научный журнал
Лукьянова В.А.
ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
г. Саратов, Россия
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОБЫТИЙНОЙ СРЕДЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния образовательно-событийной среды на развитие личности обучающихся. Создание такой среды - одно из важнейших средств в профессиональном становлении молодежи. Цель работы -показать условия для формирования образовательно-событийной среды как условия самоактуализации личности на основе ценностных и творческих установок, достижения современного качества образования.
В основе исследования - методы анализа понятийно-терминологической системы, педагогического наблюдения, обобщения педагогического опыта.
Основные выводы автора состоят в том, что образовательно-событийное пространство в системе «Школа-СПО» следует целенаправленно формировать совместными усилиями преподавателей и обучающихся; пространство, необходимое для решения задач профессионального самоопределения, должно способствовать проявлению позитивных эмоциональных состояний обучающихся, а оптимально организованная образовательно-событийная среда призвана прежде всего содействовать развитию интереса к будущей профессиональной деятельности, мотивацию к получению профессии, развитию профессионального самосознания и самотворчества личности.
Материалы статьи могут быть значимыми для руководителей образовательных учреждений и педагогов-психологов.
Ключевые слова. Самопознание, профессиональное самоопределение, самореализация, профессиональная направленность
В последнее время в целях повышения престижа и популяризации рабочих профессий и содействия профессиональному самоопределению молодежи в образовательной практике заметно повысилось внимание к проблемам образовательно-событийной среды, в которой формируется новое поколение. Это во многом связано с тем, что проблема образовательной среды и ее влияния на качество образования занимает одно из центральных мест в современной педагогической науке и практике.
Изучение среды, в которой формируется профессиональное самосознание и самоактуализация личности, имеет довольно продолжительную историю.
Известный психолог А. Маслоу определял самоактуализацию личности как «полное использование талантов, способностей,
научный журнал
возможностей и т. п.», как процесс самореализации человеческих потенций: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это некое существо с заглушенными способностями и одаренностями». Согласно А. Маслоу, самоактуализация является показателем психического здоровья [1, с. 46].
Рассматривая характеристики самоактуализирующейся в профессиональном плане личности, Маслоу, наряду с другими ее свойствами (спонтанностью, автономией, свежестью восприятия и др.), выделяет и креативность.
К. Роджерс, рассуждая об основных личностных характеристиках, общих для полноценно профессионально самоопределившихся личностей, также подчеркивает важность творческих качеств.
Любая профессиональная деятельность всегда связана с творчеством, она требует гибкости ума, воображения, дивергентного мышления.
Взаимодействие в образовательно-событийном пространстве в системе «Школа-СПО» постороено на творческой основе, что приводит к избавлению от шаблонов и стереотипов, во многом характерных для образовательного процесса. Творческий характер деятельности в данной системе связан с постоянным обновлением учебных программ, появлением новых идей, методов, технологий. Развитие творчества в данной деятельности проистекает из соединения уникальных личностных качеств обучающегося с профессиональной деятельностью, направленной на развитие креативной личности. К. Роджерс считал, что «творчество всегда оставляет след индивида на своем продукте, но этот продукт - не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними» [2, с. 125].
Поскольку природа большинства личностных и профессиональных качеств человека отнюдь не биологическая, а социальная, то источником становления и развития профессионального самоопределения личности является и общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, и опыт собственный, индивидуальный.
Таким образом, источник развития личности находится как вне, так и внутри ее, и, безусловно, важная роль в этом процессе принадлежит образовательно-событийной среде, в которой осуществляется профессиональное становление субъекта развития. Создание определенной благоприятной атмосферы, позитивного,
доброжелательного окружения способствует раскрытию творческого и иного потенциала личности.
научный журнал
В трудах И.С. Кона, М.М. Скаткина, Н.Е. Щурковой, В.Д. Мудрика, Н.А. Моревой, Ю.С. Мануйлова, С.А. Огоновской обоснованы принципы построения образовательной среды, условия ее организации.
По мнению С.А. Огоновской образовательная среда не в меньшей степени определяет качество и результаты образования, чем выбор образовательной области, набор учебных дисциплин, используемые технологиии др.(3, с.40).
