УДК 796.07
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР
Алексей Игоревич Иванов, соискатель, Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
Актуальность исследования заключалась в разработке методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правопорядка, которая обеспечивала бы формирование их способности к успешному правовому реагированию в конфликтных ситуациях. Содержание разработанной методики включает специфические действия сотрудников правоохранительных структур в условиях контакта с правонарушителем на основе использования комплексного единоборства.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, правоохранительные структуры, комплексное единоборство, физическая подготовленность, технико-тактические показатели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p90-94
OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT STRUCTURES
Alexey Igorevich Ivanov, the competitor, Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
Relevance of research consisted in development of the methodology for the professional and applied physical training of the employees of the law and order, which would provide the formation of their ability to successful legal reaction in conflict situations. The content of the developed methods includes the specific actions of the staff of law-enforcement structures in the conditions of contact with the offender on the basis of use of the complex single combat.
Keywords: professional and applied physical training, law-enforcement structures, complex single combat, physical fitness, technical and tactical indicators.
ВВЕДЕНИЕ
Прикладная физическая подготовка в силовых структурах государства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки их сотрудников и направлена на формирование соответствующих умений, навыков их использования в психострессор-ных, криминогенных и боевых ситуациях.
В условиях криминогенной обстановки, круг профессионально опасных ситуаций значительно расширяется и вероятность непосредственного контакта с нарушителем, включая и внеслужебное время, многократно возрастает.
Содержание технических действий по правилам комплексных единоборств соответствует условиям обычного силового конфликта. Дублирование условий соперничества в правилах соревнований не соответствует модели профессиональной деятельности сотрудника правопорядка и ставит его на один уровень с правонарушителем. При этом условия специфической для сотрудников правоохранительных структур деятельности по разделу «Боевые приемы борьбы» отличаются от условий деятельности в комплексном единоборстве, что не способствует оптимизации профессиональной физической подготовленности.
Выявленное противоречие позволило сформулировать актуальную проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников правопорядка, которая обеспечивала бы формирование их способности к успешному правовому реагированию в конфликтных ситуациях, соответствовала составу их профессиональной деятельности с учетом этичности использования ударной и борцовской техники.
МЕТОДИКА
В настоящее время назрела необходимость определить полный объем двигательных действий сотрудников правоохранительных структур в условиях контакта с правонарушителем и систематизировать этот арсенал, что позволит модернизировать содержание их физической подготовки. Для этого необходимо разработать соответствующую модель с учетом различных исходных положений и взаимных стоек, а также ролевых действий атакующего или защищающегося, которые могут встречаться в процессе обезоруживания, обезвреживания и задержания правонарушителя. Разрабатывая данную модель, мы использовали аналоги ранее разработанных моделей деятельности в видах спортивных единоборств [1-3], так как приемы борьбы и бокса наиболее часто встречаются в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных структур (таблица 1).
Таблица 1
Модель интегральной пространственно-смысловой двигательной деятельности
сотрудников правоохранительных структур в условиях контакта __с правонарушителем _
Исходные положения Роль атакующего (при одноименной и (или) разноименной взаимной стойке) Роль защищающегося (при одноименной и (или) разноименной взаимной стойке)
Атакующие удары Атакующие броски и приемы Защита от ударов Контрприемы
Правонарушитель и сотрудник стоят Удары руками Броски, переводы и сваливания, болевые и удушающие приемы стоя От ударов руками От бросков, переводов, и сваливаний
Удары ногами От ударов ногами
Правонарушитель стоит на коленях (колене), сотрудник стоит Удары руками Броски, переводы и сваливания, болевые и удушающие приемы От ударов руками От бросков, переводов, и сваливаний
Удары ногами От ударов ногами
Правонарушитель лежит, сотрудник стоит Удары руками Переводы и сваливания лежа От ударов руками От переводов и сваливаний
От ударов ногами
Удары ногами Перевороты, болевые и удушающие приемы От ударов руками От захватов ног
От ударов ногами
Правонарушитель в партере, сотрудник стоит Удары руками Перевороты, болевые и удушающие приемы От ударов руками От захватов ног
Удары ногами От ударов ногами
Правонарушитель и сотрудник в партере Удары руками Перевороты, болевые и удушающие приемы От ударов руками От болевых и удушающих приемов
Удары руками
Содержание разработанной модели включает специфические действия сотрудников правоохранительных структур в условиях контакта с правонарушителем. В частности, приоритетными действиями при активном задержании правонарушителя в условиях одноименной и (или) разноименной стойки являются удары руками и ногами, броски и сбивания, болевые и удушающие приемы. В защите сотрудники могут выполнять оборонительные действия от ударов руками и ногами, контрброски и сбивания.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Содержание профессионально-прикладной физической подготовки необходимо дополнить техническими приемами из других видов спортивных единоборств, которые сотрудникам правоохранительных структур приходится применять в процессе задержания правонарушителя, а в составе профессионально-прикладной физической подготовки
они отсутствуют.
