предстает как совокупность обстоятельств, событий и действий, в центре которых находится человек, личность» [6]. Под влиянием указанных идей сложилась лингвистическая гендерология (называемая иногда также тендерной лингвистикой).
Таким образом, гендерный подход представляет собой дальнейшее развитие антропо-ориентированного изучения языка и позволяет более точно и четко учитывать человеческий фактор в языке, в результате чего может быть получено приращение как собственно лингвистического, так и междисциплинарного знания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 165-171.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер-Пресс, 2002. 544 с.
3. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47-57.
4. Беликов В.П. Социолингвистика. Учебник для вузов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с.
5. Кириллина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 190 с.
6. Халеева А.А. Гендер как интрига познания // Гендер как интрига познания. Сборник статей. М.: Рудомино, 2000. 104 с. С. 10.
REFERENCES
1. Kolominskiy Ya.L., Meltas M.Kh. Voprosy psik-hologii, 1985, no. 3, pp. 165-171.
2. Ilyin E.P. Differentsial'naya psikhofiziologiya muzh-chiny i zhenshchiny [Differential psychophysiology of the man and woman]. St.-Petersburg, Piter-Press, 2002, 544 p.
3. Kon I.S. Voprosy psikhologii, 1981, no. 2, pp. 47-57.
4. Belikov V.P. Sotsiolingvistika. Uchebnik dlya vuzov [Sociolinguistics. The textbook for higher education institutions]. Moscow, Russian State Humanitarian Univ., 2001, 439 p.
5. Kirillina A.V. Gender: Lingvisticheskie aspekty [Gender: Linguistic aspects]. Moscow, Institute of Sociology RAS, 1999, 190 p.
6. Khaleeva A.A. Gender kak intriga poznaniya [Gender as knowledge intrigue]. In: Gender kak intriga poznaniya. Sbornik statey [Gender as knowledge intrigue. Collection of articles]. Moscow, Rudomino, 2000, 104 p., p. 10.
4 мая 2017 г.
УДК 101.1:316
профессиональная субъектность личности в рамках системного исследования
И.Н. Алексеенко
DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-40-44
Трансформация российского образования формирует новый облик современности, способствует вовлечению гуманитарных наук в обоснование новых адекватных потребностям изменения общества, механизмов, отражающих его реальное и перспективное развитие. В данном случае акцент исследований фокусируется на нахождении такого источника развития, который имел бы неисчерпаемый характер и играл соответствующую роль. Подобная роль, обеспечивающая оптимальность ин-теграций усилий человека по включению в систему жизнедеятельности, отводится личности, способной в культуре бытия создавать
Алексеенко Иван Николаевич - кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-производственной работе Донского педагогического колледжа, 344023, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 92, e-mail: otdel_praktiki_dpk@mail.ru, т. 8(863)2939165.
позитивно-конструктивные результаты самовыражения, значимые как для конкретного человека, так и для общества в целом [1].
Как следствие, возникает необходимость изучения процесса раскрытия сущностных сил человека, обеспечивающих сохранение его уникальности, в том числе посредством профессионального самовыражения. Профессиональная составляющая в указанном ракурсе рассматривается как пространство, рождающее целостность личности, когда она определенным образом выражает отношение к себе, к другим, к миру в целом [2]. В последнее время актуализируется проблема профессионального развития личности, кото-
Ivan Alekseenko - Don Pedagogical College, 92, Lenin Avenue, Rostov-on-Don, 344023, e-mail: otdel_praktiki_ dpk@mail.ru, tel. +7(863)2939165.
рая отражает парадигмальное многообразие образовательного процесса и ориентирует решение искомой проблемы на основе феномена самостроительства и развития человеком, своей личностно-профессиональной карьеры -как стратегического направления и как цель своих усилий [3]. В этом смысле психолого-педагогические, культурологические, социально-философские аспекты рассмотрения стратегии саморазвития личности составляют систему изменений человека именно как субъекта, который выступает еще раз, подчеркнем, восполнимым источником как индивидуального так и социального развития, что обеспечивает непрерывный характер изменений в процессе становления личности и ее развитие именно в профессиональной сфере жизнедеятельности [4].