Н.А. Морева понимает под образовательной средой педагогическое пространство, представляющее собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленую на формирование их отношений к миру, людям и друг другу (4, с.90).
Согласно Е.Н. Щурковой развивающую и воспитывающую образовательную среду можно представить как совокупность четырех специфических окружений обучающихся: предметно-пространственную, поведенческую, событийную и информационно-культурную (5,с. 17-24).
По мнению С.А. Огоновской словосочетание «образовательно-событийная среда» наиболее приемлемое и удачное, подразумевающее специально создаваемую систему организации жизнедеятельности обучающихся, но вдобавок обеспечивающую их самопознание, профессиональное самоопределение и самореализацию в динамичном социокультурном пространстве (3, с.41).
Но необходимо отметить, что профессионально-образовательная среда учреждений обладает рядом особенностей. Профориентационная работа со школьниками готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.
В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования нового поколения, в разделе «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» содержится положение - «Образовательное учреждение обязано сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности».
В соответствии со «Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» главной задачей профессиональной образовательной организации является обеспечение подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.
Исходя из этого, основной специфической характеристикой образовательной среды учреждения профессионального образования является ее насыщенность профессиональным контекстом.
научный журнал
Таким образом, в соответствии с приказом министерства образования от 22 марта 2016 года № 1454 «Об организации инновационной деятельности в Саратовской области» государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж» работает над инновационным проектом «Образовательно-событийная среда как средство развития личности обучающегося». Объектом нашего исследования является развитие личности студента колледжа в образовательном процессе. Предмет исследования: образовательно-событийная среда колледжа.
Цель инновационной площадки - создание условий для формирования и развития самоактуализации личности обучающегося на основе ценностных и творческих установок, достижения современного качества образования.
Деятельность данного проекта организована по следующим направлениям:
1)Рання я_профориентация_учащихся_4-5_классов
общеобразовательных школ города.
С целью приобретения первоначального опыта в различных сферах, развития у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности в ГАПОУ СО «САСК» создан Центр молодежного инновационного творчества «Архитектор». Основная цель ЦМИТ - дать возможность школьникам реализовать свой профессиональный интерес и творческий потенциал, воплотить в жизнь свою техническую идею.
В центре реализуются программы дополнительного обучения по профилю «Архитектура», «Дизайн», «Художественное творчество», «Объемное макетирование», « Прототипирование», которые нацелены на объединение и развитие различных навыков учащихся в единой задаче. Работа со школьниками осуществляется в виде проектной деятельности на компьютерных программах AutoCAD, CorelDRAW. Получая дополнительное образование учащиеся МОУ «СОШ №3 и №4» г. Саратова развивают те или иные свои способности.
2)Организация образовательно-событийной среды для решения задач самоопределения обучающихся 6-7 классов общеобразовательных школ города и области («Фестиваль профессий»)
В тесном сотрудничестве с Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «Опора России», комитетом по образованию г. Саратова в целях популяризации рабочих профессий и содействия профессиональному самоопределению молодежи, колледж ежемесячно проводит для школьников 6-х, 7-х классов «Фестиваль профессий», в рамках которого
научный журнал
работодатели предприятий и организаций города проводят мастер - классы по профессиям: сантехник, сметчик, геодезист, сварщик, стилист, исполнитель художественно - оформительских работ, графический дизайнер, а также специальностям подготовки, изучению прикладных компьютерных программ. На площадках школьники получают информацию о профессиях, участвуют в мастер-классах по работе с компьютерными программами AutoCAD, CorelDRAW, гранд СМЕТА, мастер-класс по живописи, бумажной пластике, квиллингу, полиграфическому производству и др. Ежегодно в Фестивале в принимают участие более 1000 школьников из 45 школ города и области.
Анализ результатов влияние образовательных событий на развитие личности школьников и студентов показал, что вышеперечисленные формы деятельности гораздо эффективнее традиционных форм профориентационной работы. Именно такая образовательно-событийная среда вовлекает школьников и студентов колледжа в непосредственную подготовку к будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональный интерес, мотивацию к получению профессии и способствует развитию личности. Это подтверждают и результаты добровольного анкетирования более 500 школьников-участников Фестиваля профессий.