Совокупность применения ударной и борцовской техники в реальных условиях профессиональной двигательной деятельности сотрудников правоохранительных структур обусловливает необходимость включения в состав средств профессионально-прикладной физической подготовки комплексных единоборств.
Комплексное единоборство - это вид спорта, состоящий из состязательного поединка, объединяющий применение в комплексе ударов, бросков, болевых приемов и технических действий из всех видов спортивной борьбы и бокса, которые связаны с выполнением задержания и конвоирования правонарушителя сотрудниками правоохранительных структур.
Анализ технико-тактической подготовки в комплексных единоборствах позволяет определить приоритетные аспекты подготовки сотрудника правоохранительных структур, способного противостоять реальному противнику.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование физической подготовленности сотрудников правоохранительных структур контрольной и экспериментальной групп в соответствии с Наставлением по организации физической подготовки (2012). Тестирование физической подготовленности проводилось по пяти тестам: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, челночный бег 10^10 м, челночный бег 4*20 м, кросс на 5 км. Аналогичное по содержанию тестирование было проведено и в конце педагогического эксперимента.
Контроль уровня владения боевыми приемами также осуществлялся до и после эксперимента. В соответствии с Наставлением по организации физической подготовки (2012) уровень владения сотрудниками боевыми приемами борьбы оценивался по результату решения трех тактических задач, связанных с ограничением свободы передвижения противника и определялся «выполнено» или «не выполнено».
Сравнительный анализ исходных показателей физической подготовленности участников обеих групп позволил установить, что они в начале педагогического эксперимента были идентичны (Р>0,05).
Факт идентичности отмечается и при сравнении исходных показателей технико-тактической подготовленности сотрудников правоохранительных структур контрольной и экспериментальной групп.
В процессе педагогического эксперимента, под влиянием реализуемых методик физической подготовленности, у участников обеих групп отмечается прирост показателей физической подготовленности. Причем как в контрольной, так и в экспериментальной группе достоверно позитивно изменились все показатели физической подготовленности (Р<0,05). Это указывает на то, что и традиционная и экспериментальная методики физической подготовленности позволяют повысить уровень развития физических качеств.
Показатели технико-тактической подготовленности в обеих группах также улучшились в процессе педагогического эксперимента.
Вместе с тем реализация на практике экспериментальной методики позволила добиться более существенных сдвигов в уровне физической подготовленности сотрудников правоохранительных структур (Р<0,05).
Сравнительный анализ конечных показателей технико-тактической подготовленности показывает превосходство участников экспериментальной группы над участниками контрольной. В тоже время участники экспериментальной группы успешно выполнили все задания по решению технико-тактических задач (Р<0,05). Этот факт подтверждает наличие у участников экспериментальной группы более высокого уровня технико-тактической подготовленности, обусловленного занятиями по разработанной методике.
В конце педагогического эксперимента были проведены соревнования по комплексному единоборству. Они проходили в режиме полного соответствия действующим правилам (2010).
В результате анализа технико-тактической деятельности участников соревнований выяснилось, что по количественному показателю бросковой эффективности (КОПЭбр) участники экспериментальной группы превзошли участников контрольной группы. Этот показатель в экспериментальной группе составил 0,21 усл. ед., что значительно превышает аналогичный показатель в контрольной - 0,121 (Р<0,05).
В результате дальнейшего анализа выяснилось, что по количественному показателю ударной эффективности (КОПЭуд) экспериментальная группа также имела более высокий уровень - 0,215 усл. ед. по сравнению с контрольной, где этот показатель был равен 0,175 усл. ед. (Р<0,05).
Анализ количественного показателя эффективности блокирования в стойке (КОПЭбл) так же имел тенденцию повышения в экспериментальной группе и составил 0,221 усл. ед. В контрольной группе он остановился на отметке 0,112 (Р<0,001), что связано со специальной подготовкой в этом направлении.
