Научная статья на тему 'Учебно-тренировочные поединки как средство формирования специальных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России'

Учебно-тренировочные поединки как средство формирования специальных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЕДИНКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PHYSICAL QUALITIES / TRAINING DUELS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Пузыревский Роман Валентинович, Гордеев Дмитрий Викторович, Тихов Владислав Вячеславович, Воробьев Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрена проблема формирования специальных физических качеств на занятиях по боевым приемам борьбы. Нами разработана и представлена примерная структура учебно-тренировочных поединков и методическое обеспечение к ним, для повышения специальных физических качеств и улучшения функционального состояния будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Представлены результаты педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Пузыревский Роман Валентинович, Гордеев Дмитрий Викторович, Тихов Владислав Вячеславович, Воробьев Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAINING MATCHES AS A MEANS OF FORMATION OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES AND INCREASE OF FUNCTIONAL CAPABILITIES OF AN ORGANISM OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article deals with the problem of formation of the special physical qualities in the classroom fighting techniques of wrestling. We have developed and presented the approximate structure of training matches and methodological support for them, to improve the special physical qualities and functional state of the future employees of the penal system. The results of the pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Учебно-тренировочные поединки как средство формирования специальных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России»

Таблица - Результаты проверки комплексного воздействия условий на формирование готовности студентов к самообучению_

Группа Этап Уровни Ср Кэфф х2

низкий средний высокий

кол-во % кол-во % кол-во %

Экспериментальная начало 20 52,6 12 31,6 6 15,8 1,63 0,97 0,235

конец 6 15,8 10 26,3 22 57,9 2,42 1,27 9,421

контрольная начало 21 47,7 16 36,4 7 15,9 1,68 - -

конец 15 34,1 18 40,9 11 25 1,91 - -

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития / Б.Г. Ананьев // Психология личности : хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский -Самара : Бахрах-М, 2000. - С. 47-59.

2. Еремина, Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста : дис. ... канд. пед. наук / Еремина Е.И. - Воронеж, 2000. - 167 с.

3. Левашова, Г.Н. Развитие аксиологического потенциала студентов педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Левашова Г.Н. - Оренбург, 2000. - 22 с.

4. Ноговицина, О.В. Формирование готовности студентов университета к самообучению в процессе математической подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Ноговицина Олеся Валерьевна. -Челябинск, 2008. - 220 с.

5. Репьев, Ю.Г. Интерактивное самообучение : монография / Ю.Г. Репьев. - М. : Логос, 2004. - 248 с.

6. Сальдаева, О.В. Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук / Сальдаева Ольга Викторовна. - Оренбург, 2000. - 151 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (2000), "The psychological structure of personality and its formation in the process of individual development", Psychology of personality, Bahrah-M, Samara, pp. 47-59.

2. Eremina, E.I. (2000), The influence of self-learning on the development of creative activity of a future specialist, dissertation, Voronezh.

3. Levashova, G.N. (2000), The development of the students' axiological potential of teacher training college, dissertation, Orenburg.

4. Nogovitsina O.V. (2008), Formation of readiness of University students to self-study in the process of mathematical training, dissertation, Chelyabinsk.

5. Repyev, Y.G. (2014), Interactive self-study, Logos, Moscow.

6. Saldaeva, O.V. (2000), Communication as a factor in the development of the axiological potential of a future teacher, dissertation, Orenburg.

Контактная информация: olesya.nogovicina@list.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2019

УДК 796.011.3

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЕДИНКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Роман Валентинович Пузыревский, кандидат педагогических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы

исполнения наказаний России, г. Рязань; Дмитрий Викторович Гордеев, Московский университет Министерства внутренних дел Российской федерации имени В.Я. Кикотя (Рязанский филиал), г. Рязань; Владислав Вячеславович Тихов, Самарский юридический

институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Дмитрий Николаевич Воробьев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

В статье рассмотрена проблема формирования специальных физических качеств на занятиях по боевым приемам борьбы. Нами разработана и представлена примерная структура учебно-тренировочных поединков и методическое обеспечение к ним, для повышения специальных физических качеств и улучшения функционального состояния будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: физические качества, учебно-тренировочные поединки, физическая культура и спорт, уголовно-исполнительная система.

