8. Lukatskii M. A., Ostenkova M. E. Psikhologia [Psychology]. Moscow, Eksmo, 2007, pp. 247-267 (in Russian).
9. Maryutina T. M., Ermolaev O. Y. Vvedenie vpsikhofiziolo-giu [Introduction to psychophysiology]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute: Flinta, 2001, pp. 21-26; 272-290 (in Russian).
10. Nikitushkin V. G. Teoria i metodika unosheskogo sporta [Theory and methods of youth sports]. Moscow, Physical Education, 2010, 66 p. (in Russian).
11. Rechapov D. S., Nasonov V. V. Features throwing basketball training of students, taking into account the manifestations of typological properties of the nervous system. Strategia formirovania zdorovogo obraza zhizni sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta: opyt, perspectivy razvitia: materialy Vserossiyskoy nauchno-practicheskoy conferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Strategy
for healthy lifestyle by means of physical culture and sports experiences, development prospects: Proc. scientific and practical. Conf. with international participation]. Tyumen, "Vector-Buk", 2013, pp. 277-280 (in Russian).
12. Salnikov V. A. Talent, talent and ability in the structure of sports activities. Teoria i practika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical kultury], 2002, no 4, pp. 16-21 (in Russian).
13. Shelkov O. M., Ilyin E. P., Barayev A. A., Shelkova L. N. Motor talent and methodical approaches to its identification and development. Social'no-pedagogicheskie problem fizicheskoy kul'tury uchasheysya molodezhi [Social-pedagogical problems of physical culture students: a collection of scientific papers]. St. Petersburg, Publishing House SPSUEF, 2012, pp. 125-128 (in Russian).
УДК 373.2
взаимосвязь показателей успешности обучения и уровня развития познавательных процессов у детей 6-8 лет в период подготовки к обучению
в общеобразовательной школе
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и дошкольной педагогики Р. И. Соленова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350051, Россия, г. Краснодар, ул. Дзержинского, д. 50, кв. 20, e-mail [email protected]
Содержание статьи доказывает, что готовность детей к школьному обучению (или школьная зрелость) - это достижение ими такого уровня общего развития, который обеспечивает успешность их обучения в школе, адаптации к новым условиям, обязанностям, высокий уровень психологического развития произвольной регуляции внимания, ощущений и восприятия, мышления, памяти, воображения, речи и даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», т. е. во внутреннем плане.
Однако в настоящее время существует явное несоответствие между требованиями, предъ-
являемыми к уровню подготовленности детей к обучению в общеобразовательной школе, декларируемыми в программно-нормативных документах, и фактическим состоянием детей при переходе к обучению в школе.
В этой связи было предположено, что выявление степени взаимосвязи, уровня развития психических процессов и успешности обучения у детей 6-8 лет создаст основу для разработки методики нейтрализации отрицательного влияния на них новых условий обучения и воспитания.
Цель настоящего исследования заключается в определении степени зависимости успешности
обучения от уровня развития познавательных процессов у детей 6-8 лет.
Исследование проходило в течение 3 лет на базе ДОУ №№ 8, 31, 131, 164, 187 и образовательных школ №№ 4, 6, 18, 20, 35, 37, 73 г. Краснодара. В нем приняли участие 360 детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Эмпирическая база статьи - результаты изучения степени взаимосвязи показателей уровня развития психических процессов и успешности обучения у детей 6-8 лет, которые могут служить ещё одним подтверждением известного тезиса о негативном влиянии на уровень психического состояния детей перехода их к системному обучению в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: успешность обучения; психические процессы; дети 6-8 лет; физическая культура; преемственность воспитания; взаимосвязь; экспертная оценка; память; воображение; мышление; внимание.
Переустройство общественно-политического уклада Российской Федерации обусловило реформирование не только экономических отношений общества, но и изменение взглядов на роль человека, его личности на современном этапе развития государства [2, с. 3].
