СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 378.1 Р. М. Гаранина
R. Garanina
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
PROBLEMS OF FORMATION OF THE STUDENT'S SUBJECT POSITION
IN PEDAGOGICAL RESEARCH
Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования субъектной позиции студента. Цель статьи — обобщить результаты исследования по становлению и формированию субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза и обосновать необходимость поиска педагогического инструментария и механизмов для реализации процесса оптимального субъектогенеза.
Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительного и системного анализа, а также эмпирических данных.
Результаты исследования заключаются в создании педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессионального развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельной, автономной личности. Понятие «субъектная позиция студента» нуждается в дальнейшем исследовании, так как имеет перспективу востребованности для формирования системно-моделирующего и творческого подхода к решению данной проблемы.
Заключение. Автором отмечается, что формирование субъектной позиции студента и подготовка будущего специалиста к оптимальному «погружению» в профессиональную среду является одной из приоритетных целей и важной задачей педагогического коллектива вуза. Для обеспечения результативности процесса формирования субъектной позиции необходимы педагогические условия, направленные на диагностику субъектных качеств обучающегося, выявление его личностного потенциала и достижение высокого уровня самостоятельности при решении учебно-профессиональных задач.
Introduction. The article presents a study on the problem of forming a student's subject position. The purpose of the article is to generalize the results of the research on the formation and formation of the student's subject position in the educational space of the university and to justify the need to find pedagogical tools and mechanisms for realizing the process of optimal subjectogenesis.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of the methods of system analysis, as well as empirical data.
Results. The results of the research are to create pedagogical conditions aimed at optimizing personal and professional development and fostering an active, conscious, active, independent, autonomous personality. The concept of "student's subject position" needs further research, since it has the prospect of being in demand for forming a system-modeling and creative approach to solving this problem.
Conclusions. The author notes that the formation of the subject's position of the student and the preparation of the future specialist for an optimal «immersion» in the professional environment is one of the priority goals and an important task of the teaching staff of the university. To ensure the effectiveness of the process of forming a subjective position, it is necessary to implement pedagogical conditions aimed at diagnosing the subject traits of the trainee, revealing his personal potential and achieving a high level of independence in solving educational and professional problems.
Ключевые слова: субъектная позиция студента, учебно-профессиональная деятельность, образовательное пространство вуза, саморазвитие, самоуправление, самоэффективность, самореализация
Keywords: subjective position of the student, educational and professional activity, the educational space of the university, self-development, self-management, self-efficacy, self-realization.
Введение
На современном этапе образования одной из основ перспективного социального общества становится профессиональная культура. Важными признаками профессиональной культуры являются интеллектуализация специалиста, его открытость и восприимчивость к новейшим достижениям науки и технологиям. Профессиональная культура является неотъемлемым атрибутом профессионального мастера, в которого может трансформироваться только личность со сформированной субъектной позицией. Формирование субъектной позиции обучающегося происходит еще на этапе школьного обучения, приобретает новый формат развития в высшем учебном заведении и достигает кульминационного момента становления в процессе профессиональной деятельности.
В настоящий исторический момент в России наблюдается колоссальный кадровый дефицит специалистов, способных мыслить самостоятельно, работать автономно, решать нестандартные аналитические и творческие задачи. «Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений» [5, с. 59-60]. В современном обществе растет уровень критической массы спроса на знания, обладая которыми, субъект может приобрести навыки и компетенции, позволяющие их обладателю обеспечить высококвалифицированный труд (интеллектуальные, творческие, инновационные задачи) в профессиональной сфере, реализовать свой субъектный потенциал, обеспечивая приращение культурного, социального и экономического капитала.
«Актуальной научно-практической задачей является разработка концепции формирования, развития и становления субъектной позиции студента, обновление требований к уровню профессионального развития субъекта деятельности, необходимость проектирования оптимальной учебно-профессиональной среды, соответствующего концептуального, теоретического, практического и технологического обеспечения данного процесса» [11, с. 60-61]. Насущной необходимостью становится создание условий для «развития системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне» [18, с. 70].
