Научная статья на тему 'Информативность базовых компонентов личностной спортивной культуры мальчиков 6-7 лет'

Информативность базовых компонентов личностной спортивной культуры мальчиков 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТНАЯ СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МАЛЬЧИКИ 6-7 ЛЕТ ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / INFORMATIVITY OF INDICATORS / PERSONAL SPORTS CULTURE / BASIC COMPONENTS / 6-7 YEARS OLD BOYS PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Нихаенко Николай Николаевич, Баландин Валерий Александрович, Хакунов Нурбий Хасанбиевич

В ходе многолетнего исследования выявлялась информативность базовых компонентов спортивной культуры, в том числе: физической подготовленности, технической подготовленности, соревновательный, практический, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, коммуникативный, аналитический, эмоционально-волевой, морально-этический. В перечень его основных задач входили: анализ научно-методической литературы с целью определения состава базовых компонентов спортивной культуры; выявление взаимосвязи базовых компонентов спортивной культуры с составным критерием информативности, в качестве которого использовалась сумма баллов, набранная мальчиками в процессе демонстрации элементов техники базовых видов спорта, культивируемых в дошкольных образовательных организациях. В статье представлены данные, характеризующие информативность частных показателей спортивной культуры мальчиков 6-7 лет, входящих в состав базовых компонентов этого личностного феномена. По степени информативности все изучаемые показатели спортивной культуры дифференцированы по трем группам: высокоинформативные, характеризующиеся взаимосвязью с составным критерием на уровне P <0,01; показатели со средней информативностью (P <0,05); неинформативные параметры (P>0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Нихаенко Николай Николаевич, Баландин Валерий Александрович, Хакунов Нурбий Хасанбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informativity of basic components of 6-7 years old boys' personal sports culture

Informativity of sports culture basic components was revealed in the course of many years of research. It included the physical preparedness, technical preparedness, competitive, practical, motivational-need, intellectual, communicative, analytical, emotional-volitional, moral and ethical parts. The main tasks of the research included: analysis of the scientific and methodological literature in order to determine the composition of the sports culture basic components; identification of the relationship between the sports culture basic components with the composite criterion of informativity. The composite criterion of the informativity was used as the sum of points scored by boys in the process of demonstrating the elements of basic sports techniques cultivated in preschool educational institutions. The article presents the data characterizing the informativity of the particular indicators of 6-7 years old boys' sports culture. These indicators are part of the basic components of this personal phenomenon. According to the degree of informativity, all studied indicators of sports culture are differentiated into three groups: highly informative, characterized by the relationship with the composite criterion at the level of P <0.01; indicators with average informativity (P <0.05); non-informative parameters (P>0.05).

Текст научной работы на тему «Информативность базовых компонентов личностной спортивной культуры мальчиков 6-7 лет»

REFERENCES

1. Ivanov A.I., Ularov A.P., Yakovlev P.I., Sotnikova N.D., Cherkashin I.A. (2018). "Features the construction of the training process of qualified athletes specializing in long-distance running, taking into account the OMC", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp.105-108.

2. V.N. Ilyin, L.M. Batyrbekova, M.Kh. Kurdanova, H.A. Kurdanov (2003), Rhythmocardio-graphic methods for assessing the functional state of the human body, Ileksa, Moscow.

3. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin, S.P. and Okhlopkov P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10. pp. 51-53.

4. Nachinskaya, S.V. (2012), Sports Metrology, Academy, Moscow.

5. Krivoruchenko E.V., Yakovlev P.I., Petrov M.V., Artamonova M.G. (2018), "Middle-distance runners' skill-specific functionality profiling study", Theory and practice ofphysical culture, No. 7. pp. 72-74.

Контактная информация: churapcha_lena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2019

УДК 373.24

ИНФОРМАТИВНОСТЬ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МАЛЬЧИКОВ 6-7 ЛЕТ

Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Николай Николаевич Нихаенко, аспирант, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической

культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Нурбий Хасанбиевич Хакунов, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

Аннотация

В ходе многолетнего исследования выявлялась информативность базовых компонентов спортивной культуры, в том числе: физической подготовленности, технической подготовленности, соревновательный, практический, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, коммуникативный, аналитический, эмоционально-волевой, морально-этический. В перечень его основных задач входили: анализ научно-методической литературы с целью определения состава базовых компонентов спортивной культуры; выявление взаимосвязи базовых компонентов спортивной культуры с составным критерием информативности, в качестве которого использовалась сумма баллов, набранная мальчиками в процессе демонстрации элементов техники базовых видов спорта, культивируемых в дошкольных образовательных организациях. В статье представлены данные, характеризующие информативность частных показателей спортивной культуры мальчиков 6-7 лет, входящих в состав базовых компонентов этого личностного феномена. По степени информативности все изучаемые показатели спортивной культуры дифференцированы по трем группам: высокоинформативные, характеризующиеся взаимосвязью с составным критерием на уровне P <0,01; показатели со средней информативностью (P <0,05); неинформативные параметры (P>0,05).

