2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / Бальсевич В.К. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Виленская, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Т.Е. Виленская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 256 с.
4. Виленская, Т.Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации (на примере процесса физического воспитания младших школьников) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Виленская Т.Е. - Краснодар, 2011. - 574 с.
5. Демидова, Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. - Краснодар, 2004. - 48 с.
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкульт. учеб. заведений. - 3-е изд. / Л.П. Матвеев. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.
7. Наталов, Г.Г. Концепция организации физического воспитания в лицеях и колледжах / Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Сборник научных трудов, посвященный 25-летию КубГАФК. -Краснодар, 1994. - С. 236-238.
8. Перков, А. В. Нормирование нагрузок в процессе физической подготовки школьников 710 лет с учетом половозрастных особенностей развития физических качеств и биологического возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Перков А.В. - Краснодар, 2010. - 24 с.
9. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological basis of the update process ofphysical education in elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.
3. Vilenskaya, T.E. (2006), Physical education of primary school students, Phenix, Rostov-on-Don.
4. Vilenskaya, T.E. (2011), Objective risks of the physical education process and pedagogical ways to minimize them (using the example of the process ofphysical education of younger schoolchildren), dissertation, Krasnodar.
5. Demidova E. V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of 3-10-year-old children by means of physical culture in the gymnasium, dissertation, Krasnodar.
6. Matveev, L.P. (2003), Theory and methodology of physical education, Lan, St. Petersburg.
7. Natalov, G.G. and Chernyshenko, Yu.K. (1994), "The concept of physical education organization in high schools and colleges", Collection of scientific papers dedicated to the 25th anniversary of KSUFEST, Krasnodar, pp. 236-238.
8. Perkov, A.V. (2010), Rationing of loads in the process of physical preparation of schoolchildren of 7-10 years old, taking into account age and sex characteristics of the development ofphysical qualities and biological age, dissertation, Krasnodar.
9. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: igor.ancupov.81@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.11.2018
УДК 796.011.3
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Игорь Сергеевич Анцупов, старший помощник начальника учебно-методического отдела, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ), г. Краснодар; Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар;
Нурбий Хасанбиевич Хакунов, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейский государственный университет (ФГБОУ ВО АГУ), г. Майкоп; Олег Валерьевич Мащенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ), г. Краснодар; Геннадий Викторович Красюк, преподаватель, Северо-Кавказский филиал Российский государственный университет правосудия (ФГБОУВО СКФ РГУП), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные, характеризующие особенности многолетней динамики параметров информативности уровня развития показателей физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных организаций, дифференцированные по половозрастным основаниям.
Ключевые слова: учащиеся младших классов общеобразовательных организаций, показатели физической и функциональной подготовленности, информативность, основные физические качества, контрольные упражнения.
PHYSICAL AND FUNCTIONAL PREPAREDNESS INDICATORS INFORMATIVITY FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Igor Sergeevich Antsupov, the senior assistant Chief of the Training and Methodology Department, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov; Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Nur-biy Hasanbievich Hakunov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Institute of Physical Culture and Judo of Adygea State University, Maykop; Oleg Valeryevich Maschenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov; Gennady Vktorovich Krasyuk, the teacher, North-Caucasian Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar
Annotation
The article presents the data characterizing the peculiarities of the long-term dynamics of the in-foimativity parameters of the physical preparedness indicators for development level of primary school students of general educational organizations, differentiated by age and gender grounds.
Keywords: primary school students of general educational organizations, indicators of physical and functional preparedness, informativity, basic physical qualities, control exercises.
Одной из фундаментальных проблем процесса физкультурного воспитания учащихся младших классов общеобразовательных организаций является повышение уровня развития их личностной физической культуры [1, 2, 5]. В структуре этого личностного феномена ведущее место занимает собственно-биологический компонент, сущность которого заключается в развитии физических и функциональных способностей младших школьников [4]. В этой связи существенное исследовательское значение имеет вопрос об информативности показателей, содержательно характеризующих структуру этой важнейшей составляющей физкультурной подготовленности учащихся [3, 4, 5].
Информативность показателей физической и функциональной подготовленности младших школьников определялась на основе расчета коэффициентов корреляции между результатами тестирования и значением суммарного показателя физической и функциональной подготовленности, используемого в качестве критерия информативности. При этом анализировались следующие параметры:
а) информативность отдельных контрольных упражнений (таблица 1);
б) информативность интегральных показателей, обобщенно характеризующих уровень развития отдельных физических и функциональных качеств.
