Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности курсантов разных соматотипов'

Индивидуально-типологические особенности курсантов разных соматотипов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович

В ведомственных учебных заведениях широко практикуются различные виды занятий, рассчитанные на физическое совершенствование курсантов. Специалисты по физической подготовке осознают необходимость привлечения различных ресурсов построения учебно-тренировочного процесса. Тесное взаимодействие преподавателя и курсанта позволяет значительно повысить уровень физической подготовки последнего. Выделенных учебной программой часов недостаточно для полноценного физического становления курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually typological peculiarities of cadets of different somatotypes

In the departmental educational institutions various types of the exercises are widely practiced, designed for the purpose of physical perfection of the students. Specialists in physical training are aware of the need to attract variety of resources of the training process building up. Close interaction of the teacher and student can significantly improve the physical fitness of the latter. The assigned under the educational program hours are not enough for the full physical development of the students.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности курсантов разных соматотипов»

средств и приемов совершенствования точности построений и синхронности исполнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корбакова, А.А. Пути совершенствования синхронности исполнения в программе «Формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Современная гимнастика: проблема, тенденции, перспективы : сборник материалов Х Международной науч.-практ. конф. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2014. - С. 192-196.

2. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

3. Серова, А.Г. Синхронность как компонент исполнительского мастерства в эстетической гимнастике/ А.Г. Серова, И.А. Степанова // Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике : сборник трудов / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко ; Санкт-Петербургская Спортивная Федерация эстетической гимнастики. - СПб., 2012. - С. 42-45.

4. Серова, А.Г. Факторы, влияющие на синхронность исполнения групповых упражнений в художественной и эстетической гимнастике / А.Г. Серова, И.А. Степанова // Актуальные вопросы современной гимнастики : межвузовский сборник научных работ, посвященный 90-летию проф. В.И. Силина / под общ. ред. В.А. Щеголева, А.Н. Кислого ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2011. - С. 87-94.

REFERENCES

1. Korbakova, A.A. and Stepanova, I.A. (2014), "Ways to perfection synchronization in "Formation" program in Dance Sport", Modern gymnastics: the problem, trends, perspectives, Collection of materials X International Scientific-Practical Conference, Publishing House of the Russian State Pedagogical University A.I. Herzen, St. Petersburg, pp. 192-196.

2. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

3. Serova, A.G. and Stepanova I.A. (2012), "Synchronization as a component of performing skills in Aesthetic Gymnastics", Favorites from scientific and methodical works on Aesthetic Gymnastics: Collection of works, St. Petersburg Sports Federation of Aesthetics Gymnastics, St. Petersburg, pp. 42-45.

4. Serova, A.G. and Stepanova I.A., (2011), "Factors influencing the synchronization of group exercises performing in Artistic and Aesthetics Gymnastics", Actual problems of modern gymnastics: In-teruniversity collection of scientific works, Dedicated to the 90th anniversary ofprof. V.I. Silin, VIFK, St. Petersburg, pp. 87-94.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2017

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ

РАЗНЫХ СОМАТОТИПОВ

Евгений Вячеславович Кошкин,

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания, Пермь

Аннотация

В ведомственных учебных заведениях широко практикуются различные виды занятий, рассчитанные на физическое совершенствование курсантов. Специалисты по физической подготовке осознают необходимость привлечения различных ресурсов построения учебно-тренировочного процесса. Тесное взаимодействие преподавателя и курсанта позволяет значительно повысить уровень физической подготовки последнего. Выделенных учебной программой часов недостаточно для полноценного физического становления курсантов.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, антропометрические особенности.

INDIVIDUALLY TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF CADETS OF DIFFERENT

SOMATOTYPES

Evgeny Vyacheslavovich Koshkin,

Perm institute of Federal service of execution of the punishment, Perm

Annotation

In the departmental educational institutions various types of the exercises are widely practiced, designed for the purpose of physical perfection of the students. Specialists in physical training are aware of the need to attract variety of resources of the training process building up. Close interaction of the teacher and student can significantly improve the physical fitness of the latter. The assigned under the educational program hours are not enough for the full physical development of the students.

