Научная статья на тему 'Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях'

Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
317
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INDIVIDUAL PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL AND MOTIVE PREPAREDNESS / ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА / ELEMENTS OF SEXUAL DIMORPHISM / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ползикова Е.В., Чернышенко Ю.К.

В статье представлены данные предварительной части многолетних исследований по проблеме формирования физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей половозрастной динамики показателей физической и двигательной подготовленности воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет, входящих в состав базовых компонентов данного личностного феномена. в ней также отражены полученные научные факты, свидетельствующие о наличии элементов полового диморфизма в уровне развития изучаемых характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ползикова Е.В., Чернышенко Ю.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICES OF PHYSICAL AND MOTIVE PREPAREDNESS OF CHILDREN AGED 6 AND 7 YEARS DURING REALIZATION OF TRADITIONAL PHYSICAL EDUCATIVE PROGRAMMES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The data from preliminary part of long-term investigations on the issue of physical education formation of senior preschool aged children are described in the article. In the research it was paid great attention to the peculiarities of gender and age indices dynamics of physical and motive preparedness concerning children aged 6 and 7 years in preschool educational institutions. These peculiarities are included in the basic contents of examined personal phe nomenon. It is also reflected in the article the received scientific items giving evidence to existence of elements of sexual dimorphism on the developmental level of studied characteristics.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

УДК 373.203.71

динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в

условиях реализации традиционных программ

физического воспитания в дошкольных

образовательных учреждениях

Соискатель Е. В. Ползикова,

доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье представлены данные предварительной части многолетних исследований по проблеме формирования физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей половозрастной динамики показателей физической и двигательной подготовленности воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет, входящих в состав базовых компонентов данного личностного феномена. в ней также отражены полученные научные факты, свидетельствующие о наличии элементов полового диморфизма в уровне развития изучаемых характеристик.

Ключевые слова: личностная физическая культура; физическая и двигательная подготовленность; элементы полового диморфизма; дети старшего дошкольного возраста.

Проблема формирования физической культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста привлекает внимание ученых в связи с установленной сенситивностью данного периода онтогенетического развития человека в контексте позитивного влияния на процесс его физкультурного образования [1, 4].

В ходе многолетних исследований разрабатывалась модель формирования личностной физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей половозрастной динамики показателей, входящих в состав ее базовых компонентов (интеллектуального, социально-психологического, собствен-

но-биологического). Важнейшими составляющими собственно-биологического компонента личностной физической культуры являются параметры физической и двигательной подготовленности, во многом определяющие эффективность реализации основных видов и форм жизнедеятельности детей [2, 3].

Анализ динамики изменений интегральных и суммарных показателей физической подготовленности детей 6-7 лет обоего пола в годичном учебно-воспитательном цикле, а также достоверности различий их значений между девочками и мальчиками позволил установить следующие научные факты: 1. В группах дошкольников

6-летнего возраста:

- существенные позитивные изменения в группе мальчиков по параметрам интегральных характеристик силы (Р<0,01), быстроты (Р<0,001), выносливости (Р<0,001), ловкости (Р<0,01), суммарному показателю физической подготовленности (СПФП) (Р<0,05);

- достоверные изменения в группе девочек по интегральным характеристикам силы (Р<0,01), быстроты (Р<0,001), выносливости (Р<0,01), ловкости (Р<0,01), СПФП (Р<0,05);

- у детей обоего пола выявлена стагнация интегральных показателей гибкости (Р<0,05).

Установлены следующие элементы полового диморфизма в уровне развития показателей физической подготовленности:

- начало учебного года: преимущество мальчиков по абсолютным значениям интегральных показателей быстроты (Р<0,01), выносливости (Р<0,01); достоверно

более высокие параметры развития у девочек по интегральным характеристикам ловкости (Р<0,05), гибкости (Р<0,05) и СПФП (Р<0,005);

- конец учебного года: сохранившееся преимущество мальчиков по интегральным показателям быстроты (Р<0,05) и выносливости (Р<0,05); а также достоверно более высокие параметры развития интегральных показателей ловкости (Р<0,05) и гибкости (Р<0,05) у девочек.

2. В группах дошкольников 7-летнего возраста:

- достоверное улучшение в группе мальчиков значений интегральных характеристик силы (Р<0,05), быстроты (Р<0,01), выносливости (Р<0,001), ловкости (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);

- существенные позитивные изменения в группе девочек интегральных характеристик силы (Р<0,05), быстроты (Р<0,01), выносливости (Р<0,001), ловкости (Р<0,05), СПФП (Р<0,05);

- снижение по сравнению с результатами в начале учебного года параметров интегральных показателей гибкости как в группе мальчиков (Р<0,05), так и девочек (Р<0,05).

