ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 1
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE
УДК 101.1:316 Б01 10.18522/0321-3056-2017-1-4-8
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
© 2017 г. И.Н. Алексеенко
THE CONTENTS OF THEORETICAL MODEL OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL'S PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SUBJECTIVITY
I.N. Alekseenko
Алексеенко Иван Николаевич -
Донской педагогический колледж,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
по учебно-производственной работе,
ул. Ленина, 92, г. Ростов-на-Дону, 344023, Россия.
Е-mail: donpedcollege@donpac.ru
Ivan N. Alekseenko -Don Pedagogical College, Candidate of Pedagogic Science, Deputy Director on Educational and Practical Work,
Lenina St., 92, Rostov-on-Don, 344023, Russia. E-mail: donpedcollege@donpac.ru
Описаны структурные варианты профессиональной субъектности, включающие, с одной стороны - как моти-вационно-потребностный, так и действенно-реализационный аспект, с другой стороны - ценностно-смысловые и креативно-действенные компоненты. Представлены критерии профессиональный субъектности личности: гносеологический, праксиологический, аксиологический, на основе которых определяется качество становления и развития субъектности личности. Раскрыт механизм интеграции профессиональной культуры личности как атрибута ее общей культуры. Взаимосвязь между этими компонентами раскрыта на основе идентификации личности с миром культуры вообще и профессиональной в частности. Описано содержание профессионально-педагогической культуры специалистов в сфере образования. Рассмотрение этого явления представлено посредством интерпретации системной организации сознания и психики человека. При этом выделены компоненты искомого вида культуры педагога: профессиональное мышление, профессиональная компетентность, совокупность которых, обеспечивает целостность развития педагога как субъекта.
Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, личностное культурно-образовательное пространство, субъектная образующаяся личность, субъектная позиция личности, субъектная профессионально-педагогическая позиция.
Structural options of professional subjectivity, including motivational-requirements and effective implementation aspect on the one hand, and holistically meaningful and creative-effective components on the other hand are described. The criteria of the individual's professional subjectivity are presented: epistemological, praxiological, axiological, on the basis of which the quality of the formation and development ofperson's subjectivity are determined. The mechanism of integration ofperson's professional culture as attribute of general culture is revealed. The interrelationship between these components is disclosed on the basis of identification ofperson with the world of general and professional culture. The content ofprofessional pedagogical culture of specialists in education is described. Consideration of this phenomenon is presented through the interpretation of the systemic organization of consciousness and the human mentality. Components of the desired teacher's culture are selected: professional thinking, professional competence, the combination of which ensures the integrity of the development of the teacher as subject.
Keywords: cultural and educational field, personal cultural and educational field, subjective formation of individual, subjective position of the individual, subjective professional and pedagogical position.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Содержание теоретической модели в рамках предложенного акцента представлено методологической составляющей базисного определения субъ-ектности, обоснованием культурной парадигмы образования и теоретическим анализом состояния и тенденций трансформации педагогического образования, а также изложением сущности культурно-образовательного пространства с его специфическими условиями реализации возможностей познавательно-развивающей парадигмы.
Каждый из этих компонентов, безусловно, выступает в качестве содержательного фактора конструирования теоретической модели субъектно-ориентированного образовательного процесса, результатом которого является становление и развитие профессионально-педагогической субъектно-сти в системе высшего педагогического образования [1]. Однако здесь необходимо напомнить как минимум три рода обстоятельств, без учета которых выход на целостную модель, связующую все компоненты, обоснованные в исследовании в рамках субъектного подхода, не принесут необходимого результата [2, с. 205-219].
Во-первых, речь идет о том, что когда рассматривается теоретическая модель, то это связано с диалектикой «должного» и «сущего». Разрешение противоречия между ними и является движущей силой такой трансформации системы педагогического образования, результатом которой станет высокопрофессиональный педагог, наделенный качеством субъекта [3].
Следовательно, в содержательной составляющей теоретической модели свое определяющее значение в качестве отдельного фактора должна занимать педагогическая реальность, точнее, реальность педагогического труда [4, с. 21]. В социально-философской предметности она имеет свою форму выражения. К примеру, одно из таких явлений, характеризующих педагогическую ситуацию, нашло отражение в работе западного специалиста М. Фул-лона.