Общеизвестно, что одной из наиболее тревожных современных проблем жизни государства является неспособность детей адаптироваться к новой социальной ситуации, сложившейся в стране в ходе реформирования. В настоящее время особо важным для практических работников является умение видеть и понимать возрастные закономерности и отклонения в психофизическом развитии детей-дошкольников и младших школьников [4, с. 5; 14, с. 26; 16, с. 5; 20, с. 12].
Психологическая готовность детей к школьному обучению - в широком смысле - это важнейший итог всего психического развития ребёнка в период дошкольного детства, в узком смысле - это подготовка к новым условиям жизни в начальной школе, к новому образу жизни [3, с. 18; 5, с. 11; 6 с. 193; 7, с. 63].
Психологическая готовность к обучению в школе - сложное многокомпонентное образование. Условно в этом понятии выделяют личностную и интеллектуальную готовность. Личностная готовность в свою очередь находит выражение в мотивационной, социальной, коммуникативной, эмоционально-волевой готовности, которые взаимосвязаны друг с другом и влияют на интеллектуальную готовность. Интеллектуальная готовность, в свою очередь, включает в себя развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, воображения, сформированность основ учебной деятельности.
Ребенок будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти от обучения в детском саду к школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным психологическим новообразованием [9, с. 16].
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. Поэтому если ребенок не доиграл, не «дофантазировал», не прошёл определённые уровни развития воображения, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности [14, с. 73].
Известно, что при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка происходят очень серьезные изменения в психике, что и обеспечивает ему психологическую подготовленность к школьной жизни, к новой, более сложной ведущей деятельности - учению [11, с. 34].
Готовность детей к школьному обучению (или школьная зрелость) - это достижение детьми такого уровня общего развития, который обеспечивает им успешность обучения в школе, адаптации к новым условиям, обязанностям, высокий уровень психологического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, ощущений и восприятия, мышления, памяти, воображения, речи и даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», т. е. во внутреннем плане [4, с. 5; 10, с. 6; 13, с. 84; 18, с. 19].
Основой психологической готовности к школьному обучению является достаточный уровень развития умственной деятельности ребёнка: мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации), форм мышления (понятий, суждений и порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей).
Обучение в школе невозможно без развития произвольного внимания и его свойств: объёма, устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения внимания.
Важнейшим структурным компонентом готовности к школе психологи называют память. Сформированность у детей семи лет произвольной памяти и особенно логической (осмысленной) памяти является необходимым условием успешного обучения в школе [1, с. 2; 7, с. 23].
В последние десятилетия стали писать и о необходимости творческого, т. е. креативного, развития. Следовательно, можно выделить и творческую готовность детей к обучению в школе. Важнейшим показателем психического развития ребёнка считается воображение, как репродуктивное, так и творческое. Творческие задания, связанные с развитием воображения и креативности (творчества), способствуют развитию дивергентного мышления, т. е. творческого, продуктивного. Это мышление, альтернативное конвергентному мышлению, отступающее от логики, тесно связано с воображением и служит средством психологической готовности к обучению в школе [6, с. 83; 19, с. 21].
Однако изучение существующих программ в дошкольных образовательных организациях и начальных классах общеобразовательных школ свидетельствует
о том, что между ними отсутствует преемственность в содержательном, организационном и процессуальном аспектах.
Вместе с тем в многочисленных научно-методических рекомендациях, появившихся в последнее время, декларируется тезис о необходимости оптимизации процессов подготовки и адаптации детей к обучению в начальных классах общеобразовательных школ.
Таким образом, приходится констатировать, что существует явное несоответствие требований, предъявляемых к уровню подготовленности детей к обучению в общеобразовательной школе, декларируемых в программно-нормативных документах, фактическому состоянию детей при переходе к обучению в школе.
В этой связи было предположено, что выявление степени взаимосвязи, уровня развития психических процессов и успешности обучения у детей 6-8 лет создаст основу для разработки методики нейтрализации отрицательного влияния на них новых условий обучения и воспитания.
Всё вышеизложенное предопределяет актуальность проблемы, заключающуюся в необходимости критического анализа существующих в практике технологических и содержательных аспектов применения средств и методов для оптимизации процессов подготовки и адаптации детей к обучению в общеобразовательной школе.
