Научная статья на тему 'Динамика становления профессиональной субъектности будущего педагога в культурно-образовательном пространстве'

Динамика становления профессиональной субъектности будущего педагога в культурно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СТРУКТУРА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / THE NATURE OF THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / THE STRUCTURE OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF THE INDIVIDUAL / THE EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER / THE SOCIALIZING TRAJECTORY OF THE EMERGENCE OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Иван Николаевич

Определяется сущность динамики развития личности как субъекта в культурно-образовательном пространстве. На основе анализа структурных компонентов культурно-образовательного пространства выявлена последовательность самоопределения образующейся личности. Целостность изменений личности представлена в рамках возможностей познавательно-развивающей парадигмы образования, когда объектом педагогических усилий выступают отношения между субъектами образования как ориентир, внедренный социокультурным механизмом развития личности в постоянно изменяющихся образовательных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF THE FUTURE TEACHER FORMATION IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

The essence of the dynamics of the personality development as a subject in the cultural and educational space is determined. Based on the analysis of the structural components of the cultural and educational space, the sequence of self-determination of the personality is revealed. The integrity of personality changes is presented within the scope of the cognitive-educational paradigm of education, when the object of pedagogical efforts is the relationship between subjects of education as a landmark, introduced by the socio-cultural mechanism of personality development in constantly changing educational conditions.

Текст научной работы на тему «Динамика становления профессиональной субъектности будущего педагога в культурно-образовательном пространстве»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 2

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE

УДК 101.1:316 Б01 10.23683/0321-3056-2017-2-4-8

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© 2017 г. И.Н. Алексеенко"

aДонской педагогический колледж, Ростов-на-Дону, Россия

DYNAMICS OF PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF THE FUTURE TEACHER FORMATION IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE

I.N. Alekseenkoa

aDon Pedagogical College, Rostov-on-Don, Russia

Алексеенко Иван Николаевич -

кандидат педагогических наук,

заместитель директора

по учебно-производственной работе,

Донской педагогический колледж,

ул. Ленина, 92, г. Ростов-на-Дону, 344023, Россия.

Е-mail: [email protected]

Ivan N. Alekseenko -

Candidate of Pedagogic Science,

Deputy Director on Educational

and Practical Work,

Don Pedagogical College,

Lenina St., 92, Rostov-on-Don, 344023, Russia.

E-mail: [email protected]

Определяется сущность динамики развития личности как субъекта в культурно-образовательном пространстве. На основе анализа структурных компонентов культурно-образовательного пространства выявлена последовательность самоопределения образующейся личности. Целостность изменений личности представлена в рамках возможностей познавательно-развивающей парадигмы образования, когда объектом педагогических усилий выступают отношения между субъектами образования как ориентир, внедренный социокультурным механизмом развития личности в постоянно изменяющихся образовательных условиях.

Ключевые слова: природа культурно-образовательного пространства, структура становления профессиональной субъектности личности, образовательное движение будущего педагога, социализирующая траектория становления субъектности.

The essence of the dynamics of the personality development as a subject in the cultural and educational space is determined. Based on the analysis of the structural components of the cultural and educational space, the sequence of self-determination of the personality is revealed. The integrity of personality changes is presented within the scope of the cognitive-educational paradigm of education, when the object of pedagogical efforts is the relationship between subjects of education as a landmark, introduced by the socio-cultural mechanism of personality development in constantly changing educational conditions.

Keywords: the nature of the cultural and educational space, the structure of the formation of the professional subjectivity of the individual, the educational development of the future teacher, the socializing trajectory of the emergence of subjectivity.

Трудность перевода социально-философского понимания культурно-образовательного пространства в реальный механизм педагогического действия связана с тем, что оформилась идея обоснования понятия «социально-педагоги-

ческое пространство», в качестве которого в социально-педагогическом его измерении выступают, к примеру, «интегративное» или «деятель-ностное» пространство, либо «творческое образовательное» пространство. Между тем само по

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

себе пространство не может быть ни деятель-ностным, ни творческим, ни каким-либо другим. Оно может быть только пространством, порождающим потребность в деятельности или творчестве, с системно организованными условиями развития такого рода потребностей [1]. Концептуальный подход, которого мы принципиально придерживаемся, складывается из того, что понимание пространства становления личности рассматривается не просто как образовательного, а как культурно-образовательного, поскольку всякое отношение человека с окружающим его миром происходит сквозь призму культуры. В этих целях выделяется «культурный принцип образования» как ценностное осмысление личностью своего «Я» во взаимодействии с окружающей действительностью [2].

