Научная статья на тему 'Формирование эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет в процессе физического воспитания'

Формирование эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
418
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / PHYSICAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / EMOTIONALLYSTRONGWILL QUALITIES OF A PERSON / LEVEL OF MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворкина Наталья Ивановна, Трофимова Ольга Сергеевна

Использовался метод анкетирования педагогов ДОУ и начальных классов с целью получения представления об эмоционально-волевых проявлениях детей 6 лет при их адаптации к школе. Кроме этого, тестировались психические и физические качества. Экспериментальные исследования проводились с сентября 2006 по май 2007 г. на базе ДОУ № 31. Было выявлено отсутствие целенаправленного использования в ДОУ средств и методов физического воспитания, способствующих формированию эмоционально-волевых свойств личности ребёнка, которые необходимы для успешной подготовки и адаптации детей к обучению в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворкина Наталья Ивановна, Трофимова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMOTIONALLY - STRONG-WILL QUALITIES OF A PERSON AND PHYSICAL READINESS OF CHILDREN AGED 6 IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

The method of questioning teachers of preschool educational establishments (PEE) and those teaching at primary schools was used to receive the information about emotionally strong-willed behavior of children aged 6 in the process of their adaptation to school. Mental and physical children qualities were tested as well. Experimental researches were held from September 2006 till May, 2007 on the basis of PEE № 31. It has been revealed that there had not been purposeful use of means and methods of physical training in the system of PEE which could promote formation of emotionally strong-willed qualities of a child as a person, necessary for successful preparation and children adaptation for their training at a primary school.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет в процессе физического воспитания»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Дворкина, аспирант О.С. Трофимова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Использовался метод анкетирования педагогов ДОУ и начальных классов с целью получения представления об эмоционально-волевых проявлениях детей 6 лет при их адаптации к школе. Кроме этого, тестировались психические и физические качества. Экспериментальные исследования проводились с сентября 2006 по май 2007 г. на базе ДОУ № 31. Было выявлено отсутствие целенаправленного использования в ДОУ средств и методов физического воспитания, способствующих формированию эмоционально-волевых свойств личности ребёнка, которые необходимы для успешной подготовки и адаптации детей к обучению в начальной школе.

Ключевые слова: дошкольники, исследование, эмоционально-волевые свойства личности, тестирование, уровень двигательной активности, физические качества.

Введение. Процесс подготовки к обучению в начальной общеобразовательной школе является наиболее важным аспектом в жизни дошкольника 6 лет. Особенно это касается воздействия на эмоционально-волевую составляющую психики (Т.Д. Абдурасулова, 1999; И.Н. Агафонова, 1999; В.А. Баландин и др., 1998). Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физическом плане (М.М.Безруких, 1996). От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения (В.А. Баландин, Ю.К Чернышенко с сотр., Р.С.Буре, 1987; И.Н.Агафонова, 2000). Важнейшее условие готовности ребёнка к систематическому труду в школе - умение подчинить свои действия заранее поставленной цели, способность планировать деятельность, контролировать её выполнение, преодолевать препятствия. Недостаточное волевое развитие часто является причиной неуспеваемости ребёнка, а низкий уровень самоконтроля характеризуется как показатель психологической незрелости (Л.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко, 1997).

В настоящее время учёными выделен новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы детей с пониженной обучаемостью: выявление негативных эмоциональных проявлений, недостаток развития саморегуляции и самоконтроля как одной из причин неуспеваемости (В.К. Котыр-ло, 1999). Известно, что дети нуждаются в занятиях по специальным программам, позволяющим успешно сочетать как процесс физического воспитания, так и воспитание и эмоционально-волевую готовность детей к обучению в школе. Однако данной проблеме уделяется мало внима-

ния. Это и предопределило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционально-волевых свойств личности и физической подготовленности детей 6 лет.

