Научная статья на тему 'Возрастные особенности психического развития и физической подготовленности детей-сирот 4-7 лет'

Возрастные особенности психического развития и физической подготовленности детей-сирот 4-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1023
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ 4-7 ЛЕТ / ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филимонова Светлана Ивановна, Гришина Татьяна Сергеевна, Сабирова Ирина Александровна

Статья иллюстрирует особенности возрастной динамики показателей психического развития и физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста, в период с 4 до 7 лет. Представлены результаты тестирования физической подготовленности и раскрыты основные особенности исследуемых психических процессов, как мальчиков, так и девочек. Вскрыта проблема рационального физического воспитания в дошкольном образовании детских домов и школ-интернатов физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физических и психических качеств и их комплексного развития, с целью реализации всестороннего и гармонического развития личности ребенка в условиях детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филимонова Светлана Ивановна, Гришина Татьяна Сергеевна, Сабирова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age features of mental development and physical fitness of orphan children aged 4-7 years

Article illustrates the features of the age dynamics of indicators of mental development and physical fitness of orphans and children left without parental care of preschool age, from 4 to 7 years. The results of the testing of physical fitness have been presented with disclosed main features of the studied mental processes, both for boys and girls. The problem of rational physical education at preschool education orphanages and boarding schools physical education is conducted without regard to age characteristics of physical and mental qualities and their integrated development, in order to realize the full and harmonious development of the child in a children's home.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности психического развития и физической подготовленности детей-сирот 4-7 лет»

ings of the Russian state pedagogical University. A. I. Herzen, No. 158, pp. 110-116.

13. Tomarow K. B. (2012), Content and organization of personality oriented physical education students on the basis of mini-football, dissertation, Naberezhnye Chelny.

14. Ed. Kovalenko V.A. (2000), Physical education, publishing house "ASB", Moscow.

15. Frolova L. V. (2006), Socio-cultural aspects of student's physical culture, dissertation, Saratov.

16. Chistyakov, V. A., Kostromin O. V. and Novoseltseva O.V. (2014), "Structure of the pedagogical concept of sportitalia physical education at the technical University through a sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2015.

УДК 796.011:159.9

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 4-7 ЛЕТ

Светлана Ивановна Филимонова, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Сергеевна Гришина, аспирант, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва,

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент,

Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж

Аннотация

Статья иллюстрирует особенности возрастной динамики показателей психического развития и физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста, в период с 4 до 7 лет. Представлены результаты тестирования физической подготовленности и раскрыты основные особенности исследуемых психических процессов, как мальчиков, так и девочек. Вскрыта проблема рационального физического воспитания в дошкольном образовании детских домов и школ-интернатов - физическое воспитание проводится без учета возрастных особенностей физических и психических качеств и их комплексного развития, с целью реализации всестороннего и гармонического развития личности ребенка в условиях детского дома.

Ключевые слова: дети-сироты 4-7 лет, психические качества, физическая подготовленность, корреляция, физическое воспитание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p245-250

AGE FEATURES OF MENTAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF ORPHAN CHILDREN AGED 4-7 YEARS

Svetlana Ivanovna Filimonova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatiana Sergeyevna Grishina, the post-graduate student, Teacher training institute of physical culture and sports Moscow City Teacher Training University, Moscow, Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh

Annotation

Article illustrates the features of the age dynamics of indicators of mental development and physical fitness of orphans and children left without parental care of preschool age, from 4 to 7 years. The results of the testing of physical fitness have been presented with disclosed main features of the studied mental processes, both for boys and girls. The problem of rational physical education at preschool education orphanages and boarding schools - physical education is conducted without regard to age characteristics of physical and mental qualities and their integrated development, in order to realize the full and harmonious development of the child in a children's home.

Keywords: orphaned children aged 4-7 years, mental qualities, physical preparedness, correlation, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воспитания подрастающего поколения и формирование достойных членов общества тревожила людей во все времена.