TRAINING MATCHES AS A MEANS OF FORMATION OF SPECIAL PHYSICAL

QUALITIES AND INCREASE OF FUNCTIONAL CAPABILITIES OF AN ORGANISM OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA Mikhail Yurievich Nokhrin, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia; Roman Valentinovich Puzyrevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of law and management of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan; Dmitry Viktorovich Gordeev, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. Kikotya (Ryazan branch), Ryazan; Vladislav Vyacheslavovich Tikhov, Samara law Institute of the Federal penitentiary service of Russia; Dmitry Nikolaevich Vorobyov, Vladimir law Institute of the Federal penitentiary service of Russia

Annotation

The article deals with the problem of formation of the special physical qualities in the classroom fighting techniques of wrestling. We have developed and presented the approximate structure of training matches and methodological support for them, to improve the special physical qualities and functional state of the future employees of the penal system. The results of the pedagogical experiment are presented.

Keywords: physical qualities, training duels, physical culture and sport, penal system.

ВВЕДЕНИЕ

Учреждения и органы Уголовно-исполнительной системы (УИС), персонал их структурных подразделений решают задачи широкого социального плана, связанные с исправлением осужденных, защиты их жизни и здоровья, образованием, организацией их деятельности, социальной реабилитацией освобожденных из мест содержания под стражей [1].

Невозможно добиться эффективных результатов в осуществлении всех функций УИС без совершенной системы укомплектования кадрами, формирования сотрудников нового образования, повышения престижа их профессиональной деятельности и социального статуса.

В этой связи существует ряд качественно новых задач, которые должны решаться на высоком профессиональном уровне, что приводит к увеличению требований к сотрудникам УИС. По сути, необходимо сформировать у сотрудника не только новое мышление и профессиональную культуру, но физические и морально-волевые качества. Это, прежде всего, ответственность образовательных организаций, которые обучают персонал для УИС.

На сегодняшний день существует противоречие между необходимостью организации учебно-тренировочных поединков (УТП) в рамках образовательного процесса и высоким травматизмом применения современных видов ударных и борцовских единоборств на занятиях по боевым приемам борьбы.

Противоречие определило проблему нехватки методического обеспечения для организации практических занятий по теме «Боевые приемы борьбы», в частности рекомендаций по организации учебно-тренировочных поединков, для развития специальных физических качеств, которые необходимы сотруднику для пресечения противоправных действий спецконтингентом.

Задача исследования проанализировать единоборства, выявить и структурировать наиболее эффективные техники и приемы для организации учебно-тренировочных поединков и экспериментально их апробировать.

Практическая значимость: предложенная нами структура организации и техника поединков может применяться не только на занятиях по боевым приемам борьбы для курсантов образовательных организаций ФСИН России, но и на занятиях по физической подготовке в подразделениях уголовно-исполнительной системы.

В образовательных организациях ФСИН России в рамках образовательного процесса занятия по «Физической культуре и спорту» организуются по классической структуре, в соответствии с рекомендациями Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (НФП-2001) [2].

Занятие включает в себя три части: подготовительную, основную, заключительную.

Нами предлагается примерная структура практического занятия по «Физической культуре и спорту» на тему «Боевые приёмы борьбы» (БПБ) для курсантов 2-го курса (таблица 1).

Таблица 1- Примерная структура организации занятий по боевым приемам борьбы с применений_

Практическое занятие по теме «Боевые приемы борьбы»

Подготовительная Основная Заключительная

1.Проверка личного состава, доведение цели, задачи на занятие. Проведение инструктажа по мерам безопасности. 2.Разновидности ходьбы и бега. З.Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Рекомендуется проводить в передвижении; 1.Решение основных задач занятия (изучение, совершенствование, контроль). 2.Упражнения для развития общих и специальных физических качеств. Рекомендуется: 1.Подвижные игры на занятиях по БПБ. 2.Стретчинг (упражнение на растяжку), дыхательные упражнения). 3.Подведение итогов занятия, доведение задач на самоподготовку.

проводить учебно-тренировочные поединки для развития специальных способностей и повышения функционального состояния обучающихся. Длительность 2 раунда по 2 минуты, между раундами отдых от 30 сек до 1 мин., для снятия экипировки. Длительность зависит от задач и количества обучаемых в группах.

