УДК 38.006
Пилипчевская Наталья Викторовна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, pilipchevskaya@mail.ru, Красноярск
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, ас1о1/@ kspu.ru, Красноярск
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Pililpchevskaya Natalja Viktorovna
The senior lecturer at the Department ofPedagogic and Psychology ofPrimary Education; the Director ofEducational Methodic Centre which tutors and gives students socio-psychological support in Krasnoyarsk State Pedagogical University named in honor of V. P. Astafyev, pilipchevskaya@mail.ru, the city ofKrasnoyarsk
Adolf Vladimir Alexandrovich
The Doctor of Pedagogic, Professor, the Head of Pedagogic Department in Krasnoyarsk State Pedagogical University named in honor ofV. P. Astafyev, adolf@kspu.ru, the city ofKrasnoyarsk
THE TUTORIAL SUPPORT SOCIO-PEDAGOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENTS
В настоящее время система высшего педагогического образования ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров нового поколения, готовых к освоению новых знаний и видов деятельности в условиях неопределенности, конструированию и осуществлению собственной образовательной траектории на протяжении всей жизни, способных ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, быстро реагировать и адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе. Следовательно, от успешной социализации и адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. В этой связи целесообразным является изучение проблемы адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования учебновоспитательного процесса вуза. Остановимся на рассмотрении возрастных и индивидуальных особенностей данной возрастной группы.
В зарубежной и отечественной психологии проблемами студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории в разные годы занимались Г. А. Абрамова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.
Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б. Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17-18 лет - 22-23 года [1]. В исследованиях (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, И. С. Кона и др.) подчеркивается, что для данного периода характерно преобразование мотивационной сферы, системы ценностных ориентаций, формирование профессиональных способностей будущего специалиста. И. А. Зимняя отмечает, что для студенчества как особой социальной категории характерны: высокая социальная активность, высокий уровень познавательной мотивации [1, с. 183]. Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что в юношеском возрасте происходит активное формирование самосознания, усиливается социальная позиция общественно ответственного субъекта, появляется ответственность не только за себя, но и за общее дело, за других людей [2].
Юношеский возраст противоречивый, начинается с кризиса идентичности (осознания собственной индивидуальности, проявление разнообразных интересов), стремлению к самостоятельности, в качестве субъекта активности и деятельности, и завершатся личностным и профессиональным становлением (сознательное построение собственной жизни, социализация, усиление общественной позиции).
В исследованиях В. А. Адольфа, И. Ю. Степановой подчеркивается, что постиндустриальное общество ставит задачу подготовки специалиста к быстрой адаптации в изменяющихся условиях работы, готовых к перепрофилированию своей деятельности, к самостоятельным, нестандартным решениям по различным проблемам, в том числе, владеющих научными способами общения и т. д. [3, с. 60]. Считая, что адаптация - это процесс и результат, благодаря которому происходит перестройка всей системы поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней со стороны социума.
Начало студенческой жизни - серьезное испытания для большинства молодых людей, необходимо быть готовым принять новую социальную роль, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии, осознать ее общественную необходимость, ее социальную значимость. Одно из условий перехода вчерашнего школьника в студенты является преемственно изменяющаяся система учебно-воспитательного процесса обеспечивающая формирование потребности студента потенциально быть готовому к изменениям.
Понятие «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему и понимается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Выделяется два подхода к рассмотрению понятия «адаптация»: 1) адаптация рассматривается как свойство любой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость
к условиям внешней среды, что в свою очередь предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей; 2) адаптация рассматривается как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды [4].
В литературе встречается большое количество определений адаптации: адаптация как процесс приспособления человека к условиям окружающей среды и достижения равновесия в ней с учетом двух взаимосвязанных операций: ассимиляции и аккомодации (Ж. Пиаже); адаптация как процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (И. С. Кон); адаптация как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе жизнедеятельности, которое позволяет личности удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (Ф. Б. Березин); адаптация является одной из фаз развития личности (наряду с индивидуализацией и интеграцией), которая представляет активное усвоение групповых норм поведения и соответствующих им форм и средств деятельности (А. В. Петровский).
Анализируя проблему адаптации в отечественной и зарубежной психологии, мы увидели, что большинство исследователей рассматривают адаптацию как процесс и как результат, что свидетельствует о сложности и противоречивости процесса адаптации и необходимости комплексного егорассмотрения.
Современные представления об адаптации основываются на работах отечественных (Н. Е. Введенского, И. П. Павлова, И. М. Сеченова,
А. А. Ухтомского и др.) и зарубежных (Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Г. Селье и др.) ученых.