В ряде психологических исследований необходимость определения субъектности основывается на представлении о сущности личности как субъекте, отражающим особенности протекания психических процессов у конкретного индивида, влияющих на степень использования собственного потенциала. В основе такого самовыражения лежит мотивационно-потребностная сфера личности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.). Педагогическая наука в выявлении сущности субъектности затрагивает определенные части развития профессионального образования: трансформация образования, система его организации и управления, этапы, уровни, условия его изменения (Е.В. Бондаревкая, Б.С. Гершунский, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.). Однако ни в психологических, ни в педагогических исследованиях не представлена концепция становления и развития субъект-ности личности как целостности социально-культурного феномена. Таким образом, возникает насущная потребность представить в целостном виде процесс становления и развития профессиональной субъектности, которая включала бы в себя методологически ориентирующие основания искомого процесса, принципы организации образовательного пространства, выделение социально-философских механизмов, создающих предпосылки необратимости обеспечения развивающего характера субъектности в системе профессионального образования. Целевой ориентир, связанный с разработкой системы становления и развития профессиональной субъектности изме-
няющегося профессионального образования, может быть ориентирован на оформление совокупности механизмов ее реализации.
Постановка искомой цели предполагает систему действий: выявление сущности и структуры целостности субъектности; определение тенденций изменения профессионального образования и их влияния на становление и развитие субъектности личности; определение компонентов системы социально-педагогического регулирования процесса развития будущего профессионала в культурно-образовательном пространстве. Учитывая, что трансформируемое пространство профессионального образования отражает процессы становления и развития субъектности личности, ориентир исследования может быть направлен на выявление социо-культурных компонентов развития будущего специалиста в системе профессионального образования.
Подобный характер исследования процесса становления и развития профессиональной субъектности личности вытекает из его целевых и содержательных линий и предусматривает рассмотрение ряда положений:
1) зарождение субъектности, ее трансформация в профессиональном ракурсе и выстраивание на этой основе системы ее становления;
2) изучение факторов трансформации образования, выявление оснований для конструирования образовательного пространства именно деятельностного становления профессиональной субъектности будущего педагога;
3) определение социо-культурных компонентов культурно-образовательного пространства, создающего предпосылки для сопровождения процессов самоопределения и самореализации студента на основе социализирующих траекторий становления субъект-ности личности;
4) выстраивание системы поддержки профессиональной субъектности и механизмов ее реализации в пространстве профессионального педагогического образования.
На наш взгляд, подобная логика исследования может затрагивать процессы зарождения такого уникального явления, как субъект-ность, а также отражать специфику подходов к определению профессиональной субъект-ности и влиять на обоснование планомерной системы исследования процесса становления профессиональной субъектности, требующего изучения данного феномена, представ-
ленного в различных аспектах: психическом и педагогическом. Е.Н. Волкова с позиции психического контекста рассматривает субъ-ектность как высший уровень личностного развития [5]. Педагогический ракурс дополняет понятие субъектности профессиональным компонентом [6]. В социально-философском плане субъектность понимается как начало трансформации человека, затрагивающее всю его жизнедеятельность и, таким образом, понимается как некая система целостности самовыражения сущности человека [7].
Развитие человека в его социально-философском смысле может носить как субъектный, так и субъективный характер. При этом субъектность и субъективность понимаются как содержание и форма, когда субъектность возможна как потенциал развития человека, а субъективность - как внутренний мир, отражающий отношение к степени реализации того, что заложено в сущности человека. Такое взаимоотношение содержания и формы проявляется в триаде субъектного выражения человека - субъектность возможна в деятельности, как результат - она обеспечивает выработку отношения к итогам деятельности, формирует позицию, а её развитие закрепляется в опыте. Таким образом, сущность субъектности носит явно социальный характер, и в этом смысле мы солидаризируемся с позицией известного ростовского ученого -И.В. Ватина, который определил следующую формулу определения сущности субъектности: общественное бытие невозможно без человека - субъекта; последний невозможен без творчества; творчество - без сознания; сознание - без целостного человека; человеческая целостность - без общественного бытия [8]. Из этого следует, что генезис феномена субъектно-сти проявляется в его социальной природе и является базовой характеристикой всякого развития человека. Субъектность личности и ее профессиональный контекст в социально-философском ракурсе связывается с тем, что она проявляется в предметно практической деятельности в качестве системообразующего принципа, сущность которого основана на понимании творения личности в профессиональном образовании. К компонентам системы субъектного самовыражения личности в профессии М.А. Валеева относит:
1) целеполагание деятельности;
2) выстраивание отношений личности с другими субъектами именно в профессиональной сфере бытия;
3) целостность самовыражения личности на основе ценности итогов собственного развития в пространстве культуры;
4) осознанный характер деятельности как признак целостного явления интеграции общекультурного, личностного и предметно профессионального;
5) оптимальность самовыражения личности в профессиональной деятельности, основанной на методологическом мышлении, компетентности, определенном уровне профессионального мастерства [9].
