УДК 373.203.71
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ЧАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БАЗОВЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕВОЧЕК 6-7 ЛЕТ
Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, С.М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в спорте и образовании,
В.А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Н.Н. Нихаенко, аспирант,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Р.С. Ахметов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Итоги проведенной аналитической работы подтверждают значительный интерес, проявляемый учеными и специалистами-практиками к различным аспектам спортизи-рованного физического воспитания учащихся образовательных организаций, сутью которых является использование в связи с их физкультурным образованием методологической и методической базы процесса спортивной подготовки. Полученные в ходе многолетних исследований данные позволяют сформулировать вывод об эффективности и перспективности этого направления совершенствования процесса физического воспитания, главной целевой установкой которого является формирование спортивной культуры детей и подростков. В то же время аналогичные исследования по формированию спортивной культуры детей дошкольного возраста малочисленны и фрагментарны.
Цель исследования заключается в выявлении информативности частных показателей, входящих в состав базовых компонентов личностной спортивной культуры девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций (физической подготовленности, технической подготовленности, соревновательного, практического, мотивационно-потребностного, интеллектуального, коммуникативного, аналитического, эмоцио-
нально-волевого, морально-этического).
Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование частных показателей, входящих в состав базовых компонентов личностной спортивной культуры девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций, методы матема-тико-статистической обработки результатов педагогического тестирования.
Результаты исследования. На основе системного применения математико-статистических методов анализа данных обследования девочек 6-7 лет выявлены особенности информативности частных показателей, входящих в состав базовых компонентов их личностной спортивной культуры.
Заключение. Представленные данные являются составной частью эмпирической работы по конструированию модели процесса формирования и развития спортивной культуры девочек 6-7 лет -воспитанниц дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: личностная спортивная культура, компоненты личностной спортивной культуры, девочки 6-7 лет - воспитанницы дошкольных образовательных организаций, информативность показателей.
Для цитирования: Чернышенко Ю.К., Ахметов С.М., Баландин В.А., Нихаенко Н.Н., Ахметов Р.С. Информа-
тивность частных показателей базовых компонентов личностной спортивной культуры девочек 6-7 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 124-129.
For citation: Chernyshenko Y., Akhmetov S., Balandin V., Nikhaenko N., Akhmetov R. Informativeness of basic components of personal sports culture of 6-7 year-old girls. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no. 4, pp. 124-129 (in Russian).
По мнению ученых, в настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обоснования структуры и содержания спортизированного физического воспитания детей дошкольного возраста [1, с. 7-9; 4, с. 156-157; 7, с. 145-146]. При этом основной его
проективной установкой является формирование и развитие личности ребенка, важнейшими составляющими частями которой являются его физическая и спортивная культура [3, с. 4-6; 5, с. 3-4].
В ходе многолетних исследований изучались особенности информативности показателей спортивной культуры девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций.
Степень информативности частных параметров спортивной культуры, входящих в состав ее базовых компонентов, определялась на основе расчета парных коэффициентов корреляции между результатами оценки данных тестирования и составным критерием [2, с. 38-39; 6, с. 177-183].
Данные корреляционного анализа представлены в таблице.
Таблица
Информативность показателей спортивной культуры девочек 6-7 лет
Показатели 6 лет 7 лет
1. КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Прыжок в длину с места с взмахом руками (см) 384** 387**
Челночный бег 3х10 м (с) 318* 369**
Бег до первой остановки (с) 220 214
Наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см) 371** 403**
Равновесие на одной ноге (с) 442** 426**
2. КОМПОНЕНТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (БАЛЛ)
Бег 374** 377**
Прыжок в длину с места с взмахом руками 363** 359**
Метание теннисного мяча на дальность 172 269*
Лазание по гимнастической стенке 255* 096
Передача мяча двумя руками от груди 264* 370**
3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Участие в соревнованиях (количество) 362** 384**
Соревновательный результат (место) 355** 364**
4. ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Просмотр спортивных телепередач 097 114
Посещение спортивных мероприятий 298 319*
Посещение тренировочных занятий 369** 426**
Систематичность участия в соревнованиях 408** 419**
5. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Переживания, связанные с физическим состоянием 334* 346*
Переживания, связанные с психическим состоянием 397** 496**
Мотивы повышения результатов в соревнованиях 107 285*
Мотивы победы в соревнованиях 121 143
Социально незначимые мотивы -197 -179
Продолжение таблицы
Показатели 6 лет 7 лет
6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Спорт и спортивные соревнования 272* 395**
Строевые и физические упражнения 333* 271*
Элементы закаливания 320* 360**
Гигиена физического воспитания 243 255
Физическая подготовка 173 206
7. КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Общение со сверстниками 462** 321*
Общение с воспитателем и тренером 440** 340*
Наличие друзей в спортивной секции 324* 294*
Физкультурно-спортивная деятельность с родителями 351* 206
Трудности общения -184 -219
8. АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Рефлексия достижения победы 197 209
Демонстрация своих способностей 321* 268*
Сравнение своих спортивных достижений с другими 280* 294*
9. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Получение удовольствия от двигательной активности 487** 348*
Проявление интереса к спортивных тренировкам 330* 353**
Получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и соревнованиями 503** 419**
Получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях 440** 432**
10. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА
Смелость 206 320*
Настойчивость 140 107
Инициативность 220 173
Целеустремленность 344* 469**
Решительность 196 211
Самостоятельность 214 122
Организованность 432** 467**
11. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА
Незащищенность -107 -208
Тревожность -113 -110
Недоверие к себе -147 -107
Замкнутость -096 -173
12. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ (БАЛЛ)
Безответственность - ответственность 364** 357**
Раздражительность - спокойствие 172 104
Лживость - честность 119 104
Равнодушие - отзывчивость 106 199
Грубость - тактичность 174 103
Конфликтность - терпимость 258* 263*
Примечания:
1. Нуоли перед коэффициентами корреляции опущены.