Опираясь на результаты, полученные в исследованиях, проведенных М. Хуберманом, он привел факторы, профессионально определяющие специфику профессионально-педагогического действия в условиях конкретной педагогической ситуации, назвав этот эффект как «давление классной комнаты». По сути дела это специфика педагогического труда, которая заключается в следующем:
- в необходимости действовать немедленно и конкретно в силу того, что учителя ежегодно участвуют в 200 000 ситуаций обмена мнениями, идеями,
2017. т.1
большинство из которых спонтанны и требуют немедленного решения;
- давлении многомерности и одновременности, отражающем профессиональную потребность в одновременном выполнении целого ряда разнопред-метных по характеру деятельности и ее объекту операций;
- необходимости адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и порождаемой этим непредсказуемости, поскольку педагогическая ситуация отличается нестабильностью, и то, что хорошо срабатывает однажды, может не сработать в каждый следующий раз;
- необходимости личностного участия, которое заключается в том, что успешность образовательного процесса зависит от развития и поддержания личностных отношений с учащимися, поскольку для большинства учеников значимое взаимодействие предшествует учебной деятельности [5, с. 35].
По сути своей такие характеристики призваны уточнить те стороны профессионально-педагогической субъектности, которые приходят только вместе с погружением в реальную деятельность и упре-ждающе могут корректировать содержание теоретической модели путем перераспределения значимости определенных ценностей, посредством которых личность «оснащает» себя соответствующими способностями [6, с. 35].
Во-вторых, в соответствии с принципами социокультурного проектирования, представленными в их трехуровневом измерении, теоретическая модель профессионально-педагогической субъектно-сти как ориентира социокультурного проектирования образовательного процесса может выступить таковой (в качестве ориентира) только в том случае, если она логически свяжет все компоненты, в частности условия и факторы. С этой точки зрения необходимо, соблюдая содержательную диффузию, во взаимодействии как условий, так и факторов, четко соблюдать их структурно-смысловое различие [7, с. 22-26]. С одной стороны - условия. Они представлены взаимодействием культурно-образовательных пространств, в которых протекает образовательный процесс, направляемый в рамках социально-педагогического влияния посредством средовых характеристик, логически выстроенной системы обстоятельств и образовательных ситуаций. С другой - факторы, судя по которым можно определить исходную причину, движущую силу и вектор изменений субъектов образовательного движения и обеспечить их влияние на систему сложившихся отношений и деятельностей.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
В-третьих, необходимо выстроить систему структурно-функциональных связей всех элементов модели процесса становления и развития профессионально-педагогической субъектности [8], оптимально обеспечивающих получение конечного результата [9] от зарождения профессиональной субъектности как феномена самоопределения в границах ценностно-смыслового пространства самоосуществления личности посредством выявления значимого для нее во всех сферах жизнедеятельности до самоосуществления идеи непрерывности развития субъекта профессиональной педагогической деятельности [10, с. 158], сущность которой заключается в том, что она и является высшим измерением качества профессиональной субъектно-сти для педагога.
Таким образом, теоретическая модель становления и развития профессионально-педагогической субъектности, которая может стать ориентиром социокультурного проектирования адекватного по смыслу и содержанию образовательного процесса, будет выглядеть следующим образом:
1. Культурно-образовательное пространство профессионального становления и развития образующейся личности:
а) искусственно организованное пространство со-бытийного взаимодействия субъектов отношений и деятельностей в их образовательном движении, системно представляющее все основные сферы жизнедеятельности социализирующейся личности;
б) атрибутивные характеристики культурно-образовательного пространства:
- свобода ценнностно-смыслового жизненного самоопределения;
- свобода выбора и принятия решений о своем месте и роли в культурно-образовательном пространстве;
- свобода выбора основного вида деятельности, содержания и формы как самовыражения на основе внутренней мотивации;
- возможность построения диалоговых отношений как способа осуществления коммуникативного социокультурного механизма всех взаимодействий в пространстве;
- возможность «социальных проб» - интенсивного и разнопланового исполнения различных социально обусловленных ролей;
- полнота и доступность информации о возможностях самого пространства;
в) социокультурный механизм интеграции образующейся личности в пространство культуры, осу-
ществляемой за счет смысло-направленного и свободного развертывания ее сущностных сил в единстве потребностей, способностей и деятельности в форме субъектно-развивающей социализации.