Ключевые слова: информативность показателей, личностная спортивная культура, базовые компоненты, мальчики 6-7 лет - воспитанники дошкольных образовательных организаций.

INFORMATIVITY OF BASIC COMPONENTS OF 6-7 YEARS OLD BOYS' PERSONAL SPORTS CULTURE Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nikolai Nikolaevich Nikhaenko, the post-graduate student, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Nurbiy Hasanbievich Hakunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Physical Culture and Judo of Adygea State University, Maykop

Annotation

Informativity of sports culture basic components was revealed in the course of many years of research. It included the physical preparedness, technical preparedness, competitive, practical, motivational-

need, intellectual, communicative, analytical, emotional-volitional, moral and ethical parts. The main tasks of the research included: analysis of the scientific and methodological literature in order to determine the composition of the sports culture basic components; identification of the relationship between the sports culture basic components with the composite criterion of informativity. The composite criterion of the in-formativity was used as the sum of points scored by boys in the process of demonstrating the elements of basic sports techniques cultivated in preschool educational institutions. The article presents the data characterizing the informativity of the particular indicators of 6-7 years old boys' sports culture. These indicators are part of the basic components of this personal phenomenon. According to the degree of informativity, all studied indicators of sports culture are differentiated into three groups: highly informative, characterized by the relationship with the composite criterion at the level of P <0.01; indicators with average informativity (P <0.05); non-informative parameters (P>0.05).

Keywords: informativity of indicators, personal sports culture, basic components, 6-7 years old boys - pupils of preschool educational institutions.

По мнению ученых, в настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обоснования структуры и содержания спортизированного физического воспитания детей дошкольного возраста [1, 2, 4, 6]. При этом основной его проективной установкой является формирование и развитие личности ребенка, важнейшими составляющими частями которой являются его физическая и спортивная культура [3, 5, 7].

В ходе многолетних исследований изучались особенности информативности показателей спортивной культуры мальчиков 6-7 лет -воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Степень информативности частных параметров спортивной культуры, входящих в состав ее базовых компонентов, определялась на основе расчета парных коэффициентов корреляции между результатами оценки данных тестирования и составным критерием [6].

Данные корреляционного анализа представлены в таблице.

Таблица - Информативность показателей спортивной культуры мальчиков 6-7 лет

Показатели Воз эаст

6 лет 7 лет

1. КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Прыжок в длину с места с взмахом руками (см) 392** 382**

Челночный бег 3x10 м (с) 326* 380**

Бег до первой остановки (с) 261 246

Наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см) 294* 306*

Равновесие на одной ноге (с) 426** 408**

2. КОМПОНЕНТ ТЕХНИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (БАЛЛ)

Бег 374** 382**

Прыжок в длину с места с взмахом руками 370** 376**

Метание теннисного мяча на дальность 214 285*

Лазание по гимнастической стенке 274* 102

Передача мяча двумя руками от груди 289* 374**

3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ КОМПОНЕНТ

Участие в соревнованиях (количество) 374** 391**

Соревновательный результат (место) 369** 308*

4. ПРАКТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Просмотр спортивных телепередач 143 192

Посещение спортивных мероприятий 273* 324*

Посещение тренировочных занятий 386** 407**

Систематичность участия в соревнованиях 421** 443**

5. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫМ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Переживания, связанные с физическим состоянием 349* 364*

Переживания, связанные с психическим состоянием 407** 433**

Мотивы повышения результатов в соревнованиях 184 319*

Мотивы победы в соревнованиях 096 135

Социально незначимые мотивы -206 -185

6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Спорт и спортивные соревнования 267* 372**