В модернизации российского образования на период до 2015 года и в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2011г.) говорится, о том, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого и динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья [1].

Детство - важнейший этап становления личности. Все дети мира имеют право на благополучное детство и это законодательно закреплено в основных международных документах, таких как Декларация и Конвенция о правах детей. Однако на практике не все дети имеют возможность реализовать это право. В особенно уязвимом положении находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В последние годы усиливается интерес общественности к вопросам детей-сирот и как следствие выявление основной проблемы детских домов, которая заключается в слабой научно-методической оснащенности педагогического процесса, а в особенности в дошкольном образовании (от 3 до 7 лет) [6].

Важная особенность дошкольного детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и психического развития детей. Это важный этап, фундамент, ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. [2, 5]. На сегодняшний день основной задачей сиротских учреждений становится создание уюта, условий для проживания, а остальное отодвигается на второй план, а ведь именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Поэтому особо значимой задачей для педагогов является организация фундаментальных психолого-педагогических исследований, направленных на изучение особенностей развития детей в условиях детского дома и разработка конкретных программ и методических материалов для данного контингента детей [6].

Целью данного исследования явилось изучение и определение возрастных особенностей психического развития и физической подготовленности детей-сирот 4-7 лет.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Решению цели и конкретных задач исследования способствовал комплекс методов: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, тестирование физической подготовленности, тестирование уровня психических процессов, методы математической статистики на основе пакета программ Microsoft Office Excel при проведении корреляционного анализа.

В исследовании приняли участие воспитанники дошкольных отделений школ-интернатов и детских домов г. Воронежа и Воронежской области, в количестве 180 человек. Мониторинг физической подготовленности и психического развития дошкольников проводился в трех возрастных группах: 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет (из них в возрасте 4-5 лет 26 - мальчиков, 34 - девочки, в 5-6 лет 32-мальчика, 28-девочек , 6-7 лет 31 - мальчик, 29 - девочек).

Физическая подготовленность и степень развития основных физических качеств детей 4-7 лет оценивалась на основе общепринятых тестов: бег 30 м (скоростные качества); челночный бег 3*10 м (ловкость и координация движения); прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества); подъем туловища из положения, лежа на спине (силовая выносливость); бросок набивного мяча (силовые качества); статическое равновесие (статическая координация); бросок мяча в корзину (ловкость); отбивание мяча от пола (динамическая координация); наклон вперед из положения, сидя (гибкость) [5].

Показатели уровня психических процессов данного контингента детей оценивалось по диагностическим тестам: зрительное восприятие «Эталоны», кратковременная и оперативную память «Чем залатать коврик?», продуктивность внимания «Найди отличия», мышление «Кому, чего не достает?», воображение «Нарисуй что-нибудь». В связи с тем, что тесты имели различную бальную шкалу, было трудно установить стандартную систему оценок, но в итоге это не повлияло на корреляционный анализ [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование динамики уровня развития физической подготовленности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста, выявило естественные, связанные с возрастом, положительные изменения исследуемых показателей. В то же время в каждой возрастной группе, как у мальчиков, так и девочек отмечено присутствие полового диморфизма.

Установлено, что мальчики 4-7 лет демонстрируют более высокий уровень развития: скоростных способностей, скоростно-силовых, силовых и силовой выносливости. Девочки 4-7 лет имеют более высокий уровень развития гибкости и демонстрируют лучший результат в статическом равновесии. Говорить о половых различиях в координационных способностях можно только по отдельным формам их проявления. Так ловкость и координация движения во всех трех возрастных периодах лучше развита у мальчиков, а предметная ловкость и динамическая координация у девочек, хотя в 4-5 лет показатель ловкости и в 5-6 динамической координации был выше у мальчиков.

Исследования возрастной динамики психических процессов позволяет нам подтвердить уже давно известные факты постепенного улучшения функционирования с возрастом всех изучаемых показателей детей 4-7 лет. Тем не менее, в отдельных случаях были отмечены половые различия, но этот факт не имел истинного значения.

