вышеперечисленных компетенций, с помощью которых мы могли оценивать экспериментальную и контрольную группу. Таким образом, в процессе экспериментальной работы по определению эффективности условий внеучебной деятельности, направленных на профессиональное становление будущих бакалавров с использованием внеучебной деятельности и при разработке паспорта фонда оценочных средств, подтверждает высокий уровень сформированности определенных показателей, состоящий из структурных элементов компетенций в экспериментальной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьев, М.В. Внеучебная деятельность студентов как фактор, влияющий на выбор будущей профессии / М.В. Артемьев // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 3. - С. 100-105.
2. Борытко, Н.М. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград : [б.и.], 2006. - 268 с.
3. Бурцева, Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурцева Т.А. - Кострома, 2005. - 23 с.
4. Жоголева, О.Р. Перспективы развития целостной системы внеучебной воспитательной деятельности в вузе / О.Р. Жоголева // Социально-экономические проблемы трансформационной экономики : сборник материалов конференции / Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 2004. - С. 93-96.
5. Нефедова, Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза / Н.А. Нефедова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3 (21). - С. 250-252.
REFERENCES
1. Artemiev M.V (2003), "Extracurricular activities of students as a factor influencing the choice of future profession", Psychological Science and Education, No. 3, pp. 100-105.
2. Borytko, N.N. and Solovtsova, I.A. (2006), Social pedagogy: textbook, Publishing house of the All-Union State University of Arts, Volgograd.
3. Burtseva TA (2005), Formation of socially significant qualities of the student's personality in the out-of-class activity of the university, dissertation, Kostroma.
4. Zhogoleva, O.R (2004), "Prospects for the development of a holistic system of extracurricular educational activities in the higher educational institution", Socio-economic problems of the transformational economy: Proceedings of the conference, Publishing House of Tyumen State University, Tyumen, pp. 93-96.
5. Nefedova, N.A. (2012), "Non-educational activity as an innovative block of the educational system of the university", Vector of science TSU, No. 3 (21). pp. 250-252.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2018
УДК 796.011
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ
Александр Николаевич Дудус, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Санкт-Петербург; Евгений Вячеславович Кошкин, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский; Надежда Сергеевна Помогаева, кандидат медицинских наук, Сергей Борисович Лопатин, соискатель, Филипп Евгеньевич Селькин, соискатель, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Санкт-Петербург
Аннотация
Установлено, что у представителей микросомного типа ведущими физическими качествами являются специальные двигательно-координационные и скоростные способности, позволяющие
более успешно по сравнению с курсантами других соматотипов, учитывая их небольшую массу тела, длину рук и ног, использовать броски с захватами ног, подсечки, зацепы и удары руками и ногами на ближней дистанции. Ведущими физическими качествами курсантов мезосомного типа являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности, что позволяет им более эффективно выполнять броски через спину, подхваты, подножки и удары руками и ногами на средней дистанции. У представителей макросомного типа ведущим физическим качеством является специальная сила, что позволяет им с высокой эффективностью реализовывать свое преимущество в строении тела (большая масса, длинные руки и ноги) при бросках через бедро, переворотах, подсадах и ударах руками и ногами на дальней дистанции.
Ключевые слова: факторы; курсанты вузов ФСИН России; техническая подготовленность; соматотипы.
FACTORIAL STRUCTURE OF TECHNICAL READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA IN SINGLE COMBATS TAKING INTO ACCOUNT VARIOUS SOMATOTYPE
Alexander Nikolaevich Dudus, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Institute of Professional Development of Employees of FSIN of Russia, St. Petersburg;
Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, the post-graduate student, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky; Nadezhda Sergeyevna Pomogaeva, the candidate of medical sciences, Sergey Borisovich Lopatin, the competitor, Philip Evgenyevich Selkin, the competitor, St. Petersburg Institute of Professional Development of Employees of FSIN ofRussia,
St. Petersburg
Annotation
It is established that at representatives of the microsome type the leading physical qualities are the special motor and coordination and high-speed abilities, allowing them more successfully, in comparison with the cadets of other somatotype, considering their small body weight, length of arms and legs, to use throws with captures of legs, cuttings, hooks and blows by arms and legs at near distance. The leading physical qualities of the cadets of monosomy type are the special endurance and high-speed and power abilities that allows them to carry out more effectively the throws through a back, pickups, steps and blows by arms and legs at an average distance. At representatives of macrosome type the leading physical quality is special force that allows them to realize with high efficiency the advantage in a body structure (larger mass, long arms and legs) at throws over a femur, vaults, beating ups and blows by arms and legs at long distance.
Keywords: factors, cadets of higher education institutions of FSIN of Russia, technical readiness, somatotype.
Пресечение противоправных действий сотрудниками уголовно-исполнительной системы путем вступления в единоборство с правонарушителями является одной из важнейших служебных задач их профессиональной деятельности [1, 4]. В этой связи особая роль в процессе обучения курсантов в вузах ФСИН России отводится физической подготовке. В содержание физической подготовки включаются действия по силовому пресечению правонарушений, в том числе посредством правомерного применения боевых приемов единоборств [4, 5].