Строевые и физические упражнения 324* 280*

Элементы закаливания 343* 287*

Гигиена физического воспитания 220 250

Физическая подготовка 196 231

7. КОММУНИКАТИВНЫМ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Общение со сверстниками 434** 350*

Общение с воспитателем и тренером 402** 382**

Наличие друзей в спортивной секции 352* 364*

Физкультурно-спортивная деятельность с родителями 342* 197

Трудности общения -029 -208

8. АНАЛИТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ

Рефлексия достижения победы 202 243

Демонстрация своих способностей 340* 292*

Сравнение своих спортивных достижений с другими 300* 287*

9. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Получение удовольствия от двигательной активности 443* 357*

Проявление интереса к спортивных тренировкам 348* 459**

Получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и со- 497** 442**

ревнованиями

Получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях 426** 458**

10. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИИ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)

Безответственность - ответственность 308** 379**

Раздражительность - спокойствие 184 152

Лживость - честность 109 097

Равнодушие - отзывчивость 028 219

Грубость - тактичность 209 142

Конфликтность - терпимость 276* 287*

Примечания: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Р>0,05; *Р <0,05; **Р <0,01.

Полученные результаты позволили на основе известных подходов дифференцировать все изучаемые показатели на три группы [6]:

- показатели с высоким уровнем информативности (Р<0,01);

- показатели со средним уровнем информативности (Р<0,05);

- неинформативные показатели Р>0,05).

Внутрикомпонентное распределение показателей определилось следующим образом:

- компонент физической подготовленности:

а) высокоинформативные показатели: прыжок в длину с места с взмахом руками (см), равновесие на одной ноге (с);

Группа мальчиков 6 лет:

б) показатели со средней информативностью: челночный бег 3х10 м (с), наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см);

- компонент технической подготовленности:

а) высокоинформативные показатели: бег (балл), прыжок в длину с места с взмахом руками (балл);

б) показатели со средней информативностью: лазание по гимнастической стенке (балл), передача мяча двумя руками от груди (балл);

- соревновательный компонент:

а) высокоинформативные показатели: участие в соревнованиях (количество), соревновательный результат (место);

- практический компонент:

а) высокоинформативные показатели: посещение тренировочных занятий (балл), систематичность участия в соревнованиях (балл);

б) показатели со средней информативностью: посещение спортивных мероприятий

(балл);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мотивационно-потребностный компонент:

а) высокоинформативные показатели: переживания, связанные с психическим состоянием (балл);

б) показатели со средней информативностью: переживания, связанные с физическим состоянием (балл);

- интеллектуальный компонент:

а) показатели со средней информативностью: спорт и спортивные соревнования (балл), строевые и физические упражнения (балл), элементы закаливания (балл);

- коммуникативный компонент:

а) высокоинформативные показатели: общение со сверстниками (балл), общение с воспитателем и тренером (балл);

б) показатели со средней информативностью: наличие друзей в спортивной секции (балл), физкультурно-спортивная деятельность с родителями (балл);

- аналитический компонент:

а) показатели со средней информативностью: демонстрация своих способностей (балл), сравнение своих спортивных достижений с другими (балл);

- эмоционально-волевой компонент:

а) высокоинформативные показатели: получение удовольствия от двигательной активности (балл), получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и соревнованиями (балл), получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях (балл);

б) показатели со средней информативностью: проявление интереса к спортивных тренировкам (балл);

- морально-этический компонент:

а) высокоинформативные показатели: безответственность - ответственность

(балл).

Группа мальчиков 7 лет:

- компонент физической подготовленности:

а) высокоинформативные показатели: прыжок в длину с места с взмахом руками (см), челночный бег 3*10 м (с), равновесие на одной ноге (с);

б) показатели со средней информативностью: наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см);

- компонент технической подготовленности:

а) высокоинформативные показатели: бег (балл), прыжок в длину с места с взмахом руками (балл), передача мяча двумя руками от груди (балл);

б) показатели со средней информативностью: метание теннисного мяча на дальность (балл);

- соревновательный компонент:

а) высокоинформативные показатели: участие в соревнованиях (количество);

б) показатели со средней информативностью: соревновательный результат (место);

- практический компонент:

а) высокоинформативные показатели: посещение тренировочных занятий (балл), систематичность участия в соревнованиях (балл);

б) показатели со средней информативностью: посещение спортивных мероприятий

(балл);

- мотивационно-потребностный компонент:

а) высокоинформативные показатели: переживания, связанные с психическим состоянием (балл);