Цель настоящего исследования заключается в определении степени зависимости успешности обучения от уровня развития познавательных процессов у детей 6-8 лет.
Использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод экспертных оценок применялся для определения успешности обучения детей (оценка проводилась в виде опроса группы экспертов из 5 человек, а согласованность их мнений определялась по величине коэффициента конкорда-ции), психологическое тестирование предполагало обследование уровня развития памяти по методикам: воображения - восприятия - мышления - внимания и методы математической статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена (г); коэффициент конкор-дации ^)).
Организация исследования. Исследование проходило в течение 3 лет на базе ДОУ №№ 8, 31, 131, 164, 187 и образовательных школ №№ 4, 6, 18, 20, 35, 37, 73 г. Краснодара. В нем приняли участие 360 детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Результаты исследования. В связи с тем что в подготовительной к школе группе в ДОУ и в первом классе школы детям не выставляются балльные оценки успеваемости, использовалась экспертная оценка успешности обучения. Степень согласованности мнений экспертов представлена в таблице.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой степени соответствия мнений экспертов, что позволяет констатировать объективность их решения.
Выявление влияния уровня развития психических процессов на успешность обучения осуществлялось на основе оценки коэффициентов корреляции, рассчитанных между результатами психологического тестирования и успеваемостью детей 6-8 лет. При этом данная проблема изучалась как в начале, так и в конце учебного года (рис.).
В группах девочек в начале учебного года только показатели внимания (6 лет) и воображения (7, 8 лет) не влияют на успешность обучения. К концу учебного года у шестилетних детей установилась тесная связь всех психических процессов и успешности обучения, а у семи- и восьмилетних детей воображение так и не стало играть существенную роль в их учебной успеваемости.
У мальчиков в начале учебного года не влияли на успеваемость такие психические процессы, как внимание (6 лет), память (7 лет) и воображение (7, 8 лет).
В ходе исследований установлены следующие особенности:
- как у девочек, так и у мальчиков количество психических процессов, влияющих на успешность обучения на втором этапе обследования (конец учебного года), больше, чем на первом этапе (начало учебного года);
- в течение всего учебного года на уровень освоения учебного материала влияют виды:
а) в группе шестилетних детей: у девочек - восприятие и мышление; у мальчиков - воображение, восприятие и мышление;
б) в группе семилетних детей: у девочек - память, восприятие, мышление; у мальчиков - восприятие, мышление;
в) в группе восьмилетних школьников: у девочек и мальчиков - восприятие, мышление, внимание;
- из 30 изученных случаев в группах детей 6-8 лет в различных возрастах установлено неодинаковое количество достоверных взаимосвязей между показателями развития психических процессов и успешностью обучения:
- шесть лет: девочки - 25; мальчики - 25;
- семь лет: девочки - 23, мальчики - 20;
- восемь лет: девочки - 22; мальчики - 23.
К окончанию учебного года все показатели психических процессов в группах шестилетних мальчиков проявили высокую степень взаимосвязи с успешностью обучения. У учащихся семи и восьми лет выявлена аналогичная картина, исключая воображение.
Выводы. 1. Таким образом, на основе полученных данных следует заключить, что остаются невостребованными в ходе обучения такие психические процессы, как внимание (начало года) и воображение (окончание учебного года).
2. Неодинаковое количество достоверных взаимосвязей между показателями развития психических процессов и успешности обучения свидетельствуют о некоторых различиях в данном аспекте между девочками и мальчиками, что подтверждает необходимость дальнейшего углублённого рассмотрения изучаемой
Таблица
Степень согласованности мнений экспертов
Показатели Пол I этап II этап
Возраст (лет)
6 7 8 6 7 8
Коэффициент конкордации М м 574 485 540 894 771 831
д 607 421 584 874 698 803
Примечание: Ноли перед коэффициентами конкордации опущены.
I этап II этап
Девочки
I этап II этап
Мальчики
6 лет
ПВЙ1Вг I
тяш в.
7 лет
^624 * Вн. 405^4 уй ^ В.
725 ^М.
8 лет
381
/ щ I П. уД /
жвнн А
В. 1 1_
В.