Таким образом, совокупность данных компонентов может выступать ядром системы профессиональной культуры будущего педагога как универсальное условие осуществления человеческого бытия. Подобное системообразующее ядро приводит к такому изменению личности, когда она способна осуществлять иной характер деятельности - преобразовательной. Завершение такого понимания профессиональной культуры позволяет изменять понимание образования, для которого, как справедливо отмечают Г.И. Герасимов и А.В. Лубский, импульсом развития выступают личностное и профессиональное самовыражение человека, обеспечивая тем самым естественную трансформацию личности, в частности, и образования в целом [10].
Результатом становления профессиональной субъектности является оформление потребности личности как субъекта. Эта потребность удовлетворяется в социальном ракурсе на основе интеграции определенных условий и факторов, где учитываются, с одной стороны, среда, обстоятельства; с другой, -выявляются отправная точка, становления и развития личности, движущая сила, характер субъектных изменений. Целостность этих сторон формирует мотивационные доминанты потребности личности в профессиональном самовыражении. Анализ работ, в которых в той или иной степени рассматривается природа этих мотивационных доминант, дает возможность представить следующую модель их системного ыражения. Она сводится к следующему:
1) изменения образования, характеризуемое инновационно-опережающим характером его развития [11];
2) наличие собственной сферы жизнедеятельности личности студента, ориентированной на использование возможностей регулирования процесса профессиональной социализации личности [12];
3) предмет педагогического труда, раскрывающийся в сопровождении и поддержке личностно-социальных изменений, ориентированных на будущее [13];
4) гуманистические смыслы деятельности профессионала, где пересекаются его ми-нипространства (субъект-субъектное, субъект-объектное) [14];
5) устранение разрыва между образованием и профессиональной деятельностью личности, который, возможно, осуществить посредством изменения направленности, предмета и характера деятельности, ориентированной на формирование понимающих отношений [15];
6) обретение профессиональной субъект-ности, предусматривающей выделение определенных стадий и этапов деятельности [16].
Взаимодействие условий и факторов построения системы формирования потребности личности в профессиональном самовыражении, в их целостном выражении проявляется в том, что человек как субъект осуществляет посыл самого себя в мир взаимодействия с другими субъектами и посредством диалога с ними обеспечивает становление субъектной позиции как показателя уровня его самоорганизации. Проявлениями данного качественного параметра, обеспечивающего подобное самоорганизующее начало развития человека, выступают: сущностно-содержательные, временные и пространственные характеристики бытия личности. Истинность такого понимания сущности личности как субъекта именно в сфере профессионального образования раскрывается через наличие факта собственного открытия смысла (как отражения уникальности и неповторимости человека), саморазвития будущего педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розин В.М. Опыт методологического осмысления категории "субъект" // Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты / Отв. ред. Э. Сайко. М.; Воронеж: МОДЕК, МПСИ, 2001. 290 с. С. 33-36.
2. Эмих П.А. Становление культурной парадигмы российского высшего образования в условиях евроазиатской интеграции. Дис. ... д-ра филос. наук. Чита,. 2015. 230 с. С. 30.
3. Степанова И.Н. Философско-антропологические парадигмы и их роль в развитии образования. Ав-тореф. дис. ... д-ра филос. наук. Омск, 2006. С. 31-32.
4. Яблокова П.И. Социальный субъект: генезис, сущность, факторы становления и развития. Авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000. С. 23-27.
5. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 1998. 232 с. С. 17-19.
6. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе. Дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005. С. 19-21.
7. Абульханова-Славская К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты / Под ред. Э.В. Сайко. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2001. 290 с. С. 36-52.
8. Ватин И.В. Человеческая субъективность / Отв. ред. В.Е. Давидович. Ростов н/Д: Изд-во Рост. унта, 1984. 198 с. С. 68-70.
9. Валеева М.А. Феноменология социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 67-72.
10. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2014. 96 с. С.11.
11. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования в контексте философии культуры. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2009. 32 с.
12. Скуднова Т.Д. Социально-философские основания трансформации педагогического образования. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. 288 с.
13. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов впедагогическом вузе / Отв. ред. Л.Н. Бережнова, В.И. Богословская, В.В. Се-микин. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2002. 158 с.
14.Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. Субъектно-развива-ющая социализация студента в системе высшего профессионального образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 5. Т. 1. С. 195-200.
15.Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Credo News. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/1193/68/
16.Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. . д-ра психологических наук. М., 1998. 308 с.
