Federation: The Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation of October 30, 2004 No. 352, available at: http://docs.cntd.ru/document/902030850.
7. On approval of the Model regulations on General education boarding school with initial flight training: Decree of the government of the Russian Federation of 5 September 1998. - No. 1046, available at: http://docs.cntd.ru/document/901716968.
8. Petrov, I.N. (2018), "Pedagogical assistance to increase the applied physical fitness of the fifth-grade youngsters for passing all-Russian physical culture training program "Ready for labor and defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 252-257.
9. Petrov, I.N., Eganov, А.У. and Chemerchey, О.А. (2017), "Close fight requirements in passing the physical culture and sport complex 'Ready for labor and defense' (GTO) of the fifth stage ", Optimization of teaching-educational and training process in educational organizations of higher education. Healthy living as a factor of drug prevention: 9th All-Russian research-to-practice conference, Siberians Institute of the MIA of Russia, Krasnoyarsk, pp. 125-228.
10. Putin, V.V. Meeting on matters of development the system ofphysical education of children and development of children and young people sport in Russia on the 13th of March 2013, available at http://www.kremlin.ru /events/president/news/17667 (access mode 10 November 18).
11. Titushina, N.V. and Bobkov, V.V. (2018), "The factors defining the need in introduction of the GTO new complex in system of physical training of the population of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 328-331.
12. The curriculum in the discipline of physical education: The State budget educational institution Chelyabinsk cadet boarding school with initial flightpreparation'(2016), Chelyabinsk.
13. Fursov, А.У, Sinyavskiy, N.M., Beznosko, N.N. and Glukhova, М.Уа (2018), "Physical readiness of 13-15-year-old students on the basis of tests of the IV stage of GTO complex", Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems ofPhysical Culture and Sports, Vol. 13 No. 1, pp. 101-107.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2018
УДК 373.24
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ РАЗНЫХ
ПОКОЛЕНИЙ
Дарья Леонтьевна Петикова, аспирант, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), г. Краснодар; Нурбий Хасан-биевич Хакунов, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и дзюдо, Адыгейский государственный университет (ФГБОУ ВО АГУ), г. Майкоп
Аннотация
В статье представлены оригинальные данные о соответствии уровня развития показателей физической подготовленности детей 4-5 лет, как мальчиков, так и девочек, различных поколений (1998 г. и 2018 г.). Полученные результаты свидетельствуют о незначительных существенных отличиях в уровне развития интегральных и суммарных показателей физической подготовленности дошкольников, а также недостаточной эффективности изменений в процессе физического воспитания в дошкольных образовательных организациях, произошедших в этот период. Полученные данные являются фактологическим основанием для решения основной задачи предпринятых многолетних исследований - обоснование теоретико-прикладных предпосылок и разработки педагогического проекта сопряженного развития физических качеств и формирования основных движений детей 4-5 лет с учетом особенностей их мотивации к различным видам физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, дети 4-5 лет разных поколений, показатели физической подготовленности.
PHYSICAL PREPAREDNESS LEVEL OF 4-5 YEARS OLD CHILDREN OF DIFFERENT GENERATIONS
Daria Leontievna Petikova, the post-graduate student, Yuri Konstantinovich Chernyshenko,
the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Nurbiy Hasanbievich Hakunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Physical Culture and Judo of Adygea State University, Maykop
Annotation
The article presents original data on the compliance of the level of physical preparedness indicators development of 4-5 years old children, both boys and girls, of different generations (1998 and 2018 years). The obtained results indicate miner significant differences in the integral and total indicators of development level of preschool children's physical preparedness. The results indicate a lack of effectiveness of changes in the process of physical education in pre-school educational organizations that occurred during this period. The data obtained is a factual basis for solving the main task of long stained research - substantiation of theoretical and applied prerequisites and development of the pedagogical project for the interconnected development of physical qualities and the 4-5 years old children's basic movements formation, taking into account the peculiarities of their motivation to various types of physical activity.
Keywords: preschool educational organizations, 4-5 years old children of different generations, indicators of physical preparedness.
