Научная статья на тему 'Предпосылки разработки педагогической модели формирования спортивной культуры детей 6-7 лет'

Предпосылки разработки педагогической модели формирования спортивной культуры детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЛИЧНОСТНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PERSONAL SPORTS CULTURE / BASIC COMPONENTS OF PERSONAL SPORTS CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Нихаенко Николай Николаевич, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

В статье представлены данные, характеризующие результаты аналитической работы по определению методологических, теоретических и эмпирических оснований процесса разработки экспериментальной педагогической модели формирования личностной спортивной культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Нихаенко Николай Николаевич, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites of pedagogical model development for 6-7 years children's sports culture formation

The article presents the data characterizing the results of the analytical work to determine the methodological, theoretical and empirical foundations of the developing process of the experimental pedagogical model of 6-7 years pupils at the preschool educational institutions personal sports culture formation.

Текст научной работы на тему «Предпосылки разработки педагогической модели формирования спортивной культуры детей 6-7 лет»

3. Семенов, Е.Н. Физиологические основы теории спортивной тренировки / Е.Н. Семенов // Сборник научных трудов Воронежского гос. ин-та физ. культуры 2014-2018 гг. / под ред. Г.В. Бугаева, А.В. Сысоева, О.Н. Савинковой. - Воронеж : ООО «Издательство РИТМ», 2018. - С. 243-248.

4. Проектирование прыжковых заданий для воспитания скоростно-силовых способностей юных баскетболистов 14-15 лет / М.В. Леньшина, Г.Н. Германов, Р.И. Андрианова, О.И. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 133-140.

REFERENCES

1. Ezhova, A.V., Artemyeva, S.S., and Kryukova, O.N. (2017), "Pedagogical support for the effectiveness of the process of physical education in high school", Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education, No. 3, pp. 37-39.

2. Sirakovskaya, J.V., Ilicheva, O.V, Ezhova, A.V., and Buylova, L.A. (2017), "The formation of motor skills of high school students in the process of volleyball lessons in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 176-179.

3. Semenov, E.N. (2018) "The physiological basis of the theory of sports training", Collection of scientific works of VGIFK 2014-2018, Voronezh, pp.243-248.

4. Lenshina, M.V., Germanov, G.N., Andrianova, R.I. and Kuzmina, O.I. (2015) "Designing of jumping tasks for the education of speed-strength abilities of young basketball players of 14-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (129), pp. 133-140.

Контактная информация: gonav@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2019

УДК 373.24

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Николай Николаевич Нихаенко, аспирант, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической

культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие результаты аналитической работы по определению методологических, теоретических и эмпирических оснований процесса разработки экспериментальной педагогической модели формирования личностной спортивной культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций 6-7 лет.

Ключевые слова: воспитанники дошкольных образовательных организаций, личностная спортивная культура, базовые компоненты личностной спортивной культуры.

PREREQUISITES OF PEDAGOGICAL MODEL DEVELOPMENT FOR 6-7 YEARS CHILDREN'S SPORTS CULTURE FORMATION

Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nikolai Nikolaevich Nikhaenko, the post-graduate student, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Cuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The article presents the data characterizing the results of the analytical work to determine the methodological, theoretical and empirical foundations of the developing process of the experimental pedagogical

model of 6-7 years pupils at the preschool educational institutions personal sports culture formation.

Keywords: pupils of preschool educational institutions, personal sports culture, basic components of personal sports culture.

Результаты анализа содержания диссертационных исследований свидетельствуют о наличии в их структуре разделов, содержащих информацию о базовых основаниях, обусловливающих аргументирование доказательства обоснованности аналитических подходов к разработке экспериментальных моделей, технологий и методик. [3, 6, 7, 11]

В ходе многолетних исследований определены следующие предпосылки разработки педагогической модели формирования спортивной культуры детей 6-7 лет:

1. Генеральная проективная установка процесса образования, обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях - формирование их личности в совокупности всех ее основных компонентов и, прежде всего, физического, психического и социального. [2, 4]

2. Фундаментальные положения аксиологической концепции понимания сущности средств и методов физкультурно-спортивной деятельности как важного и действенного инструментария эффективного воздействия на развитие любых качественных характеристик ребенка. В основе этой концепции лежит функциональный подход, сутью которого является возможность в ходе организации физической и двигательной активности создания определенных условий внешней развивающей среды, которые обеспечивают необходимость включения в деятельность детей конкретных качеств и свойств, что в свою очередь создает природосообразные предпосылки для формирования их в ходе основных видов и форм педагогических воздействий.