- В феврале 2018 года в рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Саратовской области на базе нашего колледжа состоялся чемпионат JuniorSkills по 8 компетенциям JuniorSkills: инженерный дизайн CAD, прототипирование, медицинский и социальный уход, спасательные работы, графический дизайн, печатные технологии в прессе, сухое строительство и штукатурные работы для учащихся образовательных организаций возрастных категорий 10+ и 14+.
Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills инициирована Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и является стратегическим партнерским проектом Союза «Ворлдскиллс Россия» и Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело».
В чемпионате приняли участие школьники из МОУ «СОЩ № 15 им. М.М.Расковой»» г. Саратова, Школа Робототехники и программирования ООО «Девайс»г. Саратова, МОУ «СОШ ЗАТО Михайловский» г. Энгельс, Лицей № 36» г. Саратова, Центра молодежного инновационного творчества «Архитектор» г. Саратова, Центра молодежного инновационного творчества «Инженеры быдыщего» г. Саратов, Центра
научный журнал
молодежного инновационного творчества «Сигнал» г. Саратова, Центра молодежного инновационного творчества «Инноватор» г. Саратова.
- В рамках реализации проекта отработан механизм системы наставничества в школах города студенческим спасательным отрядом «Вектор», которым проведены мастер-классы по оказанию первой помощи в критических ситуациях. Реализация этого направления способствует созданию дополнительных условий нравственного, физического и психологического и социального развития обучающихся, развитие чувства ответственности и возможности принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях
Организация образовательно-событийной среды для проведения профессиональной пробы обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ города.
- Профессиональная проба, являясь средством профессионального самоопределения обучающихся, направлена на:
Повышение ценности предметных знаний, как ресурса для получения соответствующего профессионального образования;
развитие социально профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций;
корректировку профессиональных намерений обучающихся с целью повышения качества последующего профессионального обучения.
Колледжем заключен договор о сотрудничестве в сфере профессионального становления обучающихся с общеобразовательными школами города, предметом которого является педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. В рамках договора педагогическими работниками колледжа были разработаны программы профессиональной пробы по предпрофильной подготовке школьников по 8 профессиям.
Все программы структурированы в соответствии с
профессиональной направленностью и прошли апробацию в рамках «Фестиваля профессий» и имеют готовый диагностический
инструментарий, научно-методическое и дидактическое обеспечение.
Как результат работы колледжа по профессиональному самоопределению школьников, количество абитуриентов, осознанно сделавших выбор направления подготовки, увеличилось до 56% (данные опроса в приемной комиссии 2017г.).
- В целях содействия профессиональному самоопределению молодежи области и популяризации востребованных на рынке труда профессий на базе нашего колледжа два года подряд проводился этап областного профориентационного творческого конкурса-презентации в сфере строительства «Найди себя в профессии»;
научный журнал
Конкурс состоял из трех этапов: «Написание статьи о профессии», «Составление буклета о профессии», «Видеоролик о профессии». В конкурсе приняли участие команды из 10 школ Саратова и Саратовской области.
3) Организация образовательно-событийной среды для решения задач
профессионального_становления,_духовно-нравственного,
интеллектуально-творческого развития студентов 1-2 курсов колледжа.
- В соответствии с задачами инновационного проекта, с целью мониторинга профессионального развития студентов, разработана программа организационно-педагогического сопровождения профессионального становления студентов колледжа. В рамках данного сопровождения на базе колледжа проведен региональный этап всероссийской олимпиады профессионального мастерства по УГС 08.00.00 Техника и технологии строительства.
В колледже на постоянной основе проводятся психолого-педагогические тренинги, направленные на личностный рост студентов. Немаловажная роль в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже отводится работе с родителями. Кроме проведения традиционных родительских собраний, в колледже начал работу психологический клуб для родителей «Школа родителей».
