Научная статья на тему 'Информативность контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай'

Информативность контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭ КЕКУСИНКАЙ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ИНДИКАТОРЫ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ / KARATE KYOKUSHINKAI / INFORMATIVITY CONTENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS INDICATORS / YOUNG ATHLETES-BOYS OF 10-12 YEARS OLD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баландин Валерий Александрович, Кузнецов Александр Олегович, Печерский Сергей Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич, Коляго Петр Владимирович

Цель исследования выявить информативность контрольных упражнений, адекватно характеризующих уровень физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай. Задачи исследования: 1. На основе анкетирования тренеров, анализа программно-нормативных документов и научно-методической литературы подобрать тесты для оценки уровня физической подготовленности спортсменов-мальчиков 10-12 лет. 2. Определить взаимосвязь отобранных тестовых заданий с уровнем технической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет. В качестве критерия информативности использовался суммарный показатель, отражающий в баллах технику выполнения шести групп технических действий, а также эффективность их реализации в ходе соревновательных боев. В ходе статистической обработки материалов тестирования было отобрано в 10 лет 58, 11 лет 62, 12 лет 59 информативных контрольных упражнений. В соответствии с общепринятой методикой все контрольные упражнения дифференцированы по трем группам: высокоинформативные (P <0,01); средней информативностью (P <0,05); неинформативные (P>0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баландин Валерий Александрович, Кузнецов Александр Олегович, Печерский Сергей Александрович, Чернышенко Константин Юрьевич, Коляго Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informativity of control exercises for assessment of physical preparedness of young 10-12 years old athletes engaged in Karate Kyokushinkai

The aim of the research is to identify the informative content of control exercises that characterize the level of 10--12 years old young athletes-boys' physical preparedness, engaged in karate Kyokushinkai. Research objectives: 1. Pick up tests for assessment of the level of 10-12 years old athletes-boys' physical preparedness on the basis of the trainers' questioning, the analysis of program and normative documents and scientific and methodical literature. 2. Determine the relationship of the selected test tasks with the level of the technical preparedness of 10-12 years old athletes. The total indicator was used as a criterion of informativeness. It reflected in points the technique of six groups of technical actions performance, and also efficiency of their implementation during the competitive fights. In the course of the statistical processing of the test materials there were selected in 10 years 58, 11 years 62, 12 years 59 informative control exercises. In accordance with the generally accepted methodology, all control exercises are differentiated into three groups: highly informative (P <0.01); average informative (P <0.05); uninformative (P>0.05).

Текст научной работы на тему «Информативность контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай»

5. Зиновьев, Н.А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов технического вуза / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 98-102.

6. Николаев, Е.В. Развитие физического качества - силы у студентов технического вуза / Е.В. Николаев, И.С. Тамаров, А.Т. Черных // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия : Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2015. - Т. 20. - № 2 (155).

- С. 190-191.

REFERENCES

1. Akhmatgatin, A.A., Weiner-Krotov, A.V., Yalovenko, O.V. and Vishnyakova, G.V. (2018), "Dynamics of physical fitness of first-year students of a technical university", Modern problems of science and education, No. 4, рр. 28.

2. Bolshev, A.S., Sidorov, D.G., Silkin, Yu.R., Agaev, N.F., Klyukin, O.M., Kalyuzhny, E.A., Skudaev, A.G., Schukin, V.M., Slonova, T.A. and Afonshin, V.A. (2017), The development of physical qualities. Strength training of students at the university, Nizhny Novgorod State architecture-builds. University, Nizhny Novgorod.

3. Vilensky, M.Ya. and Gorshkov, A.G. (2016), Physical education and a healthy lifestyle of the student, KNORUS, Moscow.

4. Didenko, A. A., Chumakov, O.A. and Chernichenko, I.P. (2017), "Methods of developing strength in students in physical education classes at the university", Problems of modern pedagogical education, Vol. 55, No. 5, рр. 49-57.

5. Zinoviev, N.A. and Svyatchenko, P.B. (2016), "Pedagogical conditions for the formation of a healthy lifestyle for students of a technical university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, рр. 98-102.

