ДВИЖЕНИЕ WORLDSKILLS RUSSIA КАК МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Каргополова О.А.
Каргополова Ольга Александровна — преподаватель, кафедра общего развития личности, Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова, г. Севастополь
Аннотация: Севастопольский педагогический колледж - динамично развивающаяся образовательная организация среднего профессионального педагогического образования. Движение Worldskills Russia послужило источником преобразования деятельности кафедры общего развития личности, явилось основанием для разработки и внедрения в образовательный процесс Колледжа модели тьюторского сопровождения общего развития личности будущих педагогов. Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, подготовка будущих педагогов, движение Worldskills Russia, общее развитие личности, тьюторство.
УДК 377.5
Участие представителей регионов в чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) ставит задачи инновационного развития профессиональных образовательных организаций, в том числе, организаций, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Включение в движение Worldskills линейки JuniorSkills вызвало необходимость активизации профориентационной работы и обеспечения ранней профессиональной подготовки первокурсников, обучающихся на базе основного общего образования.
Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова оперативно реагирует на все изменения, происходящие в современной системе образования. С 21 января 2019 года в Колледже запущен процесс реорганизации кафедральной системы. С позиций процессного подхода к управлению, роль кафедры, обеспечивающей «вход» в образовательный процесс, возлагается на кафедру общего развития личности. В связи с этим, основной стратегической целью деятельности кафедры общего развития личности становится сопровождение развития личности школьников -потенциальных абитуриентов Колледжа и студентов-первокурсников в начальный (адаптационный) период освоения будущей педагогической профессии, то есть, на «входе» в профессию. От того, насколько успешным окажется данный «вход», зависит дальнейшее продвижение обучающегося по образовательной траектории, выстраиваемой в педагогическом колледже: будет ли это постепенное угасание интереса к профессии, и, следовательно, отчуждение от образовательного процесса, или состоится раскрытие внутреннего потенциала личности и ее самореализация.
Согласно теории Л. С. Выготского, процессы развития личности идут вслед за процессами обучения. Правильно организованное обучение должно опираться на зону ближайшего развития, определяемую содержанием тех задач, которые человек не может решить самостоятельно, но способен решить с помощью другого человека. Таким человеком для школьника и первокурсника может стать другой студент - студент с тьюторской компетентностью. Студент-тьютор берет на себя ответственность за оказание помощи другому в развитии его личности. Каково видение результата общего развития личности студента? На наш взгляд, в качестве такого результата нужно рассматривать становление субъектности будущего педагога. Традиционно субъект определяется как носитель активности. Современная психолого-педагогическая наука и практика признают роль личности в ее собственном развитии и образовании. Поэтому под активностью мы подразумеваем стремление будущего педагога занять позицию «Беру ответственность за свое развитие и образование на себя».
Итак, кафедра общего развития личности Севастопольского педагогического колледжа становится сферой субъективации, обеспечивающей развитие субъектного уровня личности студентов через использование современного инструмента педагогической деятельности - тьюторского сопровождения.
Идеи тьюторского сопровождения реализуются в практике деятельности различных образовательных организаций [1, 2]. Нами был разработан проект «Перекресток», целью которого является создание и развитие на базе Колледжа Центра тьюторского сопровождения общего развития личности как структуры, обеспечивающей условия для раскрытия профессионально-личностного потенциала будущих педагогов, содействия их саморазвитию и самореализации. В задачи проекта входит внедрение тьюторских практик, направленных на сопровождение индивидуальной траектории общеинтеллектуального, предпрофессионального и раннего профессионального развития будущих
педагогов, развития общеучебных умений и навыков, сопровождение индивидуальной траектории общефизической подготовки будущих педагогов.
Почему проект называется «Перекресток»? «Перекресток» - это место пересечения четырех «Дорог», ведущих к одной цели - общее развитие личности будущего педагога:
1) «Дорога к профессии» - путь, проходя который, будущий педагог (тьюторант) с помощью тьютора (студента с тьюторской компетентностью) развивает свои педагогические способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся базовым условием успешности овладения профессиональной педагогической деятельностью;
2) «Дорога к успеху» - путь, проходя который, будущий педагог (тьюторант) с помощью тьютора развивает свой общий, социальный и эмоциональный интеллект;
3) «Дорога к знаниям» - путь, проходя который, будущий педагог (тьюторант) с помощью тьютора развивает свои общеучебные умения и навыки при освоении общеобразовательных учебных дисциплин (курсов ОУД) и дополнительных курсов;
4) «Дорога к здоровому образу жизни» - путь, проходя который, будущий педагог занимается повышением своей общефизической подготовки и самоизменением образа жизни (рис. 1).