2. Личностное культурно-образовательное пространство самоопределения образующейся личности:
а) личностно выделенная целостность отношений и деятельности, понятая и принятая внутренним миром личности и определяющая индивидуально выстроенную часть общего культурно-образовательного пространства как пространства реализации личностной идентичности (в том числе и профессиональной);
б) атрибутивные признаки личностного культурно-образовательного пространства:
- определение личностно значимой ценностно-смысловой сферы;
- поиск и утверждение меры свободы и ответственности, адекватные динамике изменяющегося окружающего мира;
- присвоение диалога как оптимальной формы субъект-субъектных отношений;
- сознательное ограничение базисных интересов как стартовой основы своего развития;
в) социокультурный механизм присвоения возможностей культурно-образовательного пространства в форме сознательно проектируемой субъ-ектно-ориентированной социализирующей индивидуальной траектории как способа реализации личностно-значимых и социально-обусловленных потребностей, способностей и деятельности образующейся личности.
3. Субъектная образующаяся личность:
а) личность как становящийся субъект отношений и деятельности, определяемых формируемым ею на основе принятых ценностно-смысловых ориентиров личностно-значимым контуром, предполагающим единство субъектности и субъективности, культурного содержания и субъективной способности, представляющими определенную стабильную целостность;
б) атрибутивные признаки, характеризующие субъектную личность:
- автономность как способность и готовность на основе четко оформленных и реализуемых представлений о смысле жизни и границах свободы отношений и действий проектировать собственные жизненные смыслы и воплощать их в действительности;
- инициирующая активность как способность и готовность к позитивному преодолению нормативно установленных границ отношений и деятельности;
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
- целостность как способность и готовность удерживать всю сферу собственной жизнедеятельности на единой ценностной основе, определяющей единство способов, средств и результата;
- когнитивная мотивированность как способность и готовность выстраивать взаимодействие с окружающей действительностью на познавательной основе;
- преобразовательная способность;
- креативность как способность и готовность свободно действовать в ситуации неопределенности;
- конструктивная рефлексивность как способность и готовность к ответственной саморегуляции;
- самоценностность;
в) социокультурный механизм движения личности к обретению исходного специфического качества субъектности - самоопределения, осуществляемого на основе само-понимания, само-актуализа-ции, само-реализации, само-утверждения, само-ор-ганизации, само-регуляции, само-развития и самооценки.
4. Субъектная позиция личности:
а) стабильно определенное ценностно-смысловое и духовно-нравственное ядро, включающее «Я-концепцию» и обеспечивающее сохранение качества целостности, детерминирующее всю систему отношений и деятельности личности во всех значимых сферах взаимодействия с обществом, любыми его элементами и его отдельными представителями;
б) атрибутивные признаки субъектной позиции как имманентной составляющей жизненной позиции личности:
- четко осознаваемый смысл жизни, определяющий иерархию системы ценностей;
- инициативная активность преобразовательного характера (включая преобразование самого себя);
- свободный выбор целеполагания (избирательная направленность) в отношениях и действиях;
- высокий уровень ответственности за результат осуществленного выбора;
- креативность как способ деятельности в неопределенной ситуации;
- рефлексия характера собственных отношений и деятельности в контексте их коррекции;
в) социокультурный механизм выработки и самоосуществления субъектной позиции опирается на обеспечение самосохранительного системного качества с функцией поддержания гомеостатично-сти, устойчивости.
5. Субъектная профессионально-педагогическая позиция как имманентная составляющая субъектной позиции личности:
а) избранные, системно организованные и внутренне принятые социально-профессиональные нормы и ценности как ориентиры регуляции деятельности в профессионально-педагогической сфере;
б) признаки субъектной профессионально-педагогической позиции:
- включенность профессионально-педагогического развития в контекст смысло-жизненных планов;
- отношение к другому человеку как к самоценности, понимание и принятие Другого;
- идентификация инициативной, конструктивно-преобразовательной активности с самореализацией в педагогической деятельности;
- стремление к «невоспроизводимости» педагогической деятельности «по образцу»;
- саморегулирование профессиональной деятельности на основе внутренне принятых критериев ее понимания;
- рефлексивное обеспечение профессионально-педагогического саморазвития;
в) социокультурный механизм выработки и самоосуществления субъектной профессионально-педагогической позиции опирается на самомотивированное стремление образующейся личности к обретению профессионально необходимой компетентности на основе освоения нового профессионально-педагогического опыта путем включения в реальную образовательную деятельность в качестве профессионально определенного субъекта ее организации.
Предлагаемая социально-философская теоретическая модель обладает достаточно высоким потенциалом вариативности как условий, так и факторов, что дает возможность проектирования субъектно-ориентированного образовательного процесса в системе педагогического образования на разном ее уровне и в соответствии с условиями и факторами конкретного образовательного учреждения.
Литература
1. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. 2002. № 2.