Keywords: physical training, student's anthropometric characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Новый облик правоохранительной системы России требует от профильных образовательных организаций перехода на новый педагогический уровень. Образовательные организации ФСИН России являются ведомственными, осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы (Далее -УИС). Успешность работы будущего сотрудника зависит от многих факторов, одним из которых является физическая подготовка. В соответствии с Концепцией развития УИС до 2020 года, требования к физической подготовленности сотрудника возрастают из года в год [5, 7, 8]. Отсутствие эталона антропометрических показателей кандидатов на обучение в профильном вузе обуславливает широкую градацию антропометрических показателей курсантов. Профессорско-преподавательский состав сталкивается с необходимостью работать с курсантами, которые значительно отличаются по ряду антропометрических показателей.

В одной из наших работ мы провели комплекс мероприятия по рассмотрению и распределению курсантов ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России на соматические группы, опираясь на классификацию по габаритному уровню варьирования, предложенную Р.Н. Дороховым, В.П. Губа, В.Г. Петрухиным. Данный комплекс мероприятий мы считаем необходимым для реализации индивидуально-типологического подхода в процессе физической подготовки курсантов, так как знание особенностей организма позволяет подобрать оптимальный вариант учебно-тренировочного процесса [3, 4, 6, 7].

Исходя из полученных данных, а также изучив диссертационное исследование С.В. Орловой [6] все курсанты, принимавшие участие в исследовании разделены на микросом-ный тип - 34,4% (МиС), мезосомный тип - 40,6% (МеС), макросомный тип - 25% (МаС).

В научной литературе широко обсуждается влияние типа конституции на уровень развития физических качеств и способностей. Учет индивидуальных особенностей телосложения занимающихся и адекватность физической нагрузки, позволяет повысить эффективность применяемых педагогических средств на занятиях по физической подготовке [1, 2]. Полученные данные, безусловно, являются вескими для педагогического процесса, так как характеризуют уровень физического развития курсантов, однако подготовка обучающихся к современным реалиям служебной деятельности требует от профессорско-преподавательского состава кафедры более детального рассмотрения данной темы [4]. Цель исследования - определение индивидуально-типологических особенностей курсантов представляющих разные соматические группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальное исследование проводилось в Чайковском государственном институте физической культуры и спорта на базе в ФЦП по ЗВС «Снежинка. В исследовании приняли участие 96 курсантов 20-летнего возраста, не имеющие спортивной квалификации. Все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, были разделены на

две группы контрольную и экспериментальную по 16 человека в каждой соматической группе. Для определения антропометрических особенностей курсантов использовался современный аппаратный комплекс «BodyScaner». Данный аппарат дает возможность получить и сохранить трехмерную модель испытуемого и провести на ней измерения антропометрических показателей (более 140), что является несомненным преимуществом перед механическим способом измерения. При помощи программное обеспечение «BodyScaner» возможно вращение и изменение масштабов 3Б модели. При помощи виртуальных инструментов (смоделированных по образцу механических) становится возможным выполнение любого размерного признака на теле человека.

Выявление уровня специальной физической подготовленности курсантов осуществлялось на базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты антропометрических измерений курсантов представлены в таблице 1. Полученные результаты свидетельствуют, что лидирующие позиции занимают курсанты МаС типа, средние значения имеют курсанты МеС типа, и самые низкие антропометрические показатели у представителей МиС типа.