4.Специальные упражнения на растяжку. 3.Специальные, подготовительные упражнения (акробатика, приемы самостраховки). Рекомендуется: подготовительную часть

проводить с более высокой плотностью, задействовав всю возможную площадь борцовского ковра. Длительность 20-25 минут.

Необходимо более подробно остановиться на 3-ем разделе основной части занятия УТП для развития специальных физических качеств и повышения функционального состояния обучающихся.

Данный раздел, по нашему мнению, необходимо обязательно включать в учебный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России т.к. опыт ведения поединка в экстремальных ситуациях не приобрести без противоборства с противником.

Учебно-тренировочные поединки необходимо применять на всех 4-х этапах изучения боевых приемов борьбы, в соответствии с представленной нами ранее блок-схемой методики формирования навыков боевых приемов борьбы [3].

Данное средство формирует не только навыки ведения поединка, развивает специальные физических качеств, развивает функциональные способности организма, но и воспитывает морально-волевые качеств личности будущего сотрудника, что, безусловно, позволит ему в дальнейшей служебной деятельности принимать правильные решения и действовать в экстремальной ситуации, сохранив себе жизнь.

Вариантов заданий для организации учебного поединка множество и зависит не только от условий и задач, но и уровня подготовленности обучающихся (курса обучения, ведомственной специализации).

Предлагаем рассмотреть один из вариантов организации учебно-тренировочных поединков, структура и правила учебного поединка представлены в рисунке 1.

Рисунок 1 - Примерная схема организации учебно-тренировочных поединков на занятиях по боевым приемам

борьбы

Необходимый инвентарь для организации УТП: боксерские перчатки, куртка самбо (военная, полевая форма одежды), шлем, бандаж, секундомер и свисток.

Предлагаемая схема и правила проведения УТП просты и не требует больших средств, в тоже время варьировать нагрузку не составляет большого труда путем изменения интервалов времени на раунды и отдых между ними. Техническая составляющая поединков может зависеть от уровня подготовленности обучающихся или курса обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2017 по 2019 год, на базе Пермского института ФСИН России. В эксперименте принимали участие 80 курсантов 2-го курса, по 40 в контрольной группе и 40 в экспериментальной. В течение двух учебных лет в экспериментальной группе на занятиях по БПБ дополнительно проводились учебно-тренировочные поединки, а в контрольной только отработка боевых приемов борьбы в соответствии с программой курса. Занятия проводились 2 раза в неделю. В начале и в конце эксперимента были проведены тестирования опытных групп, результаты наиболее важных показателей представлены в таблице 2. Достоверность результатов педагогического эксперимента определялась по таблице критических значений Т-критерия Стьюдента.

Таблица 2 - Показатели специальной физической подготовленности курсантов

Показатели Среднее значение Изменение Р

До После ±абс. ±%

ЧСС в покое, уд/мин КГ 75,7 74,2 -1,5 -2,2 <0,05

ЭГ 74,5 71,1 -3,4 -4,5 <0,05

ЖЕЛ, л КГ 4,1 4,3 0,2 4,8 <0,05

ЭГ 4,0 4,4 0,4 10 <0,05

Задержка дыхания на вдохе, с КГ 51 61 10 19,6 <0,05

ЭГ 52 70 18 34,6 <0,05

Сгибание рук в упоре лежа за 1 мин., кол-во раз КГ 31 33 2 6,5 >0,05

ЭГ 29 36 7 24,1 >0,05

Показатели Среднее значение Изменение Р

До После ±абс. ±%

Число ударов кулаками по боксерскому мешку, кол-во раз за 5 с КГ 15,5 17,1 1,6 10,3 <0,05

ЭГ 15,1 16,9 1,8 11,9 <0,05

Кистевая динамометрия сильнейшей руки, кг КГ 58,1 60,2 2,1 3,6 <0,05

ЭГ 57,5 61,5 4 6,9 <0,05

Уровень владения БПБ, средний балл (см. НФП-2001) КГ 3,7 4,0 0,3 8,1 <0,05

ЭГ 3,5 4,7 1,2 34,2 <0,05

ВЫВОДЫ

Частота сердечных сокращений курсантов экспериментальной группы понизилась более значительно, это свидетельствует о более экономной работе сердечно-сосудистой системы обучающихся.

