ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ HUMANITIES OF THE SOUTH OF RUSSIA
2017 Том 6 № 3 2017 Vol. 6 Issue № 3
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 101.1:316
DOI 10.23683/2227-8656.2017.3.17
СМЫСЛЫ СУБЪЕКТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Алексеенко Иван Николаевич
Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-производственной работе, Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону, e-mail: otdel_praktiki_dpk@mail.ru
В данной статье описаны идеи становления и развития профессиональной субъектно-сти. Рассмотрено состояние современного профессионального образования и на этой основе выявлены доминанты его развития, представлены контуры культурно-образовательного пространства, в котором происходит зарождение субъектности личности. Представлены основные ориентиры социокультурного проектирования процессов становления и развития профессиональной субъектности.
MEANINGS OF SUBJECTIVE EDUCATIONAL PERSONAL DEVELOPMENT
Ivan N. Alekseenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director for Training and Productive Work, Don Pedagogical College, Rostov-on-Don, e-mail: otdel_praktiki_dpk@mail.ru
Concepts of professional subjectivity formation and development are described. Status of up-to-date professional education is examined, on this basis, dominants of its development are described, outlines of cultural-educational area where the rise of personality's subjectivity occurs are presented. Reference points of social and cultural projection of the process of professional subjectivity formation and development are described.
Ключевые слова: идеи становления и развития профессиональной субъектности, доминанты развития образования, проектирование развития субъектности личности, виды социокультурных пространств развития профессиональной субъектности.
Keywords: concepts of professional subjectivity formation and development, dominants of education development, projection of development of personality subjectivity, types of social and cultural areas of professional subjectivity development.
Введение
Становление потребности общества в профессиональной субъ-ектности личности рассматривается на основании ряда методологических ориентиров [1]:
а) интеграция антропоцентрированного образования, гуманистической психологии, а также философского понимания личности, что может способствовать переходу общества к иному витку развития;
б) формирование культурно-образовательного пространства становления субъектности личности;
в) самовыражение личности как субъекта;
г) изменение уровня и степени развития профессиональной субъектности как многомерного явления;
д) оформление становления субъектности, когда личность способна осуществлять позитивно-конструктивное преобразование профессиональной деятельности.
Данные ориентиры, затрагивающие процесс становления и развития профессиональной субъектности, на наш взгляд, предоставляют возможности для определения процессов трансформации образования, в контексте построения соответствующего пространства развития будущего педагога и одновременно требующих разработки определенных условий самоопределения и самореализации студента. Это, в свою очередь, оказывает влияние на построение модели профессиональной субъектности и создание механизмов её реализации в пространстве профессионального, в данном случае педагогического, образования.
Таким образом, развитие личности основывается на выявлении определенного состояния профессионального образования, а также описании тенденций его изменения, что, несомненно, связано с обоснованием перехода образования к антропоориентированной культурной парадигме развития.
Интеграция свойств природы, общества и воплощаемой в культуре человеческой деятельности
Профессиональное образование, рассматриваемое сквозь призму становления и развития субъектности личности именно в профессиональной сфере, влияет на оформление определенного уровня социального бытия человека [2, с. 14]. Оценка реального становления профессиональной субъектности может быть осуществлена посредством выделения социально-философских оснований, с позиции которых возможна организация образовательного пространства именно как процесса деятельностного становления и развития профессиональной
субъектности будущего педагога [3, с. 15-16]. Постановка и подобный акцент влияют на общественную потребность в субъектной личности [4]. Указанная потребность связана с тем, что профессиональное образование в своем развитии проявляет определенные черты, влияющие на качество субъектности личности: во-первых, это связано с тем, что прагматизация и технологизация развития общества влияют на развитие образования, создавая в нем определенные негативные явления. Во-вторых, образование, основанное на творчестве и инновации, получает возможность быть в авангарде преобразований в одной из ведущих сфер социальной жизнедеятельности. В-третьих, и это особенно актуально в период кризиса образования, так как эта его сторона связана с самой возможностью преобразований.
По нашему мнению, действенным вариантом решения противоречий между потребностью общества в субъектной личности как неисчерпаемом потенциале саморазвития и прагматизацией, а также техно-логизацией развития общества может быть создание предпосылок к синтезированию свойств природы, общества и воплощаемой в культуре человеческой деятельности.
