6. Bhuvasorakul, J.L. Unit cohesion among the three soviet women's air regiments during World War II : dissertation / Bhuvasorakul J.L. - Florida State University, USA, 2004. - 74 p.
7. Du Preez, J. Fear Unit cohesion and mental health in the UK armed forces" / Du J. Preez, J. Sundin, N.T. Wessel // Occupational Medicine. - 2012. - Vol. 62. - Issue 1. - P. 47-53.
8. Mullen, B. The relation between group cohesiveness and performance: An integration / B. Mullen, C. Cooper // Psychological Bulletin. - 1994. - No. 115. - P. 210-227.
REFERENCES
1. Nikolaev, A.A. (2005), "Russian battle" as a factor in increasing the effectiveness of sports work and professional training in universities of Defense and Law Enforcement Agencies, dissertation, St. Petersburg.
2. Serova, L.K., Michael, I.I., Khudainazarova, D.R. and Berlinde, A.A. (2017), "Physical culture as a condition for the formation of professional identity of cadets of military universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No 4, pp. 207-212.
3. Timofeev, A.V., Dmitriev, G.G. and Pivachev, A.A. (2008), "Ensuring the professional performance of personnel of surface ships of the Navy by means of physical training and sports in long voyages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No7, pp. 95-97.
4. Chernova, G. R. (2010), Social psychology: textbook for universities, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg.
5. Schegolev, V.A. (1991), Education and rallying of military collectives in the process of physical culture and sports, dissertation, St. Petersburg.
6. Bhuvasorakul, J.L. (2004), Unit cohesion among the three soviet women's air regiments during World War II, dissertation, Florida State University, USA, available at https://web.ar-chive.org/web/20120312012908/http://etd.lib.fsu.edu/theses/submitted/etd-03302004-154056/unre-stricted/BhuvasorakulJThesis.pdf (accessed 13 September 2019).
7. Du Preezm J., Sundin, J. and Wessely, N.T. (2012), "Fear Unit cohesion and mental health in the UK armed forces", Occupational Medicine, Volume 62, Issue 1, pp. 47-53.
8. Mullen, B. and Cooper, C. (1994), The relation between group cohesiveness and performance: An integration. Psychological Bulletin, No 115, pp. 210-227.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2019
УДК 373.24
ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Николай Николаевич Нихаенко, аспирант, Кубанский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований, характеризующие особенности изменения интегральных показателей уровня развития базовых компонентов личностной спортивной культуры детей 6-7 лет обоего пола в годичном учебно-воспитательном цикле в процессе реализации в дошкольных образовательных организациях традиционных программ физического воспитания.
Ключевые слова: воспитанники дошкольных образовательных организаций, личностная спортивная культура, базовые компоненты личностной спортивной культуры, особенности динамики, традиционные программы физического воспитания.
DYNAMICS OF DEVELOPMENT LEVEL INDICATORS OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN'S PERSONAL SPORTS CULTURE COMPONENTS UNDER THE
CONDITIONS OF PHYSICAL EDUCATION TRADITIONAL PROGRAMS IMPLEMENTATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Nikolai Nikolaevich Nikhaenko, the post-graduate student, Cuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation
The article presents the data of the research. They characterize the features of the integral indicators change of the level of the personal sports culture basic components development of 6-7-year-old children of both sexes in one-year educational cycle implementation at the preschool educational institutions following the traditional physical education programs.
Keywords: pupils of preschool educational organizations, personal sports culture, personal sports culture basic components, features of dynamics, physical education traditional programs.
Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о значительном интересе ученых и специалистов-практиков к проблеме конверсии форм, средств и методов спортивной подготовки применительно к решению задач физического воспитания обучающихся в образовательных организациях различного уровня и типа [2, 5]. Вместе с тем ощущается недостаток как теоретических, так и эмпирических исследований по данной проблеме с участием воспитанников дошкольных образовательных учреждений [1, 3, 4]. В этой связи разработана модель процесса формирования спортивной культуры детей 6-7 лет, базирующаяся на комплексном развитии компонентов этого личностного феномена. Предварительно в процессе многолетней экспериментальной работы были изучены особенности изменения показателей уровня развития компонентов личностной спортивной культуры детей 6-7 лет обоего пола в процессе их физического воспитания в дошкольных образовательных организациях. Данные, характеризующие особенности динамики абсолютных значений показателей уровня сформированности базовых компонентов личностной спортивной культуры дошкольников 6 лет, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Достоверность изменений интегральных и суммарных показателей компонентов спортивной культуры детей 6 лет в годичном учебно-воспитательном цикле _
Компоненты спортивной культуры (балл) Пол Этапы обследования Р
1 (начало года) 2 (конец года)
M ±m M ±m
1 2 3 4 5 6 7
Компонент физической подготовленности М 12,1 0,56 17,6 0,83 <0,001
Д 14,6 0,60 18,6 0,80 <0,001
Компонент технической подготовленности М 20,7 0,96 23,2 1,10 >0,05
Д 18,0 0,77 19,6 0,85 >0,05
Соревновательный компонент М 7,6 0,35 8,2 0,41 >0,05
Д 5,8 0,25 6,3 0,28 >0,05
Практический компонент М 5,1 0,24 5,7 0,29 >0,05
Д 4,1 0,18 4,5 0,20 >0,05
Мотивационно-потребностный компонент М 58,3 2,70 58,3 2,78 >0,05
Д 66,8 2,99 59,7 2,64 ->0,05
Интеллектуальный компонент М 10,9 0,49 12,7 0,59 <0,05
Д 11,0 0,45 12,4 0,51 <0,05
Коммуникативный компонент М 132,9 5,45 91,5 4,06 -<0,001
Д 169,1 7,30 138,4 6,10 -<0,01
Аналитический компонент М 14,5 0,64 19,6 0,81 <0,001
Д 14,5 0,61 19,6 0,83 <0,001
Эмоционально-волевой компонент М 116,9 5,06 122,9 5,25 >0,05
Д 124,7 5,34 147,3 6,22 <0,01
Компоненты спортивной культуры (балл) Пол Этапы обследования Р
1 (начало года) 2 (конец года)
M ±m M ±m
1 2 3 4 5 6 7
Морально-этический компонент М 12,5 0,57 11,1 0,53 ->0,05
Д 14,0 0,61 13,3 0,58 ->0,05
Суммарный показатель спортивной культуры (СПСК) М 388,5 16,20 370,8 15,48 ->0,05
Д 442,6 18,48 439,7 17,70 ->0,05
Примечание - Знак «-» характеризует негативные изменения изучаемых компонентов в годичном цикле.
Результаты их изучения позволяют сформулировать следующие констатации:
1. Отсутствие достоверных изменений по изучаемым показателям в 72,7% в группе мальчиков и 63,7% - в группе девочек.
2. Позитивные изменения произошли по уровню развития компонента физической (Р <0,001), интеллектуальной (Р <0,05), аналитической (Р <0,001) подготовленности у детей обоего пола, а также эмоционально-волевому компоненту (Р <0,01) у девочек.
3. Выявлено существенное снижение уровня сформированности коммуникативного компонента (мальчики - Р <0,001, девочки - Р <0,01).
4. Установлены тенденции снижения уровня сформированности мотивационно-по-требностного (девочки), морально-этического (мальчики и девочки) компонентов, а также суммарного показателя спортивной культуры (мальчики и девочки).
Данные, характеризующие абсолютные значения параметров темпов прироста компонентов личностной спортивной культуры дошкольников 6 лет, позволили определить следующую иерархию по основанию их снижения:
- мальчики: компонент физической подготовленности (37,0%), аналитический компонент (29,9%), интеллектуальный компонент (15,3%), компонент технической подготовленности (11,4%), практический компонент (11,1%), соревновательный компонент (7,6%), эмоционально-волевой компонент (5,0%), мотивационно-потребностный компонент (0%), суммарный показатель спортивной культуры (-4,7%), морально-этический компонент (-10,6%), коммуникативный компонент (-36,9%);
- девочки: аналитический компонент (29,9%), компонент физической подготовленности (24,1%), эмоционально-волевой компонент (16,6%), интеллектуальный компонент (12,0%), практический компонент (9,3%), компонент технической подготовленности (8,5%), соревновательный компонент (8,3%), суммарный показатель спортивной культуры (-0,2%), морально-этический компонент (-5,1%), мотивационно-потребностный компонент (-11,2%), коммуникативный компонент (-20,0%).
