Бурцева Евгения Валентиновна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
INTERRELA TION OF TYPES OF EDUCA TIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE COURSE OF FORMATION OF SPORTS CULTURE
E. V. Burtseva, V.A. Burtsev
In article three types of educational cognitive activity of students connected among themselves by the general orientation on formation of sports culture of the personality are considered: 1) educational activity; 2) educational and training activity; 3) competitive activity which are applied to assimilation of the contents of the training program of personally focused physical training of students on the example of sports game in basketball. These kinds of activity differed among themselves on the actions (structural elements) and the pedagogical tasks solved with their help making their contents. Each type of educational cognitive activity was carried out taking into account the importance of its results for other kinds of activity.
Key words: educational, educational and training and competitive activity, sports culture of students, basketball.
Burtseva Evgeniya Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate
professor, volder1968@mail. ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
Burtsev Vladimir Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate
professor, volder1968@mail. ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
УДК 796.8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ПРИЕМОВ САМОЗАЩИТЫ КУРСАНТОВ РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ
Е.В. Кошкин
На основе морфологических характеристик выявлены саматотипы курсантов. Для каждого саматотипа разработаны рекомендации, позволяющие эффективно применять базовые технические действия и боевые приемы в процессе самозащиты.
Ключевые слова: морфологические характеристики, соматотип, самозащита.
В условиях образовательного процесса в Пермском институте Федеральной службы исполнения наказаний России существует необходимость одновременно обучать курсантов боевым приемам борьбы, которые значительно отличаются по ряду морфологических особенностей строения организма и уровню физической подготовки.
На современном этапе развития единоборств ни для кого не секрет,
что для эффективного применения приемов борьбы, необходим целенаправленный тренировочный процесс с учётом индивидуальных особенностей занимающихся [3].
Морфологические особенности отражают двигательную одаренность, при этом необходимо учитывать, что уровень физического развития обуславливается генетически и в большей степени типом конституции телосложения, что необходимо учитывать при формировании фундамента технического арсенала [2].
В нашей работе используя классификацию Р.Н. Дорохова, В.П. Губа, В.Г. Петрухина, проведя антропометрические измерения и последующие расчеты, мы определили морфологические характеристики, курсантов 4 курса Пермского института ФСИН России.
Используя морфологические характеристики, мы выявили три саматотипа курсантов:
1. Микросомный - стройное, хрупкое телосложение, слабо развитая мускулатура и тонкие кости, подкожный жировой слой почти отсутствует, бледная кожа, плечи узкие, плоская грудная клетка, невысокий рост.
2. Мезосомный - характеризуется прямоугольным телом, крепкой костной тканью и хорошо развитой мускулатурой, широкими плечами, узкими бедрами, цилиндрической формой грудной клетки, крепким животом, средним ростом.
3. Макросомный - высокого роста, среднее развитие мускулатуры, обильное подкожное жироотложение с выраженной тенденцией к ожирению, широкое туловище, короткие конечности, размер живота преобладает над размерами грудной клетки [3].
В качестве базовых технических действий приемов самозащиты нами было предложено рассмотреть для каждого саматотипа технику борьбы стоя, технику борьбы полустоя, технику борьбы лежа, ударную технику руками и ногами, отдельно для каждого типа телосложения, а также начальные технические действия: дистанцию, стойку, передвижения.
Макросомный тип. Для данного типа телосложения целесообразна ближняя дистанция ведения боя. Переход в ближнюю дистанцию осуществляется одиночным прямым ударом передней рукой (джебы) или защитным действием (уклоном, наклоном или нырком). На ближней дистанции целесообразно использовать короткие боковые удары руками (хуки), короткие удары снизу (апперкоты). Работа руками акцентирована на корпус и голову, ногами целесообразно наносить подсечки, с целью выведения противника из равновесия. Техника ударов ногами ограничена ударами по ногам противника (лоу-кик): по внешней и внутренней стороне бедра, подсечками и прямыми ударами передней и дальней ногой в живот. Это обусловлено тем, что, сотрудник, нанося удары в верхний уровень, будет находиться в неустойчивом положении и его удары будут менее эффективными.