6. Nikolaev, E.V., Tamarov, I.S. and Chernykh, A.T. (2015) "The development of physical quality

- strength among students of a technical university", Bulletin of the Volgograd State Technical University. Series: Problems of Social and Humanitarian Knowledge, Vol. 20, No. 2 (155), рр. 190-191.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2019

УДК 796.853.26

ИНФОРМАТИВНОСТЬ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КАРАТЭ КЕКУСИНКАЙ

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Олегович Кузнецов, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Сергей Александрович Печерский, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар; Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Петр Владимирович Коляго, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

Цель исследования - выявить информативность контрольных упражнений, адекватно характеризующих уровень физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай. Задачи исследования: 1. На основе анкетирования тренеров, анализа программно-нормативных документов и научно-методической литературы подобрать тесты для оценки уровня физической подготовленности спортсменов-мальчиков 10-12 лет. 2. Определить взаимосвязь отобранных тестовых заданий с уровнем технической подготовленности юных спортсменов 10-12 лет. В качестве критерия информативности использовался суммарный показатель, отражающий в баллах технику выполнения шести групп технических действий, а также эффективность их реализации в ходе соревновательных боев. В ходе статистической обработки материалов

тестирования было отобрано в 10 лет - 58, 11 лет - 62, 12 лет - 59 информативных контрольных упражнений. В соответствии с общепринятой методикой все контрольные упражнения дифференцированы по трем группам: высокоинформативные (P <0,01); средней информативностью (P <0,05); неинформативные (P>0,05).

Ключевые слова: каратэ кекусинкай, информативность показателей физической подготовленности, индикаторы информативности показателей физической подготовленности, юные спортсмены-мальчики 10-12 лет.

INFORMATIVITY OF CONTROL EXERCISES FOR ASSESSMENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF YOUNG 10-12 YEARS OLD ATHLETES ENGAGED IN

KARATE KYOKUSHINKAI

Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Olegovich Kuznetsov, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Sergey Alexandrovich Pechersky, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State Agrarian University, Krasnodar; Konstantin Yuryevich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Petr Vladimi-rovich Kolyago, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The aim of the research is to identify the informative content of control exercises that characterize the level of 10--12 years old young athletes-boys' physical preparedness, engaged in karate Kyokushinkai. Research objectives: 1. Pick up tests for assessment of the level of 10-12 years old athletes-boys' physical preparedness on the basis of the trainers' questioning, the analysis of program and normative documents and scientific and methodical literature. 2. Determine the relationship of the selected test tasks with the level of the technical preparedness of 10-12 years old athletes. The total indicator was used as a criterion of informa-tiveness. It reflected in points the technique of six groups of technical actions performance, and also efficiency of their implementation during the competitive fights. In the course of the statistical processing of the test materials there were selected in 10 years - 58, 11 years - 62, 12 years - 59 informative control exercises. In accordance with the generally accepted methodology, all control exercises are differentiated into three groups: highly informative (P <0.01); average informative (P <0.05); uninformative (P>0.05).

Keywords: Karate Kyokushinkai, informativity content of physical preparedness indicators, young athletes-boys of 10-12 years old.

В системе спортивной подготовки существенную роль играют методы развития физической подготовленности занимающихся [2, 5]. Она является системообразующим фактором, во многом определяющим достижение высоких соревновательных результатов [1, 3, 4]. В ходе многолетних исследований определялся уровень информативности показателей физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай.

В качестве основного индикатора информативности использовался суммарный показатель, комплексирующий следующие компоненты технической подготовленности спортсменов: стойки, удары руками и ногами, защита (блоки) от ударов, передвижения, а также количество ударов руками и ногами во время боя, количество блоков во время боя, коэффициенты эффективности (количество ударов, соотнесенных с количеством попаданий), количество комбинаций ударов ногой, рукой и блоков. Состав контрольных упражнений для оценки физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 1012 лет, занимающихся каратэ кекусинкай, определен на основе анкетирования тренеров, анализа программно-нормативных документов, научно-методической литературы.

