Научная статья на тему 'Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности'

Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная среда / педагог / студент / педагогический колледж / учебно-профессиональная деятельность. / sociocultural environment / teacher / student / teacher training college / teaching and professional activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Своротова Ю. В.

Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности — актуальная проблема современной педагогики. В статье обосновывается необходимость создания в педагогическом колледже социокультурной среды, направленной на всестороннее развитие и социализацию личности обучающихся. Раскрывается использование в данной сфере понятия «социокультурная среда». Автор представляет опыт по моделированию социокультурной среды колледжа с помощью различных форм работы. Особое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий. В заключительной части статьи подводятся итоги работы на основе сочинений-отзывов студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Своротова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural environment of a college as a means of preparing future teachers for professional work

The preparation of the future teachers to the profession is an urgent problem of modern pedagogy. The article proves the need for a pedagogical college sociocultural environment, aimed at comprehensive development and socialization of the individual students. "Sociocultural environment" concept is revealed the use in this field. The author presents the experience of modeling sociocultural environment of college with the help of various forms of work. Particular attention is paid to the use of innovative educational technologies. In the final part of the article, the author sums up the work on the basis of essays and reviews of students.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности»

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности — актуальная проблема современной педагогики. В статье обосновывается необходимость создания в педагогическом колледже социокультурной среды, направленной на всестороннее развитие и социализацию личности обучающихся. Раскрывается использование в данной сфере понятия «социокультурная среда». Автор представляет опыт по моделированию социокультурной среды колледжа с помощью различных форм работы. Особое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий. В заключительной части статьи подводятся итоги работы на основе сочинений-отзывов студентов.

Ключевые слова: социокультурная среда, педагог, студент, педагогический колледж, учебно-профессиональная деятельность.

Ю. В. Своротова

Педагог-психолог, ГБПОУ ПК № 18 E-mail: svorotovajulia@ mail.ru

Современная социально-педагогическая ситуация отражает изменения в социокультурной и экономической сферах, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие. Один из аспектов этих изменений — большая, в сравнении с предшествующим периодом, вариативность и меньшая устойчивость социальных норм, правил, признаваемых ценностей. Новая социокультурная ситуация

Как цитировать статью: Своротова Ю. В. Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 3 (39). С. 127-140.

предъявляет серьезные требования к подготовке педагогических кадров. Обществу нужны педагоги творческие, способные к постоянному развитию, к нестандартным трудовым действиям, умеющие сочетать в своей деятельности достижения современной науки и педагогической практики.

Новые ориентиры в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности отражены в положениях современных государственных документов федерального и регионального уровней. Так, в Национальной доктрине развития образования в РФ до 2025 года говорится о необходимости формирования у молодежи навыков самообразования и самореализации личности, подготовки специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности [4]. Приоритетный национальный проект «Образование» призывает обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодежи. Выявление и сопровождение талантливой, способной молодежи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества [5]. В проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» отмечается необходимость достижения качественных изменений в системе воспитания, направленных на обеспечение таких личностных результатов, как мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии [6]. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы указывается, что молодежь обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения, и подчеркивается необходимость создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России [3].

Таким образом, основополагающая цель современного профессионального образовательного учреждения — подготовка педагогов с высоким уровнем социальной компетентности, адаптации, инициативности и мобильности, которые не просто приспосабливаются к существующей реальности, а стремятся к достижению успеха, к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни, т.е. стремятся быть субъектами своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс. Люди, стремящиеся к результатам

и достигающие их, составляют необходимый ресурс развития общества. Поэтому проблема создания в образовательной организации среды, способствующей профессиональному становлению будущих педагогов, является одной из ключевых для развития отечественного образования.

Важную роль в решении данной проблемы должна сыграть система среднего профессионального педагогического образования. Педагогические колледжи дают возможность получить профессиональное образование юношам и девушкам после получения основного общего образования. В том числе тем учащимся, которые имеют некоторые трудности обучения в школе (что создает значительные препятствия для поступления в высшие учебные заведения), но испытывают тяготение к педагогической деятельности. Поэтому для педагогического колледжа особенно важно создать такую среду, которая поможет в перспективе определить успешность жизненного пути студентов и в будущем — специалистов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования для педагогических специальностей отмечается необходимость создания социокультурной среды, направленной на всестороннее развитие и социализацию личности обучающихся [9].

Феномен «социокультурная среда» стал объектом активного изучения исследователей только в конце XX в., и единого определения данного понятия на данный момент не сформировалось.