В научно-исследовательском поле системы физического воспитания детей дошкольного возраста учеными существенное внимание уделяется проблеме развития их основных физических качеств [3]. При этом, как правило, изучаются как их отдельные проявления, так и параметры интегральных и суммарных показателей [2, 4]. В ходе многолетних исследований анализировались различия в уровне физической подготовленности детей 4-5 лет обоего пола разных поколений (по результатам 1998 г. [5] и исследований 2018 г.). При этом оценивались достижения дошкольников обоего пола в контрольных упражнениях для выявления уровня развития различных проявлений физических качеств, а также по значениям интегральных и суммарных показателей физической подготовленности, рассчитанных по общепринятой методике [1, 5].
Данные, характеризующие достоверность различий показателей физической подготовленности мальчиков и девочек, по результатам тестирования 1998 и 2018 годов, полученные на основе использования разработанных пропорциональных шкал, позволяют констатировать:
1. В группах дошкольников 4 лет установлено преимущество детей по данным обследования 2018 г. по показателям:
- группы мальчиков: сила: удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (<0,001), интегральный показатель (<0,05); выносливость - интегральный показатель (балл) (<0,05), быстрота - интегральный показатель (балл) (<0,05), ловкость - интегральный показатель (балл) (<0,05), гибкость - нет, суммарный показатель физической подготовленности (<0,05);
- группы девочек: сила: удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (<0,001), интегральный показатель (балл) (<0,05); выносливость - интегральный показатель (балл) (<0,05), быстрота - интегральный показатель (балл) (<0,05), ловкость -интегральный показатель (балл) (<0,001), гибкость - нет, суммарный показатель физической подготовленности (<0,05).
2. В группах детей 5 лет установлено преимущество дошкольников по данным обследования 2018 г. по показателям:
- группы мальчиков: сила: кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) (<0,05), интегральный показатель (балл) (<0,05); выносливость - интегральный показатель (балл) (<0,05), быстрота - нет, ловкость - интегральный показатель (балл) (<0,05), гибкость - интегральный показатель (балл) (<0,05), суммарный показатель физической подготовленности - нет;
- группы девочек: сила - интегральный показатель (балл) (<0,05); выносливость -интегральный показатель (балл) (<0,05), быстрота - интегральный показатель (балл) (<0,05), ловкость - нет, гибкость - нет, суммарный показатель физической подготовленности (<0,05).
Данные, характеризующие достоверность различий показателей физической подготовленности между мальчиками и девочками 4-5 лет, по данным обследований 1998 и 2018 годов, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Достоверность различий показателей физической подготовленности между мальчиками и девочками 4-5 лет в 1998 и 2018 годах_
№ п/п Контрольные упражнения, интегральные и суммарные показатели 4 года 5 лет
1998 г. | 2018 г. 1998 г. | 2018 г.
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
1 Кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) <0,01 <0,001 <0,01 <0,01
2 Метание набивного мяча из-за головы (см)
3 Удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
4 Интегральный показатель (балл) <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
ВЫНОСЛИВОСТЬ
5 Вис на перекладине на согнутых руках (с) <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
6 Бег 120 м (с)
7 Бег до первой остановки (с) <0,05
8 Интегральный показатель (балл) <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
БЫСТРОТА
9 Челночный бег 10x3 м (с) <0,01* <0,01*
10 Сгибание и разгибание ног лежа на спине 10 раз (с) <0,01 <0,01
11 Приседание 10 раз (с)
12 Интегральный показатель (балл)
ЛОВКОСТЬ
13 Бросок мяча в цель (количество) <0,01 <0,05
14 Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами (см) <0,05
15 Комплексное координационное упражнение (балл)
16 Интегральный показатель (балл) <0,001 <0,05*
ГИБКОСТЬ
17 Наклон вперед стоя (активный) (см) <0,05 <0,001
18 Наклон вперед стоя (пассивный) (см) <0,05* <0,05* <0,01* <0,01*
19 Выкрут в плечевых суставах (см)
20 Интегральный показатель (балл) <0,01*
21 Суммарный показатель физической подготовленности (балл) <0,001 <0,01 <0,05
Примечания: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р. 2. * - среднегрупповые показатели достоверно выше у девочек.
