4. Simutina, E.A. and Zakharov, N.E. (2015), "Problems and prospects of the introduction of new complex "Ready for Labor and Defense" in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, Vol. 123, pp. 173-176.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2015
УДК 796.011.3
ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ В ГОДИЧНОМ УЧЕБНОМ ЦИКЛЕ
Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Милентьев, соискатель, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБО ВПО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты анализа параметров уровня развития физической подготовленности студентов 1-4 курсов многопрофильных вузов в ходе реализации дисциплины «Физическая культура» в годичном учебном цикле. Результаты обучающихся анализировались с использованием интегральных и суммарных показателей физической подготовленности, более информативных, чем их достижения в отдельных тестовых заданиях.
Ключевые слова: темпы прироста, достоверность изменений, физическая подготовленность, студенты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p27-32
DYNAMICS OF MULTI-PROFILE HIGHER SCHOOL STUDENTS' INTEGRAL AND SUMMARY INDICATORS OF PHYSICAL PREPAREDNESS WITHIN THE ANNUAL
EDUCATIONAL CYCLE Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Milentiev, the competitor, Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article presents the analysis of the results of the development level of the 1st -4th year students' physical preparedness parameters in multidisciplinary universities during the implementation of the discipline "Physical Education" within the annual educational cycle. The students' results were analyzed by using the integrated and summary indicators of the physical preparedness, which are more informative than their achievements in the individual test tasks.
Keywords: growth rate, changes reliability, physical preparedness, students.
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестны данные многочисленных исследований, подтверждающие наличие негативных тенденций в динамике параметров физического и двигательного потенциала студентов в период освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в ходе обучения в вузе [1, 2, 3, 8, 11]. Очевидно, что данная проблема решена еще далеко не полностью. В частности, недостаточное внимание исследователя-
ми уделяется вопросам дифференцированного по половозрастным основаниям обучающихся развитию основных физических качеств, учета их прогностической информативности, динамических особенностей развития в рамках периода профессиональной подготовки вуза и разработки на этой основе эффективных документов многолетнего планирования и перспективных моделей учебно-воспитательного процесса.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Физическая подготовленность студентов 1-4 курсов оценивалась посредством педагогического тестирования. Контрольные упражнения были отобраны в результате анализа научно-методической литературы и учебных программ по физическому воспитанию в высших учебных заведениях. По общепринятым методикам оценивались результаты контрольных упражнений, характеризующих развитие основных физических качеств: силовых способностей (12 тестовых заданий), выносливости (8), скоростно-силовых способностей (13), гибкости (9), координационных способностей (9).
С целью расчета интегральных и суммарных показателей физической подготовленности были разработаны шкалы относительной оценки результатов тестирования. При этом использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК [7]. Уровень достоверности различий статистических характеристик определялся по ^критерию Стьюдента [5, 7]. Уровень достоверности различий изучаемых признаков оценивался с помощью статистических таблиц, представленных в научно-методической литературе [6, 9]. Был принят пятипроцентный уровень значимости, обеспечивающий достаточную точность сравнения исследуемых параметров [4]. Темпы прироста вычислялись по общепринятой методике 8. В1^у [10]. Исследование проводилось на базах высших учебных заведений. В них приняло участие 85 юношей и 76 девушек 1-4 курсов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проверки контрольных упражнений на информативность, надежность и эквивалентность из 51 теста было отобрано 19, адекватно характеризующих развитие отдельных физических качеств студентов:
1. Силовые способности: сгибание и разгибание рук в висе (юноши 1 и 2 курсов); сгибание и разгибание рук в висе лежа (девушки 3 и 4 курсов); сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на гимнастической скамейке (девушки 1 и 2 курса); переворот в упор на перекладине (юноши 3 и 4 курсов); в висе поднимание ног до касания перекладины (юноши 4 курса); поднимание туловища из положения лежа на спине (юноши 1-3 курсов, девушки 1-4 курсов); силовой индекс (юноши и девушки 1-4 курсов).
2. Выносливость: бег 2000 м (девушки 1-4 курсов); бег 3000 м (юноши 1-4 курсов); плавание 100 м (юноши и девушки 104 курсов).
3. Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине 10 раз (юноши 1-2 курсов, девушки 3 и 4 курсов); прыжки на возвышенность 20 раз (юноши 1 и 2 курсов, девушки 3 и 4 курсов); теппинг-тест (юноши 3 и 4 курсов, девушки 1 и 2 курсов).
4. Гибкость: стоя продольно на гимнастической скамейке, наклон вперед; выкрут в плечевых суставах; поднимание и удержание левой и правой ноги вперед (юноши и девушки 1-4 курсов).