Обезоруживание и обезвреживание преступника в ходе противоборства, как итог сформированности профессиональных навыков боевых приемов единоборств курсанта, отражает степень реализации наличного уровня и его потенциала. В достижении итогового результата по достижению физической готовности ведущая роль принадлежит различным факторам: морфологическим особенностям строения тела, физической и технической подготовленности, вклад которых у представителей различных соматотипов неодинаков [2, 3].
Вместе с тем результаты теоретического анализа показали, что важнейшей частью индивидуально-типологического подхода является выявление специальных (наиболее характерных) признаков, учет которых позволяет дифференцировать подготовку занимающихся [1-5]. Таким образом, для определения индивидуально-типологических признаков
курсантов различных соматотипов необходимо провести исследование факторной структуры их подготовленности.
Проведенный факторный анализ специальной физической подготовленности группы из 56 курсантов позволил выделить ведущие и отстающие факторы специальной физической подготовленности. Так, у курсантов микросомного типа наибольшие величины по сравнению с представителями других соматотипов зафиксированы в специальных двигательно-координационных (33,5%) и специальных скоростных способностях (30,2%), а фактором с наименьшим значением оказалась специальная сила (8,3%).
У курсантов мезосомного типа в сравнении с представителями других соматотипов ведущими факторами оказались: специальная выносливость (32,1%) и специальные ско-ростно-силовые способности (37,3%), тогда как факторов с наименьшими величинами не выявлено.
Анализ аналогичных результатов курсантов макросомного типа позволяет констатировать наличие у них только одного ведущего фактора в специальной физической подготовленности - специальной силы (60,7%), при этом величины остальных факторов оказались наихудшими по сравнению с представителями других соматотипов.
Выявленные различия в двигательном потенциале курсантов различных соматотипов повлияли на предрасположенность к выполнению тех или иных боевых приемов единоборств.
Обобщение результатов исследований некоторых авторов, позволяет констатировать, что техника бросков может быть разделена на три большие группы: приемы, преимущественно выполняемые за счет уровня развития максимальной силы и массы тела (броски через бедро, перевороты, подсады); приемы, требующие проявления при их выполнении высокого уровня развития скоростно-силовых способностей (подхваты, подножки, броски через спину), и приемы, эффективность которых в большей степени зависит от уровня дви-гательно-координационных способностей (броски с захватом ног, подсечки, зацепы).
В таблице 1 представлены результаты факторного анализа бросковой технической подготовленности курсантов различных соматотипов, исходя из которых, можно заключить, что курсанты микросомного типа во время противоборства с противником чаще всего применяют приемы борьбы, требующие высокого уровня развития двигательно-ко-ординационных способностей (47,4%), реже всего - броски преимущественно силовой направленности (19,4%).
Таблица 1 - Факторная структура бросковой технической подготовленности курсантов
Показатели МиС МеС МаС
г Вклад фактора, (%) г Вклад фактора, (%) г Вклад фактора, (%)
Броски с захватом ног 0,893 47,4 0,524 25,6 0,295 17,9
Подсечки 0,874 0,511 0,323
Зацепы 0,815 0,507 0,261
Подхваты 0,516 33,3 0,828 41,3 0,462 28,1
Броски через спину 0,615 0,802 0,398
Подножки 0,681 0,863 0,521
Броски через бедро 0,539 19,3 0,613 33,1 0,905 54
Перевороты 0,284 0,705 0,873
Подсады 0,232 0,678 0,868
Фактор
Броски преимущественно двигательно-координационной направленности
Броски преимущественно скоростно-силовой направленности
Броски преимущественно силовой направленности
Примечание: МиС - курсанты микросомного типа, МеС - курсанты мезосомного типа, МаС - курсанты макросу_
Курсанты мезосомного типа в большей степени ориентированы на выполнение бросков преимущественно скоростно-силовой направленности (41,3%), в меньшей -
бросков, требующих проявления высокого уровня двигательно-координационных способностей (25,6%). У курсантов макросомного типа фактором с наибольшей величиной оказались броски, эффективность выполнения которых зависит от уровня силы (54%), фактором с наименьшим вкладом в дисперсию - броски преимущественно двигательно-коорди-национной направленности (17,9%). Обобщая полученные результаты, можно заключить, что представители микросомного и макросомного типов имеют ярко выраженную направленность в бросковой технике, тогда как у курсантов мезосомного типа направленность в приемах борьбы менее выражена.
Анализ результатов исследований, направленных на изучение особенностей ударной техники единоборств показал, что удары руками и ногами в большинстве случаев классифицируются в зависимости от дистанции: ближней (удары руками: снизу в голову, боковой в голову, боковой в корпус; удары ногами - боковой по ногам), средней (удары руками: прямой в корпус и голову, боковой в корпус и голову; удары ногами: боковой в корпус и голову, прямой в голову), дальней (удары руками: прямой в корпус и голову; удары ногами: прямой в корпус, боковой в корпус). Исходя из этого, нами в качестве факторов ударной технической подготовленности была использована длина дистанции, возникающая во время противоборства.