Данная триада проявляется в том, что:
1) зарождаются новые доминанты в развитии образования, предлагающие социально-философскую разработку его парадигмального поворота, заключающегося в применении принципов методологизма и фундаментализма, а также дополненности и гуманитарности, способствующих решению проблемы становления субъектности личности в её целостном виде [5, с. 167-177];
2) появляются новые парадигмы образования, которые в рамках существования актуальной культуры и в силу наличия в ней потенциала саморазвития определяют сущность образования; образование в таком понимании становится в своей направленности развития социокультурным, а его носитель - человек - выступает как целостность, развивается как объект, способный решать мировоззренческие задачи, осуществлять нравственный и правовой выбор в современных социокультурных ситуациях [6, с. 74];
3) вызревают антропологические начала развития субъектности, когда целостность культуры вообще и целостность культуры личности в частности образовывают потребность и мотивы к обретению сущностной стороны личности [7, с. 80-85].
В результате действия этой триады человек как субъект рождает путем сотворения культурные ценности. Роль образования в этом слу-
чае рассматривается как способ интеграции человека в культурное пространство.
Смысловой контекст развития будущего профессионала отражает сущность субъектности личности и основывается на выявлении контуров культурно-образовательного пространства, рассматриваемого как отправная точка сопровождения студента в процессе становления и развития его субъектности. Основными характеристиками культурно-образовательного пространства оформления субъектности студента выступают следующие из них:
а) изменение общества на основе ценностей образовательной культуры;
б) проектирование стратегий развития образования;
в) трансформация образования за рамками знания;
г) оформление нового типа отношений между его участниками.
Итогом развития личности в культурно-образовательном пространстве выступает сам факт создания изнутри и вокруг себя организованного пространства, проявляющегося через три его основные формы принадлежности к культуре: идентичности, личностного участия, смысла. Схождение этих форм в определенной смысловой точке рождает дихотомические пары процесса развития субъекта, когда они проявляются в сферах жизнедеятельности (ценностно-смысловые, информационно-коммуникационные, проекционные и др.). Данная логика развития субъектности в культурно-образовательном пространстве, в его социально-философском ракурсе, представлена таким образом, что человек проявляет истинную субъектность, отталкиваясь от прошлого, находясь в настоящем и проектируя будущее. Именно разработка сценариев, вариантов изменений и адекватная этому направленность социокультурных стратегий деятельности выступают итогом развития субъектности личности в культурно-образовательном пространстве.
Модель образовательного развития личности
Определение смысла в образовательном развитии личности на основе построения модели профессиональной субъектности и механизмов её реализации может рассматриваться в пространстве профессионального педагогического образования. В основе модели субъект-ности личности расположена идея о наличии трех системообразующих качественных характеристик, обеспечивающих её целостность, - самостоятельность, активность, творчество. При этом самостоятельность основана на способности личности к самосохранению субъектности. Активность субъекта проявляется в стремлении к созданию личностного и социально значимого продукта деятельности.
Кроме того, в основу модели положена идея о социально-антропологической целостности будущего педагога, которая предполагает становление и развитие способности личности переживать и понимать сущность своей профессии. Базовыми принципами создания модели являются: 1) сохранение управляемости объекта проектирования; 2) обеспечение условий и стимулов его развития; 3) самоосуществление и самореализация целостности; 4) оптимальная ориентация как на сохранение, так и на изменения в бытии человека. Особенностями подобного рода проектирования выступают: а) множественность субъектов, участвующих в реализации модели; б) многоаспект-ность модели, затрагивающей ряд позиций социально-педагогического, философского характера; в) формы проявления активности субъекта в образовательном процессе. Содержательной стороной модели выступает культурная парадигма образования, предполагающая на основе изучения состояния и определения тенденций и трансформации педагогического образования построение культурно-образовательного пространства с его специфическими условиями реализации. Результат реализации модели представлен пятью основными ориентирами социокультурного проектирования становления и развития профессиональной субъектности:
1. Пространство, обеспечивающее, с одной стороны, событийное взаимодействие субъектов отношений, с другой - свободу выбора форм, средств, приемов, методов взаимодействия: как итог интеграции события и выбора действий - интеграция личности в пространство культуры.