Таблица 1 - Средние значения антропометрических измерений курсантов разных соматических групп_

Показатели Микросомный тип ^^±0 Мезосомный тип ^^±0 Макросомный тип

Обхват шеи (см) 35±3,4 36,7±2,3 38,9±2,8

Обхват груди (см) 90,8±4,8 95,3±5,9 103,3±8,7

Обхват талии (см) 79,4±4,7 80,5±3,1 86,7±6,8

Обхват бедер (таз) (см) 92,9±4 93,8±1,5 99,9±3,8

Длина левой руки (см) 71,9±2,9 75,3±3,9 77,8±3,9

Длина правой руки (см) 72±3 74,7±5,5 77,9±3,9

Обхват запястья (см) 16,4±0,8 17,3±0,7 17,7±1

Обхват левого бедра (см) 52,5±3,5 53,8±2,3 59,9±4,2

Обхват правого бедра (см) 52,6±3,4 53,9±2,3 60±4,2

Длина левой ноги (см) 77,2±3,5 83,4±4,6 84,6±4,5

Длина правой ноги (см) 77,3±3,5 83,5±4,5 84,4±4,4

Однако, некоторые из антропометрических показателей курсантов разных сомато-типов существенно не различаются: обхват запястья (МаС - 17,7 см, МеС - 17,3 см), обхват талии (МеС - 80,5 см, МиС - 79,4 см), обхват левого бедра (МеС - 53,8 см, МиС -52,5 см), обхват правого бедра (МеС - 53,9 см, МиС - 52,6 см).

Следующим логическим шагом явилось выявление уровня специальной физической подготовленности курсантов, представляющих разные соматотипы. Результаты тестов, направленных на выявление уровня развития специальных физических качеств, необходимых сотруднику УИС представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты выявления уровня специальной физической подготовленности курсантов разных соматотипов_

Ситуативная задача Микросомный тип Мезосомный тип ^^±0 Макросомный тип 5^±о

Единая полоса препятствий (с) 131,2±3 135±3,8 140±4,5

Комплекс силовых упражнений № 2 (кол-во раз)) 3,9±0,8 4,2±0,8 3,5±0,7

Удары руками по боксерскому мешку за 8 с (кол-во раз) 31,2±2,3 31,4±1,9 26,6±2,5

Удары ногами по боксерскому мешку за 8 с (кол-во раз) 14,7±1,2 13,9±1,4 12,9±1,3

Бросок набивного мяча 4 кг (м) 527,3±20,5 542,4±9,6 535±13,6

Примечание: Комплекс силовых упражнений № 2. Тест состоит из четырех циклов последовательно

выполняемых упражнений:

1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

2. Упор присев упор лежа.

3. Из положения лежа на спине подъем туловища в положение сед до касания пальцами рук пальцев ног.

4. Упор присев-выпрыгивание.

Количество повторений в цикле - 10 раз, циклы выполняются без отдыха.

Результаты выявления уровня специальной физической подготовленности курсантов, представляющих разные соматотипы свидетельствуют о преобладании у курсантов МиС типа специальных двигательно-координационных способностей, специальной выносливости, специальных скоростных способностей ног, у курсантов МеС типа преобладают специальная силовая выносливость, взрывная сила, специальные скоростные способности ног, у курсантов МаС типа не выявлено преобладание каких либо специальных физических качеств по сравнению с курсантами других соматотипов.

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования составляют основу формируемой базы данных особенностей телосложения, характеризующих антропометрические показатели курсантов разных соматотипов.

2. На основе поставленной цели исследования педагогам по физической культуре образовательных организаций ФСИН России, становится возможным совершенствование учебного процесса в рамках индивидуально-типологического подхода. Особую значимость данный подход приобретает при решении задач эффективной педагогической помощи обучающимся в совершенствовании прикладного раздела физической подготовки -«Боевые приемы борьбы».

3. Мы считаем, что целенаправленный подбор физических упражнений в учебном процессе, с позиции развития именно отстающих специальных физических качеств курсантов разных соматотипов будет являться фундаментальной основой для формирования техники приемов самозащиты, как курсантов, так и сотрудников УИС, способствовать повышению уровня их физической подготовленности и как следствие уровня профессионализма.