2. P>0,05; *P<0,05; ^<0,01.
Полученные результаты позволили на основе известных подходов дифференцировать все изучаемые показатели на три группы [6]:
- показатели с высоким уровнем информативности (Р<0,01);
- показатели со средним уровнем информативности (Р<0,05);
- неинформативные показатели (Р>0,05). Внутрикомпонентное распределение показателей
определилось следующим образом: Группа девочек 6 лет: компонент физической подготовленности:
а) высокоинформативные показатели: прыжок в длину с места с взмахом руками (см), равновесие на одной ноге (с);
б) показатели со средней информативностью: челночный бег 3х10 м (с), наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см);
компонент технической подготовленности:
а) высокоинформативные показатели: бег (балл), прыжок в длину с места с взмахом руками (балл);
б) показатели со средней информативностью: лазание по гимнастической стенке (балл), передача мяча двумя руками от груди (балл);
соревновательный компонент: а) высокоинформативные показатели: участие в соревнованиях (количество), соревновательный результат (место);
практический компонент:
а) высокоинформативные показатели: посещение тренировочных занятий (балл), систематичность участия в соревнованиях (балл);
б) показатели со средней информативностью: посещение спортивных мероприятий (балл);
мотивационно-потребностный компонент:
а) высокоинформативные показатели: переживания, связанные с психическим состоянием (балл);
б) показатели со средней информативностью: переживания, связанные с физическим состоянием (балл);
интеллектуальный компонент: а) показатели со средней информативностью: спорт и спортивные соревнования (балл), строевые и физические упражнения (балл), элементы закаливания (балл);
коммуникативный компонент:
а) высокоинформативные показатели: общение со сверстниками (балл), общение с воспитателем и тренером (балл);
б) показатели со средней информативностью: наличие друзей в спортивной секции (балл), физкультур-но-спортивная деятельность с родителями (балл);
аналитический компонент:
а) показатели со средней информативностью: демонстрация своих способностей (балл), сравнение своих спортивных достижений с другими (балл); эмоционально-волевой компонент: а) высокоинформативные показатели: получение удовольствия от двигательной активности (балл),
получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и соревнованиями (балл), получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях (балл);
б) показатели со средней информативностью: проявление интереса к спортивных тренировкам (балл);
положительные эмоционально-волевые свойства: а) высокоинформативные показатели: организованность (балл);
отрицательные эмоционально-волевые свойства: нет;
морально-этический компонент:
а) высокоинформативные показатели: безответственность - ответственность (балл);
б) показатели со средней информативностью: конфликтность - терпимость (балл).
Группа девочек 7 лет: компонент физической подготовленности: а) высокоинформативные показатели: прыжок в длину с места с взмахом руками (см), челночный бег 3х10 м (с), наклон вперед из положения сидя (пассивный) (см), равновесие на одной ноге (с);
компонент технической подготовленности:
а) высокоинформативные показатели: бег (балл), прыжок в длину с места с взмахом руками (балл), передача мяча двумя руками от груди (балл);
б) показатели со средней информативностью: метание теннисного мяча на дальность (балл);
соревновательный компонент: а) высокоинформативные показатели: участие в соревнованиях (количество), соревновательный результат (место);
практический компонент:
а) высокоинформативные показатели: посещение тренировочных занятий (балл), систематичность участия в соревнованиях (балл);
б) показатели со средней информативностью: посещение спортивных мероприятий (балл);
мотивационно-потребностный компонент:
а) высокоинформативные показатели: переживания, связанные с психическим состоянием (балл);
б) показатели со средней информативностью: переживания, связанные с физическим состоянием (балл), мотивы повышения результатов в соревнованиях (балл);
интеллектуальный компонент:
а) высокоинформативные показатели: спорт и спортивные соревнования (балл), элементы закаливания (балл);
б) показатели со средней информативностью: строевые и физические упражнения (балл);
коммуникативный компонент: а) показатели со средней информативностью: общение со сверстниками (балл), общение с воспитателем и тренером (балл), наличие друзей в спортивной секции (балл);
аналитический компонент:
а) показатели со средней информативностью: демонстрация своих способностей (балл), сравнение своих спортивных достижений с другими (балл);
эмоционально-волевой компонент:
а) высокоинформативные показатели: проявление интереса к спортивных тренировкам (балл), получение удовольствия от наблюдения за массовыми спортивными выступлениями и соревнованиями (балл), получение удовольствия от участия в массовых спортивных мероприятиях и соревнованиях (балл);
б) показатели со средней информативностью: получение удовольствия от двигательной активности (балл);
положительные эмоционально-волевые свойства:
а) высокоинформативные показатели: целеустремленность (балл), организованность (балл);
б) показатели со средней информативностью: смелость (балл);
отрицательные эмоционально-волевые свойства: нет;
морально-этический компонент:
а) высокоинформативные показатели: безответственность - ответственность (балл);
б) показатели со средней информативностью: конфликтность - терпимость (балл).
