2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Пашков, Г.Н. Индивидуальные траектории формирования спортивной культуры школьников 9-10 лет на основе её факторной структуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашков Г.Н. -Краснодар, 2016. - 24 с.
4. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Ю. Чернышенко. - Краснодар, 2012. - 24 с.
5. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 537 с.
6. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.
REFERENCES
1. Antsupov, I.S. (2019), Physical training of 7-10 years old schoolchildren taking into account features of dynamics and mutual influence ofphysical qualities, dissertation, Krasnodar.
2. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture. Moscow.
3. Pashkov, G.N. (2016), Individual trajectories of formation of sports culture of schoolboys of 910 years on the basis of its factor structure, dissertation, Krasnodar.
4. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism candidate, dissertation, Krasnodar.
5. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool age children, dissertation, Krasnodar.
6. Chernyshenko, Yu.K. and Polzikova, E.V. (2014), "Motivation of pupils of preschool educational institutions of 6-7 years to physical culture and sports activity", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 116. No. 10, pp. 145-150.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2019
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ПОДБОРА ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Дмитрий Андреевич Гущин, Василий Николаевич Михалев, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
Аннотация
Наставление по физической подготовке сотрудников Уголовно-исполнительной системы (НФП 2001) предлагает организацию занятий по физической культуре, как в спортивной форме одежды, так и в военной. Данная работа посвящена изучению влияния формы одежды на развитие выносливости курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: выносливость, курсант, физические качества, форма одежды, бег, физическая культура.
INFLUENCE OF SELECTION OF UNIFORMS FOR OCCUPATIONS BY PHYSICAL
CULTURE ON DEVELOPMENT OF ENDURANCE OF THE CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF
RUSSIA
Mikhail Yuryevich Nohrin, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russian; Andrei Andreevich Truntyagin, the senior lecturer, Dmitry Andreevich Guschin, Vasily Nikolayevich Mikhalev, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russian, Ryazan
Annotation
Instruction in physical training of the employees of the penal enforcement system (NFP 2001) proposes the organization of the classes in physical culture, both in sports and in military uniform. This article is devoted to the study of the influence of the uniform on endurance training of the cadets of the educational institutions of the FSIN of Russia.
Keywords: endurance, cadet, physical qualities, dress, running, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Современные методики легкоатлетических тренировок не обходятся без обязательного использования облегченных и утяжеленных условий выполнения упражнений. Научные разработки в этой области помогли сделать шаг вперед легкоатлетам. Но большинство этих исследований было направлено на улучшение результатов в спринтерском беге.
Изучение влияния облегченных и утяжеленных условий в тренировках стайеров почти не проводилось [1, 2].
Однако существует большое количество обучаемых, для которых утяжеленные условия на занятиях физической культурой являются обыденным. Речь идет о курсантах и слушателях образовательных организаций силовых структур России.
Существует противоречие между служебной необходимостью заниматься физическими упражнениями в военной форме одежды и эффективностью развития физических качеств на занятиях по физической культуре.
Указанное противоречие определило проблему: отсутствие исследований и данных эффективности утяжеленной формы одежды на развитие физических качеств, в частности, выносливости военнослужащих на занятиях физической культурой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проблема выполнения упражнений в облегченных или утяжеленных условиях была поднята преподавателями и врачами Военной академии. Преподаватели вели наблюдение за группой курсантов (100 человек) на протяжении одного учебного года. Было установлено, что постоянные занятия в утяжеленных условиях (опытная группа) способствовали улучшению результата в тестах на выносливость у 27,2% занимающихся; ухудшили свои показатели 65,2% курсантов, а у 9,0% из них результат изменялся скачкообразно.
Параллельно с педагогами тревогу бьют и медики. В годовом отчете работники медицинской службы отмечала, что от 61 до 72% занимающихся после таких занятий обращаются за медицинской помощью.
Цель исследования - выявить влияние формы одежды для занятий по физической культуре на развитие выносливости курсантов.
Педагогический эксперимент проводился в курсантских группах во время плановых занятий в течении одного года. Для достоверности результатов исследования нами были взяты курсанты 3-го курса, из 100 занимающихся были сформированы четыре равнозначные группы по 25 человек в каждой. Все они имели одинаковые условия быта, отдыха и сна. Курсанты получали одинаковое питание, со всеми было проведено по 36 практических занятий.