Анализ результатов (таблица 1) позволяют сформулировать следующие констатации:
1. В группах детей 4 лет по данным обследований 1998 г. установлено достоверное преимущество:
1) мальчиков по показателям:
- силы: кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) (Р <0,01), удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- выносливости: вис на перекладине на согнутых руках (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- быстроты: сгибание и разгибание ног лежа на спине 10 раз (с) (Р <0,01);
- ловкости: бросок мяча в цель (количество) (Р <0,01), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- гибкости: наклон вперед стоя (активный) (см) (Р <0,05);
- суммарному показателю физической подготовленности (Р <0,001);
2) девочек по параметрам:
- быстроты - челночный бег 10*3 м (с) (Р <0,01);
- гибкости - наклон вперед стоя (пассивный) (см) (Р <0,05).
2. В группах детей 4 лет по данным обследования 2018 г. выявлено достоверное преимущество:
1) мальчиков по показателям:
- силы: кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) (Р <0,001), удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- выносливости: вис на перекладине на согнутых руках (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- быстроты: сгибание и разгибание ног лежа на спине 10 раз (с) (Р <0,01);
- ловкости: бросок мяча в цель (количество) (Р <0,05), ходьба по прямой линии с закрытыми глазами (см) (Р <0,05);
- суммарному показателю физической подготовленности (Р <0,01);
3. В группах детей 5 лет по данным обследования 1998 г. установлено достоверное преимущество:
1) мальчиков по показателям:
- силы: кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) (Р <0,01), удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- выносливости: вис на перекладине на согнутых руках (с) (Р <0,001), бег до первой остановки (с) (Р <0,05), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- гибкости: наклон вперед стоя (активный) (см) (Р <0,001);
- суммарному показателю физической подготовленности (Р <0,05);
2) девочек по показателям:
- ловкости: интегральный показатель (балл) (Р <0,05);
- гибкости: наклон вперед стоя (пассивный) (см) (Р <0,001).
4. В группах детей 5 лет по данным обследования 2018 г. установлено достоверное преимущество:
1) мальчиков по показателям:
- силы: кистевая динамометрия (средний показатель) (кг) (Р <0,01), удержание набивного мяча в исходном положении руки вперед (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
- выносливости: вис на перекладине на согнутых руках (с) (Р <0,001), интегральный показатель (балл) (Р <0,001);
2) девочек по показателям:
- гибкости: наклон вперед стоя (пассивный) (см) (Р <0,01), интегральный показатель (балл) (Р <0,01).
На основе данных, представленных в таблице 1, было определено процентное количество показателей по двум критериям:
- достоверности различий по уровню развития физических качеств между детьми 1998 и 2018 годов (мальчики, девочки и средние значения);
- достоверности различий по уровню развития физических качеств между мальчиками и девочками в 1998 и 2018 годах.
По первому критерию установлены следующие научные факты с абсолютным преимуществом детей 2018 года:
Дети 4 лет:
- сила: девочки - 50% изученных случаев, мальчики - 50%, средние значения - 50%;
- выносливость: девочки - 25% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения - 25%;
- быстрота: девочки - 25% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения
- 25%;
- ловкость: девочки - 25% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения
- 25%;
- гибкость: девочки - 0% изученных случаев, мальчики - 0%, средние значения -
0%.
Дети 5 лет:
- сила: девочки - 25% изученных случаев, мальчики - 50%, средние значения -
37,5%;
- выносливость: девочки - 25% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения - 25%;
- быстрота: девочки - 50% изученных случаев, мальчики - 0%, средние значения
- 25%;
- ловкость: девочки - 0% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения -
12,5%;
- гибкость: девочки - 0% изученных случаев, мальчики - 25%, средние значения -
12,5%.