3. Имеющие существенное методологическое значение общепедагогические принципиальные положения, регламентирующие организацию, содержание и методико-техно-логические особенности образования, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, к основным из которых относятся:

- принцип обязательного наличия в общей направленности учебно-воспитательного процесса системы педагогических воздействий, формирующих и развивающих в структуре личности дошкольников их физическую, психическую и социально направленную культуру;

- принцип соответствия половозрастным особенностям дошкольников уровня требований, соотнесенных с его личностными характеристиками, которое обеспечивает оптимальные психолого-педагогические условия для систематического позитивного решения образовательно-воспитательных задач на каждом этапе их онтогенетического становления;

- принцип сознательности и активности, базирующийся на организации системной образовательной предметной деятельности дошкольников, как функциональной основы формирования у них осознанной мотивации к личностному развитию, в том числе в ходе как организованной, так и спонтанной физкультурно-спортивной деятельности;

- принцип наглядности, обусловливающий необходимость целенаправленного масштабного использования форм и видов педагогических воздействий, которые базируются на учете преобладания у дошкольников 6-7 лет наглядно-действенных и наглядно-образных форм и видов основных мыслительных операций;

- принцип доступности и индивидуализации, определяющий необходимость такой организации учебно-воспитательного процесса, при которой комплексируется программный материал, предназначенный для конкретной возрастной группы детей с возможностью использования персонифицированных траекторий для дошкольников, отстающих и наоборот опережающих в развитии своих сверстников.

4. Научно обоснованные требования к организации в дошкольных образовательных организациях развивающей предметно-пространственной среды, которые аргументи-

рованно обоснованы и изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8], в том числе:

- соответствующая современным образовательно-воспитательным реалиям наполняемость предметно-пространственной среды, создающая разнообразные условия для организованной, самостоятельной и спонтанной деятельности дошкольников в соответствии с их половозрастными особенностями, включая мотивы и потребности в связи с индивидуальными предпочтениями;

- возможность трансформации ее структуры и содержания как важной предпосылки, обеспечивающей реализацию дидактической целесообразности постепенного повышения сложности выполняемых детьми заданий, в том числе в зоне ближайшего развития, которое является непременным психолого-педагогическим условием всестороннего развития ребенка;

- обеспечение оптимальных условий для комбинирования, а также комплексиро-вания различных компонентов развивающей предметно-пространственной среды, в том числе учебного материала из смежных образовательных областей, на основе межпредметных связей, что отражено в требовании ее полифункционального характера;

- безусловное выполнение требования обеспечения полной безопасности для ребенка в ходе его предметной деятельности и отказ от средств и методов обучения и воспитания, которые даже потенциально могут быть опасными для жизни и здоровья дошкольников.

К группе базовых теоретических оснований, по нашему мнению, целесообразно отнести фундаментальные положения, изложенные в системе взглядов следующих теорий:

- физического и спортивного воспитания (подготовки) в части:

а) структурных компонентов личностных феноменов «физическая культура» и «спортивная культура», которые в обобщенном варианте дифференцируются на интеллектуальную, социально-психологическую и собственно-биологическую составляющую;

б) результаты исследований последних лет, которые свидетельствуют о целесообразности более детализированной характеристики базовых компонентов личностной физической культуры, включая следующие составляющие: физической и технической подготовленности, соревновательный, практический, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, коммуникативный, аналитический, эмоционально-волевой, морально-этический [6];

- состава специфических для системы физического воспитания и спортивного воспитания принципов, к основным из которых относятся [4, 9]:

а) физическое воспитание - принципы непрерывности развивающих учебно-воспитательных воздействий, постепенности, циклического построения системы, основных его видов и форм;

б) спортивное воспитание (подготовка) - принципы направленности на достижение индивидуальных и командных максимально возможных результатов, содержательно-технологическое единство составляющих общей и специализированной подготовки, непрерывности в сезонном и многолетнем контексте учебно-тренировочного процесса, цикличности построения основных его видов и форм.

Результаты анализа сущностных характеристик принципов физического и спортивного воспитания (подготовки) позволяют также отметить следующие позиции:

- все они базируются на общих методологических педагогических принципах -сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации;

- отличия их сущностных характеристик обусловлены специфическими особенностями физического и спортивного воспитания (подготовки) как особых направлений формирования и развития культуры двигательной деятельности человека [5];

- в процессе организации этих социально-педагогических явлений обязательной является ориентация на следующие положения теории кинезиологии человека [2]:

а) обоснованное предназначение физической и двигательной активности человека;

б) соотношение биологических и социально обусловленных детерминант эффективной физической и двигательной активности человека, в том числе в половозрастном аспекте;

в) онтогенетические особенности элементов биодинамики базовых локомоций и физических качеств в ходе онтогенетического становления человека;

г) перспективные возможности управления кинезиологический способностей человека в онтогенезе;

д) эффективные способы организации физической и двигательной активности индивида в онтогенезе;

е) прогнозирование возможности возникновения новых форм сенситивности различных систем организма, занимающихся физкультурно-спортивной деятельности к педагогическим воздействиям.