2. Деркач A.A., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219.
3. Васильева Е.Н., Герасимов Г.И., Куницына Е.В. Профессионально-педагогическая культура: проблемы становления в условиях парадигмального перехода. Ростов н/Д., 2004. 72 с.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 1
4. Кашлев С.С., Глазачев С.Н., Соколова Н.И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога : материалы круглого стола «Экология человека: на пути становления гуманитарных образовательных технологий» // Вестн. Междунар. академии наук (Русская секция). 2011. Специальный выпуск. С. 21. URL: http:// www.heraldrsias. ru/journals/2011/special/1/ (дата обращения: 12.09.2012).
5. Фуллон М. Новое понимание реформ в образовании. М., 2006.
6. Медведев А.М., Жуланов И.В. Становление субъекта профессиональной деятельности в системе вузовской подготовки психолога и социального работника // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. трудов. Вып. 17. Волгоград, 2004.
7. Пак Л.Г. Образовательный процесс вуза как фактор субъектно-развивающей социализации студента // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 10.
8. Кузнецова И.Ю. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2011. 24 с.
9. Гвоздева А.В. Педагогические условия развития субъектности студентов // Ученые записки : электр. науч. журн. Курского гос. ун-та. 2012. № 4 (24), т. 1.
10. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе / отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословская, В.В. Семикин. СПб., 2002.
References
1. Vilenskii M.Ya., Meshcheryakova E.V. Obra-zovatel'noe prostranstvo kak pedagogicheskaya kate-goriya [Educational Space as Pedagogical Category]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2002, No. 2.
2. Derkach A.A., Saiko E.V. Sub"ektnost' sub"ekta v akmeologicheskom razvitii i problemy ego sub"ektnogo samoosushchestvleniya [Subjectivity of a Subject in Acmeological Development and Problems of his Subjective Self-realization]. Mir psikhologii. 2008, No. 3, pp. 205-219.
3. Vasil'eva E.N., Gerasimov G.I., Kunitsyna E.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura: problemy
Поступила в редакцию / Received
stanovleniya v usloviyakh paradigmal'nogo perekhoda [Professional and Pedagogical Culture: Problems of Formation in Paradigmatic Changes]. Rostov-on-Don, 2004, 72 p.
4. Kashlev S.S., Glazachev S.N., Sokolova N.I. Sub"ektnost' kak professional'naya kompetentnost' ped-agoga : materialy kruglogo stola «Ekologiya cheloveka: na puti stanovleniya gumanitarnykh obrazovatel'nykh tekhnologii» [Subjectivity as a Professional Teachers' Competence : proceedings of the Round Table "Human Ecology: on the Way to Development of Humanitarian Educational Technologies"]. Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russian section). 2011, special ed., p. 21. Available at: http://www.heraldrsias.ru/journals/ 2011/special/1/ (accessed 12.09.2012).
5. Fullon M. Novoe ponimanie reform v obra-zovanii [New Understanding of the Reforms in Education]. Moscow, 2006.
6. Medvedev A.M., Zhulanov I.V. [The Formation of Professional Activity Subject in the System of University Training of Psychologist and Social Worker]. Peda-gogicheskie problemy stanovleniya sub"ektnosti shkol'nika, studenta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Pedagogical Problems of Subjectivity Formation of Pupils, Students, Teachers in the System of Continuing Education]. Col. scient. and metod. works. Issue 17. Volgograd, 2004.
7. Pak L.G. Obrazovatel'nyi protsess vuza kak faktor sub"ektno-razvivayushchei sotsializatsii studenta [The Educational Process of University as a Factor in Subject-developing Socialization of a Student]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2014, No. 10.
8. Kuznetsova I.Yu. Andragogicheskie usloviya razvitiya sub "ektnoi pozitsii pedagoga v protsesse pov-ysheniya kvalifikatsii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Andragogical Conditions of Development of a Subject Position of a Teacher in the Process of Qualification Improvement]. Kemerovo, 2011, 24 p.
9. Gvozdeva A.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sub"ektnosti studentov [Pedagogical Conditions of Subjectivity of Students Development]. Uchenye zapiski : elektr. nauch. zhurn. Kursk. gos. un-ta. 2012, No 4 (24), vol. 1.
10. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov v pedagogicheskom vuze [Support of Personal and Professional Development of Students in Pedagogical High School]. Ed. by L.H. Berezhnov, V.I. Bogoslovskaya, V.V. Semikin. Saint Petersburg, 2002.
27января 2017г. / January 27, 2017