Научная статья на тему 'Образовательно-событийная среда как средство развития личности'

Образовательно-событийная среда как средство развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОБЫТИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОБЫТИЙНАЯ СРЕДА / DEVELOPMENT / PERSONALITY / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVITY / EVENT / EMOTIONAL EXPERIENCE / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL AND EVENTFUL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огоновская Анжелика Станиславовна

Статья посвящена проблеме влияния образовательнособытийной среды на развитие личности. Создание такой среды одно из важнейших средств гуманистической педагогики. Цель работы показать необходимость формирования образовательно-событийной среды как условия самоактуализации личности на основе ценностных и творческих переживаний. В основе исследования методы анализа понятийно-терминологической системы, педагогического наблюдения, обобщения педагогического опыта. Основные выводы автора состоят в том, что образовательно-событийную среду учебного учреждения следует целенаправленно формировать совместными усилиями педагогов и обучающихся; пространство учебного заведения должно способствовать проявлению позитивных эмоциональных состояний личности, а оптимально организованная образовательно-событийная среда призвана прежде всего содействовать освоению ценностей культуры, саморефлексии, развитию самосознания и самот-ворчества личности. Материалы статьи могут быть значимыми для руководителей образовательных учреждений и педагогов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Eventful Environment as a Means for Personal Growth

The paper is devoted to the impact of the educational eventful environment on personality growth. The creation of such environment is considered to be an important means of humanistic pedagogy. The research is aimed at substantiating the need for developing the educational eventful environment as a way to self-actualization. The research is based on the analysis methods of conceptual terminological systems, pedagogic observation and synthesis of pedagogic experience. The author makes the following conclusions concerning the educational eventful environment: it should be created by the combined efforts of teachers and students and inspire students’ positive emotional attitude; the well-organized educational environment is likely to facilitate the acquisition of cultural values, and foster self-reflection, self-awareness and creativity. The research materials can be of interest to the heads of educational establishments and practicing teachers.

Текст научной работы на тему «Образовательно-событийная среда как средство развития личности»

Образование и наука. 2013. № 3 (102)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

А. С. Огоновская

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-СОБЫТИЙНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния образовательно-событийной среды на развитие личности. Создание такой среды - одно из важнейших средств гуманистической педагогики. Цель работы - показать необходимость формирования образовательно-событийной среды как условия самоактуализации личности на основе ценностных и творческих переживаний.

В основе исследования - методы анализа понятийно-терминологической системы, педагогического наблюдения, обобщения педагогического опыта.

Основные выводы автора состоят в том, что образовательно-событийную среду учебного учреждения следует целенаправленно формировать совместными усилиями педагогов и обучающихся; пространство учебного заведения должно способствовать проявлению позитивных эмоциональных состояний личности, а оптимально организованная образовательно-событийная среда призвана прежде всего содействовать освоению ценностей культуры, саморефлексии, развитию самосознания и самотворчества личности.

Материалы статьи могут быть значимыми для руководителей образовательных учреждений и педагогов-практиков.

Ключевые слова: развитие, личность, самоактуализация, креативность, событие, переживание, среда, образовательная среда, образовательно-событийная среда.

Abstract. The paper is devoted to the impact of the educational eventful environment on personality growth. The creation of such environment is considered to be an important means of humanistic pedagogy. The research is aimed at substantiating the need for developing the educational eventful environment as a way to self-actualization.

The research is based on the analysis methods of conceptual terminological systems, pedagogic observation and synthesis of pedagogic experience. The author makes the following conclusions concerning the educational

eventful environment: it should be created by the combined efforts of teachers and students and inspire students' positive emotional attitude; the well-organized educational environment is likely to facilitate the acquisition of cultural values, and foster self-reflection, self-awareness and creativity.

The research materials can be of interest to the heads of educational establishments and practicing teachers.

Keywords: development, personality, self-actualization, creativity, event, emotional experience, environment, educational environment, educational and eventful environment.

Понятие «личность» относится к основополагающим в педагогической теории и практике. Под личностью понимается человек социума, который связан с миром и людьми как динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его познания и деятельности. Основной способ существования личности - развитие, благодаря которому происходит накопление и обновление ее количественных и качественных свойств.

Свойства личности, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, материальным и духовным ценностям, выражают меру его единения с обществом, степень согласованности с самим собой. При гармоничном развитии появляется внутренняя цельность, равновесие и стабильность всех составляющих свойств личности, и в этом смысле можно говорить о самоактуализации человека.

Известный психолог А. Маслоу определял самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.», как процесс самореализации человеческих потенций: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это некое существо с заглушенными способностями и одаренностями». Согласно А. Мас-лоу, самоактуализация является показателем психического здоровья, а «неврозы - ошибка личностного роста» [7, с. 46].