Результаты анализа информативности показателей достижений детей в отдельных контрольных упражнениях позволили установить следующую последовательность контрольных упражнений по признаку снижения абсолютных значений коэффициентов корреляции. При этом в описании таблицы указаны случаи выявленных недостоверных коэффициентов корреляции:
Таблица 1 - Информативность контрольных упражнений физической подготовленности детей 7-10 лет_
Контрольные упражнения Пол Возраст (лет)
7 | 8 | 9 | 10
СИЛА
Поднимание ног в висе до угла 90° (количество) М 340* 467** 420* 443**
Д 300 378* 370* 424**
Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы (см) М 392* 455** 410* 437**
Д 374* 390* 382* 420**
Силовой индекс (%) М 361* 473** 444** 456**
Д 319* 364* 410* 440**
ВЫНОСЛИВОСТЬ
Вис на согнутых руках (с) М 461** 380* 440** 397*
Д 424** 374* 310 343*
Поднимание туловища (количество) М 447** 396* 427** 408*
Д 436** 362* 352* 365*
PWC170 (кгм/мин/кг) М 452** 410** 414* 438**
Д 470** 394* 370* 410*
БЫСТРОТА
Прыжок в длину с места (см) М 400** 378* 421* 443**
Д 370* 356* 348* 394**
Челночный бег 3*10 м (с) М 384* 321* 386* 415*
Д 344* 330* 372** 360*
Теппинг-тест (количество) М 342* 344* 391* 429*
Д 309 314 330* 371*
ГИБКОСТЬ
Наклон вперед (см) М 340* 357* 390* 420*
Д 370* 372* 380* 438**
Поднимание ног вперед и в сторону [средняя оценка (град.)] М 290 317* 310 330
Д 307* 354* 300 384*
Выкрут в плечевых суставах (см) М 302 345* 358* 352*
Д 330* 327* 340* 322*
ЛОВКОСТЬ
Равновесие на одной ноге (с) М 370* 380* 396* 390*
Д 411** 390* 420** 430*
Воспроизведение положения рук (градусы) М 381* 393* 374* 354*
Д 377* 348* 403* 412*
Соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой (%) М 416** 410** 352* 347*
Д 369* 360* 374* 420*
Примечание: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. * Р <0,05; ** Р <0,01.
1. В группах школьников 7 лет:
- мальчики:
а) сила: метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90°;
б) выносливость: вис на согнутых руках, PWCl70, поднимание туловища;
в) быстрота: прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, теппинг-тест;
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой, воспроизведение положения рук, равновесие на одной ноге;
- девочки:
а) сила: метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90° (Р>0,05);
б) выносливость: PWCl7o, поднимание туловища, вис на согнутых руках;
в) быстрота: прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, теппинг-тест (Р>0,05);
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, воспроизведение положения рук, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой.
2. В группах школьников 8 лет:
- мальчики:
а) сила: силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90°, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы;
б) выносливость: PWC170, поднимание туловища, вис на согнутых руках;
в) быстрота: прыжок в длину с места, теппинг-тест, челночный бег 3*10 м;
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой, воспроизведение положения рук, равновесие на одной ноге;
- девочки:
а) сила: метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, поднимание ног в висе до угла 90°, силовой индекс;
б) выносливость: PWC170, вис на согнутых руках, поднимание туловища;
в) быстрота: прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, теппинг-тест (Р <0,05);
г) гибкость: наклон вперед, поднимание ног вперед и в сторону, выкрут в плечевых суставах;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой, воспроизведение положения рук.
2. В группах школьников 9 лет:
- мальчики:
а) сила: силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90°, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы;
б) выносливость: вис на согнутых руках, поднимание туловища, PWC170;
в) быстрота: прыжок в длину с места, челночный бег 3*10 м, теппинг-тест;
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, воспроизведение положения рук, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой;
- девочки:
а) сила: силовой индекс, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы, поднимание ног в висе до угла 90°;
б) выносливость: PWC170, поднимание туловища, вис на согнутых руках;
в) быстрота: челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места, теппинг-тест;
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, воспроизведение положения рук, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой.
