Научная статья на тему 'Информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов (на примере Пермского института ФСИН России)'

Информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов (на примере Пермского института ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУРСАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Улитина Ульяна Андреевна

В данной работе разработана информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов. Разработанная информационная база данных включает в себя информацию о морфологических особенностях, специальной физической подготовленности, сформированности борцовской, ударной техники, а также профессиональных навыков самозащиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Улитина Ульяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information database of readiness of cadets of different somatotypes (for example, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)

In this article we have developed a database of information upon the readiness of the cadets of different somatotypes. Developed information database includes information on the morphological peculiarities, special physical preparedness, formation of wrestling, striking technique, and skills of self-defense.

Текст научной работы на тему «Информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов (на примере Пермского института ФСИН России)»

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильковская, Ю.А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Васильковская Юлия Алексеевна. -Краснодар, 2009. - 139 с.

2. Кувалдина, Е.В. Особенности воздействия регламентированных занятий физической культурой на организм студентов / Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 104-106.

3. Мартыненко, В.С. Методика развития общей выносливости у студентов вузов средствами легкоатлетического бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мартыненко Владислав Сергеевич. - Волгоград, 2009. - 25 с.

4. Немцев, О.Б., Козлов Р.С. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 145-160.

5. Федякин, А.А. Построение регламентированных занятий физической культурой с учетом уровня подготовленности студентов / А.А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 194-196.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -2-е изд. - Москва : Академия, 2002. - 479 с

7. Fedyakin, А.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / А.А. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). -С. 17-23.

REFERENCES

1. Vasilkovskaya, YuA. (2009), Physical education student's universities use of terrenkur and tourism, dissertation, Krasnodar.

2. Kuvaldina, E.V. (2015), "Features of impact of the regulated occupations by physical culture on the organism of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 104-106.

3. Martynenko, V.S. (2009), The methods of developing the student's endurance with the help of jogging, dissertation, Volgograd.

4. Nemtsev, O.B. and Kozlov, R.S. (2009), "Formation of physical training of the person of students on exercises in a section of common physical preparation", Physical Education of Students of Creative Profession, No. 3, pp. 145-160.

5. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Construction of official physical education lessons using students fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 194-196.

6. Kholodov, J.K. and Kuznetsov, V.S. (2002), Theory and methods of physical education and sport, publishing house "Academy", Moscow.

7. Fedyakin, AA. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Analysis of dissertation research on physical education of students", European Journal ofPhysical Education and Sport, No. 1 (7), pp. 17-23.

Контактная информация: faart@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2018

УДК 796.015.47

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО ИНСТИТУТА

ФСИН РОССИИ)

Евгений Вячеславович Кошкин, Ульяна Андреевна Улитина,

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, г. Пермь

Аннотация

В данной работе разработана информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов. Разработанная информационная база данных включает в себя информацию о

морфологических особенностях, специальной физической подготовленности, сформированности борцовской, ударной техники, а также профессиональных навыков самозащиты.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, курсанты различных соматотипов, физическая подготовленность, профессиональные навыки.

INFORMATION DATABASE OF READINESS OF CADETS OF DIFFERENT SOMATOTYPES (FOR EXAMPLE, PERM INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA) Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, Ulyana Andreevna Ulitina, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm

Annotation

In this article we have developed a database of information upon the readiness of the cadets of different somatotypes. Developed information database includes information on the morphological peculiarities, special physical preparedness, formation of wrestling, striking technique, and skills of self-defense.

Keywords: criminal-Executive system, the cadets of different somatotypes, physical fitness, professional skills.

ВВЕДЕНИЕ

Гуманизация уголовного законодательства, предъявляет высокие требования к профессиональному уровню сотрудников уголовно-исполнительной системы. Уровень физической подготовки является решающим фактором в процессе профессиональной готовности сотрудников, так как предполагает изучение приемов самозащиты, что составляет основу соблюдения правопорядка и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, сохранения здоровья и жизни сотрудника.

Увеличение концентрации лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в исправительных учреждениях, влечет нередкие случаи нападения на сотрудников, оказания противодействия, дестабилизации порядка. Тревожная статистика ФСИН России свидетельствует о ежегодном увеличении случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности [4].

В выполнении служебно-оперативных задач сотрудники уголовно-исполнительной системы сталкиваются с необходимостью вступления в противоборство с правонарушителями, при этом в некоторых случаях правонарушитель хорошо физически подготовлен, превосходит сотрудника в весе и росте. Специалисты уголовно-исполнительной системы в области физической подготовки М.Ю. Нохрин, Р. А. Солоницин, В.Г. Игошин свидетельствуют, что основными причинами ранения и гибели сотрудников являются низкий уровень сформированности прикладных двигательных навыков, профессиональных умений и навыков самозащиты [5, 6, 7].