Природа самого «культурного пространства» заключается в том, что, с одной стороны, оно предзадано объективной реальностью в виде репрезентативной культуры, с другой - содержательно и технологически обеспечивается усилиями педагога, который работает не со знанием-информацией, а с культурной ситуацией [3].

Социальная сущность кулкгурно-образователь-ного пространства, во-первых, предусматривает организацию взаимодействия образовательных субъектов посредством применяемых технологий с учетом специфики и возможностей каждого из субъектов. Во-вторых, границы такого пространства задаются двумя полюсами их взаимополага-ния в образовательном процессе: предметом культуры и внутренним миром, проявляющимся как процесс раскрытия сущностных сил человека.

В структуре культурно-образовательного пространства выделяются сферы организационно-методического обеспечения, среди которых социальная сфера ценностно-смыслового и профессионального самоопределения, информационно-коммуникационного обеспечения процесса становления и развития профессиональной субъектной позиции, проектирования и реализации личностного процесса саморазвития [4]. Каждая из сфер культурно-образовательного пространства представляет собой сочетание необходимых и достаточных организационно-методических условий становления личностной профессиональной позиции с сущностно-содержательной характеристикой самой субъектности индивида.

Образовательное движение в культурно-образовательном пространстве выстраивается вокруг самоопределения образующейся личности как

отправного момента в становлении ее субъектно-сти, которое возможно только во взаимодействии с профессионально оформившимся субъектом деятельности. Вследствие этого очевидно обращение к форме организации такого взаимодействия. Родовой характеристикой выступает свобода выбора. Исходя из потребности совершенствования социокультурного механизма самоопределения личности как неизбежного этапа становления профессиональной субъектности, возникает необходимость решения минимум двух задач, корректирующих целенаправленную ориентацию образовательного процесса и всей жизнедеятельности системы формирования целостной личности будущего профессионала. Первая - обеспечение направленности социально-педагогического процесса на актуализацию личностного развития и саморазвития студентов и их педагогическую поддержку. Вторая -обеспечение целенаправленной оптимизации культурно-образовательного пространства в контексте становления профессиональной субъект-ности будущего специалиста [5]. Таким образом, «объектом образовательных усилий» выступает не какая-либо учебная дисциплина, не образовательная программа, ориентированная на овладение совокупностью компетенций, наконец, даже не личность студента в его продвижении к профессии, а процессы и отношения, содержательно характеризующие культурно-образовательное пространство как ситуации самоопределения и самореализации субъекта образования в их событийной форме.

Предметом социального регулирования образовательного процесса в рамках культурно-образовательного пространства становится адекватная этому пространству его часть, актуализированная на основе субъектного опыта личности и присвоенная ею в качестве собственного пространства жизненного самоопределения и последующей самореализации. Это личностное культурно-образовательное пространство имеет целостную природу, в которой проявляется индивидуальная форма развертывания сущностных сил в единстве потребностей, способностей и деятельности [6].

Такая постановка вопроса привлекает внимание к определенной роли индивидуализации социализирующих траекторий становления профессиональной субъектности студента, где они понимаются как технологически обеспечиваемое образовательное движение, исходящее от импульса (готовность и способность) самоопре-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

деления личности, выстраивающей свою ценностно-смысловую сферу в качестве ядра уже целостного личностного культурно-образовательного пространства [7]. Их естественную основу составляет субъектно-развивающая социализация будущего профессионала.

Диалектика становления субъектности личности, в том числе и профессиональной, в рамках индивидуальной социализирующей траектории имеет свою структуру, компоненты которой, составляя целостность определяемую с момента самоопределения, не только отличаются содержательно, но и имеют разный тип и степень устойчивости: это - статическая составляющая, представляющая ядро субъектности в виде субъектной позиции; динамическая как репрезентативная сфера событийно ситуативного характера в виде субъектно-ориентированной образовательной ситуации; результирующая, опирающаяся на степень самореализации личности, ориентированной на достижение вершины в развитии индивидуальной эксклюзивности.

Центральным звеном целостного процесса становления субъектности выступает формирование ее относительно статичного ядра профессионально-субъектной позиции как формы и способа личностного и профессионального осуществления человека (самоопределение, самоактуализация, самоутверждение и саморазвитие). Диалектика процесса «здесь и сейчас» явлена как разрешаемое противоречие между состоявшейся личностной и профессиональной идентичностью и качественным уровнем личностной и профессиональной индивидуализации.