Рассматривая характеристики самоактуализирующейся личности, Маслоу, наряду с другими ее свойствами (спонтанностью, автономией, свежестью восприятия, скромностью и уважением к окружающим, чувством юмора и др.), выделяет и креативность.

К. Роджерс, рассуждая об основных личностных характеристиках, общих для полноценно функционирующих личностей, также подчеркивает важность творческих качеств.

Креативность (от лат. «сгеайо» - сотворение, создание) означает неформальное отношение к задаче, нестандартный взгляд на ее выполнение и активизацию сил для достижении успешного результата. В русском языке синонимом указанному понятию является «творчество», которое имеет более широкий смысл и связано с понятиями «деятельность» и «новое» (новые ценности, идеи, чувства, материальные предметы и др.). Критерий новизны может иметь как объективное (новое для данной отрасли знаний), так и субъективное (новое для индивида - субъекта деятельности) содержание.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010) творчество выделено в качестве базовой национальной ценности наряду с патриотизмом, гражданственностью, трудолюбием и др. Авторы концепции определяют эти ценности как источники нравственности и человечности, опора на которые позволяет личности противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развиваться. Ориентация на указанные базовые ценности актуальна и в процессе подготовки будущих педагогов.

Педагогическая деятельность всегда связана с творчеством, она требует гибкости ума, воображения, дивергентного мышления. Взаимодействие учителя и ученика на творческой основе - основной путь избавления от шаблонов и стереотипов, во многом характерных для образовательного процесса. Творческий характер деятельности преподавателя связан с постоянным обновлением учебных программ, появлением новых педагогических идей, методов, технологий. Творчество педагога проистекает из соединения его уникальных личностных качеств с педагогической деятельностью, направленной на развитие креативной личности. К. Роджерс считал, что «творчество всегда оставляет след индивида на своем продукте, но этот продукт - не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними» [10, с. 125].

Поскольку природа большинства личностных свойств и качеств человека отнюдь не биологическая, а социальная, то источником становления и развития свойств и качеств конкретной личности является и общественный опыт, накопленный предшест-

вующими поколениями, и опыт собственный, индивидуальный. Таким образом, источник развития личности находится как вне, так и внутри ее, и, безусловно, важная роль в этом процессе принадлежит среде, в которой осуществляется жизнедеятельность субъекта развития. Создание определенной благоприятной атмосферы, позитивного, доброжелательного окружения способствует раскрытию творческого и иного потенциала личности.

Изучение среды, в которой формируется человек, имеет довольно продолжительную историю. В отечественной педагогике о ее значении в деле воспитания размышляли К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко. В трудах М. М. Скат-кина, В. З. Равкина, Р. Б. Вендровской, И. С. Кона, Н. Е. Щурко-вой, В. Д. Семенова, Е. В. Бондаревской, А. В. Мудрика, З. А. Гала-гузовой, М. Н. Дудиной, Ю. С. Майнулова и других авторов обоснованы принципы построения воспитательной среды, условия ее организации. Исследователи и педагоги-практики единодушны в выводе, что среда (окружение, специфическая атмосфера, круг общения и интересов) не в меньшей степени определяет качество и результаты образования, чем выбор образовательной области, набор учебных дисциплин, используемые технологии и др.

Знаменитый американский философ и педагог Д. Дьюи (18591952) и его последователи считали, что эффект усвоения ценностей и опыта проживания в обществе (независимо от ориентации воспитания) достигается в соответствии с «теорией соленого огурца»: ребенка достаточно погрузить в определенные условия - специально приготовленный «рассол», и он со временем сам «пропитается» нужными ценностями, взглядами, установками, т. е. обретет требуемый тип личности.

В последние десятилетия в педагогической науке и образовательной практике заметно повысилось внимание к проблемам среды, в которой формируется новое поколение. Это во многом связано с увеличивающейся тревогой в обществе и в профессиональном педагогическом сообществе по поводу внешних негативных, а иногда и разрушительных влияний современных средств массовой информации, деструктивного образа жизни взрослых на растущего человека. Представители гуманистической психологии и педагогики настоятельно предлагают менять образовательную среду, облагораживать ее, насыщать духовными и культурными ценностями.

Рассматриваемое нами понятие «среда» многоаспектно, что отражают разнообразные эпитеты, сопровождающие его: культурная среда, воспитательная, воспитывающая, обучающая, педагогическая, образовательная и т. д.

Согласно, например, А. В. Иванову, культурная среда образовательного учреждения - это совокупность разнообразных условий (базовых, к которым относятся наличие традиций, инноваций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих - информационных, коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических - материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения [5, с. 50-51].