По количественному показателю эффективности действий в партере и в положении лежа (КОПЭп) участники экспериментальной группы показали более высокий уровень - 0,211 усл. ед. по сравнению с участниками контрольной группы - 0,119 усл. ед. (Р<0,05).
По суммарному показателю выигрышности (В) участники экспериментальной группы статистически достоверно превосходят участников контрольной группы. Показатель выигрышности в экспериментальной группе составил 0,678 усл. ед., а в контрольной - 0,491 усл. ед. (Р<0,05).
Следует отметить факт отсутствия официально зафиксированных травм на соревнованиях по комплексному единоборству, что свидетельствует о высоком уровне физической и технико-тактической подготовленности всех участников эксперимента.
ВЫВОДЫ
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников правоохранительных структур, предусматривающая непосредственный контакт с нарушителем, остается важным разделом боевой подготовки. Однако состав приемов самозащиты, методика овладения с условно-контактной формой педагогического контроля не обеспечивают эффективной подготовки по данному разделу и не мотивируют повышение интереса к его овладению.
2. Разработанная модель интегральной пространственно-смысловой двигательной деятельности сотрудников правоохранительных структур является основой для формирования состава средств и создания методики овладения профессиональными умениями в рамках этико-правовых норм поведения сотрудников правоохранительных структур в условиях контакта с правонарушителем.
3. Использование разработанной методики подготовки сотрудников к участию в соревнованиях по комплексному единоборству в экспериментальном варианте обеспечило их высокое достоверное преимущество по:
- количественному показателю эффективности ударов (КОПЭуд);
- количественному показателю эффективности бросков (КОПЭбр);
- количественному показателю эффективности блокирования (КОПЭбл);
- количественному показателю эффективности партера (КОПЭп).
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов, А.С. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля : автореф. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 /
Кузнецов Александр Семенович. - Краснодар, 2002. - 24 с.
2. Саликов, А.А. Пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений МВД Российской федерации : дис. ... канд. пед. наук / Саликов Алексей Алексеевич. - Краснодар, 1998. - 173 с.
3. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Шулика Юрий Александрович. - М., 1993. - 32 с.
REFERENCES
1. Kuznetsov, A.S. (2003), Organizational and methodical bases of long-term technical and tactical training offighters of the Greek-Roman style, dissertation, Krasnodar.
2. Salikov, A.A. (1998), Ways of increase of learning efficiency to shock single combats in system of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, dissertation, Krasnodar.
3. Shulika, Yu.A. (1993), Long-term technical and tactical preparation in wrestling, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.12.2015
УДК 796.011
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОК-ХУДОЖНИЦ В УСЛОВИЯХ КАМПУСА
Татьяна Геннадьевна Илькевич, старший преподаватель, Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет
Аннотация
В статье отражены результаты анализа особенностей заболеваемости, утомляемости и временного бюджета студенток-художниц и на их основе разработаны наиболее важные направления физкультурно-оздоровительной работы с ними в условиях кампуса. Выявлены повышенные потери учебного времени по болезни в сентябре, октябре, ноябре, декабре, феврале и марте, сниженные - в январе, апреле, мае и июне. Отмечено очень высокое количество случаев их болезней в сентябре. Установлено, что на первом месте по наносимым болезнями потерям учебного времени стоят простудные заболевания (86,3% всех потерь), на втором - травмы (6,2%), на третьем - заболевания органов пищеварения (2,9%), на четвертом - сердечно-сосудистые (2,1%), на пятом-шестом местах -заболевания костно-мышечной и мочеполовой систем (по 1,1% всех потерь). Замечено, что структура заболеваемости студенток-художниц отличается от таковой студенток других специальностей и вузов. Выявлена нерациональная структура использования суточного времени студентками-художницами: сниженные затраты времени ими на сон и занятия физическими упражнениями. Установлено, что у художниц наиболее сильно устает спина, затем глаза, голова, шея, плечи и поясница.
Ключевые слова: студенты-художницы, заболеваемость, физкультурно-оздоровительная работа, использование бюджета времени.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p94-99
MAIN SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES FOR THE ART
THE CAMPUS
Tatiana Gennadyevna Ilkevich, the senior lecturer, Natalia Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences,
Gzhel State University
Annotation
The article presents the results of analyzing the morbidity, fatigue and time budget of art students and on their basis the authors developed the most important directions of the sports and recreation activities in conditions of campus. The authors revealed the increased losses of the students education time due
STUDENTS IN
professor,