В толковом словаре русского языка среда трактуется как «совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества» [8]. Человек формируется и развивается как личность только в социуме, в системе отношений, составляющих социокультурную среду. Поэтому среда выступает решающим условием развития личности.

О необходимости создания благоприятной среды для успешного развития личности заявил Ж.-Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» и отметил, что воспитывающим воздействием служит природа (природная среда), общество (социальная среда) и опыт человеческих отношений (социокультурная среда) [7]. Идею создания заботливой среды в образовательном учреждении поддерживал А. С. Макаренко, утверждавший, что воспитание личности невозможно без сотрудничества и взаимопомощи друг другу. Я. Корчак рассматривал среду воспитания подрастающего поколения как сферу свободного творчества, самовос-

питания и жизненной активности. Т. е. задача педагога колледжа — создать условия для принятия студентами значимых идей и ценностей выбранной профессии, для их продуктивного общения, сотрудничества и взаимопомощи.

Н. Б. Крылова определяет социокультурную среду как «конкурентное, непосредственно данное человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества и где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности. Это совокупность различных условий его жизни и социального поведения; среда его меняющихся интересов; его случайные и глубинные взаимодействия с другими людьми; конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума» [2]. В связи с таким широким пониманием социокультурной среды обратимся к взглядам Л. И. Михайловой. Она выделила три уровня социализации и отметила отличия характеристик социокультурной среды на каждом из них:

— первый уровень социализации охватывает общество в целом, ценности, культурно-исторический опыт и т.д.;

— второй уровень включает жизненные условия, непосредственно связанные с близким окружением человека, национально-этнические, региональные и семейные особенности его жизни;

— третий уровень отражает собственно жизненный опыт, основанный на реальном включении индивида в разные виды деятельности. Под влиянием жизненного опыта и социокультурной ориентации и происходит самоопределение личности, саморазвитие, самореализация, выбор жизненных перспектив.

В связи с этим под социокультурной средой педагогического колледжа мы понимаем пространство совместной жизнедеятельности студентов и педагогов образовательного учреждения, построенное на основе единого интереса к педагогической деятельности, ценности профессии педагога и достижения значимых результатов в учебно-профессиональной деятельности и сотрудничестве.

Конечно, социокультурная среда образовательной организации имеет свою специфику в соответствии с задачами, которые она выполняет, и связана с будущей профессиональной деятельностью студентов. Педагогический колледж выступает как агент социализации, профессионализации, транслирующий нормы и ценности в студенческую среду,

тем самым позволяя обучающимся приобрести новый социальный опыт и сформировать новые компетенции в деятельности, связанной с выбранной профессией. Следовательно, социокультурную среду образовательной организации следует рассматривать как совокупность специально созданных в ней социальных, педагогических и психологических условий, необходимых для формирования личности студента как будущего профессионала.

Социокультурная среда колледжа становится связующим звеном профессионального и личностного становления студентов, обеспечивая благоприятные условия для их самопознания (при поддержке значимых других), самореализации (на фоне значимых других), самоопределения (среди значимых других), самоидентификации (со значимыми другими). В студенческом возрасте происходят самые важные преобразования для профессионального и личностного становления молодых людей: становление идентичности, актуализация процессов самоопределения и самореализации, развитие рефлексии, выстраивание взаимоотношений с окружающими людьми. Таким образом, социокультурная среда образовательного учреждения создает условия, в которых в различных формах реализуется ведущая деятельность юношеского возраста — учебно-профессиональная (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) — и решаются основные задачи данного возрастного периода.

Рассматривая специфику социокультурной среды колледжа, выполняющей обучающую и воспитывающую функции, следует отметить следующие ее характеристики: деятельностную (наличие совместной деятельности субъектов среды), коммуникативную (проявление социально-психологической системы связей и отношений), рефлексивную (организация рефлексивной деятельности), ценностно-смысловую (единые нормы, цели, ценности, смыслы общения и взаимодействия).

Влияние среды исключает непосредственное давление на личность, а представляет собой развивающую направленность факторов. С одной стороны, социокультурная среда рассматривается как условие формирования и развития личности, с другой стороны, она предполагает деятельностную активность человека по выстраиванию своего жизненного пространства, в частности профессионального.