Н. Е. Щуркова называет воспитывающей средой совокупность окружающих ребенка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Среди них она выделяет четыре основные группы окружения: предметно-пространственную, поведенческую, событийную и информационно-культурную [11, с. 17-24].

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров трактуют педагогическую среду как специально организованную сообразно с педагогическими целями систему межличностных отношений и отношений к миру [6, с. 322].

Н. А. Морева понимает под образовательной средой педагогическое пространство, представляющее собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности учащихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу [8, с. 98].

Для нас наиболее приемлемым и удачным названием выглядит словосочетание «образовательно-событийная среда», подразумевающее все ту же специально создаваемую систему организации жизнедеятельности обучающихся, но вдобавок обеспечивающую их самопознание, профессиональное самоопределение и самореализацию в динамичном социокультурном пространстве.

Чтобы обосновать свою позицию, обратимся сначала к С. И. Гес-сену, который рассматривал образование как привитие культуры индивиду. Согласно его концепции, преобразование природного че-

ловека в культурного происходит путем его приобщения к кулкгур-ным ценностям жизни, науки, искусства, производства, морали, права и т. д. Ученый был убежден: «Личность, не питаемая извне культурным содержанием, останавливается в своем росте, беднеет или теряется в бесплодных попытках элементарной самодельщины, самобытность подлинной индивидуальности подменивается самобытностью некультурного в своей самоуверенности самоучки» [3, с. 27].

На «воспитание человека культуры» как на основную цель образования указывают Е. В. Бондаревская и Н. Е. Щуркова; о формировании ценностных ориентаций через раскрытие смыслового подхода к обучению пишут В. Л. Бенин, В. Д. Семенов, Н. Б. Крылова, рефлексирующие по поводу необходимости единства культуры и педагогики. Культурная среда, в пространстве которой учащийся вступает в активное взаимодействие с достижениями цивилизации, наиболее благоприятна для развития личности, ее творческого начала.

Одним из самых перспективных тезисов педагогики, ориентированной на культурные ценности, и гуманистической психологии является тезис о том, что развитие ребенка имеет свои внутренние закономерности, внутреннюю логику, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается. Любые реформы в сфере образования оказываются бессмысленными, если они не опираются на духовную жизнь индивида, не подкрепляются адекватными изменениями во внутреннем мире, в ценностях. Следовательно, необходимо использовать личностный потенциал самоорганизации, т. е. создавать условия для пробуждения внутренних возможностей как учащихся, так и преподавателей. Внутренние возможности на личностном уровне проявляются в деятельности личностных структур сознания.

Образование эффективно тогда, когда осуществляется педагогическое со-бытие - межличностное взаимодействие детей и взрослых (Д. В. Григорьев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова). Потенциал развития накапливается не на полюсе взрослого, а в сфере между ним и ребенком. Этот феномен называется по-разному: диалог, встреча, событие. В «Толковом словаре русского языка» последнее определяется как «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [9, с. 730]. Согласно же В. И. Далю, событие - «пребывание вместе и в одно время, совместность, современность» [4, с. 253].

М. М. Бахтин, рассматривающий процесс становления души как самоосознавание человеком себя, когда он становится одновременно и субъектом, и объектом самопостроения, самоформирования, связывает вопрос пребывания личности в событийном пространстве с диалогичностью сознания [1].

Образовательно-событийная среда образовательного учреждения складывается из совокупности событий: праздников, посвященных знаменательным датам, олимпиад, конференций, семинаров; спортивных и туристических соревнований; творческих, исследовательских, краеведческих проектов; музыкальных, литературных, поэтических вечеров; диалогов, дискуссий, обсуждений; занятий студий, кружков, секций; поездок в театры, музеи, выставки и многого другого. Она ориентирована на организацию успешной жизнедеятельности обучающихся, способствует организации самоуправления, совместному выбору средств самореализации, творческого самовыражения в различных видах деятельности.

Событийная среда создается системой событий, которые происходят благодаря уже заложенным традициям учебного заведения или служат основанием для появления новых традиций. Их можно условно разделить на три группы:

• учебно-познавательные (тестирование, предметные олимпиада:, научно-практические конференции, недели предметно-цикловых комиссий, педагогические консилиумы, научно-теоретические семинары, заседания творческих групп, тематические педсоветы, спортивные соревнования и т. д.);

• общественно-значимые (конкурсы профессионального мастерства, День Матери, День здоровья, День Учителя, творческие отчеты по итогам практики, педагогические чтения, социальные акции и проч.);

• празднично-досуговъье (новогодние спектакли, тематические вечера, встречи с выпускниками, последний звонок, выпускной бал и др.).