2. В группах школьников 10 лет:
- мальчики:
а) сила: силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90°, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы;
б) выносливость: PWC170, поднимание туловища, вис на согнутых руках;
в) быстрота: прыжок в длину с места, теппинг-тест, челночный бег 3*10 м;
г) гибкость: наклон вперед, выкрут в плечевых суставах, поднимание ног вперед и в сторону;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, воспроизведение положения рук, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой;
- девочки:
а) сила: силовой индекс, поднимание ног в висе до угла 90°, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы;
б) выносливость: PWC170, поднимание туловища, вис на согнутых руках;
в) быстрота: прыжок в длину с места, теппинг-тест, челночный бег 3*10 м;
г) гибкость: наклон вперед, поднимание ног вперед и в сторону, выкрут в плечевых суставах;
д) ловкость: равновесие на одной ноге, соотношение показателей метания мяча массой 1 кг правой и левой рукой, воспроизведение положения рук.
Полученные данные позволили сформулировать следующие заключения:
1. Абсолютное большинство контрольных упражнений, использованных для оценки отдельных проявлений физической и функциональной подготовленности младших школьников, как мальчиков, так и девочек, информативны, т. е. на достоверном уровне взаимосвязаны с суммарным показателем.
2. Наиболее высокие значения коэффициентов информативности установлены по параметрам силы и выносливости в группах мальчиков, выносливости, ловкости и силы в группах девочек, что позволяет констатировать наличие элементов полового диморфизма по данному признаку.
3. Отобранный комплекс контрольных упражнений во всех половозрастных группах учащихся младших классов общеобразовательных организаций адекватно отражает уровень отдельных проявлений основных физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 95 с.
2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
3. Пашков, Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.
4. Столяров, В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ) : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2012. - 268 с.
5. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К. Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.
6. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко К.Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological basis of the update process ofphysical education in elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Balsevich, V.K. (2000), Person's Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.
3. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, KYu. (2015), "Modeling of forming process of 9-10-year-old schoolchildren's personal sports education", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 156-161.
4. Stolyarov, V.I., Firsin S.A. and Barinov, S.Y. (2012), The content and structure of physical culture and sports education of children and youth (theoretical analysis): monograph, Publishing Center Ltd. "Science", Saratov.
5. Chermit, K.D. (2005), Theory and methodic ofphysical culture. Reference pattern, Soviet sport, Moscow.
6. Chernyshenko, K.Yu. (2012), Physical culture formation ofprimary school pupils based on the ideals and values of Olympism, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: igor.ancupov.81@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.11.2018
УДК 796.011
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
Кирилл Владимирович Бученков, старший преподаватель, Северо-Западный государственный университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург; Михаил Николаевич Савин, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Московское высшее общевойсковое командное училище; Ленар Равилевич Файзериев,
старший преподаватель, Казанское военное суворовское училище; Кирилл Александрович Хохлов, студент, Северо-Западный государственный университет им.
И.И. Мечникова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отмечается, что на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации важным фактором является подготовка призывных контингентов к военной службе и формирования у них военно-прикладных навыков на занятиях по физической культуре. В работе представлен анализ возрастных особенностей двигательного обучения обучающихся различных возрастов.
Ключевые слова: физическая культура, военно-прикладные навыки, возрастные особенности обучающихся в школах и вузах, физические качества.
FACTORS PROMOTING THE EFFICIENT FORMATION OF STUDENTS' MILITARY AND APPLIED SKILLS TO MILITARY SERVICE
Kirill Vladimirovich Buchenkov, the senior teacher, Mechnikov North-Western State Medical University, St. Petersburg; Mikhail Nikolaevich Savin, the candidate of pedagogical sciences,
deputy head of department, Moscow Higher Combined Arms Command School; Lenar Ravilevich Fayzeriev, the senior teacher, Kazan Suvorov Military School; Kirill Aleksandro-vich Khokhlov, the student, Mechnikov North-Western State Medical University, St. Petersburg
Annotation
The article notes that at the present stage of the Armed Forces of the Russian Federation the important factor is the army preparation training for military service and its military-applied skills formation in frames of the physical education. The article presents the age peculiarities analysis for different ages of the students' motor training.
Keywords: physical training, military and applied skills, different ages students of schools and higher educational institutions.
Одной из важнейших составляющих обороноспособности Российского государства является подготовка призывных контингентов к военной службе. Физическая подготовка играет важную роль в процессе подготовки юношей допризывного и призывного возрастов к выполнению задач по защите Отечества. Президент России, Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно отмечал важную роль физической культуры в системе допризывной подготовки молодежи. Важной проблемой при подготовке военнослужащих к действиям в боевых условиях