В ходе статистической обработки материалов тестирования получены данные, характеризующие информативность контрольных упражнений физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 10-12 лет (таблица).

Таблица - Информативность контрольных упражнений физической подготовленности юных спортсменов-мальчиков 10-12 лет, занимающихся каратэ кекусинкай_

№ п/п Контрольные упражнения Возраст (лет)

10 (п=54) 11 (п=50) 12 (п=47)

СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

1. Прыжок в длину с места с взмахом руками (см) 371 293 352

2. Прыжок в глубину - отскок (см) 342 317 297

3. Прыжок вверх с взмахом руками (см) 276 284 304

4. Прыжок вверх толчком одной ноги с шага (см) 386 418 427

5. Прыжки на возвышенность 30 см за 20 с (количество) 370 384

6. Бег 20 м с хода (с) 274 283

7. Бег 30 м с низкого старта (с) 368 382 404

8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 с (количество) 396 378 421

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (количество) 290 311

10. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с (количество)

11. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги на гимнастической скамейке 10 раз (с) 273 309 384

12. Хлопки руками в упоре лежа ноги на гимнастической скамейке за 10 с(количество) 374 419 443

13. Хлопки руками в упоре лежа ноги на гимнастической скамейке за 20 с(количество) 296 324 357

14. Лазание по канату 4 м (с) 291 314

15. Поднимание туловища из положения лежа на спине за 15 с (количество) 307 284 297

16. Разгибание и сгибание туловища 15 раз с опорой бедрами о коня (с) 282 306

17. Сидя на коне разгибание и сгибание туловища 10 раз (с) 326 340 372

18. Удары двумя руками за 10 с (количество) 384 406 422

19. Удары двумя руками за 15 с (количество) 296 342 391

20. Удары двумя руками за 20 с (количество) 307 404

21. Удары одной рукой за 10 с (количество) 280 296 344

22. Удары одной рукой за 15 с (количество) 320 286

23. Удары одной рукой за 20 с (количество) 301

24. Удары одной ногой за 15 с (количество)

25. Метание теннисного мяча (м) 296 316 345

26. Метание набивного мяча 1 кг (см) 348 384 426

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

27. Равновесие на одной ноге (с) 286

28. Повороты на перевернутой гимнастической скамейке (с) 320 347 396

29. Соотношение времени челночного бега 3х10 м лицом и спиной вперед (%) 343 360

30. Соотношение времени челночного бега 3х10 м боком и спиной вперед (%) 408 397 446

31. Соотношение длины прыжка с места, стоя лицом и спиной к месту приземления (%) 312 354

32. Бег «змейкой» 15 м, оббегая 10 стоек (с)

33. Челночный бег 3х10 см (с) 426 413 391

34. Прыжок с поворотом направо и налево (средний показатель) (градусы)

35. Прыжок с поворотом на 360° направо и налево с ударом рукой (средняя оценка) (градусы) 343 378

36. Прыжки к цели с закрытыми глазами (см)

37. Бег к «цветным мячам» (с) 401 386 340

38. Поворот на 180° - ходьба по прямой (см) 419 393 380

39. Минимальные прибавления результатов прыжка в длину с места (количество) 387 370 321

40. Минимальное увеличение амплитуды при сгибании в тазобедренных суставах от ^45° до ^90° (количество) 326 307 282

41. Минимальное увеличение амплитуды при поднимании рук в стороны - кверху от ^90° до ^135° (количество) 391 367 340

42. Воспроизведение ^45° при сгибании в тазобедренных суставах 270 296 327

№ п/п Контрольные упражнения Возраст (лет)

10 (п=54) 11 (п=50) 12 (п=47)

(градусы)

43. Воспроизведение ^135° при поднимании рук в стороны - кверху (градусы) 304

44. Из положения руки в стороны воспроизведение ^90° при сгибании предплечья(градусы) 431 408 397

45. Воспроизведение временного отрезка 5 с (с) 426 397 362

46. Воспроизведение временного отрезка 10 с (с) 274

47. Воспроизведение силы удара 50% от максимально возможного ведущей рукой (%) 372 384 423