б) показатели со средней информативностью: переживания, связанные с физическим состоянием (балл), мотивы повышения результатов в соревнованиях (балл);

- интеллектуальный компонент:

а) высокоинформативные показатели: спорт и спортивные соревнования (балл);

б) показатели со средней информативностью: строевые и физические упражнения (балл), элементы закаливания (балл);

- коммуникативный компонент:

а) высокоинформативные показатели: общение с воспитателем и тренером (балл);

б) показатели со средней информативностью: общение со сверстниками (балл), наличие друзей в спортивной секции (балл);

- аналитический компонент:

а) показатели со средней информативностью: демонстрация своих способностей (балл), сравнение своих спортивных достижений с другими (балл);

- эмоционально-волевой компонент :

а) высокоинформативные показатели: проявление интереса к спортивных тренировкам (балл), получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и соревнованиями (балл), получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях (балл);

б) показатели со средней информативностью: получение удовольствия от двигательной активности (балл);

- морально-этический компонент:

а) высокоинформативные показатели: безответственность - ответственность (балл), конфликтность - терпимость (балл).

Полученные данные были использованы в ходе разработки экспериментальной модели процесса формирования личностной спортивной культуры детей 6-7 лет - воспитанников дошкольных образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Пашков, Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.

3. Пашков, Г.Н. Индивидуальные траектории формирования спортивной культуры школьников 9-10 лет на основе её факторной структуры : 13.00.04 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пашков Г.Н. - Краснодар, 2016. - 24 с.

4. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К. Д. Чермит. - Москва : Советский спорт, 2005. - 270 с.

5. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Черны-шенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.

6. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 537 с.

7. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), Human Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.

2. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, К.Уи. (2015), "Modeling of forming process of 9-10-year-old schoolchildren's personal sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 156-161.

3. Pashkov, G.N. (2016), Individual trajectories of formation of sports culture of schoolboys of 910 years on the basis of its factor structure, dissertation, Krasnodar.

4. Chermit, K.D. (2005), Theory and methodic ofphysical culture. Reference pattern, Soviet sport, Moscow.

5. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism, dissertation, Krasnodar.

6. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system of physical education of preschool age children, dissertation, Krasnodar.

7. Chernyshenko, Yu.K. and Polzikova, E.V. (2014), "Motivation of pupils of preschool educational institutions of 6-7 years to physical culture and sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No 10, pp. 145-150.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.11.2019

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ СТУДЕНТОК 1-2 КУРСА (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Валерия Владимировна Чумаш, доцент, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Вадимовна Мазитова, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; Ольга Васильевна Горбунова, кандидат педагогических наук, Мария Андреевна Шрайбер, магистр, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация

Содержание данной статьи концентрируется вокруг проблемы использования музыкального сопровождения на внеурочных рекреационно-оздоровительных занятиях по общей физической подготовке у студенток 1-2 курсов. Новизной исследования является подбор и реализация конкретного репертуара музыкальных произведений, интегрированного в содержательный компонент определенных физических упражнений с соответствующими нагрузочными параметрами. А также, выявление особенностей влияния разработанных занятий на повышение показателей физической подготовленности, эмоционального и физического состояния испытуемых.

Ключевые слова: физическая рекреация, студентки 1-2 курсов, музыкальное сопровождение, общая физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое состояние, эмоциональное состояние.

APPLICATION FEATURES OF MUSICAL ASSISTANCE IN THE PROCESS OF THE PHYSICAL RECREATION OF THE 1-2 COURSES STUDENTS (ON THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY EXAMPLE)

Valeria Vladimirovna Chumash, the senior lecturer, Yuri Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nataliia Vadimovna Mazitova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University of Economics and Service; Olga Vasilievna Gorbunova, candidate of pedagogical sciences, Maria Andreevna Shreiber, the

master student, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Annotation

The content of this article is concentrated around the problem of using musical accompaniment in the extracurricular recreational and recreational classes in general physical training for the students of the 1-2 courses. The novelty of the study is the selection and implementation of the specific repertoire of the musical works integrated into the content component of the certain physical exercises with the corresponding load parameters. And also, identification of the developed classes influences the features on improving physical fitness indicators, emotional and physical condition of the students.

Keywords: physical recreation, students of 1-2 courses, musical accompaniment, general physical preparation, physical fitness, physical condition, emotional state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.