Жизненная емкость легких обучающихся также увеличилась в обеих группах, но мы видим, что применение учебно-тренировочных поединков в экспериментальной группе дало больший эффект этого важного параметра дыхательной системы.

Более высокий показатель задержки дыхания на вдохе у курсантов экспериментальной группы свидетельствует об эффективном приросте устойчивости их организма к гипоксии.

В экспериментальной группе оба показателя (количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа за 1 минуту и число ударов кулаками по боксерскому мешку за 5 сек.) возросли, что свидетельствует о более высоком эффекте применения средств ударной техники в первом раунде УТП на скоростно-силовую выносливость мышц плечевого пояса и специально-скоростной способности мышц рук.

Показатели в кистевой динамометрии свидетельствует о достоверном приросте мышечной силы кистей рук курсантов в обеих группах, в опытной группе прирост более значительный за счет борьбы на захватах за одежду в партере во 2-м раунде УТП [4].

Более высокий средний бал владения БПБ и более высокие показатели специальной физической подготовленности в экспериментальной группе позволяют нам сделать вывод о том, что УТП благоприятно воздействуют на формирование навыков ведения рукопашного боя. Безусловно, организация УТП на занятиях по БПБ один из важных компонентов подготовки сотрудников УИС, что обеспечит ему более высокие шансы выжить при пресечении противоправных действий или нападении на него осужденного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овсянникова, Т.А. Эффективность использования энергосберегающих технологий в УИС / Т.А. Овсянникова, И. А. Тарасова, З.Б. Макаревич // Актуальные проблемы производственного сектора УИС : сборник статей. - Вологда, 2014. - С. 20-24.

2. Москвичев, М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - М. : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

3. Нохрин, М.Ю. Универсальная структура методики формирования навыков боевых приёмов борьбы / М.Ю. Нохрин, А.С. Михайлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 8 (162). - С. 145-148.

4. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действий в экстремальных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Нохрин Михаил Юрьевич. - Набережные Челны, 2014. - 23 с.

REFERENCES

1. Ovsyannikova, T., Tarasova, I. and Makarevich, Z (2014), "The effectiveness of the use of energy saving technologies in UIS", Actual problems of the productive sector of the penal correction system, Vologda, pp. 20-24.

2. Moskvichev, M., Marcacci, and Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NPP -2001) employees criminally-Executive system, With Fund. Stolyarova, Moscow.

3. Nokhrin, M. and Mikhailov, А (2018), "Universal structure of methods of formation of skills of fighting techniques of struggle", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 162, No. 6, pp. 145148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Nokhrin, M. (2014), Increase of special physical readiness of cadets of universities of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, dissertation, N. Chelny.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2019

УДК 797.21

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Ольга Геннадьевна Ольховская, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-

Петербург; Сергей Алексеевич Барченко, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы к организации тренировочного процесса, направленных на согласованное развитие физических качеств и овладения техническими особенностями избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика технико-динамических показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Предложены организационно-педагогические условия тренировочного процесса юных пловцов, обеспечивающие дифференцированную синхронизацию средств и методов тренировки в решении задач специализированного освоения избранного способа плавания. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности гидродинамических характеристик техники плавания юных пловцов.

Ключевые слова: этап начальной спортивной специализации, юные пловцы, динамические показатели техники плавания.

FORMATION OF TECHNICAL-DYNAMIC STRUCTURE OF MOVEMENT OF YOUNG SWIMMERS AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION

Olga Gennadievna Olkhovsky, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Sergey Alexievich Barchenko, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of

the Russian, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the methodological approaches to the organization of the training process, aimed at the coordinated development of physical qualities and mastery of the technical features of the swimming method chosen for the specialization. The dynamics of the technical and dynamic indicators of the free style girls and boys in the process of the initial sports specialization is studied. The organizational and pedagogical conditions of the training process for the young swimmers are proposed, which provide differentiated synchronization of the training tools and methods in solving the problems of the specialized development of the chosen swimming method. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of the technical and physical readiness of the hydrodynamic characteristics of the swimming techniques of the young swimmers are presented.

Keywords: stage of initial sports specialization, young swimmers, dynamic indicators of swimming technique.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная тренировка юных пловцов на начальном этапе спортивной специализации требует совершенствования процессуальных характеристик интегральной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.