Примечание:Нолипередкоэффициентамикорреляцииопущены.
Условныеобозначения: - Р <0,01 - Р < 0,05
П - память;В -воображение;Вс-восприятие;М-мышление; Вн-внимание.
- Р>0,05
Рисунок. Взаимосвязь относительных интегральных показателей психических процессов с успешностью обучения детей 6-8 лет
проблемы в контексте наличия элементов полового ди морфизма.
3. Уменьшение количества выявленных существенных взаимосвязей между азучаемыми иизнаками у семилетних детей по сравнению с шестилетними до-школьникамиможет алуждрь ещёадыим подзвздмде-нием известного тезиса о негативном влиянии на уровень паимолоаичаажмго уеткйпмредода к системному обучению в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов, С. М. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / С. М. Азмеиыв, а. Р Дворкзнд// Физическая дидура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 2-7.
2. Актуальные вопросы подготовки детей к школе: сб. науч. трудов. АПН СССР. НИИ дошк. восп. / под ред. Т. В. Турунтаевой. - М.: АПН СССР, 1985. - 125 с.
Р БаЗаезаД. И.Ушдомьноао чоржза: метод. пособие / Т. И. Бабаева. - М., 1993. - 121 с.
547 Вс.
4. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин; Кубанский гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2001. - 49 с.
5. Венгер, Л. А. Развитие ребенка / Л. А. Венгер, А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1968. - С. 11-15.
6. Выготский, Л. С. Проблема развития психики / Л. С. Выготский. - М., 1983. - Т. 3. - 506 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1986. - 123 с.
8. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова; Кубанский гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2004. - 48 с.
9. Иванова, Е. В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: дис. ... канд. психол. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М.: ОИШи, 2004. - 165 с.
10. Каданцева, Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1994. - 27 с.
11. Каруле, А. Я. Обучение шестилетних детей в школе / А. Я. Каруле. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
12. Катырло, В. К. Развитие волевого поведения дошкольников / В. К. Катырло. - Киев, 1971. - 123 с.
13. Коган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Коган // Вопросы психологии детей дошкольного возраста. - 1964. - № 4. - С. 42-48.
14. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М., 1991. - 152 с.
15. Попов, Г. Г. Коррекция структуры психофизической и интеллектуальной подготовленности дошкольников средствами физической культуры / Г. Г. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 2. - 2009. - С. 60-64.
16. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. А. Правдов. - СПб., 2003. - 38 с.
17. Стародубцева, И. В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников / И. В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 55-65.
18. Трофимова, О. С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами различных видов игровой деятельности / О. С. Трофимова: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2010. - 171 с.
19. Филимоненко, Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев: методическое пособие. - СПб.,1993. - 57 с.
20. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Кубанский гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 1998. - 50 с.
21. Чернышенко, Ю. К. Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 12-15.
the relationship between the indicators of the success of training and the level of development of cognitive processes in children aged 6-8 in the preparation period for studying at secondary school
Solenova R. I., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social and Pre-school Pedagogics, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350051, Russia, Krasnodar, Dzerzhinsky str., 50/ 20, e-mail: [email protected]
The content of the article proves that readiness of children for school training (or a school maturity) is an achievement of such level of the general development which provides success of their training at school, adaptation to new conditions, duties by them, the high level of psychological development of any regulation of attention,
feelings and perception, thinking, memory, imagination, the speech and gives the chance to the child to read, consider, solve problems "about itself", i.e. in the internal plan. Currently, however, there is a clear mismatch between the requirements of the level of preparedness of children to study at secondary school, declared in a program of regu-
latory documents and the actual state of children during the transition to high school. In this regard, it was suggested that the identification of the relationship degree, the level of development of mental processes and the success of training in children aged 6-8 will provide the basis for technique development of neutralizing the negative influence of new conditions of training and education. The empirical base of the article is the results of studying the degree of correlation between the indicators of the development level of mental processes and the success of training in children aged 6-8, which can serve as another proof of the well-known thesis about the negative impact on the mental condition of the children transition to the system of learning at secondary school.