К группе эмпирических оснований разработки экспериментальной модели целесообразно отнести:

1. Сложившиеся в теории и практике физического и спортивного воспитания (подготовки) представления о целесообразной структуре экспериментальных моделей, технологий и методик. Результаты анализа многочисленных научных исследований и публикаций свидетельствуют о том, что их авторы в ходе решения этого вопроса ориентируются на структурные особенности целостного педагогического процесса, состоящего из следующих компонентов: проективно-целевого, содержащего перечень основных задач реализации авторских предложений, а также характеристики ожидаемых (прогнозируемых) результатов; содержательного, характеризующего состав основных и дополнительных средств, используемых в ходе организованных и самостоятельных видов и форм физической активности, имеющих, в том числе спонтанный характер; методико-технологический, отражающий способы организации, обучения и воспитания на основе предлагаемых средств; контрольно-учетный, содержащий систему оценки достижений занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. По мнению ряда ученых, такая структура имеет универсальный и полифункциональный характер, позволяющий эффективно решать многочисленные и разнообразные педагогические задачи. [1, 10]

2. Результаты проведенных предварительных исследований, позволившие ответить на ряд важных вопросов, включая: особенности динамики компонентов личностной спортивной культуры детей 6-7 лет в условиях реализации в дошкольных образовательных организациях традиционных программ физкультурно-спортивного воспитания; информативность базовых компонентов личностной спортивной культуры детей 6-7 лет, изученной в половозрастном аспекте; значимость конкретного компонента личностной спортивной культуры дошкольников в связи с итоговым уровнем ее развития.

Обоснованные предпосылки позволили разработать экспериментальную модель процесса формирования спортивной культуры детей 6-7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, И.С. Физическая подготовка школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимовлияния физических качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анцупов И.С. -Краснодар, 2019. - 24 с.

2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Кузнецова, В.Е. Модель формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе организации их предметной деятельности в развивающей физкуль-турно-спортивной среде / В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 110-115.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.

5. Наталов, Г.Г. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах / Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КубГАФК. -

Краснодар, 1994. - С. 236-238.

6. Пашков, Г.Н. Индивидуальные траектории формирования спортивной культуры школьников 9-10 лет на основе её факторной структуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашков Г.Н. -Краснодар, 2016. - 24 с.

7. Ползикова, Е.В. Формирование физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом их половозрастных особенностей : дис. ... канд. пед. наук / Ползикова Е.В. - Краснодар, 2015. - 272 с.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения; 01.09.2019).

9. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учебное пособие / К. Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.

10. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Черны-шенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.

11. Чернышенко, Ю.К. Теоретико-прикладные предпосылки разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде / Ю.К. Чернышенко, В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 186-190.

REFERENCES

1. Antsupov, I.S. (2019), Physical training of 7-10 years old schoolchildren taking into account features of dynamics and mutual influence ofphysical qualities, dissertation, Krasnodar.

2. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture. Moscow.

3. Kuznetsova, V.E. (2016), "Model of personal physical education formation for middle school age children on the basis of their object activities organization in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.110-115.

4. Matveev, L.P. (2003), The theory and methodology of physical culture. Introduction to the subject : textbook, Lan, St. Petersburg.

5. Natalov, G.G. and Chernyshenko, Yu.K. (1994), "The concept of physical education organization in high schools and colleges", Collection of scientific papers dedicated to the 25th anniversary of KSUFEST, Krasnodar, pp. 236-238.

6. Pashkov, G.N. (2016), Individual trajectories of formation of sports culture of schoolboys of 910 years on the basis of its factor structure, dissertation, Krasnodar.

7. Polzikova, E.V. (2015), Formation of physical culture of children of the senior preschool age taking into account their sex and age features, dissertation, Krasnodar.

8. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation (Ministry of education and science ofRussia) of October 17, 2013 № 1155 Moscow "on approval of the Federal state educational standard of preschool education", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

9. Chermit, K.D. (2005), Theory and methodic ofphysical culture. Reference pattern, Soviet sport, Moscow.

10. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism candidate, dissertation, Krasnodar.

11. Chernyshenko, Yu.K. and Kuznetsova, V.E. (2016), "Theoretical and applied backgrounds of experimental model of 4-5 years old children's personal physical education development on the basis of their substantive work in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No 6, pp.186-190.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.