В образовательном учреждении социокультурная среда проявляется как сеть взаимосвязанных педагогических событий, механизмом создания которых становится совместная деятельность педагогов и студен-

тов. В создании социокультурной среды колледжа принимают участие и педагоги через проектирование различными средствами и методами учебной и внеурочной деятельности в колледже, и студенты, становясь активными участниками этой деятельности. Такой подход обеспечивает преемственность учебной и внеурочной деятельности, что способствует появлению единого образовательного пространства в колледже. А переход к активному формату обучения задает начало формированию модели подобной профессиональной деятельности у студента, которую он будет транслировать в самостоятельной деятельности, в образовательной организации, где будет работать.

В педагогическом колледже № 18 города Москвы накоплен значительный опыт по моделированию социокультурной среды с помощью следующих форм работы: мастер-классов, тренингов, сборов, творческих выставок, проектной и волонтерской деятельности. Такая деятельность отражает актуальные направления работы педагогического колледжа и эффективно обеспечивает удовлетворение потребности студентов и педагогов в совместной деятельности.

В качестве примера рассмотрим особенности организации некоторых учебно-воспитательных событий. Отметим, что учебно-воспитательные мероприятия мы характеризуем как события. Данные мероприятия представляют собой яркие, нерядовые встречи студентов и педагогов в процессе повседневного образовательного процесса. Студенты принимают участие в организации и проведении этих мероприятий, часто выступают с собственной инициативой и предложениями. Ценность этих событий для них выражается в получении опыта открытого, доверительного взаимодействия, сотрудничества с педагогами, самореализации, в открытии нового знания о себе и других. Осмысление этих результатов происходит в процессе рефлексии, примеры рассуждений студентов приводятся при подведении итогов.

В течение учебного года для студентов проводятся психолого-педагогические тренинги. Мы разделяем точку зрения С. Гладышева, что тренинг — это особый метод, который позволяет участникам учиться на собственном опыте в настоящий момент в специально созданной благоприятной среде, где каждый может осознать плюсы и минусы своих личностных качеств [1]. Тематика тренингов отличается на разных курсах и призвана решать наиболее актуальные вопросы на каждой ступени обучения. Так, для студентов первого курса важным является

адаптация к условиям обучения в колледже, налаживание субъект-субъектных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами, вовлечение в жизнедеятельность учреждения, приобщение к ценностям и смыслам профессиональной деятельности. Тематика тренингов в данный период следующая: «Веревочные курсы» (тренинг командообразования), «Вместе — мы команда», «Школа общения».

Следует отметить, что нет четких ограничений для посещения студентами тренинговых занятий. Участие в подобных мероприятиях добровольное. Студенты могут самостоятельно выбирать темы, к которым у них в настоящий момент есть наибольший интерес.

Важным событием в жизнедеятельности колледжа является организация и проведение выездного лагеря «Школа лидеров». «Школа лидеров» традиционно проводится на базе отдыха в Московской области на протяжении двух с половиной дней. За четыре года в «Школе лидеров» приняли участие более 200 студентов 1-4 курсов.

К подготовке программы привлекаются педагог-психолог, педагог-организатор, преподаватели физической культуры, спецдисциплин и студенты 3-4 курсов, уже принимавшие участие в подобном мероприятии. Программа «Школы лидеров» имеет социально-педагогическую направленность, ее цели — создание благоприятных условий для развития профессиональных и личностных качеств, реализации творческого потенциала студентов через активное включение в разные виды деятельности.

Участие в «Школе лидеров» добровольное, и поскольку количество мест ограничено, возникает конкурс. Из студентов, выразивших желание принять участие в выезде, приглашение получают наиболее инициативные и принимающие активное участие в жизни колледжа.

Для обеспечения эмоциональной и деятельностной включенности студентов в сотрудничество для каждого выезда готовится насыщенная программа, включающая комплекс тренингов, цикл бесед, мастер-классов, деловых игр и вовлечение в проектную деятельность. Программа «Школы лидеров» обычно включает несколько блоков: блок знаний, блок общения, блок взаимодействия и спортивный блок. Преподаватели не выступают в роли руководителей программы, а принимают на себя роль консультантов, оказывая содействие в создании продуктивного пространства для взаимодействия, творчества и деятельности студентов, непосредственно включаясь в происходящее.

По приезду на базу отдыха участники разбиваются на команды, совместно обсуждают и принимают правила поведения в «Школе лидеров», проводят игровой комплекс на знакомство членов команд друг с другом. Таким образом создается ситуация успеха для участников, которая позволяет ощутить атмосферу взаимопомощи, поверить в свои силы, получить положительные эмоции и включиться в совместную деятельность. На протяжении двух с половиной дней взаимодействие участников очень насыщено значимыми делами разной направленности (интеллектуальные, творческие, спортивные, социально значимые и др.), также они получают возможность побывать в разных ролях (организатора, исполнителя, зрителя). Это позволяет поддерживать состояние общности, подпитывает участников общими переживаниями, эмоциональной заразительностью, чувством духовной близости.