Полученные эмпирические данные были использованы в ходе проектирования педагогической модели процесса формирования личностной спортивной культуры девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций.
Заключение. Результаты проведенной многолетней аналитической работы подтвердили целесообразность дифференциации структурной композиции личностного феномена «спортивная культура» девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций на 10 базовых компонентов: физической подготовленности, технической подготовленности, соревновательного, практического, мотивационно-по-требностного, интеллектуального, коммуникативного, аналитического, эмоционально-волевого, морально-этического. Определение информативности частных показателей, входящих в состав базовых компонентов спортивной культуры девочек 6-7 лет - воспитанниц дошкольных образовательных организаций, создает объективные предпосылки для разработки стратегии развития этого личностного феномена на основе дифференцированного планирования соответствующих учебно-тренировочных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Пашков Г.Н. Информативность парциальных показателей спортивной культуры учащихся 9-10 лет / Г.Н. Пашков, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 37-42.
3. Пашков Г.Н. Индивидуальные траектории формирования спортивной культуры школьников 9-10 лет на основе ее факторной структуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г.Н. Пашков. - Краснодар, 2016. - 24 с.
4. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.
5. Чернышенко К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К.Ю. Чернышенко. - Краснодар, 2012. - 24 с.
6. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 537 с.
7. Чернышенко Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чер-нышенко, Е.В. Ползикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - 145 с.
INFORMATIVENESS OF BASIC COMPONENTS OF PERSONAL SPORTS CULTURE OF 6-7 YEAR-OLD GIRLS
Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Psychology Department, S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Management in Sports and Education Department,
V. Balandin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Psychology Department, N. Nikhaenko, Postgraduate student,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
R. Akhmetov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Training
Department,
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Relevance. The results of the analytical work confirm a significant interest, manifested by scientists and practitioners to various aspects of sportized physical education of students at educational organizations, the essence of which is the use of methodological and methodic base of the sports training process in connection with their physical education. The data obtained in the course of many years of research allow to formulate a conclusion about the effectiveness and the prospects of this improving direction of physical education process, where the main target setting is a formation of sports culture of children and adolescents. At the same time similar studies on the formation of sports culture of preschool children are few and fragmented.
Research aim. The aim of the research is to identify the informativeness of private indicators, included in the basic components of a personal sports culture of 6-7 year-old girls - students of preschool educational organizations (physical preparedness, technical preparedness, competitive, practical, motivational-demanding, intellectual, communicative, analytical, emotional-volitional, moral and ethical).
Research methods. The research methods were: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing of private indicators, included in the basic components of a personal sports culture of 6-7 year-old girls - students of preschool educational organizations, methods of mathematical and statistical processing of the results of pedagogical testing.
Research results. Based on the systematic use of mathematical and statistical data analysis methods of observation of 6-7 year-old girls, the features of informativeness of private indicators, included in the basic components of their personal sports culture have been identified.
Conclusions. The data presented is an integral part of the empirical work for the development of the model of the formation and development process of sports culture of 6-7 year-old girls - students of preschool educational organizations.
Keywords: personal sports culture, components of personal sports culture, 6-7 year-old girls - students of preschool educational organizations, informativeness of indicators.
References:
1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Oncogine-cology man]. Moscow: Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.
2. Pashkov G.N., Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A. Infor-mativeness of partial indicators of sports culture of pupils of 9-10 years. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science And Practice], 2015, no. 4, pp. 37-42. (in Russian)
3. Pashkov G.N. Individual trajectories of formation of sports culture of schoolchildren of 9-10 years on the basis of its factor structure. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2016, 24 p. (in Russian)
4. Chermit K.D. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. Opornye skhemy [Theory and Methodology of Physical Culture. Reference Schemes]. Moscow: Soviet sport, 2005, 270 p.
5. Chernyshenko K.Yu. Formation of physical culture of pupils of younger classes of a Pro-gymnasium on the basis of ideals and values of Olympism. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2012, 24 p. (in Russian)
6. Chernyshenko Yu.K. Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical education of preschool children. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 537 p. (in Russian)
7. Chernyshenko Yu.K. Motivation of pupils of preschool educational institutions 6-7 years to physical culture and sports activity. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft], 2014, no. 10 (116), 145 p. (in Russian)
Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019