Занятия проводились по традиционной схеме:
Подготовительная часть (общеразвивающие и специальные, подготовительные упражнения). Основная часть (проводилась с экспериментальными группами каждый раз только в определенной форме одежды: первая группа занималась в спортивной форме; вторая в облегченной военной; третья в обычной военной; четвертая в обычной военной с отягощением 5 кг). Заключительная часть (медленный бег, упражнения на растяжку и восстановление дыхания).
Контрольными были определены следующие упражнения: бег на 3000 м, бег на 100 м, количество прыжков с ноги на ногу на 100 м, отношение обхвата бедра занимающихся к их относительной силе.
Контрольные нормативы выполнялись всеми группами в единой спортивной форме.
Основным упражнением, характеризующим изменение выносливости у занимающихся во время педагогического эксперимента, был бег на 3000 м. Промежуточные контрольные занятия позволили определить влияние различных условий на изменения в физической подготовленности курсантов. Первое из таких занятий проводилось после сравнительно небольшого по интенсивности и довольно объемного втягивающего этапа. Курсанты, занимающиеся в спортивной и облегченной военной форме, улучшили начальные показатели в беге на 3000 м в среднем на 11 и 4 секунды соответственно. В группах, занимающихся в тяжелой военной обуви и экипировке (5 кг) изменения были незначительными.
При увеличении объемов и интенсивности бега во время базового этапа значительные изменения в результатах выносливости также произошли в первой и второй группах. В группах курсантов, занимающихся в тяжелой обуви и имеющих тяжелое снаряжение, изменения не имели явной положительной динамики. Кроме того, у этих курсантов появились болевые ощущения и наблюдались микротравмы, что в следствии привело к снижению интереса к занятиям.
Повышенные нагрузки, сокращенные интервалы отдыха, выполнение нагрузок на фоне частичного утомления во время специального этапа подготовки позволили добиться максимального прироста результатов во всех тестах у занимающихся первой и второй экспериментальных групп.
Несколько по-другому обстояли дела в третьей и четвертой группах. Здесь результат в беге на 3000 м ухудшился в среднем на 9,6 и 16,1 с.
Следует учитывать, что наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных [3, 4]. Именно поэтому помимо основного интересующего нас упражнения - бега на 3000 м, мы изучали влияние различных условий на быстроту, силу, скоростно-силовые и функциональные показатели.
Основным упражнением, характеризующим скоростную выносливость, был бег на 100 м. В первой экспериментальной группе после завершения втягивающего этапа у всех категорий испытуемых, участвовавших в эксперименте, произошли незначительные изменения.
Во второй экспериментальной группе улучшение носило приблизительно такой же характер, но сдвиги были недостоверными.
В третьей группе изменений не наблюдалось.
В четвертой экспериментальной группе изменения носили отрицательный характер.
Аналогичная картина в основном сохранилась и по завершении базового этапа.
Во время специального этапа, когда в занятиях большой удельный вес стали занимать специальные упражнения, развивающие быстроту, мы наблюдали максимальный прирост результатов впервой и второй экспериментальных группах (соответственно на 0,7 и 0,2 с).
В третьей экспериментальной группе на данном этапе у большего количества курсантов произошла стабилизация результатов. А у курсантов с низкой физической подготовленностью ухудшились.
В четвертой группе в среднем результат в спринте ухудшился на 0,8 с.
Изменения в количестве прыжков с ноги на ногу на дистанции 100 м происходили несколько иначе, чем изменения в быстроте и выносливости. Значительно улучшилась ско-ростно-силовая подготовка курсантов второй экспериментальной группы. Приблизительно так же, но с меньшей разницей происходило изменение скоростно-силовых показателей в первой группе (в среднем количество шагов уменьшилось на 5).
В третьей экспериментальной группе результаты скоростно-силовой подготовки улучшились, но недостоверно.
С увеличением веса отягощений эффективность данных занятий снижается. Примером является отрицательное воздействие экипировки на развитие физических качеств курсантов четвертой экспериментальной группы. В среднем у занимающихся этой группы результаты в прыжках ухудшились на 2 шага.