В сложившихся условиях процесс физической подготовки, направленный на повышение профессиональных навыков самозащиты курсантов микросомного, мезосомного и макросомного типов стимулирует к поиску инновационных, рациональных путей совершенствования процесса физической подготовки.

За последние годы накоплен богатый опыт, связанный с планированием и организацией тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей, для достижения наивысших спортивных результатов. Изучение диссертационных работ ряда авторов свидетельствует о разнообразных критериях дифференциации обучающихся по индивидуальным признакам. Однако большинство авторов сходятся во мнении о необходимости дифференцирования процесса обучения с учетов морфологических особенностей занимающихся, получившее название «типологические» [1, 2, 3].

Цель исследования: создание информационной базы данных, на примере ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, позволяющей преподавателям направленно развивать

отстающие, а также поддерживать ведущие специальные физические качества, бросковую и ударную технику курсантов различных соматотипов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сформулированная нами цель предполагает использование следующих методов: анализ научной литературы; педагогическое наблюдение, соматотипирование; педагогические контрольные испытания; экспертная оценка; методы математической статистики, а также программное обеспечение морфологический сканер «BodyScaner» и анализатор состава тела «InBody 720». В исследовании приняли участие 96 курсантов 4 года обучения, не имеющих спортивных разрядов.

Информационная база данных содержит сведения о морфологических показателях, показателях специальной физической, бросковой и ударной технической подготовленности курсантов различных соматотипов, интеграция которых характеризует показатель профессиональной готовности к служебной деятельности - профессиональные навыки самозащиты.

Схема информационной базы данных представлена на рисунке 1.

Соматотипирование

МиС МеС МаС

_ 1 _

Сравнительный анализ подготовленности курсантов различных соматотипов

Морфология Специальная С формиров анн о сть Сформированность С формиров анн о сть

строения тела физическая борцовской техники ударов профессиональных

п одг отовленн о стъ техники руками и ногами навыков самозашиты

Рисунок 1. - Схема информационной базы данных подготовленности курсантов различных соматотипов

Соматотипирование. Определение соматотипа курсантов по габаритному уровню варьирования по методике Р.Н. Дорохова, В.П. Губа, В.Г. Петрухина, на основе оценке соматических показателей. Использование методики позволяет распределить курсантов на три группы в зависимости от их соматотипа: микросомный, мезосомный, макросомный типы (целесообразно объединить испытуемых микросомного и микромезосомного в группу микросомов; мезосомного и мезомакросомного типов в группу мезосомов).

Морфология строения тела. Содержит информацию об антропометрических особенностях строения тела и показателях состава тела курсантов различных соматотипов. Учет антропометрических особенностей включал учет следующих показателей: рост, обхват шеи, обхват груди, обхват талии, обхват таза, длина руки, длина ноги, обхват бедра (морфологический сканер «BodyScaner»). Контроль состава тела основывается на учете показателей: масса тела, жировая масса, мышечная масса (анализатор состава тела «InBody 720»).

Информация о морфологических особенностях строения тела собирается на начальных этапах обучения.

Специальная физическая подготовленность. Содержит информацию о специальной физической подготовленности курсантов различных соматотипов. Педагогические контрольные испытания предусматривают выполнение тестов на выявление уровня развития специальных физических качеств курсантов различных соматотипов: специальная выносливость - преодоление единой полосы препятствий, бег 3000 метров; специальные дви-гательно-координационные способности - кувырки за 30 секунд, челночный бег 10 по 10 метров; специальные скоростные способности - число ударов руками по боксерскому мешку за 8 секунд, число ударов ногами по боксерскому мешку за 8 секунд; специальные

скоростно-силовые способности - подвороты на бросок за 15 секунд, броски манекена за 15 секунд; специальные силовые способности - жим штанги лежа, становая тяга.

Сформированность борцовской техники. Содержит информацию об уровне сформированности борцовской техники приемов курсантов различных соматотипов. Контроль сформированное™ борцовской техники осуществляется по показателям: количество атакующих действий и количество оцененных атакующих действий, надежность атакующих действий, активность, комбинационность.

Выявление указанных показателей представляется возможным в ходе соревновательной деятельности в рамках Спартакиады образовательной организации, а также в ходе учебно-тренировочных схватках на учебных занятиях.

Сформированность техники ударов руками и ногами. Содержит информацию об уровне сформированности ударной техники курсантов различных соматотипов. Контроль сформированности ударной техники осуществляется по показателям: количество атакующих действий руками, количество успешных атакующих действий руками, коэффициент абсолютной эффективности атакующих действий руками, количество атакующих действий ногами, количество успешных атакующих действий ногами, коэффициент абсолютной эффективности атакующих действий ногами.