Тем более актуальной на этом фоне выступает проблема формирования субъектной позиции студента в педагогических исследованиях специалистов в области философско-педагогических и психолого-педагогических изысканий.
Методология
При проектировании процесса формирования субъектной позиции, отвечающей интересам личности и интересам общества, педагоги учитывают закономерности, механизмы, особенности, связанные с решением данной проблемы; цели и задачи, принципы, сущностные характеристики и содержание понятия «субъектная позиция»; организацию и формы работы со студентами; средства, способы, методы, технологии обучения и воспитания; особенности деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности; педагогическую систему воспитания субъ-
ектных качеств обучающегося; педагогические условия формирования и становления субъектной позиции. А. В. Брушлинский считал, что «только на основе субъектности возможна практическая реализация принципа единства деятельности и личности» [9, с. 31].
Соглашаясь с автором, отметим, что мобилизация возможностей и усилий обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, направленная на повышение уровня субъектности, способствует актуализации преобразовательно-поступательного развития его субъектной позиции.
В Толковом словаре Т. Ф. Ефремовой понятие «формироваться» трактуется как «складываться, образовываться; приобретать законченность, зрелость; становиться носителем определенных качеств» [14].
Следовательно, формирование субъектной позиции есть закономерно обусловленное, внутренне необходимое и прочувствованное субъектом приобретение деятельно-смысловой устойчивости внешнего и внутреннего содержания, явление самоизменения, ориентированное на определенную конечную цель, воплощение в некий законченный образ. В субъектную позицию входит представление об активной, сознательной, деятельной, самостоятельной, автономной личности, соответствующее концептуальной модели ее развития, и стремление к совершенствованию этого многомерного образа в течение всей жизни. Так, Б. Г Ананьев писал, что «человек — субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей — труда, общения, познания» [3, с. 142].
Мы также считаем, что исследование субъектной позиции обучающегося осуществляется в динамике его мотивированной готовности, взаимоотношений с другими субъектами, поступательного самопреобразования, приобретения и изменения профессионально значимых качеств, роста профессиональной компетентности и профессиональной культуры.
По мнению В. Н. Мясищева, в процессе становления субъектной позиции происходит «интеграция доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе» [15, с. 112].
Поэтому вполне логично, что символом нового подхода к решению проблемы формирования субъектной позиции обучающегося становится новая, развивающая парадигма образования, основанная на новой модели концептуального, проектного, креативного мышления, новой системе взглядов на общечеловеческие ценности. Такая парадигма требует понимания значимости таких составляющих поведения субъекта, как когнитивная активность, творческая, инновационная, продуктивная, преобразующая деятельность, адаптированная к постоянным изменениям внешней среды, управляемая на основе самостоятельно принятых решений, предполагающая ответственность за ее конечные результаты.
В ходе нашего исследования проверялась гипотеза о том, что процесс становления и формирования субъектной позиции студента в образовательном пространстве вуза будет эффективным, если обеспечивается:
— диагностика личностных качеств, способствующих оптимальной адаптации и социализации студента в профессионально-образовательном пространстве;
— ориентация образовательного пространства на мобилизацию усилий и реализацию возможностей обучающегося, направленных на повышение уровня его субъектности, формирование и развитие профессионально-личностных качеств будущего специалиста;
— организация самостоятельной работы студентов, в процессе которой актуализируется мотивированное позитивно-преобразовательное и поступательное развитие его субъектной позиции.
Важнейшей характеристикой авторской субъектной позиции следует считать деятельную активность, предопределяющую многие осмысленные, целенаправленные, логичные, поэтапные действия студента. Подтверждение своим мыслям находим в работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, по мнению которых, только активный субъект может «управлять своими действиями», «преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий» и, как следствие, «превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования», то есть постепенно и последовательно повышать уровень субъектности [17, с. 131].