REFERENCES
1. Rozin V.M. Opyt metodologicheskogo osmysleniya kategorii "sub"ekt" [The Experience of methodological comprehension of the category "subject"]. In: Sub"ekt deystviya, vzaimodeystviya, poznaniya: Psikhologicheskie, filosofskie, sotsiokul 'turnye aspekty [Subject of action, interaction, cognition: Psychological, philosophical, socio-cultural aspects]. Ed. by E. Sayko. Moscow, Voronezh, MODEK, MPSI, 2001, 290 p., pp. 33-36.
2. Emikh P. A. Stanovlenie kul'turnoy paradigmy ros-siyskogo vysshego obrazovaniya v usloviyakh evroazi-atskoy integratsii [Formation of cultural paradigms of Russian higher education in the conditions of Eurasian integration. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy]. Chita, 2015, p. 30.
3. Stepanova I.N. Filosofsko-antropologicheskie paradigmy i ikh rol' v razvitii obrazovaniya [Philosophical-anthropological paradigms and their role in the development of education. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy]. Omsk, 2006, pp. 31-32.
4. Yablokova P.I. Sotsial'nyy sub"ekt: genezis, sushch-nost', faktory stanovleniya i razvitiya [Social subject: the Genesis, nature, factors of formation and development. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy]. Moscow, 2000, pp. 23-27.
5. Volkova E.N. Sub"ektnost' pedagoga: teoriya i praktika [Subjectivity teacher: theory and practice. A thesis submitted for the degree of Doctor of Psychology]. Moscow, 1998, pp. 17-19.
6. Sharshov I. A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of educational process in the University. Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogy]. Belgorod, 2005, pp. 19-21.
7. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Problema opredele-niya sub"ekta v psikhologii [Problem of definition of the subject of psychology]. In: Sub"ekt deystviya, vzaimodeystviya, poznaniya: Psikhologicheskie, fi-losofskie, sotsiokul'turnye aspekty [Subject of action, interaction, cognition: Psychological, philosophical, socio-cultural aspects]. Ed. by E. Sayko. Moscow, Voronezh, MODEK, MP SI, 2001, 290 p. pp. 36-52.
8. Vatin I.V. Chelovecheskaya sub"ektivnost' [Human subjectivity]. Ed. by V.E. Davidovitch. Rostov-on-Don, Rostov State Univ. Press, 1984, 198 p., pp. 68-70.
9. Valeeva M.A. Vysshee obrazovanie segodnya, 2014, no. 11, pp. 67-72.
10. Gerasimov G.I., Lubskiy A.V. Dialogi o vysshem obrazovanii: paradigmal 'nyy podkhod i poznavatel 'no-razvivayushchaya paradigma obrazovaniya [Dialogues on higher education: a paradigmatic approach and the cognitive-developmental paradigm of education]. Ed. by Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don, Fond nauki i obrazovaniya, 2014, 96 p., p. 11.
11. Agapova N.G. Paradigmal'nye orientatsii i mod-eli sovremennogo obrazovaniya v kontekste filosofii kul'tury [Paradigmatic orientation and models of modern education in the context of philosophy of culture. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy]. St.-Petersburg, 2009, 32 p.
12. Skudnova T.D. Sotsial'no-filosofskie osnovaniya transformatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [So-cio-philosophical Foundation of the transformation of teacher education]. Moscow, Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2009, 288 p.
13. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo raz-vitiya studentov v pedagogicheskom vuze [Support personal and professional development of students in pedagogical University]. Ed. by L.N. Berezhnova, V.I. Bogoslovskaya, V.V. Semikin St.-Petersburg, Russian State Pedagogical Univ. Press, 2002, 158 p.
14. Pak L.G., Yablonskikh Yu.P. European Social Science Journal, 2014, no. 5, vol. 1, pp. 195-200.
15. Naumenko T.V. Credo News, 2013, no. 1, available at: http://credonew.ru/content/view/1193/68/
16. Volkova E.N. Sub"ektnost' pedagoga: teoriya i praktika [Subjectivity teacher: theory and practice. A thesis submitted for the degree of Doctor of Psychology]. Moscow, 1998, 308 p.
22 мая 2017 г.
УДК 740
пространственно-временной континуум художественного кинообраза: исторические модификации
Е.А. Чичина
DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-44-51
В современной культурной ситуации границы искусства размыты. Современные культурные реалии диктуют совершенно новые художественные
модели мира, и не случайно, что термин искусство" сегодня часто заменяют термином "арт-практики". Поэтому вопрос о специфике искусства, его выразительных возможностях,
Чичина Елена Альбертовна - старший преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail: echichina@gmail.com, т. 8(863)2507277.
Elena Chichina - Southern Federal University, 116, Dneprovsky Lane, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: echichina@gmail.com, tel. +7(863)2507277.