После проведения исследования физической подготовленности и развития психических качеств дошкольников 4-7 лет, воспитанников детских домов была проведена корреляция между показателями психических процессов и физической подготовленностью [4].

Анализ значений коэффициентов корреляции выявил высокую прямую и обратную статистическую взаимосвязь между исследуемыми психическими качествами и физической подготовленностью.

Так, сравнительный анализ полученных данных выявил высокую обратную корреляционную взаимосвязь всех исследуемых психических процессов и показателями бега на 30 м мальчиков 5-6 лет (г=-0,839 до 1=-0,768). У девочек того же возраста выявлена корреляционная взаимосвязь скоростных способностей с кратковременной и оперативной памятью (г=-0,866) и тестом на продуктивность внимания (г=-0,805). У мальчиков в возрасте 6-7 лет отмечена обратная корреляционная взаимосвязь показателей бега на 30 м с воображением (г=-0,759), мышлением (г=-0,724), у девочек с воображением (г=-0,848), восприятием (г=-0,708). Не выявлено достоверной корреляционной взаимосвязи изучаемых параметров бега на 30 м и психических процессов у детей в возрасте 4-5 лет, как у мальчиков, так и у девочек.

Обобщение значений коэффициентов корреляции ловкости и координации движения в челночном беге 3x10 м определило, высокую обратную корреляционную взаимосвязь с тестами на кратковременную и оперативную память, продуктивность внимания, мышление как в группе мальчиков (г=-0,742 до г=-0,718), так и девочек (г=-0,762 до г=-0,723) 5-6-ти летнего возраста. У мальчиков 6-7 лет отмечается сильная обратная корреляционная взаимосвязь челночного бега 3*10 м с показателями восприятия, мышления, воображения (г=-0,785 до г=-0,740). У девочек данного возраста также зафиксирована сильная обратная взаимосвязь ловкости и координации движения с воображением (г=-0,732). В возрасте 4-5 лет не обнаружено высокой корреляционной зависимости челночного бега 3х10 м и изучаемых психических процессов.

Анализ и обобщение значений коэффициентов корреляции, показывает, что в возрасте 5-6 лет, отмечается высокая прямая корреляционная взаимосвязь скоростно-

силовых качеств - прыжок' в длину с места с результатами тестирования всех психических процессов как мальчиков (г=0,724 до г=0,812), так и девочек (г=0,733 до г=0,819). Высокая корреляционная взаимосвязь скоростно-силовых способностей в 6-7 лет наблюдается, у мальчиков с показателями восприятия, мышления, воображения (г=0,711 до г=0,746), девочек - восприятие (г=0,814) и воображение (г=0,776). У девочек 4-5 лет отмечается сильная прямая корреляционная взаимосвязь прыжка в длину с места с продуктивностью внимания (г=0,755), в отличие от девочек мальчики этой возрастной группы не имеют высокой корреляционной взаимосвязи ни с одним из исследуемых психических качеств.

Анализ результатов силовой выносливости выявил сильную прямую взаимосвязь с исследуемыми показателями психического развития дошкольников 5-6 лет мальчиков (г=0,724 до г=0,863) и девочек (г=0,759 до г=0,815). У мальчиков 6-7 лет отмечается сильная прямая корреляционная взаимосвязь подъема туловища из положения, лежа с показателями восприятия, мышления, воображения (г=0,769 до г=0,832), а у девочек этого возраста с восприятием (г=0,934) и воображением (г=0,833). Высокой корреляционной взаимосвязи силовой выносливости и психических процессов, мальчиков и девочек 4-5 лет не выявлено.

При обобщении полученных данных детей 5-6 лет выявлена прямая высокая корреляционная взаимосвязь между броском набивного мяча и всеми показателями психического развития у мальчиков (г=0,704 до г=0,832) и силовыми способностями девочек и продуктивностью внимания, воображением, мышлением (г=0,709 до г=0,803). Выявлена значимая корреляция броска набивного мяча в возрасте 6-7 лет с такими психическими процессами как мышление (г=0,709), воображение (г=0,752) у мальчиков и восприятие (г=0,714), воображение (г=0,741) у девочек. В 4-5 лет у обоих полов испытуемых высокой корреляционной зависимости силовых и психических качеств не обнаружено.