Методика исследования. Использовался метод анкетирования с целью изучения мнения специалистов по вопросам влияния эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей. Анкетированием было охвачены воспитатели ДОУ № 31 и педагоги начальной школы № 2 г. Краснодара. Задачей проводимого анкетирования явилось получение более полного представления об эмоционально-волевых проявлениях детей 6 лет при их адаптации к школе с целью рационального подбора средств физического воспитания. Каждому эксперту предлагалось заполнить анкету, в которой указаны эмоционально-волевые свойства личности, способствующие или негативно влияющие на успешность обучения детей 6 лет. Оценка согласованности (коэффициент конкордации) мнений экспертов-специалистов по вопросу значимости эмоционально-волевых качеств детей осуществлялась по следующей формуле:

I м 1,2,3...»

п • К '

где W - коэффициент конкордации в баллах (согласованности), £м 1,2,3...» - сумма показателей эмоционально-волевых качеств детей, п - количество показателей, К=п-2.

В тестировании физической подготовленности детей обследуемых групп учитывались рекомендации по использованию системы тестовых заданий для оценки физических качеств человека (Ю.К. Чернышенко, 1998). Оценивались следующие физические качества: быстрота (прыжок в длину с места, средняя оценка за метание мешочка 200 г двумя руками поочерёдно, бег на 30 м с высокого старта), сила (метание мешочка 400 г двумя руками, поднимание ног в висе до угла 90° на гимнастической стенке, приседание с отягощением 10 % от веса тела), выносливость (бег на 150 м, вис на согнутых руках, поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой), гибкость (наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке, средняя оценка за поднимание ног вперёд и в сторону на фоне градуированного экрана, выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой), ловкость (равновесие на одной ноге на бруске, воспроизведение положения рук под углом 45° на фоне градуированного экрана). Темпы прироста вычислялись по формуле:

т = -100%,

где V, - начальный результат, V2 - конечный результат.

При проведении психологического тестирования оценивались такие эмоционально-волевые показатели, как: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, агрессивность, конфликтность, трудности общения, депрессивность, замкнутость, саморегуляция, самоконтроль. Тестирование осуществлялось по известным методикам (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, 1995; Р.Ф. Беляускайте, 1987).

Экспериментальные исследования проводились с сентября 2006 по май 2007 г. на базе ДОУ № 31. Цель педагогического эксперимента - изучение эффективности влияния средств физического воспитания на эмоционально-волевую сферу ребёнка. В ходе эксперимента внимание было обращено на оптимизацию развития физических качеств детей, разработку методики подбора и применения средств физического воспитания, влияющих на эффективность подготовки детей к обучению в школе. Эксперимент продолжался в течение одного года. Общее количество детей, участвовавших в эксперименте, составило: мальчиков - 18 и девочек - 20 человек, а в контрольной группе соответственно 18 и 24 человека.

Игры и эстафеты малой подвижности проводились утром и в конце прогулки, средней подвижности - утром и вечером, большой - на прогулке, занятиях, утренней гимнастике и вечером. На прогулке проведение одной игры или эстафеты планировалось со всей группой, две-три - игры с подгруппами в соответствии с тем, какие негативные проявления в эмоционально-волевой сфере детей были высокими и требовали коррекционной работы. В утренние часы использование подвижных игр было направлено на развитие координационных способностей; днём - на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости; вечером - на развитие ловкости, гибкости. Выбор средств физического воспитания осуществлялся с учётом взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств личности детей с успешностью их обучения. Кроме этого, учитывались базовые умения детей в двигательной деятельности и возможность вариативного использования игр. Новые варианты предлагались при успешном освоении предыдущих.

Результаты и их обсуждение. В результате проведенного анкетирования было отмечено, что педагоги, занимающиеся с детьми разных возрастных групп, высказали согласованное мнение по вопросам влияния эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения, что подтверждается высокими коэффициентами конкордации. Педагоги ДОУ отмечают необходимость развития эмоционально-волевых свойств личности детей в соответствии с требованиями современной школы. Вместе с тем выявлено, что, признавая значимость смелости и решительности, педагоги ДОУ не придают большого значения дисциплинированности детей 6 лет, которая играет важную роль в успешной подготовке их к учебе в школе.