48. Воспроизведение силы удара 50% от максимально возможного ведущей ногой (%) 326 351

49. Воспроизведение 50% показателя максимального результата прыжка в длину (см)

50. Соотношение показателей прыжков вверх с взмахом и без взмаха руками (%) 384

51. Передвижение в упоре сзади 10 м (с) 415 397 421

52. Упражнение на сочетание и переключение движений (балл) 411 423 449

ГИБКОСТЬ

53. Мост (балл) 327 291

54. Поперечный шпагат правой (балл) 282 304 352

55. Поперечный шпагат левой (балл) 319 343 330

56. Продольный шпагат (балл) 373 390 402

57. Средняя оценка за шпагаты (балл) 437 408 435

58. Наклон вперед сидя (см) 276

59. Наклон вперед стоя продольно на гимнастической скамейке (см) 410 374 348

60. Наклон вперед сидя на продольном шпагате (балл)

61. Поднимание и удержание правой ноги вперед (градусы) 271 296 329

62. Поднимание и удержание левой ноги вперед (градусы) 301

63. Поднимание и удержание правой ноги в сторону (градусы) 311 345 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64. Поднимание и удержание левой ноги в сторону (градусы) 290 320

65. Средняя оценка за поднимание и удержание ног (градусы) 398 426 443

66. Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой (см)

СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

67. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество) 338 350

68. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа ноги на гимнастической скамейке (количество) 432 397 428

69. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество) 296 354 437

70. Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (количество) 273 289 321

71. Бросок набивного мяча 3 кг (см) 314

72. Бросок набивного мяча 5 кг (см) 327 370

73. Кистевая динамометрия (кг) 342 374 406

74. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество) 326 308 297

75. Разгибание и сгибание туловища с опорой бедрами о коня (количество) 283 346 373

76. Сидя на коне разгибание и сгибание туловища (количество) 421 410 390

ВЫНОСЛИВОСТЬ

77. Бег 600 м (с) 327 360

78. Бег 1000 м (с) 282 314 436

79. Бег до первой остановки (с) 303

80. Бег 2 минуты (м) 290 310

81. Прыжки через скакалку за 1 минуту (количество) 426 398 312

82. Прыжки через скакалку за 3 минуты (количество) 321 364 402

83. Прыжки на возвышенность 30 см в течение 3 минут (количество) 279 306 320

84. Горизонтальное удержание тела (с) 345 392 431

Примечания: 1. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 2. Не информативные коэффициенты корреляции опущены. 3. Не подчеркнутые коэффициенты корреляции - уровень взаимосвязи с индикатором информативности Р

№ п/п Контрольные упражнения Возраст (лет)

10 (п=54) 11 (п=50) 12 (п=47)

<0,05, подчеркнутые - Р <0,01.

В соответствии с общепринятой методикой все контрольные упражнения дифференцированы по трем группам [5]:

- высокоинформативные (уровень взаимосвязи с суммарным индикатором информативности Р <0,01);

- контрольные упражнения со средней информативностью (Р <0,05);

- неинформативные контрольные упражнения (Р>0,05).

Полученные данные позволили изучить некоторые варианты соотношений информативных и неинформативных контрольных упражнений и общего их количества (84 теста) в каждой возрастной группе.

Установлено следующее процентное соотношение тестов с различной степенью информативности от общего количества проанализированных контрольных упражнений:

10 лет: высокоинформативные тесты - 24,38%, тесты со средней информативностью

- 46,43%, неинформативные тесты - 26,19%;

11 лет: высокоинформативные тесты - 32,14%, тесты со средней информативностью

- 47,62%, неинформативные тесты - 20,23%;

12 лет: высокоинформативные тесты - 34,52%, тесты со средней информативностью

- 41,67%, неинформативные тесты - 23,8%.