Keywords: successful learning, mental processes, physical education, the continuity of upbringing, relationship, expert judgment, memory, imagination, thinking, attention.
References:
1. Akhmetov S. M., Dvorkina N. A. Formation of personal physical culture and its target orientation. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no. 4, pp. 2-7 (in Russian).
2. Aktualnie voprosipodgotovkideteikshkole [Topical issues of preparation of children for school: collected papers. works. APN USSR. Sri dock. FOTS, edited by T. V. Turun-taevo]. Moscow, the USSR Academy of education, 1985, 125 p. (in Russian).
3. Babaeva T. I.U shkolnogo poroga [School of threshold: method. manual]. Moscow, 1993, 121 p. (in Russian).
4. Balandin V. A. Scientific and technological basis of the update process of physical education in the elementary school. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 2001, 49 p. (in Russian).
5. Venger L. A., Zaporogez A. V. Razvitey rebenka [ Child Development]. Moscow, Education, 1968, pp. 11-15 (in Russian).
6. Vygotsky L. S. Problema razvetey psihiki [The Problem of development of the psyche], Vol. 3. Moscow, 1983, 506 p. (in Russian).
7. Davydov V. V. Problema razvevaushego obucheney [Problems of developmental education] . Moscow, 1986, 123 p. (in Russian).
8. Demidov E. V. Pedagogical effected the formation of the personality of children 3-10 years by means of physical culture in the conditions of secondary schools. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 2004, 48 p. (in Russian).
9. Ivanova E. V. Psychological peculiarities of cognitive differentiation and personality structures of children of
senior preschool age with advancing development. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2004, 165 p. (in Russian).
10. Kazantseva G. A. The method of enhancing the cognitive activity of preschool children by means of physical education. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1994, 27 p. (in Russian).
11. Carole A. J. Obuchenie shestuletnech detey v shkole [Teaching six-year-old children in school]. Moscow, 1984, 96 p. (in Russian).
12. Caturla V. K. Razvetie volevogo povedeniy doshkolnikov [The Development of volitional behavior of preschool children]. Kiev, 1971, 123 p. (in Russian).
13. Kogan V. E. Psychogenic forms of school exclusion. Vo-prosy psichologee detey doshkolnogo vozrasta [Questions of psychology of preschool children], 1964, no. 4, pp. 42-48 (in Russian).
14. Kravtsova E. E. Psihologicheskieproblem gotovnoste detey k obucheneu v shkole [Psychological problems of readiness of children to training at school]. Moscow, 1991, 152 p. (in Russian).
15. Popov, G. G. Correction of the structure of the psychophysical and intellectual fitness of preschool children by means of physical culture. Fizicheskaya kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovra [Physical culture: upbringing, education, training] no. 2, 2009, pp. 60-64 (in Russian).
16. Pravdov M. A. Integration of motor and cognitive activities for physical education classes in preschool educational institutions. Extended abstract of Doktor's thesis. SPb, 2003, 38 p. (in Russian).
17. Starodubtseva I. V. Some of the findings of a correlation of indicators of intellectual and motor development of senior preschool children. Fizicheskaya kul'tura: vospita-nie, obrazovanie, trenirovra [Physical culture: upbringing, education, training], 2008, no. 6, pp. 55-65 (in Russian).
18. Trofimova O. S. Integrated development of physical and thinking abilities of children preparation for school groups by means of various types of gambling activities. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2010, 171 p. (in Russian).
19. Filimonenko Y,. Timofeev V. Rukovodstvo k metodike es-sledovaniy entelekta u detey D.Vekslera. Adaptirovanny variant [A guide to the methodology of the study of intelligence in children D. Wechsler. Adapted]. SPb., 1993, 57 p. (in Russian).
20. Chernyshenko J. K. Scientific and pedagogical foundations of innovation in the system of physical education of preschool children. Extended abstract of Doktor's thesis. Krasnodar, 1998, 50 p. (in Russian).
21. Chernyshenko J. K. the Formation of physical subject-developing environment in pre-school educational institutions. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice] 2014, no. 1, pp. 12-15 (in Russian).