Каждый выезд имеет свою смысловую идею, которая определяется на предварительной встрече участников. Например, в разные годы «Школа лидеров» посвящалась следующим темам: «Движение — это жизнь», «Студенческий актив», «Формула успеха», «Искусство кино» (посвящена Году кино в России). Результатом «Школы лидера» становятся проекты студенческой инициативы, которые являются логическим завершением приобретенных участниками знаний и умений, нового опыта. Некоторые проекты получили свое продолжение и были реализованы в образовательном пространстве колледжа, такие как марафон «День лидера», спортивно-развлекательная программа «Мы — за здоровый образ жизни!».

Новой формой работы в образовательном процессе нашего колледжа стал сбор студентов и педагогов. Сбор — это день-погружение, когда проявляется ситуация творческого взаимодействия участников в организации совместной жизни, в результате которой складывается своеобразная и неповторимая общность обучающихся и педагогов, заключающая в себе мощный воспитательный потенциал. Эта идея первоначально была реализована В. А. Караковским в виде коммунарских сборов и нашла свое отражение в работах И. Ю. Шустовой [10].

Время сбора максимально насыщено делами, требующими коллективного, группового и индивидуального участия. Набор дел неслучаен и соответствует тематике сбора. Цель сбора: активизация студентов для самоопределения и самосовершенствования на пути профессионального становления. В сбор включены разнообразные формы деятельности:

тренинг на знакомство, игры на взаимодействие и развитие коммуникативных навыков, презентация групповых работ, творческие мастер-классы, дискуссии и обсуждения, рефлексивные паузы. Насыщенность дня, его событийный характер (выход из повседневного), эмоциональное единение, открытые, личностно значимые общение и деятельность, индивидуальная и групповая рефлексия создают условия для погружения всех участников в единое ценностно-смысловое пространство учебно-профессиональной общности.

Студентам предоставляется большая самостоятельность и возможность выбора, составы групп постоянно меняются в течение дня. В процессе сбора отслеживается настроение участников и их активность, что позволяет варьировать выбор и последовательность форм. Для анализа и осмысления происходящего на каждом этапе сбора проводятся рефлексивные паузы. Ответы студентов свидетельствуют о достаточно глубокой рефлексии ими себя и произошедшего в течение сбора. Участники сбора отмечают ценность такого неформального общения друг с другом и педагогами, сообщают, что почувствовали равенство и сплоченность, смогли попробовать себя в новой роли, преодолели себя и испытали положительные эмоции. Студенты отмечали, что сбор помог осознать, что от них зависит их будущее. В ходе совместных обсуждений участники пришли к выводу, что «будущее — это не абстрактное понятие, а результат усилий каждого человека».

Сбор проводится один раз в год, занимает малую часть в общекол-леджных мероприятиях, но участники живут им, помнят о нем в течение года, выражают желание снова принять участие в подобном мероприятии, некоторые даже в роли организатора.

Значимой формой деятельности в колледже является проектная деятельность. В педагогическом колледже № 18 создана целая система стимулирования реализации студенческих проектов: методическая служба проводит обучающие семинары для педагогов, конкурсы проектов среди студентов колледжа, организует участие в окружных, городских и всероссийских конкурсах проектов. Проектная деятельность акцентирует внимание на предметном содержании обучения, инновационных способах реализации проектов и их практической значимости в профессиональной деятельности.

Направление и тему проекта студенты выбирают самостоятельно, исходя из своих профессиональных интересов. Работа над проектом

позволяет обучающимся познакомиться с новой сферой педагогических знаний, получить опыт практической деятельности, т.к. проект всегда предполагает его практическую реализацию в колледже или на практике. Так информация воспринимается студентами как «живые знания», наполненные смыслом, понятным им, приобретающим для них личностное значение. Работа над проектом организуется в группе, участники собираются вместе, договариваются и распределяют между собой функции, что позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, переживать общие эмоции, создавая атмосферу эмоционального принятия и признания. Важную роль в организации проектной деятельности студентов играет педагог. Он выступает не в роли научного руководителя, а в роли инструктора, организатора деятельности и активности студентов, поддерживая при этом субъект-субъектное взаимодействие с ними.