Анализ изучаемых показателей зарегистрировал высокую корреляционную взаимосвязь статического равновесия с тестами на зрительное восприятие, продуктивность внимания и мышление у мальчиков 5-6 лет (г=0,711 до г=0,813). Девочки того же возраста имеют сильную корреляционную взаимосвязь статической координации и показателей кратковременной и оперативной памяти (г=0,714) и внимания (г=0,743). В возрасте 6-7 лет была отмечена высокая прямая корреляционная взаимосвязь статического равновесия с кратковременной и оперативной памятью, мышлением, воображением у мальчиков (г=0,703 до г=0,766). Вместе с тем у девочек того же возраста не было отмечено высокой корреляционной взаимосвязи статической координации ни с одним из исследуемых психических процессов. Также не выявлена значимая корреляция показателей статического равновесия и психических качеств у испытуемых обоих полов в 4-5 лет.

При анализе значений коэффициента корреляции выявлена высокая взаимосвязь ловкости при броске мяча в корзину и таких психических качеств как: зрительное восприятие (г=0,706), мышление (г=0,723) у мальчиков в возрастной группе 5-6 лет. У девочек того же возраста высокая корреляционная взаимосвязь не выявлена. Значения корреляционного анализа девочек 6-7 лет, показывает, что существует прямая высокая корреляционная взаимосвязь ловкости и зрительного восприятия (г=0,720), воображения (г=0,791). Мальчики данной возрастной группы не имеют значимой корреляционной взаимосвязи показателей броска мяча в корзину и психических процессов. В возрасте 4-5 лет также не выявлено высокой корреляционной взаимосвязи ловкости и психических процессов мальчиков и девочек.

При анализе полученных данных мальчиков 5-6 лет выявлена высокая прямая корреляционная взаимосвязь динамической координации при отбивании мяча от пола и тестом на продуктивность внимания (г=0,790), мышление (г=0,757). У девочек того же возраста также зафиксирована сильная прямая взаимосвязь динамической координации с кратковременной и оперативной памятью (г=0,785) и вниманием (г=0,768). У мальчиков 6-7 лет отмечается сильная корреляционная взаимосвязь показателя динамической координации и восприятия, мышления, воображения (г=0,754 до г=0,795). Вместе с тем девочки в возрасте 6-7 лет не имеют высокой корреляционной взаимосвязи отбивания мяча

от пола с исследуемыми психическими процессами. В 4-5 лет у испытуемых обоих полов не обнаружено высокой корреляционной взаимосвязи динамической координации и психических качеств.

Анализ полученных данных показывает, что гибкость - наклон вперед из положения, сидя имеет высокую прямую корреляционную взаимосвязь со всеми показателями психических процессов мальчиков 5-6 лет (r=0,781 до r=0,819). Девочки данной возрастной группы не имеют высокой корреляционной зависимости наклона вперед из положения, сидя и исследуемых психических процессов. Также не выявлено значимой взаимосвязи показателей гибкости и психических качеств мальчиков 6-7 лет, девочки этой возрастной группы имеют высокую корреляционную взаимосвязь наклона вперед и зрительного восприятия (r=0,746), воображения (r=0,765). У дошкольников 4-5 лет обоих полов не обнаружено высокой значимой корреляции гибкости и всех исследуемых психических качеств.

Проведенная исследовательская работа раскрыла взаимосвязь (прямую и обратную) между физической подготовленностью: развитием скоростных, скоростно-силовых качеств, силовой выносливости, ловкости, координационных способностей, гибкости, и психическими процессами детей-сирот 4-7 лет.

ВЫВОДЫ

1. Выявлен половой диморфизм в развитии практически всех физических качеств дошкольников.