По второму критерию выявлены следующие процентные значения: Дети 4 лет:
- сила: дети 1998 г. - 75%, дети 2018 г. - 75%;
- выносливость: дети 1998 г. - 50%, дети 2018 г. - 50%;
- быстрота: дети 1998 г. - 50%, дети 2018 г. - 50%;
- ловкость: дети 1998 г. - 50%, дети 2018 г. - 50%;
- гибкость: дети 1998 г. - 50%, дети 2018 г. - 25%;
Преимущество мальчиков в 47,5% (1998 г.), 42,9% (2018 г.) изученных случаев, девочек в 9,5% (1998 г.), 9,5% (2018 г.). Дети 5 лет:
- сила: дети 1998 г. - 75%, дети 2018 г. - 75%;
- выносливость: дети 1998 г. - 75%, дети 2018 г. - 50%;
- быстрота: дети 1998 г. - 0%, дети 2018 г. - 0%;
- ловкость: дети 1998 г. - 25%, дети 2018 г. - 0%;
- гибкость: дети 1998 г. - 50%, дети 2018 г. - 25%.
Преимущество мальчиков в 38,1% (1998 г.), 23,8% (2018 г.) изученных случаев, девочек в 9,5% (1998 г.), 9,5% (2018 г.).
Представленные результаты позволили сформулировать ряд частных заключений: 1. Предпринятая попытка сравнения параметров физической подготовленности дошкольников 4-5 лет разных поколений свидетельствует о следующих общих тенденциях:
- как правило, незначительном количестве показателей отдельных проявлений основных физических качеств в тестовых заданиях, по которым установлено преимущество детей по данным обследования 2018 г., как в группах мальчиков, так и девочек 4 и 5 лет. В основном, эти отличия выявлены по уровню развития интегральных показателей;
- преимуществе мальчиков 4 и 5 лет по абсолютному большинству показателей силовой подготовленности, выносливости и ловкости, девочек - по параметрам гибкости;
- существенно более высоком суммарном значении физической подготовленности у мальчиков 4 лет (1998 г. и 2018 г. обследования) и мальчиков 5 лет (1998 г. обследования).
Таким образом, на основе вышеизложенных тенденций возможно сформулировать общее заключение об отсутствии принципиальных различий между дошкольниками 4-5 лет обоего пола разных поколений в уровне развития физических качеств. При этом абсолютные значения степени развития и сформированности изучаемых показателей, как правило, характеризуются оценками «средний» или в небольшом количестве случаев «выше среднего». Также, по нашему мнению, полученные научные факты свидетельствуют о
недостаточном качестве работы по развитию физической подготовленности детей 4-5 лет, не существенно изменившемся за период с 1998 г. по 2018 г.
2. Результаты анализа динамики параметров уровня развития физических качеств детей 4-5 лет, принявших участие в проведенном исследовании, позволяют констатировать соответствие полученных данных результатам ранее проведенных исследований в части:
а) сенситивности возрастного периода 4-5 лет в связи с развитием физических качеств (за исключением гибкости);
б) целесообразности усиления внимания педагогов к развитию гибкости детей, параметры уровня развития которой в этом возрастном диапазоне начинают снижаться;
в) снижения темпов прироста показателей уровня развития физической подготовленности детей 4-5 лет обоего пола по мере их взросления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 95 с.
2. Зайцева, М.А. Структура и основное содержание методики формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики / М.А. Зайцева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 10 (116). - С. 63-68.
3. Кузнецова, В.Е. Модель формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе организации их предметной деятельности в развивающей физкуль-турно-спортивной среде / В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 110-115.
4. Ползикова, Е.В. Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Е.В. Ползикова, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2013. - № 4. - С. 11-14.
5. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 52 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological basis of the update process ofphysical education in elementary school, dissertation, Krasnodar, 2001.
2. Zaitseva, M.A. (2014), "Structure and the main content of the personal physical culture formation methods at the age of 5-6 by primary means of hip-hop aerobics at preschool educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No.10, pp. 63-68.
3. Kuznetsova, V.E. (2016), "Model of personal physical education formation for middle school age children on the basis of their object activities organization in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No 8, pp. 110-115.
4. Polzikova, E.V. and Chernyshenko Yu.K. (2013), "Dynamics of indicators of physical and motive fitness of children of 6-7 years in the conditions of realization traditional programs of physical training in preschool educational institutions", Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika, No. 4, pp. 11-14.
5. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical foundations of innovative directions in the system ofphysical education of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2018