Данные, характеризующие особенности динамики абсолютных значений показателей уровня сформированности базовых компонентов личностной спортивной культуры дошкольников 7 лет, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Достоверность изменений интегральных и суммарных показателей компонентов спортивной культуры детей 7 лет в годичном учебно-воспитательном цикле_
Компоненты спортивной культуры (балл) Пол Этапы обследования Р
1 (начало года) 2 (конец года)
M ±m M ±m
1 2 3 4 5 6 7
Компонент физической подготовленности М 19,8 0,93 25,0 1,23 <0,01
Д 18,7 0,85 22,4 1,01 <0,01
Компонент технической подготовленности М 25,4 1,20 27,1 1,33 >0,05
Д 21,9 0,95 23,0 1,03 >0,05
Соревновательный компонент М 9,5 0,44 10,2 0,50 >0,05
Д 7,7 0,33 8,6 0,39 >0,05
Практический компонент М 6,7 0,32 7,6 0,38 >0,05
Д 5,3 0,25 6,0 0,28 >0,05
Компоненты спортивной культуры (балл) Пол Этапы обследования Р
1 (начало года) 2 (конец года)
M ±m M ±m
Мотивационно-потребностный компонент М 67,9 2,94 86,2 4,24 <0,001
Д 63,8 2,84 80,7 3,63 <0,001
Интеллектуальный компонент М 13,0 0,60 14,5 0,70 >0,05
Д 12,7 0,56 14,2 0,63 >0,05
Коммуникативный компонент М 87,5 3,11 43,6 1,94 -<0,001
Д 104,7 4,63 69,8 3,10 -<0,001
Аналитический компонент М 19,6 0,87 23,9 1,05 <0,01
Д 19,6 0,82 23,9 1,01 <0,01
Эмоционально-волевой компонент М 136,3 5,68 142,6 6,02 >0,05
Д 158,3 6,60 173,0 7,21 >0,05
Морально-этический компонент М 10,8 0,50 9,2 0,45 -<0,05
Д 13,9 0,61 11,5 0,51 -<0,01
Суммарный показатель спортивной культуры (СПСК) М 378,5 15,82 389,9 16,45 >0,05
Д 426,0 17,24 433,1 18,04 >0,05
Примечание - Знак «-» характеризует негативные изменения изучаемых компонентов в годичном цикле.
Результаты их изучения позволили установить следующие научные факты:
1. Отсутствие достоверных изменений по изучаемым показателям в 72,7% в группе мальчиков и девочек.
2. Позитивные изменения установлены по параметрам следующих компонентов: физической подготовленности (мальчики и девочки - Р <0,01), мотивационно-потребностного (мальчики и девочки - Р <0,001), аналитического (мальчики и девочки - Р <0,01).
3. Достоверное снижение уровня сформированности установлено по параметрам следующих компонентов: коммуникативного (мальчики и девочки - Р <0,001), морально-этического (мальчики - Р <0,05, девочки - Р <0,01).
Данные, характеризующие абсолютные значения параметров темпов прироста компонентов личностной спортивной культуры дошкольников 7 лет, позволили определить следующую иерархию по основанию их снижения:
- мальчики: мотивационно-потребностный компонент (23,8%), компонент физической подготовленности (23,2%), аналитический компонент (19,8%), практический компонент (12,6%), интеллектуальный компонент (10,9%), соревновательный компонент (7,1%), компонент технической подготовленности (6,5%), эмоционально-волевой компонент (4,5%), суммарный показатель спортивной культуры (3,0%), морально-этический компонент (-16,0%), коммуникативный компонент (-67,0%);
- девочки: мотивационно-потребностный компонент (23,4%), аналитический компонент (19,8%), компонент физической подготовленности (18,0%), практический компонент (12,4%), интеллектуальный компонент (11,2%), соревновательный компонент (11,0%), эмоционально-волевой компонент (9,2%), компонент технической подготовленности (4,9%), суммарный показатель спортивной культуры (1,7%), морально-этический компонент (-18,9%), коммуникативный компонент (-39,4%).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в связи с развитием личностной спортивной культуры детей 6-7 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов, И.С. Физическая подготовка школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимовлияния физических качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анцупов И.С. -Краснодар, 2019. - 24 с.
2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Пашков, Г.Н. Индивидуальные траектории формирования спортивной культуры школьников 9-10 лет на основе её факторной структуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашков Г.Н. -Краснодар, 2016. - 24 с.
4. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Ю. Чернышенко. - Краснодар, 2012. - 24 с.
5. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 537 с.
6. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.
REFERENCES
1. Antsupov, I.S. (2019), Physical training of 7-10 years old schoolchildren taking into account features of dynamics and mutual influence ofphysical qualities, dissertation, Krasnodar.
2. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture. Moscow.
3. Pashkov, G.N. (2016), Individual trajectories of formation of sports culture of schoolboys of 910 years on the basis of its factor structure, dissertation, Krasnodar.
4. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism candidate, dissertation, Krasnodar.
5. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool age children, dissertation, Krasnodar.
6. Chernyshenko, Yu.K. and Polzikova, E.V. (2014), "Motivation of pupils of preschool educational institutions of 6-7 years to physical culture and sports activity", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 116. No. 10, pp. 145-150.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2019
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ПОДБОРА ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Дмитрий Андреевич Гущин, Василий Николаевич Михалев, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
Аннотация
Наставление по физической подготовке сотрудников Уголовно-исполнительной системы (НФП 2001) предлагает организацию занятий по физической культуре, как в спортивной форме одежды, так и в военной. Данная работа посвящена изучению влияния формы одежды на развитие выносливости курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Ключевые слова: выносливость, курсант, физические качества, форма одежды, бег, физическая культура.