Наблюдения показали, что изменения отношения обхвата бедра к относительной силе занимающихся имеют тесную корреляционную связь с упражнениями, характеризующими показатель выносливости. Поэтому при рассмотрении причин неудовлетворительных показателей выносливости необходимо обязательно учитывать изменения данного показателя. Чтобы картина влияния формы одежды (отягощений) на развитие физических качеств занимающихся была достаточно полной, в наблюдения были включены тесты на показатели функционального состояния испытуемых, результаты которых мы представим в следующей работе.
ВЫВОД
1. При развитии общей, силовой, и скоростной выносливости предпочтение должно отдаваться занятиям, проводимым в спортивной удобной для бега форме. Если занятия организованы в военной форме одежды занимаются должны быть в облегченной военной обуви. За исключением развития специальной выносливости при выполнении служебных задач (подготовка и выполнение нормативов по преодолению единой полосы препятствий и марш-броска).
2. Организация занятий в утяжеленной форме одежды отрицательно влияет на развитие общей выносливости курсантов. Наблюдается отрицательное настроение к занятиям физической культурой, повышается риск получения травм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Кнорус, 2013. - 240 с.
2. Зезюлин, Ф.М. Самбо: теория, методика, практика : учебное пособие / Ф.М. Зезюлин. -Владимир : [б.и.], 2005. - 175 с.
3. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действий в экстремальных условиях : монография / М.Ю. Нохрин, В. Д. Медведков ; Пермский институт ФСИН России. - Пермь : [б.и.], 2014. - 153 с.
4. Ранцев, Г.М. Физическая подготовка курсантов высших учебных заведений МВД России на основе применения интенсивных методов тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ранцев Г.М. - Псков, 2005. - 24 с.
REFERENCES
1. Vilensky, M. and Gorshkov, A. (2013), Physical culture and healthy lifestyle of the student, Physical culture and healthy lifestyle of the student, Knorus, Moscow.
2. Zezulin, F. (2005), Sambo: theory, methodology, practice, textbook, Vladimir.
3. Nokhrin, M. and Medvedkov, V. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, monograph, Institute of the Federal penitentiary service of Russia, Perm.
4. Rancev, G. (2005), Physical training of cadets of higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of application of intensive methods of training, dissertation, Pskov.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.323.2
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ И ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Татьяна Александровна Облецова, аспирант, Александр Михайлович Пухов, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
Цель работы заключалась в исследовании активности скелетных мышц при выполнении упражнений на координационной лестнице с удержанием в руках баскетбольного мяча и без него. Во время выполнения двигательных действий производилась регистрация электроактивности скелетных мышц правой стороны тела по амплитуде, которой оценивались развиваемые усилия. Основными мышцами, задействованными во всех упражнениях, выполняемых на координационной лестнице, являются средняя ягодичная, прямая и внутренняя широкая бедра. Показано, что с повышением координационной сложности упражнений электроактивность скелетных мышц снижается и увеличивается время их выполнения.
Ключевые слова: баскетбол, координационная лестница, специально-подготовительные упражнения, электромиография.
SPECIAL BASKETBALL EXERCISES REALIZATION FEATURES ON BALANCE STAIRCASE BOTH WITH AND WITHOUT A BALL
Tatyana Alexandrovna Obletsova, the post-graduate student, Alexander Mikhailovich Pu-khov, the candidate of pedagogical sciences, junior research associate, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sports
Annotation
The main goal was to study the skeletal muscles activity when performing the special basketball coordination exercises on the balance staircase both with and without holding a ball. The right body side skeletal muscles electroactivity (EMG) during exercises performing was recorded. The reached efforts were evaluated according to the amplitude of their EMG biopotentials. Main muscles involved in all exercises were m. gluteus medialis, m. rectus femoris and m. vastus medialis. It is settled that exercises coordination complexity increasing leads to the skeletal muscles electroactivity decreasing and at the same time for exercise performing duration increasing.
Keywords: basketball, balance ladder, special exercises, electromyography.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система подготовки спортсменов включает в себя разносторонние тренировки, направленные на развитие физических способностей, совершенствование технического и тактического мастерства. Особое внимание в сложнокоординационных видах спорта уделяют координационной подготовке спортсменов (В.Н. Платонов, 2015). Основными средствами развития координационных способностей являются специальные и специально-подготовительные упражнения, которые направлены не только на правильное обучение базовым умениям, но и на совершенствование более сложных двигательных