4. Однако данная тема требует дальнейшего более глубокого исследования, так как большой интерес для образовательного процесса представляет выявление и изучение особенностей состава тела курсантов представляющих разные соматические группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Бакулев Сергей Евгеньевич. - СПб., 2012. - 48 с.

2. Бойченко, С.Ф. Дифференцированный подход к физкультурному образованию студентов вузов / С.Ф. Бойченко, Т.С. Давудов // Сборник конференций НИЦ социосфера. - Прага, 2016. - № 46. - С. 36-37.

3. Зебзеев, В.В. Определение соматотипа курсантов ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России / В.В. Зебзеев, Е.В. Кошкин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : материалы конференции / Пермский институт ФСИН России. - Пермь, 2015. - С. 315.

4. Зебзеев, В. В. Индивидуально-групповое развитие специальной выносливости дзюдоистов-юниоров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зебзеев Владимир Викторович. -Малаховка, 2011. - 171 с.

5. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действия в экстремальных условиях : дис. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Нохрин Михаил Юрьевич. - Набережные Челны, 2014. - 164 с.

6. Орлова, С.В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.07 / Орлова Светлана Вячеславовна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 147 с.

7. Панасюк, Т. В. Наследственная обусловленность соматотипа и ее реализация в онтогенезе / Т.В. Панасюк, С.И. Изаак, Р.В. Тамбовцева // Материалы 4 Международного Конгресса по интегративной антропологии. - СПб., 2002. - С. 272.

8. Плешивцев, А.Ю. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на основе типологии противодействия правонарушителей сотрудникам полиции : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Плешивцев Алексей Юрьевич. - Волгоград, 2015. - 142 с.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E. (2012), Prediction of individual success of athletes of martial artists taking into account genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.

2. Boychenko, S.F. and Davydov, T.S. (2016), "Differentiated approach to physical education of University students", Proceedings of conferences. Prague, No. 46, pp. 36-37.

3. Ebzeev, V.V. and Koshkin, E.V. (2015), "determination of the somatotype of cadets' professional education Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia", Prison system and society: the experience of the interaction, Perm, pp. 315.

4. Ebzeev, V.V. (2011), Individual-group development of the special endurance of wrestlers-juniors, dissertation, Malakhovka.

5. Nokhrin, M.Yu. (2014), Improvement of special physical readiness of cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for actions in extreme conditions, dissertation, Naberezhnye Chelny.

6. Orlova, S.V. (2014), Assessment of the health status of students of youthful age taking into account somatotype, dissertation, Rostov-on-Don.

7. Panasyuk, T.V., Izaak S.I. and Tambovtseva, R.V. (2002), "Hereditary conditionality of somatotype and its realization in ontogenesis", Proceedings of the 4 International Congress on integrative anthropology, St. Petersburg, pp. 272.

8. Pleshivtsev, A.Yu. (2015), Methods of teaching combat fighting techniques of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia on the basis of the typology of the opposition of the offenders to the police, dissertation, Volgograd.

Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2017

УДК 378.046.4

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Валерьевна Красильникова, кандидат педагогических наук доцент, Елизавета Александровна Вацкель, ассистент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад.

И. П. Павлова

Аннотация

В статье представлено описание роли активных методов обучения в преподавании педагогических дисциплин и курсов в системе медицинского вуза на последипломном этапе подготовки. Выявлены наиболее часто используемые активные методы и возможности их применения в зависимости от уровня подготовки обучающегося.

Ключевые слова: активные методы обучения, непрерывное медицинское образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACTIVE METHODS IN TEACHING PEDAGOGIC COURSES IN CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION SYSTEM

Natalia Valeryevna Krasilnikova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Elizaveta Aleksandrovna Vatskel, the assistant, Veronica Aleksandrovna Denishenko, the assistant, Pavlov First State Saint-Petersburg Medical University, St. Petersburg

Annotation

The article presents the description of the role of the active methods of education in the system of the continuous medical education. The most commonly used methods and possibilities of its use are shown.

Keywords: active methods of education, continuous medical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.