Установлены следующие элементы полового диморфизма в уровне развития показателей физической подготовленности:

- в начале учебного года преимущество мальчиков по параметрам интегральных показателей быстроты (Р<0,01), выносливости (Р<0,09), девочек - ловкости (Р<0,05), гибкости (Р<0,05) и (Р<0,05);

- по окончании учебного года сохранилось преимущество мальчиков по значениям интегральных характеристик быстроты (Р<0,01), выносливости (Р<0,001), девочек по параметрам ловкости (Р<0,05), гибкости (Р<0,05).

В ходе изучения темпов прироста показателей физической подготовленности детей 6-7 лет предпринята попытка выстроить иерархию изучаемых параметров по критерию их наибольших значений в годичном учебно-воспитательном цикле (рис. 1).

В группах 6-летних детей:

- мальчики: интегральные показатели выносливости (19,3%), быстроты (18,0%), силы (17,1%), ловкости (14,0%), суммарный показатель (10,7%), интегральный показатель гибкости (-7,0%);

- девочки: интегральные показатели выносливости (14,3%), быстроты (21,4%), силы (15,6%), ловкости (13,5%), суммарный показатель (9,7%), интегральный показатель гибкости (-4,3%).

В группах 7-летних дошкольников:

- мальчики: интегральные показатели выносливости (23,4%), быстроты (16,4%), силы (9,4%), ловкости (12,0%), суммарный показатель (10,1%), интегральный показатель гибкости (-17,1%);

- девочки: интегральные показатели выносливости (23,1%), быстроты (14,2%), силы (12,3%), ловкости (11,7%), суммарный показатель (9,2%), интегральный показатель гибкости (-17,3%).

2 3 4 5 6

30 -| 25 -20 -15 -10 -5 -0 --5 -

-10 -I

17,1

21,4 18,6_ 19,3

15,6

14,3 14,013,5

10,7

9,7

ш"

□ мальчики

-7,0

□ девочки

-4,3

30 -| 20 -10 -0

-10 -

-20 -I

3

23,4 23,1

9,4

гг

16,4,, . 12,3 14,4

12,0

11,7

10,1

9,2

ш

□ мальчики

1 - сила

2 - быстрота

3 - выносливость

-17,1

□ девочки

17,3

4 - ловкость

5 - гибкость

6 -СПФП

Рис. 1. Темпы прироста интегральных и суммарных показателей физической подготовленности детей 6-7 лет

Таким образом, полученные результаты обследования детей 6-7 лет позволяют сформулировать несколько частных выводов:

1. Динамика параметров показателей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации традиционных программ и методических подходов к их обучению и воспитанию в ДОУ характеризуется увеличением абсолютных значений уровня развития абсолютного большинства изучаемых интегральных и суммарных показателей как в группах мальчиков, так и в группах девочек. Исключение составляют только интегральные показатели гибкости.

2. Установлены многочисленные факты наличия элементов полового диморфизма в уровне развития показателей физической подготовленности детей 6-7 лет, требующие учета в процессе разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры старших дошкольников.

3. Абсолютные значения темпов прироста показателей физической подготовленности в большинстве изученных случаев, как правило, более высокие у 6-летних детей по сравнению с 7-летними дошкольниками и незначительно отличаются у девочек и мальчиков одного возраста.

Результаты изучения изменения показателей двигательной подготовленности в годичном учебном цикле детей 6 лет в условиях обучения и воспитания в ДОУ по традиционным программам позволили установить:

1

1

2

4

5

6

12

№4 I 2013

1. Достоверное улучшение качества сформирован-ности основных показателей двигательной подготовленности:

- мальчики: бег (Р<0,05), прыжок в длину (Р<0,05), метание на дальность (Р<0,05), лазание по гимнастической стенке (Р<0,01), суммарный показатель (Р<0,05);

- девочки: бег (Р<0,05), прыжок в длину (Р<0,05), метание на дальность (Р<0,05), лазание по гимнастической стенке (Р<0,01), суммарный показатель (Р<0,05).

2. Установлены элементы полового диморфизма:

- начало учебного года: преимущество мальчиков по уровню сформированного абсолютного большинства изучаемых нормативов: бега, прыжка в длину, метания на дальность, суммарному показателю двигательной подготовленности - Р<0,05. Исключение составляет показатель лазания по гимнастической стенке, по которому различия между девочками и мальчиками не установлены;

- окончание учебного года: сохранено преимущество мальчиков по уровню сформированности параметров бега, прыжков в длину, метания на дальность, суммарному показателю - Р<0,05. Также не установлено существенного расхождения параметров лазания по гимнастической стенке.