Итогом проекта является создание продукта. Например, студенты под руководством автора подготовили кукольный спектакль для детей о ценности здоровья, интерактивный урок для школьников и студентов «Мат — не наш формат», информационные буклеты «Дыши свободно!», комплекс игр для активных перемен «Отдыхаем с пользой» и др. Важный этап работы — презентация продукта и защита участниками своего проекта. Это позволяет студентам самореализоваться, осознать результаты своей деятельности и ценность достижения успеха.

Одним из значимых направлений по воспитанию студентов в колледже является реализация волонтерской деятельности. Волонтерство — это форма гражданского участия в различных видах деятельности, и поскольку наши участники уже определились со своими профессиональными интересами, волонтерская детальность в колледже строится на решении актуальных социально-педагогических проблем.

Волонтерское движение в колледже реализуется с 2014 года, инициативную группу участников составляют 54 студента и 3 педагога. По мере необходимости для реализации различных мероприятий и акций привлекаются и другие участники образовательного процесса. Волонтерское движение объединило людей небезразличных, способных проявлять сострадание и отзывчивость.

За два года студенты и педагоги организовали благотворительную акцию для детей, находящихся на длительном лечении в больницах, провели благотворительный праздник для детей «Весна идет», орга-

низовали фотовыставку «Спешите делать добро!». Для мотивации студентов на добрые поступки и привлечения волонтеров подготовили информационные буклеты «Дари добро», видеоролики и презентации о добре, которые демонстрируются в холлах колледжа. Для студентов и учащихся школ были проведены классные часы о доброте, а в день проявления доброты (17 февраля) — акции «День добрых дел».

Промежуточным итогом волонтерского движения стала инициатива студентов рассказать об уже совершенных добрых поступках. Так родилась идея создания книги «Мир добрых сердец», которая собрала в себе истории помощи пожилым, знакомым и незнакомым людям, детям, а также беззащитным животным. От участников поступило предложение подготовить по мотивам созданной книги праздник доброты для воспитанников детских садов и детей, находящихся на лечении в больницах. Таким образом, волонтерское движение активно поддерживается студентами и развивается.

Примером события, созданного благодаря инициативе студентов, является выставка творческих работ «Мир моих увлечений». В первой выставке приняли участие 34 студента и 6 педагогов. Выставка вызвала большой интерес. Теперь это традиционное мероприятие, которое проводится ежегодно (с 2013 года). За период проведения в выставках приняли участие уже более 150 студентов и педагогов, представлены творческие работы, выполненные в разнообразных техниках: оригами, живопись, бисероплетение, вышивка, валяние из шерсти, выжигание, резьба по дереву и т.д. С каждым годом работы участников становятся более сложными и оригинальными. Педагоги и студенты стремятся освоить новые формы творчества для того, чтобы продемонстрировать их на выставке и удивить друг друга. Каждый год студенты и педагоги привлекают новых участников.

Посетителями выставки становятся студенты, преподаватели и сотрудники колледжа, которым предлагается проголосовать за лучшие работы. Также они имеют возможность принять участие в творческих мастер-классах (например, изонить, оригами, валяние из шерсти), которые проводят сами студенты. Свои впечатления посетители и участники оформляют на символических бабочках, которые размещаются на стенах аудитории в творческом формате.

Проведение подобных мероприятий позволяет объединить творчески ориентированных студентов. Для будущих педагогов это представляет

особую ценность, т.к. творческий характер деятельности помогает самореализоваться в профессии, добиться более высоких результатов. Участники получают возможность пообщаться с единомышленниками, обменяться опытом, оценить свои возможности и сравнить их с другими, получить положительные эмоции. Определение лучших работ по итогам выставки создает условия для самореализации студентов в реальном значимом деле.

Важном этапом профессионального становления является возможность студентов 3-4 курсов самостоятельно проводить мастер-классы в рамках различных мероприятий в колледже, например психолого-педагогической олимпиады, марафона «День лидера», Дня открытых дверей, предметных недель. Под мастер-классом мы понимаем особую форму учебного занятия, которая основана на практических действиях — демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи. Подготовка мастер-класса студентом проходит при поддержке педагога, через совместную деятельность, сотрудничество. Участниками мастер-классов обычно становятся школьники и студенты младших курсов. Например, при поддержке автора студенты подготовили следующие мастер-классы: «Секреты общения», «Зарядка для интеллекта», «Дорога к успеху», «Лидер — он какой?», «Жизнь в удовольствие», «Плечом к плечу», «Классное ориентирование» и др. Возможность самостоятельной деятельности способствует проявлению собственного индивидуального стиля студентов в профессиональной деятельности.