Участие в событиях позволяет личности проживать жизнь, наполненную поисками, волнениями и смыслом. Для педагогики важно рассмотрение стремления к смыслу как врожденной мотиваци-онной тенденции, присущей всем людям и являющейся основой личности. Эти идеи развивал австрийский психолог В. Франкл -создатель логотерапии (метода экзистенциального психоанализа). Он считал, что если стремление не реализуется, то человек ощущает экзистенциальный вакуум. Так как человеку свойственно ис-

кать смысл на протяжении всей жизни, то он находит его в объективной действительности, поэтому смысл нельзя «дать» или точно указать, каким способом его можно достичь. Смысл субъективен. К тому же, нет смысла вообще - он проявляется лишь через осмысление конкретных ситуаций.

В. Франкл выделил пути поиска смысла. Поскольку они важны для развития личности, перечислим их:

1) что мы даем жизни (творчество, созидание);

2) что мы берем от мира (переживания);

3) позиция, которую занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить.

Соответственно им определены три группы ценностей: созидание, переживания и отношения. Для рассмотрения образовательно-событийной среды как средства развития личности это особенно важно, так как потенциал данной среды может быть реализован именно через средства, связанные с оцениванием, переживанием,, созиданием и развитием системы отношений к другим, к миру, к культуре.

Образовательно-событийная среда - это совокупность событий, воспринимаемых личностью, являющихся предметом ее оценки, поводом к раздумью и основанием для изменения смысла жизни. Какое-либо событие (случай, действия, обстоятельство) становится фактором личностного развития, если человек сам был его свидетелем, участником и не остался равнодушным к происходящему. Речь идет прежде всего о ценностных и творческих переживаниях, хотя спектр переживаний гораздо шире. К примеру, Ф. Е. Василюк помимо указанных выделяет также гедонистические, реалистические переживания [2, с. 100-104, 113-116]. Говоря о ценностном переживании, он пишет, что «ориентированное на самоуглубление и самопознание, ценностное переживание может помочь более высокому постижению смысла жизни», а творческое переживание, характерное для сложившейся волевой личности, является порождением собственной (обязательно деятельной, а не только созерцательной) жизни, самосознания, самостроительства, т. е. творчества [2, с. 128-136, 147-150].

Психолог рассматривает переживания применительно к кризисным ситуациям, но подчеркивает, что развитие личности зависит от их доминирующего типа. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на том, что образовательно-событийная среда

учебного заведения должна нести в себе такое содержание и такие технологии, которые содействуют ценностным, творческим переживаниям личности. Только в этом случае образовательно-событийная среда будет адекватна гуманистической парадигме. Для ее создания необходим поиск источников духовно-нравственного развития, переосмысление организации воспитательно-образовательного процесса, выявление путей и способов развития творчества.

Особую ценность для развития личности посредством образовательно-событийной среды представляет описание путей самоактуализации учащегося, которое сделал А. Маслоу:

• всепоглощающее, яркое переживание, с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него;

• выбор между движением вперед и регрессом, в пользу роста и расцвета личности, выбор в пользу личностного роста;

• постижение «самости», «способность чувствовать внутренние сигналы», «отказ бездумно поступать так, как принято большинством»;

• принятие ответственности за свои действия - «честно спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор»;

• понимание своего предназначения, своей миссии;

• выбор «кого держаться», а «кого сторониться»;

• постоянная работа над собой, решение быть мужественным («быть готовым к ежедневному и кропотливому труду выявления и вскрытия собственных возможностей», «нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности»);

• понимание себя, постижение своих возможностей и ограничений;

• испытание высших переживаний красоты и гармонии, «пик-переживаний»;

• открытие себя, своей сущности, которое позволит обнаружить собственную психопатологию, защитные механизмы и найти в себе мужество отказаться от них [7, с. 57-60].

Итак, анализ психолого-педагогических, научно-методических источников показывает, что оптимально организованная образовательно-событийная среда образовательного учреждения должна прежде всего содействовать освоению ценностей культуры на основе творческих и ценностных переживаний, разрешения возникающих проблем, саморефлексии, самотворчества.

Литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 200 с.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 2002. Т. 4. 688 с.

5. Иванов А. В. Культурная среда современной школы / / Педагогика. 2006. № 10. С. 50-55.

6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. 448 с.

7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой; под ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430 с.

8. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: Теория воспитания / Н. А. Морева. М.: Академия, 2008. 192 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.

10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

11. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. 39 с.

УДК 37.013.77

Н. В. Сюзева

ПРОВОКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможность и необходимость применения приема провокации в педагогической деятельности. По мнению автора, этот прием наиболее эффективен, в частности, в ан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.