С целью организации образовательно - событийной среды для интеллектуально-творческого развития личности студентов в колледже применяются личностно ориентированные технологии в обучающем и воспитательном процессе: деловые и ролевые игры, психолого-педагогические тренинги, анализ конкретной ситуации, дискуссии в форме дебатов, диспуты, информационно-профилактические квесты. Открытые учебные занятия и воспитательные мероприятия проводятся с целевой установкой на развитие личности и активизацию познавательной деятельности студентов. Так, применяя в системе личностно-ориентированные методы обучения, такие как брейн-ринг, диспут, дискуссия добивается повышения эффективности учебных занятий преподаватель истории И.Н. Агафонова. Используя на уроках групповые формы организации деятельности обучающихся, преподаватель Н.Б. Митрякова развивает коммуникативные умения студентов и повышает интерес к уроку «Техническая механика».
- Одной из форм деятельности студентов, способствующей интеллектуально-творческому развитию, являются студенческие исследовательские и практические конференции в различных областях науки и практики. Так в 2017 года состоялась студенческая конференция на тему «Основы предпринимательства: теория и практика», организованная для третьекурсников преподавателем экономики О.Н. Чурбановой. Цель конференции - формирование у студентов способности
научный журнал
планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, способности планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Активное участие студенты колледжа приняли в международной научно-практической конференции «От студенческого проекта - к профессиональной карьере», дипломы 1,2 степени получили студенты преподавателя основ менеджмента Калашниковой В.Г.
- В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, с целью формирования у студентов умения выстраивать индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития, в нашем колледже совместно с Саратовским региональным отделением общероссийской общественной организации «Опора России» реализован проект «Традиционные ценности предпринимательства в Саратовской губернии». Сохраняя традиции, приумножаю их формируется любовь к «Малой Родине» гражданская позиция и гордость за земляков-саратовцев. В рамках инновационной площадки были высоко оценены:
- получили положительные отзывы (2 место всероссийского конкурса социально-активных технологий «Растим гражданина») и рекомендации к тиражированию опыта социальный проект «Традиционные ценности предпринимательства Саратовской губернии»
- получили положительные отзывы (3 место всероссийского конкурса социально-активных технологий «Растим гражданина») и рекомендации к тиражированию опыта социальный проект «Студенческий спасательный отряд «Вектор».
Разработка индивидуальной образовательной траектории для каждого студента - одна из важнейших задач колледжа. Например, для специальности Печатное дело разработан пакет коротких, практикоориентированных программ в качестве дополнительных квалификаций для студентов - всего 16 программ. Набор программ каждый студент выбирает самостоятельно. Полученные навыки реализуются в учебных издательствах, которые созданы на АО «Саратовский полиграфический комбинат» и ООО «Новый ветер». Решен вопрос закрепления наставников из числа работников предприятий. Реализация этих решений способствует развитию личности обучающихся.
Итак, по итогам совместной деятельности с можно отметить активное сотрудничество по всем направлениям деятельности с общеобразовательными организациями г. Саратова и Саратовской области. Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных среди учащихся общеобразовательных организаций и студентов колледжа
2018, №1
«Профессиональная ориентация»
научный журнал
Электронный
показали высокую степень заинтересованности в продолжении реализации инновационной площадки.
Реализация программы инновационной деятельности позволила осуществить следующие качественные изменения в системе профессионального образования:
- решить задачу профессионального развития современного педагога на основе деятельностного подхода;
поддерживать педагогические инновации, укреплять сетевые
взаимодействия для расширения возможностей обмена идеями и современными практическими методами;
- ориентировать работу цикловых комиссий и методических объединений в направлении обеспечения качественного образования, развития личности студента, повышение социальной мобильности.
Анализ выполнения программных мероприятий показывает, что оптимально организованная образовательно-событийная среда образовательного учреждения вовлекают их в непосредственную подготовку к будущей профессиональной деятельности, развивают профессиональный интерес, мотивацию к получению профессии и в конечном итоге способствует развитию личности.
1. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой; под ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 с.
2. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.
3. Огоновская, С.А. //Образование и наука.- №3. -М.-2013,103 с.
4. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: Теория воспитания / Н.А.Морева. М.: Академия, 2008, 192 с.
5. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции и культуры. М.: Педагогический поиск, 1997, 39 с
Библиографический список