С правонарушителями мезосомного типа наиболее эффективной будет работа на ближней дистанции, в целях прекращения серийных ударов,
так как в связи со своими массивными габаритами сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) будет уступать ему в скоростно-силовых способностях, и в случае обмена ударами может получить их значительно большее количество.
С противником микросомного типа работа на ближнем бою используется в целях перехода к выполнению броска или дальнейшему техническому действию.
В борьбе стоя сотрудникам УИС макросомного типа, наиболее эффективно применять броски сваливанием через таз или бок, подсадом, подбивом, переворотом. В борьбе полустоя, целесообразно применять полуброски: тип - отворачиваясь, класс - подходом, входом, группа - с воздействием на ноги ногами: подножкой; полусбивания: тип - зависание, класс - разворотом, группа - без воздействия на ноги сваливания; броски снизу: тип - отворачиваясь, класс - входом, подходом, группа - без воздействия на ноги: сваливания, с воздействием на ноги руками -захватом, переворотом [4].
Согласно классификации техники борьбы лежа по Ю.А. Шулике, в борьбе лежа целесообразно применять болевые приемы на руку: тип -прогибания в локтевом суставе, класс - через бедро, через предплечье, группа - с воздействием руками и ногами; болевые приемы на ногу: тип -перегибания в коленном суставе, класс - через таз, бедро, группа - с воздействием руками и ногами; удушающие: тип - зажимания, группа - с воздействием руками и ногами [4].
Мезосомный тип. Для данного типа телосложения целесообразна средняя дистанция ведения боя, и серии ударов руками и ногами на силу.
В бою с правонарушителем макросомного типа целесообразно атаковать сериями, состоящими из чередования прямых (джебы), боковых (хуки) и ударов руками снизу (апперкоты) в корпус и голову. Техника ударов ногами разнообразна (прямые, боковые, круговые, рубящие удары) сочетающие в себе работу в корпус, голову и ноги, так как благодаря хорошей физической подготовленности, представители данного типа могут ошеломить соперника сильными, резкими ударами.
С правонарушителями микросомного типа целесообразно вести бой на дальней дистанции с использованием финтов и серийных ударов руками: прямых (джебы), боковых (хуки), снизу (апперкоты) в корпус и голову. Техника ударов ногами у данного типа телосложения весьма разнообразна и состоит из: прямых, круговых, по ногам (лоу-кик) по внутренней и внешней стороне бедра, рубящих ударов, обратно-круговых ударов в корпус, голову и по ногам в сочетании с защитными действиями.
В борьбе стоя сотрудникам УИС мезоморфного типа, согласно классификации рода бросков Ю.А. Шулика, наиболее эффективно применять броски сваливанием (силой рук), подбивом, переворотом, подъемом, с захватом ног, выхватом, отрывом, выбиванием. В борьбе стоя сотрудникам УИС мезоморфного типа наиболее эффективно применять броски через спину, подножкой, подбивом, сваливанием (силой рук),
подъемом, переворотом, с захватом ног, выбиванием [4].
Согласно классификации техники борьбы полустоя по Ю.А. Шулике, в борьбе полустоя, целесообразно применять полуброски: тип - прогибаясь, запрокидываясь, класс - разворотом, заходом, группа - сваливания без воздействия на ноги, с воздействием на ноги отбивом, подсечкой; броски с низу: тип - прогибаясь, запрокидываясь, наклоняясь, класс - подходом, заходом, вращаясь, разворачиваясь, группа - сваливания без воздействия на ноги, с воздействием на ноги подсадом, с воздействием на ноги руками -подрывом, захватом, переворотом [4].