Выявление указанных показателей представляется возможным в ходе соревновательной деятельности в рамках Спартакиады образовательной организации, а также в ходе учебно-тренировочных схватках на учебных занятиях.

Сформированность профессиональных навыков самозащиты. Оценка сформи-рованности профессиональных навыков проводится в ситуациях, моделирующих противоборство с правонарушителем, по специальным критериям, существующим в УИС, по пятибалльной шкале. Контроль профессиональных навыков самозащиты предусматривает следующие модельные ситуации: нападение преступника с острым предметом - защитные действия при нападающих ударах: сверху, снизу, сбоку, наотмашь и прямой удар острым предметом; нападение невооруженного преступника - защитные действия при нанесении прямых и боковых ударов руками и ногами; защитные действия при попытке отнять оружие из кобуры - защитные действия при нападении спереди или сбоку и сзади; защитные действия при захватах и обхватах - захватах запястий, предплечий и рукавов, захватах за шею, одежду на груди спереди, обхват за туловище спереди с захватом рук, обхват за туловище спереди без захвата рук, обхват за туловище сзади с захватом рук, обхват за туловище сзади без захвата рук, захват за горло предплечьем сзади.

Уровень сформированности профессиональных навыков самозащиты рассматривается нами как интегральный показатель, характеризующий готовности курсанта к предстоящей службе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработана информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов, с помощью которой становится возможным:

1. Выявление различий в показателях специальной физической, борцовской, ударной технической подготовленности и техники приемов самозащиты.

2. Определение индивидуально-типологических признаков, оказывающих существенное влияние на формирование профессиональных навыков самозащиты курсантов различных соматотипов.

3. Выделение отстающих и ведущих сторон подготовленности курсантов различных соматотипов, а также их сопоставление.

4. Подбор тренировочных заданий, направленных на развитие отстающих и ведущих сторон подготовленности курсантов различных соматотипов.

5. Эффективно управлять учебно-тренировочным процессом акцентируя внимание на развитие отстающих и поддержание ведущих специальных физических качеств,

бросковой и ударной техники курсантов различных соматотипов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойченко, С.Ф. Дифференцированный подход к физкультурному образованию студентов вузов / С.Ф. Бойченко, Т.С. Давудов // Сборник конференций НИЦ социосфера. - 2016. -№ 46. - С. 36-37.

2. Варич, Л. А. Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект / Л.А. Варич, Е.В. Мурышкина, Н.Г. Потапова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (18). - С. 108-111.

3. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2008. - 304 с.

4. Максименко, В. А. Современное состояние и перспективы развития уголовно-исполнительной системы /В.А. Маскименко // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сборник тезисов выступлений и докладов участников (Рязань, 25-27 ноября 2015 г.) / Академия ФСИН России. - Рязань, 2015. - Т. 1. - С. 7.

5. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов ВУЗов ФСИН России для действия в экстремальных условиях : дис. ... канд. пед. наук / Нохрин Михаил Юрьевич. - Набережные Челны, 2014. - 164 с.

6. Игошин, В.Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России : дис. ... канд. пед. наук / Игошин Владимир Геннадьевич. -Самара., 2005. - 286 с.

7. Солоницин, Р. А. Направленное развитие двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления : дис. ... канд. пед. наук / Солоницин Роман Аркадьевич. - Набережные Челны, 2011. - 188 с.

REFERENCES

1. Boychenko, S.F. and Davydov, T.S. (2016), "Differentiated approach to physical education of University students", Compendium of conferences SIC sphere, No. 46, pp. 36-37.

2. Varych, L.A., Murashkina, E.V. and Potapova, N.G. (2015), "Individual approach at the lessons of physical culture and sports: health saving aspect", Professional education in Russia and abroad, No. 2(18), pp. 108-111.

3. Guba, V.P. (2008), Theory and practice of sports selection and early orientation in sports: monograph, Soviet sport, Moscow.

4. Maksimenko, V.A. (2015), "Current state and prospects of development of criminal-Executive system", II international penitentiary forum "Crime, penalty, correction", collection of theses of performances and reports of participants (Ryazan, on November 25-27, 2015), Ryazan academy FSIN of Russia, Ryazan, Vol. 1, pp. 7.

5. Nokhrin, M.Yu. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, dissertation, Naberezhnye Chelny.

6. Igoshin, V.G. (2005), Improvement of professional competence of inspectors safety departments of the correctional system of the FSIN of Russia, dissertation, Samara.

7. Solonitsin, R.A. (2011), Directed the development of motor abilities of students of Universities of the Federal penitentiary service of Russia for accurate shooting in conditions offatigue, dissertation, Naberezhnye Chelny.

Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.