Как стержневой компонент субъектности, ее ядро, основу структурной организации субъекта рассматривают активность К. А. Абульханова-Славская [1, с. 56-98] и А. К. Осницкий [16, с. 48-89].
По мнению А. М. Асмолова, субъектная позиция актуализирует общеличностное и профессиональное развитие человека, проявляясь в авторстве организации и развертывания собственной жизнедеятельности; она формируется под воздействием среды и воспитания [6, с. 19].
Следовательно, образовательный процесс, направленный на формирование личности будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, «потребует принципиального обновления его содержательных и технологических аспектов, выделения всеобщей формы теоретического описания всех педагогических явлений, независимо от их природы и предлагаемого комплекса учебных действий, в реальных условиях ... практики, максимально приближающих учебную деятельность студентов» к работе будущего специалиста в профессиональной сфере [5, с. 64].
Обращаясь к понятию «субъектная позиция», мы исходим из трактовки, представленной А. В. Брушлинским, который считал, что наличие субъектности ассоциируется «с высшим уровнем проявления психических характеристик человека, инициацией им своих действий и поступков, активным творческим самовыражением» [3, с. 94].
Вместе с тем мы полагаем, что педагогу необходимо понимание и ясное представление о том, что выработка, конструирование и становление субъектной позиции должны вести к развитию высшего уровня субъектности, представляющего собой формирование такой особой живой мыслящей материи, активность которой будет проявляться на всех уровнях ее самопознания, организации, самоорганизации, саморазвития и самоактуализации.
Согласно представлению Э. Фромма, «жизненная задача человека совершенно парадоксально сочетает в себе реализацию индивидуальности и в то же самое время выход за ее пределы и достижение универсальности» [19, с. 139]. На данную теорию мы опираемся при представлении о формировании субъектности, по мере развития которой оттачивается и квалифицируется умение субъекта конструктивно решать учебно-профессиональные задачи, принимать на себя решение возникающих проблем, проявлять ответственность, повышать планку своих целевых достижений; более эффективными становятся усилия субъекта в преобразовании и упрочении собственного статуса, развитой и зрелой становится субъектная позиция обучающегося.
Субъектная позиция, по нашему мнению, отражает стремление и направленность личности на решение профессиональных и социальных задач. Она является информационным рефлектором взаимодействия внешнего и внутреннего, социального и индивидуального в человеке. В педагогическом исследовании Н. М. Борытко субъектная позиция обучающегося в образовательном пространстве рассматривается как осознанное отношение к учебной деятельности через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки, как готовность личности к постоянному самосовершенствованию [8, с. 43].
Понятие «субъектная позиция» включает в себя совокупность проявлений психологии человека и представляет собой особого рода целостное образование, о чем пишет А. В. Брушлинский: «Человек как субъект — это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [9, с. 270].
Соглашаясь с взглядами авторов по основным положениям, отметим, что важной критериальной оценкой обладания субъектной позицией является наличие такой внутренней характеристики, как самоэффективность субъекта — основной показатель успешности проявления деятельной активности, осмысленной деятельности и результативности деятельности обучающегося. Такая триада свидетельствует о том, что субъект имеет не только системное, но и экспоненциальное мышление, то есть он обладает всеми шансами на проявление авторской творческой деятельности, креативности, реализацию потенциальной возможности для взрывного прорыва в области новых технологий. Очевидно, что субъектную позицию можно рассматривать как феномен самоактивности, самодеятельности, самопреобразования и самоэффективности, а также как «точку приложения» всей своей осмысленной, целенаправленной деятельности, как квинтэссенцию своей субъектной сущности.
В реальных условиях сегодняшнего дня приходит понимание, что для достижения нового субъекту необходимо и мыслить иначе, и регулярно следить за новыми тенденциями развития науки, и действовать быстро, и стремиться к положению потенциального лидерства, содействующего внедрению и развитию новейших технологий, которые направлены на решение глобальных проблем человечества. К. А. Абульханова-Славская считает, что «ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества» [2, с. 152].