Изучение данных, характеризующих динамику параметров двигательной подготовленности 7-летних дошкольников, позволило установить следующие научные факты:

1. Существенные позитивные изменения в уровне сформированности всех изучаемых показателей: мальчики - бег (Р<0,05), прыжок в длину с места (Р<0,05), метание на дальность (Р<0,05), лазание по гимнастической стенке (Р<0,05), суммарный показатель (Р<0,05); девочки - бег (Р<0,05), прыжок в длину с места (Р<0,05), метание на дальность (Р<0,05), лазание по гимнастической стенке (Р<0,01), суммарный показатель (Р<0,05).

2. Выявлены следующие элементы полового диморфизма:

- начало учебного года: преимущество мальчиков по уровню сформированного бега, прыжка в длину, метания на дальность, суммарному показателю двигательной подготовленности - Р<0,05 и отсутствие существенных различий между детьми обоего пола по параметрам лазания по гимнастической стенке;

- по окончании учебного года выше перечисленные элементы полового диморфизма сохранились в полном составе.

В ходе исследований анализировались величины темпов прироста показателей двигательной подготовленности детей 6-7 лет (рис. 2).

В группах 6-летних дошкольников в порядке наибольших значений темпов прироста показатели двигательной подготовленности расположились следующим образом:

- мальчики: бег (11,0%), прыжок в длину с места (10,2%), метание на дальность (9,5%), лазание по гимнастической стенке (13,5%), суммарный показатель (10,7%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- девочки: бег (10,8%), прыжок в длину с места (8,6%), метание на дальность (9,4%), лазание по гимнастической стенке (12,7%), суммарный показатель (10,2%).

В группах 7-летних детей выявлена следующая иерархия показателей двигательной подготовленности:

- мальчики: бег (8,6%), прыжок в длину с места(9,1%), метание на дальность (9,5%), лазание по гимнастической стенке (10,8%), суммарный показатель (9,4%);

- девочки: бег (8,4%), прыжок в длину с места (8,0%), метание на дальность (9,5%), лазание по гимнастической стенке (10,5%), суммарный показатель (8,8%).

15 1

10 -

5 -

13,5

12,7

11,0

10,8

9,8

5 9,5 9,4

10,7

10,2

□ мальчики

15 1

10 -

5 -

9,1 80

8,4 8,0

345 □ девочки

10,8

9,5 9,4 - 9,8 9,4

□ мальчики

□ девочки

1 - бег 4 - лазание по гимна-

2 - прыжок в длину с места стической стенке

3 - метание на дальность 5 - суммарный показа-

тель двигательной подготовленности

Рис. 2. Темпы прироста показателей двигательной подготовленности детей 6-7 лет в годичном цикле

Таким образом, результаты изучения динамики показателей двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста позволяют сформулировать следующие заключения:

1. Половозрастная динамика параметров сфор-мированности основных движений у детей 6-7 лет в условиях учебно-воспитательного процесса в ДОУ по традиционным образовательным программам характеризуется:

а) последовательным увеличением абсолютных значений параметров, отражающих сформированного основных движений по мере взросления детей. Данный научный факт, по нашему мнению, отражает известную тенденцию повышения уровня развития двигательных задатков и способностей психофизиоло-

0

1

2

0

1

2

3

4

5

гически здоровых детей в дошкольном периоде онтогенеза человека;

б) общей тенденцией снижения абсолютных значений темпов прироста показателей двигательной подготовленности по мере взросления детей обоего пола;

в) преимуществом мальчиков 6-7 лет по сравнению с девочками одного возраста по уровню сформиро-ванности абсолютного большинства (за исключением лазания по гимнастической стенке) изучаемых характеристик.

Таким образом, анализ показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях позволил установить особенности их возрастной динамики, а также наличие значительного количества элементов полового диморфизма, которые необходимо учитывать в ходе разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры старших дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов, С. М. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / С. М. Ахметов, Н. И. Дворкина // // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 2-7.

2. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 50 с.

3. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.

4. Чернышенко, Ю. К. Технологические основы формирования личностной физической культуры детей 7-10 лет на основе идеалов и ценностей олимпизма / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, М. М. Шестаков, К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 1. - С. 2-5.

dynamics of indices of physical and motive preparedness of children aged 6 and 7 years during realization of traditional physical educative programmes in preschool educational institutions

E. Polzikova, Competitor,

Yu. Chernishenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The data from preliminary part of long-term investigations on the issue of physical education formation of senior preschool aged children are described in the article. In the research it was paid great attention to the peculiarities of gender and age indices dynamics of physical and motive preparedness concerning children aged 6 and 7 years in preschool educational institutions. These peculiarities are included in the basic contents of examined personal phe-

nomenon. It is also reflected in the article the received scientific items giving evidence to existence of elements of sexual dimorphism on the developmental level of studied characteristics.

Key words: individual physical education; physical and motive preparedness; elements of sexual dimorphism; children of senior preschool age.

14

№4 l 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.