются неотъемлемой частью правильно поставленного физического воспитания подрастающего поколения. Результаты обследования дают нам следующую > картину (табл. 1).
Таблица 1
Процент учащихся, выполняющих процедуры
Название процедур мальчики девочки
1950— 1951 гг. 1950— 1951 гг.
1955 г. 1955 г.
Утренняя гимнастика 49,3 48,9 12,9 24,4
Обтирание..... 21,7 31,6 8,4 12,3
Из табл. 1 видно, что больших изменений не произошло и что-утренняя гимнастика с обтиранием еще далеко не освоена учащимися. Особенно неблагополучно обстоит с обтиранием до пояса как у мальчиков, так и у девочек и с утренней гимнастикой девочек.
Нормальное питание учащихся должно быть 4 раза в день, включая; завтрак в школе. Обследование показало следующее (табл. 2).
Таблица 2
Процент учащихся
Питание в день мальчики и девочки мальчики девочки
1950—1951 гг. 1955 г.
3 раза 65 73,5 63,5
4 » 35 26,5 36,5
Табл. 2 показывает, что никаких изменений в режиме питания не произошло. Завтраками в школе пользуются далеко не все учащиеся. Между тем 'завтраки в школе для учащихся 13—14 лет особенно необходимы, так как в этом возрасте идет усиленное формирование организма (период полового созревания). Школа и семья могут и должны разрешить этот вопрос.
Приготовление уроков является одной из ответственных частей режима дня школьника. При обследовании режима дня 5 лет назад мы отмечали перегрузку учащихся седьмых классов учебными заданиями. Данные изучения этого вопроса в 1955 г. показывают значительные сдвиги в направлении сокращения времени на приготовление уроков, что объясняется изменением программы, учебников в связи с политехнизацией школы (табл. 3).
Процент учащихся
Время, затрачиваемое иа приготовление уроков мальчики девочки Тмальчики девочки
1950—1951 гг. ■Я с* 1955 г.
От 1 часа 30 минут до 2 часов 30 минут 28,1 8,5 48,4 25
3 часа 27,1 13,3 30,8 27,3
Больше 3 часов 44,8 78,2 20,8 47,7
Изучение продолжительности пребывания учащихся на свежем вой .духе показало следующее (табл. 4).
Таблица 4
• Процент учащихся
Продолжительность пребывания на свежем воздухе мальчики девочки мальчики девочки
1950—1951 гг. 1955 г.
Гуляют на свежем воздухе . . 78,6 33,7 86,7 66,8
Не гуляют 21,4 66,3 !3,3 33,2
Гуляют до 1 часа...... 32,8 72 24,7 38,4
» больше 1 часа .... 67,2 28 75,3 61 ,6
Сравнивая наши данные 1955 г. с тем, что было при первом обследовании, мы видим, что произошли некоторые сдвиги в лучшую сторону. Как мальчики, так и девочки стали больше проводить времени на свежем воздухе, и процент негуляющих значительно уменьшился. Девочки в использовании свежего воздуха попрежнему отстают от мальчиков.
Отрадно отметить, что в настоящее время большинство учащихся помогает семье. Мальчики затрачивают на это от одного часа и больше в 42,2%, меньше одного часа в 32,9% (помощь совсем не оказывают в 24,9%). Девочки затрачивают на помощь семье от одного часа и больше в 63,9%, меньше одного часа — в 27,2% (помощь совсем не оказывают в 8,9%).
Сравнивая данные продолжительности времени, затрачиваемого мальчиками и девочками на помощь семье, видно, что девочки намного больше помогают семье. Значительное количество мальчиков (24,9%) совсем семье не помогает. Помощь семье выражается в уборке помещений, покупках в магазинах и уходе за детьми.
Сон является основным видом отдыха и для учащихся седьмых классов должен иметь продолжительность — 9—9'/2 часов. Наше обследование дает следующую картину сна учащихся седьмых классов (табл.5).
Табл. 5 показывает, что в 1955 г. произошли сдвиги в лучшую сторону. Как мальчики, так и девочки спят больше. Но все же имеется значительный процент недосыпающих. Процент случаев нормального сна у мальчиков несколько выше, чем у девочек.
Предметы по их трудности (по отзывам самих учащихся) распределяются следующим образом (табл. 6).
Продолжительность сна Процент учащихся
мальчики девочки мальчики девочки
1950—1951 гг. 1955 г.
7 часов 15,9 . 26,7 7,8 7
8 » 19,3 35,6 20,1 25
8 » 30 минут 21,4 15,6 19,1 20,9
9 » 28,7 18,7 36,1 33,4
9 » 30 минут 10,7 2,9 11,4 9,8
10 » 4,0 0,5 5,5 3,9
Таблица 6
Предметы Процент «трудных», по отзывам учащихся
мальчики девочки мальчики девочки
1950—1951 гг. 1955 г.