В таблице 2 приведены результаты факторного анализа ударной технической подготовленности курсантов различных соматотипов.
Таблица 2 - Факторная структура ударной технической подготовленности курсантов раз-
Фактор Показатели МиС МеС МаС
г Вклад фактора, (%) г Вклад фактора, (%) г Вклад фактора, (%)
Ближняя дистанция Удары руками снизу в голову 0,863 29,4 57,9 0,517 15,2 27,1 0,574 16,9 29,7
боковой в голову 0,854 0,528 0,537
боковой в корпус 0,842 0,433 0,583
Удары ногами боковой по ногам 0,827 28,5 0,389 11,9 0,425 12,8
Средняя дистанция Удары руками прямой в голову 0,452 13,5 25,4 0,795 24,9 46,9 0,332 9 17,3
прямой в корпус 0,398 0,782 0,318
боковой в голову 0,421 0,846 0,281
боковой в корпус 0,293 0,809 0,263
Удары ногами боковой в корпус 0,439 11,9 0,731 22 0,339 8,3
боковой в голову 0,323 0,698 0,226
прямой в корпус 0,284 0,717 0,267
Дальняя дистанция Удары руками прямой в голову 0,232 8,5 16,7 0,465 14,1 26 0,913 27 53
прямой в корпус 0,261 0,445 0,878
Удары ногами прямой в корпус 0,228 8,2 0,378 11,9 0,871 26
боковой в корпус 0,251 0,393 0,855
Примечание: МиС - курсанты микросомного типа, МеС - курсанты мезосомного типа, МаС - курсанты макросомного типа, г - коэффициент корреляции, определяющий факторную нагрузку
Полученные результаты указывают на то, что курсанты микросомного типа во время противоборства с противником предпочитают наносить удары руками и ногами с ближней дистанции (57,9%), при этом количество ударов, выполняемых со средней и дальней дистанции, значительно меньше - 25,4% и 16,7% соответственно.
Курсанты мезосомного типа во время противоборства с противником наносят удары преимущественно со средней дистанции (46,9%), тогда как удары с ближней (27,1%) и дальней (26%) дистанций наносятся представителями данного соматотипа в меньшем количестве.
Результаты курсантов макросомного типа позволяют констатировать, что представители данного соматотипа в ходе противоборства предпочитают наносить удары руками и ногами преимущественно с дальнего расстояния (53%), однако в случае малоэффективной работы на дальней дистанции они сразу же стремятся поразить противника с
максимально близкого расстояния (29,7%).
ВЫВОД
Полученные в результате факторного анализа профессиональной подготовленности курсантов различных соматотипов данные позволили выявить у испытуемых их индивидуально-типологические особенности. Так, у представителей микросомного типа ведущими физическими качествами являются специальные двигательно-координационные и скоростные способности, позволяющие более успешно по сравнению с курсантами других соматотипов, учитывая их небольшую массу тела, длину рук и ног, использовать броски с захватами ног, подсечки, зацепы и удары руками и ногами на ближней дистанции. Ведущими физическими качествами курсантов мезосомного типа являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности, что позволяет им более эффективно выполнять броски через спину, подхваты, подножки и удары руками и ногами на средней дистанции. У представителей макросомного типа ведущим физическим качеством является специальная сила, что позволяет им с высокой эффективностью реализовывать свое преимущество в строении тела (большая масса, длинные руки и ноги) при бросках через бедро, переворотах, подсадах и ударах раками и ногами на дальней дистанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игошин, В.Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России : дис. ... канд. пед. наук / Игошин Владимир Геннадьевич. - Самара, 2005. - 286 с.
2. Кошкин, Е.В. Информационная база данных подготовленности курсантов различных соматотипов (на примере Пермского института ФСИН России) / Е.В. Кошкин, Улитина У. А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 129-133.
3. Кошкин, Е.В. Индивидуально-типологические особенности курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 94-98.
4. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Плешивцев Алексей Юрьевич. - Волгоград, 2015. - 142 с.
5. Солоницин, Р.А. Направленное развитие двигательных способностей курсантов вузов ФСИН России для точной стрельбы в условиях утомления : дис. ... канд. пед. наук / Солоницин Роман Аркадьевич. - Набережные Челны, 2011. - 188 с.
REFERENCES
1. Igoshin, V.G. (2005), Improvement of professional competence of inspectors' safety departments of the correctional system of the FSIN of Russia, dissertation, Samara.
2. Koshkin E.V. and Ulitina U.A. (2018), "Information database of readiness of cadets of different somatotypes (for example, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp.129-133.
3. Koshkin E.V. (2017), "Individually typological peculiarities of cadets of different somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp.94-98.
4. Pleshivtsev, A.Yu. (2015), Methods of teaching combat fighting techniques of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia on the basis of the typology of the opposition of the offenders to the police, dissertation, Volgograd.
5. Solonitsin, R.A. (2011), Directed the development of motor abilities of students of Universities of the Federal penitentiary service of Russia for accurate shooting in conditions offatigue, dissertation, Naberezhnye Chelny.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2018