Целостность профессиональной субъектно-сти личности вообще и профессионально-педагогической в частности подразумевает потребность в парадигмальном подходе, реализующем си-стемно-деятельностный принцип организации субъектно-ориентированного образовательного процесса, поскольку он уже сам по себе есть не что иное, как целостное отражение явления во всем его многообразии [8, с. 112-118]. С этой точки зрения наиболее адекватным исходя из указанных концепций является опора на возможности познавательно-развивающей парадигмы образования, сущность которой заключается в том, что содержанием образования выступает «мир человека», а логика образовательного движения личности обосновывается и воспроизводится как логика познания (диалектичная, противоречивая по своей сущности), а не как логика

научения, обучения (которая всегда формализована и линейно выстроена). Этот анализ дает возможность утверждать, что познавательно-развивающая парадигма в полной мере отвечает природе субъектно-ориентированного образовательного процесса и может служить основанием для его проектирования.

С данных позиций определяется как содержательная сторона субъектно-ориентированного (по характеру) и профессионально-педагогического (по предметно-деятельностному предназначению) образовательного процесса, так и его структурное построение [9]. При этом организующим началом образовательного движения личности, его сквозным принципом, обеспечивающим целостность и направленность вектора становления и развития субъектности, является ясно осознаваемый смысл жизни, определяющий иерархию системы ценностей в личностно значимых сферах, в том числе и в профессиональной. В центр социально-культурной регуляции субъ-ектно-образовательного движения личности перемещается смысложизнедеятельностное самоопределение как основная движущая сила становления и развития личности, в том числе и ее профессиональной определенности.

К социокультурным условиям субъектного смыслообразования в ходе образовательного процесса относятся: установление соотношения между созданными и потерянными ценностями; «расскристаллизация» смыслов, их радикальный характер и модификация; этапность становления смыслов; их профессионализация и феноменальность. Каждый из элементов системы смыслооб-разования, выполняя конкретную задачу, обеспечивает целостность явления посредством диалектики «движения смыслов», заключающейся в том, что возникают условия «ситуации развития» субъектно-ориентированного образовательного процесса, а самооформление иного смысла и переход в новое качество самоопределения образующейся личности есть индивидуально значимое событие как очередной шаг к следующему этапу самоопределения образующейся личности.

Иная сторона субъектно-ориентированного образовательного процесса, реализуя принцип дополнительности, насыщает целостность спецификой профессионального характера деятельности личности и отношений. Напомним, что в первую очередь речь идет об уникальной особенности, во многом определяющей характер субъектности, заключающейся в том, что основой

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

ценностно-смысловой самоорганизации деятельности и жизнетворчества в педагогической профессии выступает так называемая «отраженная субъектность».

Профессиональная субъектность личности педагога проявляется в осуществлении функции воспроизводства субъектности посредством как преобразования осуществляемого за счет отдельных элементов структуры субъектности образующейся личности, так и воспроизводства субъектности в целом.

Еще одной принципиальной характеристикой культурных условий развития субъектно-ориен-тированного образовательного процесса, направленного на выращивание профессионально-педагогической субъектной позиции, является уникальная возможность непосредственной рефлексии профессионала в процессе реальной педагогической деятельности и в процессе ее становления у образующейся личности (студента). Поскольку оба действующих субъекта находятся в одном культурно-образовательном пространстве с максимально возможным пересечением разно-предметных личностных пространств, то это облегчает решение перехода от «учебной ситуации» к «ситуации профессионального действия». Само культурно-образовательное пространство рассматривается не только объективно необходимым условием профессионального становления, но и фактором формирования профессионально-педагогической позиции.

Что касается «диалектического восхождения к вершинам профессионализма», то необходимо исследовать разные основания определения этапно-сти субъектно-ориентированного образовательного процесса и на диалектике процессов идентификации и обособления при разрешающей роли специально организуемых продуктивных ситуаций взаимодействия студентов и преподавателя, определять логически последовательный социокультурный образовательный механизм [10].

Интеграционная составляющая процесса профессионального и личностного становления в культурно-образовательном пространстве профессиональной педагогической школы позволяет сформировать главную цель усилий всех субъектов образовательного процесса, имеющих к нему прямое отношение, - создание условий ознакомления, понимания, апробации, освоения, рефлексии (позитивных и негативных сторон) деятельности и на этой основе - стремление к выработке собственной системы педагогических

действий, что является ведущим признаком и показателем степени сформированности профессиональной позиции будущего педагога.