5. Координационные способности: равновесие на бруске; тест на время; воспроизведение 50% от максимальной кистевой динамометрии (юноши и девушки 1-4 курсов).
При анализе отобранных тестов создались предпосылки для дальнейшего применения результатов контрольных упражнений в определении уровня физической подготовленности, в разработке шкал относительной оценки результатов тестирования, в определении интегральных и суммарных показателей. Особенности динамики параметров уровня развития интегральных и суммарных показателей физической подготовлен-
ности студентов анализировались по изменению в годичном учебном цикле абсолютных значений и темпов прироста.
Данные, характеризующие достоверность изменений показателей физической подготовленности, представлены в таблице.
Таблица
Достоверность изменений интегральных и суммарных показателей физической
подготовленности студентов 1-4 курсов в течение года
№ п/п Интегральные и суммарный показатели (балл) Пол Курсы
1 2 3 4
г Р г Р г Р г Р
1 Силовые способности Ю. 2,23 <0,05
Д. 2,36 <0,05
2 Выносливость Ю.
Д.
3 Скоростно-силовые способности Ю.
Д. 2,14 <0,05
4 Гибкость Ю.
Д.
5 Координационные способности Ю. 2,54 <0,05 2,08 <0,05
Д. 2,20 <0,05
6 Суммарный показатель физической подготовленности Ю. 2,13 <0,05
Д. 2,09 <0,05
Примечание: Недостоверные изменения показателей опущены. Ю. - юноши; Д. - девушки.
Выявлены существенные позитивные изменения следующих параметров:
- интегральных показателей силовых способностей скоростно-силовых качеств, координационных способностей и суммарного показателя в группе девушек 1 курса (Р<0,05);
- интегральных показателей силовых способностей, координационных способностей и суммарного показателя в группе юношей 1 курса (Р<0,05);
- интегральных показателей координационных способностей в группе юношей 2 курса (Р<0,05).
Данные, характеризующие особенности динамики параметров темпов прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов обоего пола в годичном учебном цикле, представлены на рисунках 1 и 2.
Результаты анализа параметров темпов прироста позволяют констатировать:
1. Общую тенденцию снижения абсолютных значений темпов прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов обоего пола по мере увеличения стажа профессиональной подготовки в вузе.
2. Снижение темпов прироста вплоть до отрицательных значений по уровню развития следующих признаков:
- в группах юношей: интегральных показателей силовых качеств (4 курс -7,0%), гибкости (2 курс - 5,3%, 3 курс - 4,7%, 4 курс - 6,8%), суммарного показателя (4 курс - 0,6%);
- в группах девушек: интегральных показателей гибкости (1 курс - 1,7%, 2 курс - 2,2%, 3 курс - 8,2%, 4 курс - 2,5%), суммарного показателя (4 курс - 0,6%)
3. Наибольшие абсолютные значения параметров темпов прироста в группах юношей по интегральным показателям координационных способностей (1 курс - 21,4%), в группах девушек по интегральным показателям силовых способностей (1 курс -22,8%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные научные факты позволяют, на наш взгляд, сформулировать частный вывод о недостаточной эффективности педагогических воздействий в
аспекте повышения уровня физической подготовки студентов многопрофильных вузов, как девушек, так и юношей, в ходе физического воспитания, особенно на старших курсах профессионального обучения.
Показатели
6 ЙДЙ^ТШ
] 10,5
.........Ш|||^ТТТТТТ115,4
-5,3[
4-Ьттт4П
-7,0 Е
□ 21,4
11111111111117 0'
] 9,0
41,2 4,4
)|0»5.............. 1
□ 17,1
-10 -5 0 □ 1 курс
5 10 □ 2 курс
15 20 25 □ 3 курс
30 □
Тпр., %
5
3
2
Показатели:
1 - Силовые способности. 4 - Гибкость.
2 - Выносливость. 5 - Координационные способности.
3 - Скоростно-силовые способности. 6 - Суммарный показатель физической подготовленности.
Рис. 1. Темпы прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов-юношей 1-4 курсов в течение года
Показатели
ИИШИ!^!8
-2,5 I -1,2 -2,2 -1,"
124
5,1
□ 11,7
..........13,2
□ 17,1
14?
............................13,2
□ 18,4
] 22,8
-10
-5
□ 1 курс
5 10 Ш 2 курс
15 20 25 □ 3 курс
30
Тпр., %
6
5
3
2
0
Показатели:
1 - Силовые способности. 4 - Гибкость.
2 - Выносливость. 5 - Координационные способности.
3 - Скоростно-силовые способности. 6 - Суммарный показатель физической подготовленности.
Рис. 2.Темпы прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов-девушек 1-4 курсов в течение года
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Динамика физической подготовленности студентов в процессе сопряженного использования кругового и соревновательного методов физического воспитания / В.А. Баландин, М.З. Оганнисян, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 42-46.