Мы считаем, что субъектная позиция — это не только осмысление своей жизнедеятельности, не просто выражение воли и проявление активности в деятельности, не только самостоятельность и ответственность, не только самопонимание и самосознание, но и умение видеть различные воз-
можности в своей жизни. Мы солидарны с мнением Л. И. Анцыферовой в том, что «человек как личность всегда сам, самостоятельно прокладывает свой жизненный уникальный путь» [4, с. 4].
Очевидно, что субъект характеризуется способностью самостоятельно планировать свою жизнь, определяя ее цели, планируя поэтапные действия, искать свои нравственные ориентиры, выбирать профессию, свойственно самообозначаться, самоопределяться на основе собственного эволюционного опыта и находить свое место в социальном обществе.
Наличие собственной позиции — это не только обладание рядом достоинств и конкурентных преимуществ, но это еще и проблема нравственного выживания, умение проявить стойкость и несгибаемость духа, умение отстоять свое мнение, свою точку зрения, обосновать ее, например при проведении научно-исследовательских изысканий.
Именно таким образом понимает данную проблему К. А. Абульханова-Славская, которая пишет, что «реализующий себя человек сплошь и рядом наталкивается на неприятие, непонимание и даже осуждение. Самым главным в таком случае является выработка представлений о своем собственном способе действий и жизни, и убежденность в необходимости его реализации при всех обстоятельствах» [2, с. 101].
С. М. Годник считал важнейшей задачей педагогического коллектива «вооружить первокурсников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной учебы в вузе», «не упустить важнейшего процесса формирования внутренней позиции, перспективных устремлений, ориен-таций на мировоззренческое, нравственное, профессиональное становление специалиста». Если личность, по мнению автора, «действует с плацдарма осмысленной, порой выстраданной позиции, достижение цели становится для нее делом жизненных принципов» [13, с. 76].
Разделяя точку зрения автора, заметим, что, к сожалению, стремление к достижению цели на основе выстраданной позиции не всегда приводит к усилению активной деятельности субъекта, а, напротив, иногда ведет к разочарованию, приспособленчеству, приобретению ролевой идентичности, нивелированию индивидуальности, снижению творческой активности и нежелательному снижению уровня субъектности.
В создавшихся условиях особую актуальность приобретает не только многоуровневое, но и многофункциональное образование, в первую очередь направленное на формирование специалиста с высоконравственным интеллектом и модельно-аналитическим системным мышлением, способного противостоять внешнему негативному воздействию.
Соотношение и взаимозависимость понятий «позиция личности» и «статус личности» рассматриваются в работах Б. Г Ананьева, И. С. Кона, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, С. Н. Бегидовой и др. По мнению Б. Г Ананьева, статус личности соотносится с системой социальных отношений и объективно определяет место и уровень значимости личности в социальном обществе. Понятие «позиция личности» характеризует деятельностную компоненту сущности субъекта и дополняет понятие «статус личности». У Б. Г Ананьева «осознание статуса, как осознание бытия вообще, невозможно вне и без деятельности человека, без практического отношения его к бытию, тем более что многие компоненты статуса не заданы общественной средой, а производятся в самом процессе человеческой деятельности. Однако любая деятельность в целом и отдельном своем акте (действии) осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительность, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, с общественной функцией человека в данной ситуации. Профессионально-трудовая деятельность всегда осуществляется совместно с тем или иным общественным поведением, которое оказывает определенное регулирующее влияние на развитие этой деятельности» [3, с. 241].
Отклик на рассуждения Б. Г Ананьева находим в работе С. Н. Бегидовой и Т. Н. Поддубной: «Внутренняя позиция связана со статусом личности и определяется социальными требованиями к данному статусу, то есть это позиция личности в определенной сфере деятельности» [7, с. 27].
Феномен «субъектная позиция» студента (будущего специалиста) следует определять как способность субъекта к самопознанию личностного ресурса, самоорганизации в окружающем профессиональном пространстве, его готовность к самомобилизации усилий для профессионально-творческого саморазвития и достижения вершин профессионального мастерства.