Литература

1. Капарулина О.Н. Педагогические возможности образовательного пространства комплекса «лицей - вуз»: теоретический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. URL: http:// web.snauka.ru/ issues/ 2014/03/33130 (дата обращения: 22.03.2016).

2. БаеваЛ.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М. : Прометей: МПГУ, 2003. 240 с.

3. Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 107-115.

4. Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции в обучении : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д., 2009. С. 33-37.

5. Мушкирова А.Н. Развитие субъектности обучающихся в образовательном процессе вуза // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2014. Вып. 5. С. 94-98.

6. Наливайко А.В., Панарин В.И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. 2009. № 2. С. 27.

7. ПронинаЛ.А. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний // Аналитика культурологии. 2007. Вып. № 8. URL: http:// www. analiculturolog.ru/journal/archive/item/1649 (дата обращения: 22.03.2016).

8. Скуднова Т.ДСоциально-философские основания трансформации педагогического образования. М. : Социально-гуманитарные знания, 2009. 290 c.

9. Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические философские социокультурные аспекты) / под ред. Э. Сайко. Москва; Воронеж : МПСИ, 2001. 288 с.

10. Кочеткова Т.Н. Условие, способствующее развитию субъектности студентов в процессе получения высшего образования // Вестн. ТГПУ. 2012. № 6. С. 190-197.

References

1. Kaparulina O.N. Pedagogicheskie vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva kom-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 2

pleksa "litsei - vuz": teoreticheskii aspekt [Pedagogical Possibilities of the Educational Space of the "Lyceum - University" Complex: the Theoretical Aspect]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i in-novatsii. 2014, No. 3. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2014/03/33130 (accessed 22.03.2016).

2. Baeva L.V. Tsennostnye osnovaniya individ-ual'nogo bytiya: opyt ekzistentsial'noi aksiologii [Value Foundations of Individual Existence: the Experience of Existential Axiology]. Moscow, Prome-tei, MPGU, 2003, 240 p.

3. Shvyrev V.S. O deyatel'nostnom podkhode k istolkovaniyu "fenomena cheloveka" [On the Activity Approach to the Interpretation of the "Human Phenomenon"]. Voprosy filosofii. 2001, No. 2, pp. 107-115.

4. Kagermazova L.Ts. Smyslovye kommu-nikatsii v uchebnom protsesse: teoriya i tekhnologii napravlennoi translyatsii v obuchenii: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Semantic Communication in the Educational Process: Theory and Technology of Directional Translation in Teaching]. Rostov-on-Don, 2009, pp. 33-37.

5. Mushkirova A.N. Razvitie sub"ektnosti obuchayushchikhsya v obrazovatel'nom protsesse vuza [Development of Subjectivity of Students in the Educational Process of the University]. Vestn. Bur-yatskogo gos. un-ta. 2014, No. 5, pp. 94-98.

6. Nalivaiko A.V., Panarin V.I. O sovremennoi spetsifike razvitiya otechestvennogo obrazovaniya [On the Modern Specifics of the Development of National Education]. Filosofiya obrazovaniya. 2009, No. 2, p. 27.

7. Pronina L.A. Otkrytoe kul'turno-obra-zovatel'noe prostranstvo kak obrazovatel'naya paradigma obshchestva znanii [Open Cultural and Educational Space as Educational Paradigm of the Knowledge Society]. Analitika kul'turologii. 2007, No. 8. Available at: http://www.analiculturolog.ru/ journal/archive/item/1649 (accessed 22.03.2016).

8. Skudnova T.D. Sotsial'no-filosofskie osno-vaniya transformatsii pedagogicheskogo obra-zovaniya [Socio-philosophical Grounds for the Transformation of Teacher Education]. Moscow, Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2009, 290 p.

9. Sub"ektdeistviya, vzaimodeistviya, poznaniya (psikhologicheskie filosofskie sotsiokul'turnye aspekty) [The Subject of Action, Interaction, Cognition. (Psychological Philosophical Sociocultural Aspects)]. Ed. E. Saiko. Moscow, Voronezh, MPSI, 2001,288 p.

10. Kochetkova T.N. Uslovie, sposobstvuyush-chee razvitiyu sub"ektnosti studentov v protsesse polucheniya vysshego obrazovaniya [The Condition Conducive to the Development of Subjectivity of Students in the Process of Obtaining Higher Education]. Vestn. TGPU. 2012, No. 6, pp. 190-197.

Поступила в редакцию / Received 3 марта 2017 г. / March 3, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.