2. Пространство, характеризуемое внутренним принятием сущности культуры и ее выражением в определённых формах: ценностно-смысловых, социокультурных, социализирующих и др.
3. Пространство личности, характеризуемое как ее стабильная определенная её целостность, способная создавать собственные жизненные смыслы и воплощать их в деятельности, осуществлять социокультурное базовое качество субъектности - самоопределение.
4. Субъектное пространство личности, характеризуемое как ценностно-смысловое и духовно-нравственное ядро, детерминирующее всю систему отношений и деятельности личности во всех значимых сферах развития.
5. Субъектно-профессиональное пространство личности, характеризуемое наличием педагогической позиции с внутренним принятием и развитием сущности бытия в профессии.
Целостный характер субъектно-ориентированного образовательного процесса в пространстве профессионального педагогического образования основан на расположении в её центре социально-педагогической регуляции образовательного движения личности, способной осуществлять смысложизнедеятельностное самоопределение, выступающее в этом случае движущей силой собственного развития [8, с. 119-137]. Данная возможность представлена в социокультурном ракурсе рассмотрения процесса становления и развития субъектности посредством «раскристаллизации смысла» деятельности человека, которая проявляется в столкновении разнохарактерных суждений, изменении феномена содержания образования, решении задач на смысл, интеграции смыслов, создании собственного текста и т.п.
Заключение
Таким образом, смысл субъектного образовательного развития личности проявляется в процессе создания педагогически значимого события как показатель развертывания сущностных сил будущего специалиста в сфере образования по всем трём содержательным векторам образовательного пространства: отношение к себе, к обществу, к миру. По нашему мнению, данное основание позволяет обеспечивать необратимый характер становления субъектности личности в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
Литература
1. Гвоздева А.В. Педагогические условия развития субъектности студентов // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24), т. 1.
2. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования. Ростов н/Д., 2014.
3. Наливайко А.В., Панарин В.И. О современной специфике развития отечественного образования // Философия образования. 2009. № 2.
4. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. М. : Социально-гуманитарные знания, 2009. С. 167-177.
5. Сорокина Л.А. Особенности образовательного пространства вуза как интегратив-ного фактора субъектно-профессионального
References
1. Gvozdeva A.V.Pedagogicheskie usloviia razvitiia sub"ektnosti studentov // Uchenye zapiski : elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 4 (24), t. 1.
2. Gerasimov G.I., LubskiiA.V. Dialogi o vysshem obrazovanii: paradigmal'nyi podkhod i poznavatel'no-razvivaiushchaia paradigma obrazovaniia. Rostov n/D., 2014.
3. Nalivaiko A.V., Panarin V.I. O sovremennoi spetsifike razvitiia otechestvennogo obrazovaniia // Filosofiia obrazovaniia. 2009. № 2.
4. Skudnova T.D. Sotsial'no-filosofskie osnovaniia transformatsii pedagogicheskogo obrazovaniia. M. : Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2009. P. 167-177.
5. Sorokina L.A. Osobennosti obrazova-tel'nogo prostranstva vuza kak integrativnogo faktora sub"ektno- professional'nogo
становления будущих психологов // Образование и наука. 2010. № 6. С. 74.
6. Волков Ю.Г. Креативный класс в социальной структуре российского общества. Ростов н/Д. : Антей, 2011. С. 80-85.
7. Степанчук О.А. Гуманитарно-антропологическая парадигма современного образования // Теоретические и методологические проблемы современного образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 30-31 декабря 2011 г. М., 2011.
8. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России. 2014. № 1. С.119-137.
Поступила в редакцию
stanovleniia budushchikh psikhologov // Obrazovanie i nauka. 2010. № 6. P. 74.
6. Volkov Iu.G. Kreativnyi klass v sotsi-al'noi strukture rossiiskogo obshchestva. Rostov n/D. : Antei, 2011. P. 80-85.
7. Stepanchuk O.A. Gumanitarno-antropologicheskaia paradigma sovremen-nogo obrazovaniia // Teoreticheskie i metodo-logicheskie problemy sovremennogo obrazovaniia: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Moskva, 30-31 dekabria 2011 g. M., 2011.
8. Gerasimov G.I., Lubskij A.V. Dialog o paradigmal'nom podhode v obrazovanii // Gumanitarij Juga Rossii. 2014. № 1. P. 119137.
31 марта 2017 г.