Результаты
Для исследования интегративной характеристики параметров субъектной позиции (ценностно-смысловая ориентация; мотивационно-потребностная сфера; видение картины мира;
специфика субъектной самостоятельности и активности) и подтверждения гипотезы нами были использованы следующие психодиагностические методики: опросник «Ценностные ориентации»; тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой; тест «Личностные факторы принятия решения» (ЛФР) Т. В. Корниловой; методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Г Ксенофонтовой, методика «Изучение коммуникативных способностей» по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину; методика «Изучение мотивации обучения в вузе» по Т. И. Ильиной.
Всего в исследовании приняли участие 167 первокурсников Самарского государственного медицинского университета. Анализ результатов исследования показал, что большинство студентов имеют высокий уровень развития параметров субъектной позиции, демонстрируют самостоятельность, автономность в организации своей деятельности, способны к самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов, стремятся активно реализовать себя в учебно-профессиональной деятельности.
Например, добровольно выбрали профессию врача 91 % опрошенных, принимают осознанные решения и воспринимают будущую профессию как наиболее благоприятную для профессионально-личностного роста 88 % респондентов, проявляют высокую мотивацию 81 % обучающихся, имеют уровень коммуникативных способностей выше среднего 76 % студентов (уровень статистической значимости p<0,05).
Большинство опрошенных испытывают большую удовлетворенность жизнью в студенческом коллективе (79 %) и ценят возможность приобретения будущей специальности (94 %), ориентированы на приобретение знаний и овладение профессией (67 %), имеют достаточно высокий уровень показателя интернальности (72 %), свидетельствующего об ответственности субъекта за результаты учебно-профессиональной деятельности (уровень статистической значимости p<0,01).
В то же время соотносят свой жизненный успех с творческой самореализацией 11,4 % опрошенных, с желанием получить высокую квалификацию — 13,7 %, со стремлением к достижениям в науке — 5,6 %, что свидетельствует об отсутствии должного представления о квалификационных требованиях к будущей специальности, о профессиональной культуре, о слабом понимании своего места и функции в научно-профессиональном сообществе (уровень статистической значимости p<0,05).
Обобщив результаты теоретического и эмпирического исследований, мы пришли к выводу о том, что содержание понятия «субъектная позиция» студента, механизмы ее становления, способы воздействия на динамику ее развития нуждаются в дальнейшем исследовании, т. к. имеют перспективу востребованности для формирования системно-моделирующего и творческого подхода к решению данной проблемы, а потенциальные результаты исследования могут иметь системное влияние на ту или иную область науки или жизни общества в целом.
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы в основном подтвердили исходную гипотезу исследования, согласно которой процесс формирования субъектной позиции обучающегося подчиняется определенным закономерностям, реализуется посредством конкретных механизмов, методов и способов деятельности педагогического коллектива по повышению уровня субъектности, технологий обучения и воспитания субъектных качеств обучающегося.
Для обеспечения результативности процесса формирования субъектной позиции необходима реализация педагогических условий, направленных на оптимизацию личностно-профессиональ-ного развития и воспитание активной, сознательной, деятельной, самостоятельной, автономной личности.
В качестве первого педагогического условия мы рассматриваем диагностику субъектных качеств обучающегося, способствующих оптимальной адаптации, социализации студента в профессионально-образовательном пространстве и формированию его субъектной позиции. Методика диагностики сформированности субъектных качеств представляет собой мониторинг учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности обучающегося, позволяющий сделать умозаключение о динамике поступательно-преобразовательного изменения его познавательной самостоятельности, деятельной активности, адаптации, социализации, степени приращения субъектного потенциала. Диагностике подвергаются уровни мотивации, познания, важнейшие личностные качества, субъектные характеристики.
Второе педагогическое условие реализуется с опорой на личностный потенциал обучающихся, раскрытие которого происходит в процессе самостоятельной работы при решении учебно-
профессиональных задач. Субъект-субъектное взаимодействие педагога со студентом строится на основе равноправного сотрудничества, партнерства, диалога и позитивно влияет на мобилизацию его усилий по повышению уровня субъектности и развитию профессионально-личностных качеств будущего специалиста.