В период с 2012-го по 2016 год активными участниками внеурочной деятельности в колледже стали 436 студентов 1-4 курсов, обучающиеся по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура».

Продуктивными для анализа результатов проведенной работы являются отрывки из сочинений — отзывов студентов по итогам мероприятий. Всего было обработано более 800 работ студентов. Мы сгруппировали высказывания и обработали их методом анализа содержания. Студенты получили следующий опыт, исходя из их отзывов:

1. мотивационно-ценностный опыт: «мне поможет этот в будущей профессиональной деятельности», «я поняла, что смогу стать хорошим педагогом», «я поняла, чего хочу в жизни и буду этого добиваться» и др.

2. когнитивный опыт: «я узнала, каким должен быть успешный

педагог», «я узнала психологические особенности детей» и др.

3. деятельностный опыт: «я научилась преодолевать трудности и страхи», «я научилась организовывать деятельность других» и др.

4. коммуникативный опыт: «я научилась работать в команде», «я стала уверенней в себе», «мне стало легче вступать в общение с окружающими» и др.

5. эмоциональный опыт: «я почувствовала радость и удовлетворение», «было интересно» и др.

6. рефлексивный опыт: «я никогда не задумывалась о внутренней стороне работы педагога, оказывается, это сложно, но интересно», «мне кажется, я смогла открыть в себе новые страницы и прочитать как книгу» и др.

Таким образом, социокультурная среда колледжа предстает как организация и проживание педагогами и студентами разнообразной совместной деятельности, которая выстроена на основе учебно-профессионального сотрудничества. В результате в колледже возникают неформальные эмоционально-психологические связи и отношения между педагогами и студентами, их учебно-профессиональная общность. Благоприятная атмосфера влияет на обучающихся, их восприятие мира и отношение к нему, определяет образ жизни, под влиянием которого студенты реализуются в жизни, в частности в профессии. Такая социокультурная среда актуализирует у студентов внутренний мотив профессионального продвижения; задает культурные образцы, нормы и ценности профессиональной деятельности, общечеловеческих отношений; у студентов появляется значимый опыт учебно-профессиональной и личной профессиональной деятельности.

Литература

1. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? // Обучение & карьера. 2005. № 35. С. 70.

2. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования" на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. Режим доступа: Ьйрв:// rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 10.11.2016).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. Режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 13.01.2017).

5. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. Режим доступа: http://ми-нобрнауки.рф/ (дата обращения: 22.05.2016).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 202S года» [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. Режим доступа: https://rg.ru/201S/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 26.12.2016).

У. РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. M. , 1981. Т. 1.

8. Ушаков Д. H. Толковый словарь русского языка: соч. в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. M. 2000. 462 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение [сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/y0810642/ (дата обращения: 16.12.2016).

10. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектно-сти юношества: дисс. ... док. пед. наук. М., 2009. 424 с.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoe obespechenie [web-sayt]. <http://base.garant. ru/70810642/> (data obrashcheniya: 16.12.2016).

2. Gladyshev S. Kak vesti sebya na treninge? / S. Gladyshev // Obuchenie & kar'era. 200S. № 3S.

s.70.

3. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya. M. : Narodnoe obrazovanie, 2000. 2У2 s.

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1S aprelya 2014 g. N29S g. Moskva "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody" [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta [web-sayt]. <https://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html> (data obrashcheniya: 10.11.2016).

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. N7S1 g. Moskva «O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta [web-sayt]. <https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html> (data obrashcheniya: 13.01.201У).

6. Prioritetnyy natsional'nyy proekt «Obrazovanie» [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [web-sayt]. <http://minobrnauki.rf/> (data obrashcheniya: 22.0S.2016).

У. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 201S g. N996-r g. Moskva "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 202S goda" [Elektronnyy resurs] // Rossiyskaya gazeta [web-sayt]. <https://rg.ru/201S/06/08/vospitanie-dok.html> (data obrashcheniya: 26.12.2016).

8. Russo Zh.-Zh. Pedagogicheskie sochineniya. V 2 t. T. 1. / ZH.-ZH. Russo. M., 1981.

9. Shustova I.YU. Faktor detsko-vzrosloy obshchnosti v vospitanii i razvitii sub"ektnosti yunoshestva: diss. . doktora ped.nauk: Moskva, 2009. 424 s.

10. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 4 t. / Pod red. D. N. Ushakova. M., 2000. 462 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.