Рис. 1. Модель проектной идеи
Местом пересечения «Дорог», то есть «Перекрестком», будет являться Центр тьюторского сопровождения, действующий в структуре кафедры общего развития личности ГБОУ ПО «Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова». Слоган проекта «Найди свою дорогу!» выражает следующую идею: можно выйти на «Перекресток» (зайти на сайт Центра) и выбрать любую «Дорогу», то есть добровольно присоединиться к участию в данном проекте как в качестве тьюторанта, так и в качестве тьютора.
В основе проекта лежит разработанная нами Модель тьюторского сопровождения общего развития личности будущих педагогов (рис. 2).
Модель предполагает создание в Колледже системы условий для выстраивания и реализации будущими педагогами индивидуальной траектории общего развития своей личности:
1) Индивидуальная траектория общепрофессионального развития - персональный путь раскрытия и реализации педагогических способностей как индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся базовым условием успешности овладения профессиональной педагогической деятельностью. Путь тьюторанта по данной траектории сопровождает тьютор общепрофессионального развития личности (тьютор ОПР).
2) Индивидуальная траектория общеинтеллектуального развития - персональный путь развития общего, социального и эмоционального интеллекта личности. При реализации данной траектории тьюторанта сопровождает тьютор общеинтеллектуального развития личности (тьютор ОИР).
3) Индивидуальная траектория развития общеучебных умений и навыков - персональный путь совершенствования личностью своих общеучебных умений и навыков при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла. Сопровождение осуществляется тьютором общеучебного развития (тьютор ОУР).
4) Индивидуальная траектория общефизической подготовки - персональный путь повышения личностью своей общефизической подготовки и самоизменения образа жизни. Помощь тьюторанту на данном пути оказывает тьютор общефизической подготовки (тьютор ОФП).
Рис. 2. Модель тьюторского сопровождения общего развития личности будущих педагогов
Каждый тьюторант может выбрать один, несколько или все четыре вектора общего развития личности. В последнем случае за тьюторантом закрепляется персональный тьютор - студент с тьюторской компететностью, который помогает школьнику или первокурснику выстроить целостный процесс общего развития личности через использование возможностей образовательной среды Севастопольского педагогического колледжа.
Осуществляя предпрофессиональную подготовку школьников образовательных организаций города Севастополя через развивающуюся систему клубов, Колледж решает не только проблему целенаправленного отбора обучающихся 14-16 лет к участию в чемпионате «JuniorSkills», но и задачу адресной подготовки абитуриентов. Первокурсники же - члены клубов с первых дней жизни в Колледже погружаются в атмосферу творчества, осознанности, свободы и ответственности и становятся заинтересованными субъектами саморазвития.
Таким образом, реализация целей и задач движения «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) приводит к пониманию, принятию и внедрению инноваций в образовательных организациях, осуществляющих подготовку будущих педагогов.
Список литературы
1. Маринина М.В., Герасименко А.С. Методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения студентов. Волгоград, 2014. 78 с.
2. Социальные и психологические ресурсы службы тьюторов в системе адаптации и сопровождения студентов. Сборник статей научно-практической конференции (24 ноября 2014 г.). Барнаул, 2014. 72 с.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Алемжина О.А.1, Давыдова И.В.2
'Алемжина Ольга Александровна — преподаватель первой квалификационной категории, заместитель директора;
2Давыдова Ирина Владимировна — учитель высшей квалификационной категории, директор, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Научно-методический центр», г. Кемерово
Аннотация: в современных условиях реализация ФГОС в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Одним из возможных путей реализации является внедрение индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальной траектории образования на уроках физической культуры, проектная технология - идеальный вариант построения процесса физического воспитания учащихся и является качественной подготовкой по образовательному курсу «Физическая культура».
Ключевые слова: индивидуальная траектория развития, физическая культура, проектная технология, ФГОС.
УДК 371.3
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к системе контроля качества образования, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся. Возникшие проблемы в реализации ФГОС не обошли стороной и деятельность учителей дисциплины «Физическая культура».
Согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании» система образования на современном этапе должна обеспечивать «...самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества».
Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий, которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую учащемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Цель работы: определить необходимость применения проектных технологий как метода индивидуальной траектории развития учащихся на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности учащихся.
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовательной деятельности.
Индивидуальная образовательная траектория - последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, построенные совместно с обязательными образовательными предметами, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит совместно с педагогами.