Третье педагогическое условие предполагает организацию самостоятельной работы студентов, в процессе которой применяются новейшие технологии и методики, достигается высокий уровень самостоятельности при решении учебно-профессиональных задач, самоуправления и актуализируется преобразовательно-поступательное развитие его субъектной позиции.
Заключение
Таким образом, в условиях совершенствования профессионального образования важной проблемой является формирование субъектной позиции студента, поиск механизмов и педагогического инструментария для реализации процесса оптимального субъектогенеза, способного обеспечить гармоничное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, который обладает достаточным набором компетенций, отвечающих требованиям профессиональной культуры.
Субъектная позиция является основой профессионально-личностного развития специалиста, так как ориентирует личность на профессионально-творческое саморазвитие, на достижение вершин профессионального мастерства. Актуализация подобного представления предопределяет перспективность идеи формирования субъектной позиции будущего специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации, самоуправлению и самореализации в профессиональном сообществе.
На современном этапе развития общества формирование субъектной позиции студента и подготовка будущего специалиста к оптимальному погружению в профессиональную среду является одной из приоритетных целей и важной задачей педагогического коллектива вуза.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. ; Воронеж, 1999. 224 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : ЛГУ, 1968. 339 с.
4. Психология формирования и развития личности / ред. Л. И. Анцыферова. М. : Наука, 1981. 368 с.
5. Теоретические аспекты подготовки учителя как субъекта педагогической деятельности в условиях трансформации профессионального образования / Р. М. Асадуллин, А. Т. Арасланова, В. Ф Бахтиярова, Т. В. Набиева // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 58-67.
6. Асмолов А. М. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С.18-23.
7. Бегидова С. Н., Поддубная Т. Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 25-31.
8. Борытко Н. М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 41-45.
9. Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб. : Алетейя, 2003. 272 с.
10. Гаранин А. А., Гаранина Р. М. Алгоритм составления кейса в процессе освоения клинических дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 3. С. 198-206. D0I:10.17853/1994-5639-2016-3-198-206.
11. Гаранина Р. М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 58-83. D0I: 10.17853/1994-5639-2017-4-58-83.
12. Гаранина Р. М. Реализация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе освоения теоретических дисциплин // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 4 (35). С. 145-149.
13. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. 208 с.
14. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. Т. 3. М. : АСТ : Астрель, 2005. 1168 с.
15. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л. : ЛГУ, 1960. 224 с.
16. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М. ; Обнинск, 2010. 232 с.
17. Слободчиков В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 2013. 360 с.
18. Скоробогатова М. Р. Реализация Болонского соглашения в системе подготовки научных кадров Российской Федерации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 68-74.
19. Фромм Эрих : сб. тр. / сост. и авт. предисл. Б. Л. Вульфсон. М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили : МГПУ, 2000. 224 с.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Psihologiya i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya neal'noj lichnosti) [Psychology and consciousness of the person (Problems of methodology, theory and research of the real person)]. Moscow, Voronezh, 1999, 224 p. (In Russian).
2. Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow, Think, 1991, 299 p. (In Russian).
3. Ananyev B. G. Chelovek kak predmet poznanija [Person as a subject of knowledge]. Leningrad, Leningrad State University, 1968, 339 p. (In Russian).
4. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of the formation and development of personality]. Ed. L. I. Ancyferova. Moscow, Science, 1981, 368 p. (In Russian).
5. Asadullin R. M., Araslanova A. T., Bahtiyarova V. F., Nabieva T. V. Teoreticheskie aspekty podgotovki uchitelya kak sub»ekta pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah transformacii professional'nogo obrazovaniya [Theoretical aspects of training a teacher as a subject of pedagogical activity in conditions of transformation of vocational education]. Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 6, pp. 58-67. (In Russian).
6. Asmolov A. M. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of standards for a new generation]. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 18-23. (In Russian).