Одной из возможных причин такого подхода является тенденция проведения работы с детьми только в игровой форме, что, зачастую, не дает возможность воспитывать целенаправленно дисциплинированность. В настоящее время в детских садах имеет место приближение занятий старших дошкольников к школьной форме проведения путём организации с детьми фронтальной работы, хотя в рекомендациях предлагается проводить их в игровой форме. Учителя школ, по данным В.А. Баландина, Ю.К. Чер-нышенко с сотр. (1999), не придают большого значения воспитанию выдержки, терпения, что важно для формирования дисциплинированности детей. Они делают упор на воспитание этого важного для учебы в школе психологического качества, не рассматривая того вопроса, что

дисциплинированность - составная часть саморегуляции. Однако только дисциплинированности для успешности обучения недостаточно. Воспитанию доброты и дружбы, как необходимых качеств для успешного обучения, также не уделяется должного внимания.

Таким образом, изучив полученные данные анкетирования педагогов ДОУ и начальных классов, мы пришли к выводу, что на успешность обучения наибольшее влияние оказывают у детей 6 лет - организованность, самостоятельность, смелость, а наименьшую - инициативность, доброта и дружба. По мнению экспертов, наибольшее отрицательное воздействие на успешность освоения знаний детей 6 лет оказывают: тревожность, страх, чувство неполноценности, незащищённость. Незначительное влияние на успешность обучения, по имеющимся данным, оказывают: конфликтность, недоверие к себе и депрессивность.

Известно, что организация физического воспитания, существующая в настоящее время, направлена в основном на совершенствование двигательных умений и навыков и не в полной мере способствует формированию эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе, поскольку не содержит целевых установок для работы в данном направлении (И.Н. Агафонова, 1999; Ю.К. Чернышенко, 1998; В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, С.А. Лих, Р.И. Соленова, 1999 и др.). Вследствие этого влияние средств физического воспитания на процесс формирования готовности детей к обучению в школе проходит недостаточно эффективно.

Исходя из этого, в данной статье представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на определение возможностей применения средств физического воспитания как фактора, способствующего оптимизации процесса эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе. На основе результатов предварительных обследований для мальчиков и девочек 6 лет были подобраны подвижные игры, способствующие нивелированию негативного роста незащищённости и де-прессивности. Для девочек данного возраста в двигательную деятельность включены игры на воспитание дружбы и смелости, для мальчиков - доброты и способности к самоконтролю. Набор проводимых игр, эстафет и физических упражнений для детей 6 лет определялся в соответствии с тем, какие негативные проявления эмоционально-волевой сферы были высокими и требовали коррекционной работы. Подобранные игры, эстафеты и упражнения наряду с формированием эмоционально-волевой сферы предусматривали реализацию своего основного назначения - развития двигательных качеств. Это способствовало укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма. Акцент был сделан на развитие основных физических качеств. Так, для развития быстроты использовался бег по прямой в максимальном темпе и со сменой направления, такие подвижные игры, как: "Кто быстрее соберётся", "Соревнуются тройки", "Быстрая карусель" и др. Для развития скоростно-силовых качеств использовались игры с мячами, с движением по ограниченной площади, игровые упражнения с перепрыгиванием, спрыгиванием с небольшой высоты: "Передай мяч", "Журавли и лягушки", "По кочкам", "Прыгни в высоту" и др. Для развития силы включались игры и упражнения на сгибание рук в упоре на скамейку, приседания, висы, различные виды лазания: "Обручи", "Тачки", "Кто перетянет" и др. На развитие координационных способностей влияли игры, эстафеты и упражнения с элементами прыжков, метания, ползания, равновесия: "Принеси булавку - не урони", "Пройди через болото - не оступись", "Весёлые соревнования" и др. Развитию выносливости способствовали игры с чередованием бега и ходьбы, с передвижением вперёд на одной и

14

№1 • 2008

двух ногах: "Быстрая карусель", "Бездомный заяц", "Стоя на одной ноге" и др. Особое значение для детей с повышенной тревожностью, страхом, неуверенностью в себе приобретали сюжетные игры, поскольку им очень сложно было перевоплотиться в определённый игровой образ.