Согласно классификации техники борьбы лежа целесообразно применять болевые приемы на руку: тип - прогибания в локтевом суставе, пронация плеча, дожимы плеча, класс - через таз, через бедро, через предплечье, группа - с воздействием руками и ногами; болевые приемы на ногу: тип - перегибания в коленном суставе, сдавливание икроножной мыжцой, ущемление Ахиллова сухожилия, класс - через таз, через бедро, через предплечье, группа - с воздействием руками и ногами; удушения: тип - затягивания, надавливания, зажимания, группа - с воздействием руками и ногами [4].
Микросомный тип. Для данного типа телосложения целесообразна ближняя или средняя дистанция ведения боя с правонарушителем макросомного и мезосомного типа. В бою для сокращения дистанции используются одиночные прямые (джебы) и боковые (хуки) удары руками или защитные действия: уклоны, наклоны, нырки. Основным преимуществом данного типа телосложения является быстрота движений и ловкость в связи с этим целесообразно использовать серийные удары руками в сочетании с ударами ногами в средний и нижний уровень. Вступление в борьбу сотрудниками данного типа телосложения не целесообразно, так как они уступают в физическом развитии оставшимся типам.
В борьбе стоя сотрудникам УИС микроморфного типа, наиболее эффективно применять броски с воздействием на ноги руками: выхватом, рывком ноги, захватом ног (ноги).
Согласно классификации техники борьбы полустоя по Ю.А. Шулике, в борьбе полустоя целесообразно применять полуброски: тип - наклоняясь, класс - заходом, группа - с воздействием на ноги ногами: зацепом, подножкой; броски с низу: тип - наклоняясь, запрокидываясь, класс -подходом, заходом, входом, группа - с воздействием на ноги руками: захватом, выдергиванием [4].
Согласно классификации техники борьбы лежа по Ю.А. Шулике, в борьбе лежа целесообразно применять болевые приемы на руки: тип -перегибания в локтевом суставе, класс - через таз, бедро, предплечье, группа - с воздействием руками и ногами; болевые приемы на ногу: тип -перегибания в коленном суставе, класс - через таз, через бедро, группа - с воздействием руками и ногами; удушения: тип - затягивания, группа - с
воздействием руками [4].
В случае возникновения противоборства с противником схожего типа телосложения рекомендуется вести бой на средней дистанции серийными ударами руками и ногами, на ближней дистанции рекомендуется выполнять различные броски, удары руками снизу и сбоку; на длинной дистанции - одиночные удары руками и ногами преимущественно направленные на силу.
Таким образом, реализация предложенных рекомендаций на практике с учетом морфологических особенностей курсантов могут обеспечить более высокую эффективность применения боевых приемов борьбы во время выполнения должностных обязанностей. Данные рекомендации целесообразно учитывать и применять для подготовки курсантов к успешному выполнению оперативно-служебных задач. Подобные исследования, имеют огромную практическую значимость и требуют дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2012. С. 47-83.
2. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Интегративная антропология в подготовке спортсмена // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: матер. XVI Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти М.Я. Набатниковой. М., 1999. С. 122-124.
3. Петров А.Б. К проблеме индивидуального нормирования тренировочных нагрузок борцов-самбистов // Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. С. 30.
4. Шулика Ю.А., Кобелев Я.К., Невзоров В.М. Дзюдо: система и борьба. М.: Феникс 2006. 794 с.
Кошкин Евгений Вячеславович, старший лейтенант, преподаватель, kochkin. evg@yandex. ru, Россия, Пермь, Пермский институт ФСИН России
RECOMMENDA TIONS FOR THE FORMA TION OF THE INVENTION METHODS OF SELF CADETS FROM SOMA TOTYPES
E. V. Koshkin
Based on morphological characteristics identified samatotipes of cadets. For each samatotype develop recommendations to effectively apply the basic technical actions and fighting techniques in the process of self-defense.
Key words: morphological characteristics, somatotype, self-defense.
Koshkin Evgeniy Vyacheslavovich, senior lieutenant, lecturer, kochkin. evg@ yandex. ru, Russia, Perm, Perm Institute of Federal Service of an execution of the punishment of Russia