2. Бриллиантова, О.О. Нормирование объемов нагрузок на академических занятиях по физической культуре для студентов вузов в различные сезоны года : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бриллиантова О.О. - Краснодар, 2009. - 154 с.
3. Витютнев, Е.Е. Методика педагогического контроля специальной физической подготовленности курсантов - будущих сотрудников подразделений полиции специального назначения на специализированном этапе профессиональной подготовки / Е.Е. Витютнев, Ю.К. Чернышенко, К. Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 30-36.
4. Гмурман, В. Е. Теория вероятности и математическая статистика : учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В. Е. Гмурман. - М. : Высшее образование, 2007. - 478 с.
5. Денисов, Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте : учебное пособие для вузов / Л.В. Денисов, И.В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. - Киев : Олимпийская литература, 2008. - 127 с.
6. Елисеева, И.И. Общая теория статистики : учебник / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев ; под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 656 с.
7. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учебное пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков.- 2-е изд. -М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
8. Коровин, С.С. Теоретико-методологические основания концепции профессиональной физической культуры / С. С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 2. - С. 23-27.
9. Михайлина, Т.М. Элементы теории вероятности и математической статистики: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Т.М. Михайлина. - Краснодар : [б. и.], 2004. - 164 с.
10. Сирис, П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П.З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.
11. Чернышенко, Ю.К. Критерии оценки методологической эффективности педагогических методик / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 70-73.
REFERENCES
1. Balandin, У.А., Ogannisian, М.7. and Chernyshenko, Уи.К. (2009), "Students' physical preparedness dynamics in the dual use of circular and competitive methods of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No. 6, pp. 42-46.
2. Brilliantova, О.О. (2009), Rationing volume loads at academic physical education lessons for students in different seasons, dissertation, Krasnodar.
3. Vityutnev, Е.Е., Chernyshenko, Yu.K. and Chernyshenko, KYu. (2014), "Pedagogical control methods of cadets' special physical preparedness - future employees of special police units at their specialized professional education level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 30-36.
4. Gmurman, V^. (2007), Probability theory and mathematical statistics, Higher education, Moscow.
5. Guba, V P. (2006), Measurements and calculations in sport pedagogical practice, Physical education and sport, Moscow.
6. Denisov, L.V., Khmelnitskaya, I.V. and Kharchenko, LA. (2008), The measurements and statistical methods in physical education and sport: textbook for high schools, Olympic literature, Kiev.
7. Ed. Eliseeva, I.I. (2006), General theory of statistics: textbook, Finance and Statistics, Moscow.
8. Korovin, S.S. (2012), "Theoretical and methodological basis of the professional physical training concept", Theory and practice ofphysical education, No. 2, pp. 23-27.
9. Mikhailina Т.М. (2004), Elements of probability theory and mathematical statistics: Textbook for higher educational institutions of physical education, Krasnodar.
10. Siris, P.Z. (1973), "Physical qualities growth rate as a factor of determining athlete's potential", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 19-22.
11. Chernyshenko, Yu.K. Balandin, V.A. and Shestakov, М.М. (2012), "Criteria for assessing methodological effectiveness of teaching methods", Physical education, sports - science and practice, No. 4, pp. 70-73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2015
УДК 796.011.3
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЛЬНЫХ И СУММАРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ
ВУЗОВ
Султан Меджидович Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Милентьев, соискатель, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБО ВПО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты многолетних исследований, свидетельствующих о более высокой информативности интегральных и суммарных показателей физической подготовленности студентов многопрофильных вузов по сравнению с их результатами в отдельных контрольных упражнениях. В ней также обоснован алгоритм расчета интегральных и суммарных показателей, отражающих уровень развития соответственно отдельных физических качеств и физической подготовленности студентов в целом.
Ключевые слова: интегральные и суммарные показатели, физическая подготовленность, информативность, студенты многопрофильных вузов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p32-36
INFORMATIVENESS OF THE MULTY-PROFILE UNIVERSITIES STUDENTS' PHYSICAL PREPAREDNESS INTEGRAL AND SUMMARY INDICATORS
Sultan Medzhidovich Akhmetov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Sergeevich Milentiev, the competitor, Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
This article presents the results of the long-term research studies, showing higher informativeness of multi-profile universities students' integral and summary indicators of physical preparedness comparing to their results in the individual control exercises. It has also justified the algorithm for calculating the integral and summary indicators, reflecting the development level of the certain physical qualities and the physical preparedness of the students in general.
Keywords: integral and summary indicators, physical preparedness, informativeness, multi-profile universities students.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о выраженном недовольстве многих ученых и специалистов-практиков степенью эффективно-