2. У детей-сирот 4-7 лет при исследовании психического развития в отдельных случаях были отмечены половые различия, тем не менее, этот факт не имел истинного значения.

3. Установлены половые отличия в количественных показателях наличия достоверных корреляций между физическими качествами и психическими процессами у дошкольников 4-7 лет

4. Определена важность комплексного развития физических и психических качеств, с учетом возрастных особенностей в физическом воспитании детей 4-7 лет, с целью реализации всестороннего и гармонического развития личности ребенка в условиях детского дома.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/. - Дата обращения 01.03.2015.

2. Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр : учеб. метод. пособие / Н.И. Дворкина. - М. : Советский спорт, 2005. - 184 с.

3. Стародубцева, И.В. Некоторые итоги исследования корреляционной зависимости показателей интеллектуального и двигательного развития старших дошкольников / И. В. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. -С. 55-65.

4. Филимонова, С.И. Типологические признаки игровой культуры в современном контексте физического воспитания / С.И. Филимонова, И.А. Сабирова, Т.С. Гришина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 155-159.

5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина [и др.] ; под ред. С.О. Филипповой. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013. - 192 с.

6. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ш. Шахманова. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 192 с.

7. Энциклопедии психодиагностики. Психодиагностики детей. Том 1 / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара : БахраХ-М, 2012. - 710 с.

REFERENCES

1. Order of the Government of the Russian Federation on February 7, 2011 № 163-p "On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2011 - 2015", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/

2. Dvorkina, N.I. (2005), The technique involves the development of physical skills and mental processes in children 3-6years through movement games, Soviet Sport, Moscow.

3. Raigorodskii, D.Y. (2012), Encyclopedia psychodiagnosis. Psychodiagnosis children, Volume 1, publishing house "Bakhrak-M", Samara.

4. Starodubtseva, I.V. (2008), "Some results of the study correlation of indicators of intellectual and motor development of the senior preschool children", Physical culture: education, education and training, No. 6, pp. 55-65.

5. Filimonova, S.I. (2014), "Typological features of the gaming culture in the modern context of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 155-159.

6. Ed. Filippova, S.O. (2013), Theoretical and methodological foundations of physical education and development of infants and preschool children, Academy, Moscow.

7. Shakhmanova A.§. (2005), Upbringing of orphan's preschool age, Academy, Moscow.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2015.

УДК 159.9:796.01

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНОГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анастасия Витальевна Шведько, аспирантка, Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВПО «ПовГАФКСиТ»), Казань

Аннотация

Цель разработанного эксперимента состояла в определении надежности субъективного психического состояния детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие 34 человека (15 мальчиков, 11 девочек) (8.91±0.38 лет) из государственной гимназии № 6 г. Казань. Эксперимент состоял в выявлении уровня надежности детского опросника уровня депрессии Бека, детского опросника уровня тревоги Спилбергера и опросника физического самовосприятия для детей и подростков по четырем составляющим субкомпонентам. В результате исследования была выявлена средняя взаимосвязь в значениях физической самооценки (R=0.62, p<0.05) до и после, привлекательности тела (R=0.68, p<0.05) до и после, физической силы (R=0.68, p<0.05) до и после, депрессии (R=0.69, p<0.05) и личностной тревоги (R= 0.59, p<0.05). Была выявлена умеренная взаимосвязь в показателе физическая форма (R=0.48, p<0.05). Проведенный эксперимент показал неоднородность достоверной корреляции показателей опросников.

Ключевые слова: психическое состояние, субъективная самооценка, опросник, младший школьный возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p250-253

PROBLEM OF SUBJECTIVE ASSESSMENT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Anastasia Vitalyevna Shvedko, the post-graduate student, Fanis Azgatovich Mavliev, the candidate of biological sciences, Volga State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia

Annotation

The conducted experiment was aimed to determine reliability of subjective assessment of the psychological well-being of primary school children. 34 participants (15 boys, 11 girls) (8.01±0.38 years)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.