7. Begidova S. N., Poddubnaya T. N. Professional'naya sub»ektnaya poziciya kak sostavlyayushchaya professional'nogo razvitiya studenta [Professional subject position as a component of the professional development of the student]. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 2, pp. 25-31. (In Russian).
8. Borytko N. M. Gumanitarnye principy professional'nogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [The humanitarian principles of vocational education of teacher-educator in the system of continuous education]. Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2012, no. 11 (75), pp. 41-45. (In Russian).
9. Brushlinsky A. V. Psihologiya sub»ekta [Psychology of the subject]. Saint Petersburg, Aletheia, 2003, 272 p. (In Russian).
10. Garanin A. A., Garanina R. M. Algoritm sostavleniya kejsa v processe osvoeniya klinicheskih disciplin v medicinskom vuze [Algorithm for the compilation of a case in the process of mastering clinical disciplines in a medical college]. Education and Science, 2016, no. 3, pp. 198-206. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-3-198-206. (In Russian).
11. Garanina R. M. Didakticheskie principy processa formirovaniya sub»ektnoj pozicii studentov [Didactic Principles of the Process of Forming the Subject Position of Students]. Education and Science, 2017, vol. 19, no. 4, pp. 58-83. DOI: 10.17853/19945639-2017-4-58-83. (In Russian).
12. Garanina R. M. Realizaciya lichnostno-razvivayushchego potenciala samostoyatel'noj raboty studentov medicinskogo vuza v processe osvoeniya teoreticheskih discipline [Realization of the person-developing potential of independent work of students of medical high school in the process of mastering theoretical disciplines]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2011, no. 4 (35), pp. 145-149. (In Russian).
13. Godnik S. M. Process preemstvennosti vysshej i srednej shkoly [The process of continuity of higher and secondary schools]. Voronezh : Publishing house of Voronezh University, 1981, 208 p. (In Russian).
14. Efremova T. F. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [The modern explanatory dictionary of the Russian language]. Vol. 3. Moscow, AST, Astrel, 2005, 1168 p. (In Russian).
15. Myasishchev V. N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad, Leningrad State University, 1960, 224 p. (In Russian).
16. Osnitsky A. K. Psihologicheskie mekhanizmy samostoyatel'nosti [Psychological mechanisms of independence]. Moscow, Obninsk, 2010, 232 p. (In Russian).
17. Slobodchikov V. I. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub»ektivnosti [[Psychology of man: An introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow, 2013, 360 p.
18. Skorobogatova M. R. Realizaciya Bolonskogo soglasheniya v sisteme podgotovki nauchnyh kadrov Rossijskoj Federacii [Implementation of the Bologna Agreement in the system of training of scientific personnel of the Russian Federation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 2 (26), pp. 68-74. (In Russian).
19. Fromm Erih [Fromm Erich]. Collected Works. Compiled and prefaced by B. L. Wulfson. Moscow, Publishing House of Shalva Amonashvili, Moscow State Pedagogical University, 2000, 224 p. (In Russian).
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
SOME ASPECTS OF SOCIOPEDAGOGICAL ACTIVITY WITH GIFTED CHILDREN
Авторы статьи рассматривают определение одаренности как системное, развивающееся на протяжении жизни качество личности, а понятие гениальности — как высший уровень развития способностей, а также формы и методы работы с обучающимися, имеющими выдающиеся способности. Проводится сравнение между определением способностей, их развитием и оценкой одаренности детей в реальной педагогической практике. Рассматриваются различные критерии и практические методики по выявлению одаренности, а также педагогические подходы к работе с данной категорией детей.
В рамках развития современного инклюзивного образования описаны варианты и направления использования индивидуальных особенностей личности в дальнейшем развитии способностей обучающихся. Отмечается возможность обучения педагогических кадров различным мето-
УДК/UDC 373.5-056.45
С. И. Гусев, Г. Ф. Привалова, Н. А. Лопатин
S. Gusev, G. Privalova, N. Lopatin