Итак, влияя на чувства и волю детей 6 лет средствами физического воспитания, мы учитывали место подвижных игр в режиме дня, методику их проведения с детьми разного возраста, осуществляли дифференцированный, индивидуальный подход к формированию эмоционально-волевой сферы ребенка в соответствии с половыми различиями.

Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее.

По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество детей экспериментальной группы. При этом важно отметить, что недостоверные изменения результатов гибкости детей экспериментальной группы позволяют сделать вывод, что предложенная нами система работы позволяет замедлить регрессию этого качества. По результатам показателей гибкости детей контрольной группы можно судить о том, что в условиях стихийного воспитания и обучения это физическое качество ухудшается на высоком уровне достоверности (Р<0,01). В наших исследованиях мы не получили положительных результатов в воспитании выносливости у девочек всех возрастных групп. В соответствии с этим результаты контрольной и экспериментальной групп идентичны, хотя по данным Е.В. Демидовой, И.О. Комлева (2007), именно это физическое качество у семилетних детей развивается в зимний период положительно. По остальным данным уровень достоверных изменений, полученных в экспериментальной группе, значительно превышает уровень детей контрольной группы.

Выводы.

1. Анализ научно-методической литературы и программ обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, существующих в настоящее время, позволяет констатировать отсутствие целенаправленного использования средств и методов физического воспитания, способствующих формированию эмоционально-волевых свойств личности ребёнка, которые необходимы для их успешной подготовки и адаптации к обучению в начальной школе.

2. Результаты анкетирования педагогов позволяют сделать вывод о значительном влиянии эмоций и воли на успешность обучения. Вместе с тем полученные данные и анализ учебных программ ДОУ позволяют судить о том, что в настоящее время не учитываются половые особенности детей 6 лет в их психическом развитии.

3. Различия между мальчиками и девочками 6 лет установлены по силовым параметрам, а в конце учебного года

- по показателям эмоционально-волевых свойств, тревожности, трудности общения и саморегуляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1999.- № 2.- С.23.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа.- 1999.- № 1.- С. 23-27.

3. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Лих С.А., Соленова Р.И. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: учебное пособие.- Краснодар, 1999.- 104 с.

4. Баландин В.А. Основные принципы физкультурного воспитания в начальной школе // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды НИИ проблем физической культуры и спорта Куб ГАФК, 1999.-Т. 2.-С. 113-117.

5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987. - С67-80.

6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.

7. Дворкин Л.С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1997.- № 2.- С. 32-34.

8. Демидова Е.В., Комлев И.О. Физическая подготовленность детей 7-10 лет в различные периоды учебного года // Физическая культура, спорт - наука и практика.- Краснодар. - № 1-4. - 2007.

- С. 72 - 74.

9. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников.

- Киев: Радянська школа, 2000. - 200 с.

10. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 50 с.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. ин-тов, уч-ся пед. уч. и кол., воспитателей детского сада / под ред. Г.А.Урунтаевой- М.: Просвещение; Владос, 1995. - 291 с.

FORMATION OF EMOTIONALLY - STRONG-WILL QUALITIES OF A PERSON AND PHYSICAL READINESS OF CHILDREN AGED 6 IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, O. Trofimova, Post-graduate Student Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The method of questioning teachers of preschool educational establishments (PEE) and those teaching at primary schools was used to receive the information about emotionally strong-willed behavior of children aged 6 in the process of their adaptation to school. Mental and physical children qualities were tested as well. Experimental researches were held from September 2006 till May, 2007 on the basis of PEE № 31. It has been revealed that there had not been purposeful use of means

and methods of physical training in the system of PEE which could promote formation of emotionally strong-willed qualities of a child as a person, necessary for successful preparation and children adaptation for their training at a primary school.

Key words: preschool children, research, emotionally-strong-will qualities of a person, testing, level of motor activity, physical qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.