Выявлено следующее процентное соотношение информативных и неинформативных контрольных упражнений по каждой анализируемой характеристике физической подготовленности и общего количества аналогичных тестов в каждой возрастной группе:

Группа мальчиков 10 лет:

- скоростно-силовые качества: высокоинформативные тесты составляют 7,14% от общего процента высокоинформативных контрольных упражнений в данной возрастной группе детей; тесты со средней информативность - 14,29%; неинформативные тесты -9,52%;

- координационные способности: высокоинформативные тесты - 11,9%; тесты со средней информативность - 8,33%; неинформативные тесты - 10,71%;

- гибкость: высокоинформативные тесты - 4,76%; тесты со средней информативность - 7,14%; неинформативные тесты - 4,76%;

- силовые способности: высокоинформативные тесты - 2,38%; тесты со средней информативность - 8,33%; неинформативные тесты - 1,19%;

- выносливость: высокоинформативные тесты - 1,19%; тесты со средней информативность - 8,33%; неинформативные тесты - 0%.

Группа мальчиков 11 лет:

- скоростно-силовые качества: высокоинформативные тесты - 8,33%; тесты со средней информативность - 19,05%; неинформативные тесты - 3,57%;

- координационные способности: высокоинформативные тесты - 11,9%; тесты со средней информативность - 9,52%; неинформативные тесты - 9,52%;

- гибкость: высокоинформативные тесты - 4,76%; тесты со средней информативность - 7,14%; неинформативные тесты - 4,76%;

- силовые способности: высокоинформативные тесты - 3,57%; тесты со средней информативность - 7,14%; неинформативные тесты - 1,19%;

- выносливость: высокоинформативные тесты - 3,57%; тесты со средней информативность - 4,76%; неинформативные тесты - 1,19%.

Группа мальчиков 12 лет:

- скоростно-силовые качества: высокоинформативные тесты - 11,9%; тесты со средней информативность - 14,29%; неинформативные тесты - 4,76%;

- координационные способности: высокоинформативные тесты - 10,71%; тесты со средней информативность - 11,952%; неинформативные тесты - 8,33%;

- гибкость: высокоинформативные тесты - 3,57%; тесты со средней информативность - 8,33%; неинформативные тесты - 4,76%;

- силовые способности: высокоинформативные тесты - 4,76%; тесты со средней информативность - 4,76%; неинформативные тесты - 2,38%;

- выносливость: высокоинформативные тесты - 3,57%; тесты со средней информативность - 2,38%; неинформативные тесты - 3,57%.

Таким образом, в ходе эмпирических исследований выявлены качественные и количественные характеристики информативности контрольных упражнений для оценки различных видов физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся каратэ ке-кусинкай. Полученные данные являются фактологической основой для разработки методики педагогического контроля физической подготовленности юных спортсменов 1012 лет, занимающихся каратэ кекусинкай.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, И.С. Физическая подготовка школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимовлияния физических качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Анцупов И.С. -Краснодар, 2019. - 24 с.

2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Пашков, Г.Н. Моделирование процесса формирования личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Г.Н. Пашков, К.Ю. Чернышенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 156-161.

4. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К. Д. Чермит. - Москва : Советский спорт, 2005. - 270 с.

5. Чернышенко, Ю.К. Теоретико-прикладные предпосылки разработки экспериментальной модели формирования личностной физической культуры детей 4-5 лет на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде / Ю.К. Чернышенко, В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 186-190.

REFERENCES

1. Antsupov, I.S. (2019), Physical training of 7-10 years old schoolchildren taking into account features of dynamics and mutual influence ofphysical qualities, dissertation, Krasnodar.

2. Balsevich, V.K. (2000), Person s ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.

3. Pashkov, G.N. and Chernyshenko, К.Уи. (2015), "Modeling of forming process of 9-10-year-old schoolchildren's personal sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 156-161.

4. Chermit, K.D. (2005), Theory and methodic ofphysical culture. Reference pattern, Soviet sport, Moscow.

5. Chernyshenko, Yu.K. and Kuznetsova, V.E. (2016), "Theoretical and applied backgrounds of experimental model of 4-5 years old children's personal physical education development on the basis of their substantive work in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No 6, pp.186-190.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.