Гуманитарные науки .... 49,6 68,1 30 34,4
Точные науки ....... 37,9 25,6 45 45,4
Все науки ........ 12,5 6,3 25 20
Если в прошлом по трудности на первом месте стояли гуманитарные науки, то сейчас произошел резкий сдвиг'В сторону точных наук, глав-вым образом математики. Несколько повысился процент учащихся, которым все предметы даются одинаково. Объяснение этому явлению нужно искать в изменении программ по гуманитарным наукам (русский язык, история, география, конституция) в сторону их сокращения и более высокими требованиями по математике, физике, химии, естествознанию.
В режим дня школьника также входят так называемые свободные занятия (чтение, радио, телевизор, кино, театр). По виду они распределяются так: у мальчиков на чтение уходит 36,6%, радио — 32,1%, телевизор— 6,6%, кино — 8,6%, театр — 0,5% времени. У девочек на чтение уходит 53,2%, радио —22,4%, телевизор — 6,9%, кино —5,5%, театр — 0,1% времени.
Сравнивая эти данные, мы видим, что девочки больше занимаются чтением художественной литературы и просмотром телевизионных передач. Что же касается радио, кино и театра, то ими больше интересуются мальчики.
По сравнению с прошлым обследованием в свободных занятиях никаких сдвигов не произошло (телевизор в обследованиях 1950—1951 гг. отсутствовал).
Выводы
Обследование режима дня учащихся 7-х классов показало, что за время с 1950 по 1955 г. с введением политехнического обучения и новых планов и программ изменились некоторые стороны режима учащихся.
1. Снизилось время пребывания в школе с 34—36 до 32 часов в неделю.
2. Снизилось количество часов на приготовление уроков на дому (далеко недостаточно).
3. Несколько повысилось количество часов пребывания на свежем воздухе и вдвое снизилось количество школьников, не гуляющих на свежем воздухе.
4. Увеличилось количество учащихся с нормальным сном, хотя количество недосыпающих остается еще значительным.
5. Положение со школьными завтраками остается ненормальным — только 30% учащихся пользуются завтраками.
6. Очень плохо обстоит дело с утренней гимнастикой и обтиранием, особенно среди девочек.
7. Обращает на себя внимание наличие значительного процента переростков (21) и неравномерное распределение мальчиков и девочек в классах.
Поступила 29/Х 1955 г..
-А- -йт -А
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ РУССКИХ ВРАЧЕЙ XVIII в.
(И. В. ВЕЛЬЦИН, И. И. ЭНЕГОЛЬМ, А. А. ШПИР)
В. А. Невский
Высказывания И. В. Вельцина, И. И. Энегольма и А. А. Шпира относятся к самым различным областям гигиены. И. В. Вельцин пишет о средствах, которые должно ассигновать правительство для сохранения народного здоровья, И. И. Энегольм посвящает свой труд военной гигиене, А. А. Шпир говорит Ъ гигиене как оонове всех медицинских дисциплин, но все эти труды роднит одно — широкая социальная трактовка рассматриваемых вопросов.
И. В. Вельцин (1767—1829) был уроженцем Риги. Докторский диплом он получил в 1789 г. в Геттингенском университете после защиты диссертации «О медицинском лечении душевных расстройств» (книга эта имеется р. библиотеке Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова). После Геттингена И. В. Вельцин некоторое время работал ч госпиталях Берлина, Лондона и Парижа. В последнем он был свидетелем бурных дней французской буржуазной революции 1789 г. По возвращении из-за границы в 1790 г. И. В. Вельцин становится профессором патологии и терапии в Петербургском медико-хирургическом инсти-тнте («Калинкинском») и врачом Главного военно-сухопутного госпиталя. В 1792 г. И. В. Вельцин переехал из Петербурга в Ярославль, где работал около 3 лет губернским доктором и где написал свою замечательную книгу «Начертание врачебного благоустройства». В 1798—1799 гг. И. В. Вельцин обслуживал суворовские войска при их походах в Италию и Швейцарию. В 1804 г. он был назначен членом медицинского совета. В 1807 г. И. В. Вельцин организует госпитали в Гродненской, Ви-ленской, Минской и Курляндской губерниях. В 1810 г. он работает в должности старшего врача Пажеского корпуса в Петербурге. И. В. Вельцин имел обширную врачебную практику в Петербурге.
Единственной печатной работой И. В. Вельцина, если не считать его речи на немецком языке, сказанной в январе 1791 г. при освящении нового здания Калинкинского медико-хирургического института в Петербурге, была книга «Начертание врачебного благоустройства или о сред-