В последнее время произошла трансформация понятия, связанная со смещение акцентов с биологической и физиологической адаптации на психическую, социальную и профессиональную, а также на рассмотрение психически здоровой личности. Так, А. А. Реан определяет адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [5, с. 17].
А. А. Налчаджян рассматривает адаптацию через идеи онтогенетической социализации как «процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера» [6, с. 17].
По мнению Н. А. Свиридова, адаптация представляет объективно необходимый процесс вхождения индивида (группы) в новую социальную среду и ее освоения, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются условия не только для осуществления личностью ее потребностей и жизненных целей, но и для прогрессивного изменения самой адаптирующей среды [7, с. 90].
В зависимости от аспекта исследования, отечественные педагоги и психологи, адаптацию подразделяют: на демографическую, культурологичес-
кую, политическую, религиозную, этническую, экологическую (Л. В. Король и др.); на физиологическую, социальную и профессиональную (А. Маслоу, К. Рождерс, Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Н. И. Клименко, Е. А. Назарова, Г. М. Шеламова, В. А. Сластенин и др.); психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную (Е. К. Завьялова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. И. Сарджвеладзе и др.); психологическую (Г. А. Балл); социально-педагогическую (Л. Н. Студеникина, Н. А. Шепилова и др.).
Из предложенных видов адаптации выделим и рассмотрим процесс социально-педагогической адаптации. Так, Н. А. Шепилова рассматривает социально-педагогическую адаптацию как «процесс приспособления личности к образовательному процессу вуза, активного освоения норм, ценностей, особенностей педагогической профессии, приобретения умений и навыков будущей профессиональной деятельности, обеспечивающих принятие на себя новой социальной роли, гармоничное взаимодействие личности в системе социальных отношений» [8, с. 21].
Под социально-педагогической адаптацией мы понимаем, процесс и результат активного приспособления студентов к условиям образовательной среды, в ходе которого происходит накопление знаний, овладение профессионально-важными умениями, навыками, качествами, освоение новых видов профессиональной деятельности и получения опыта эмоционально ценностного отношения к ней.
Как отмечалось выше, адаптация происходит в рамках социума, следовательно, данное понятие может быть конкретизировано через соотношение с понятием «социализация», которая определяется как смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции.
Отечественные философы, психологи и педагоги рассматривают адаптацию как часть, один из механизмов социализации (К. А. Абульхановой-Славской, Л. П. Буевой, И. С. Кона, В. А. Маркова, И. А. Милославова,
A. Т. Москаленко, А. В. Мудрика, А. А. Налчаджяна, Б. Д. Парыгина,
B. А. Сластенина и др.), поскольку в ходе социализации индивид не просто усваивает социальный опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки, социальные ожидания, ценностные ориентации ит.д.
При соотнесении социализации и адаптации Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Н. И. Клименко, Е. А. Назарова, Г. М. Шеламова «выделяют два наиболее значимых момента: во-первых, социализация и адаптация связаны между собой в социальной жизнедеятельности личности, благодаря им человек развивает свою социальную сущность, овладевает опытом жизни, во-вторых, существуют различия между данными понятиями по содержанию, направленности и по характеру, глубине вызываемых в личности изменений» [4, с. 40].
В. А. Адольф, И. Ю. Степанова подчеркивают, что социализация личности педагога в большей степени нацелена на его адаптацию ко всем социальным условиям, его полное приспособление к университетским требованиям, что
приводит к нивелированию индивидуальности. Индивидуализация, формирование индивидуальности обеспечиваются обществом и связываются с выстраиванием собственной траектории профессионального движения [3].
Введение в практику высших учебных заведений технологии тьюторского сопровождения и специальной позиции тьютора поможет студентам быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения как социально, так и психологически, определить свой образовательный заказ и найти пути егорешения, сформировать качества высококвалифицированного специалиста.
По нашему мнению, позицию тьютора в высшей школе на современном этапе могут выполнять студенты-старшекурсники. Следовательно, тьютор -это студент старших курсов, создающий организационно-педагогические условия для реализации индивидуальных программ развития студентов-первокурсников, а также осуществляющий психолого-педагогическую поддержку и сопровождение по формированию субъектной позиции. Поэтому первостепенная задача, которая стоит перед студентом-тьютором, - поддержка активности студентов-первокурсников, направленная на их собственное развитие, проявление инициативности, ответственности за результат деятельности. Для этого студенам-тьюторам необходимо иметь четкое представление об уровне развития познавательных интересов, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях и жизненных ориентирах студента, что возможно в совместной деятельности, а также степени социально-психологической адаптации студентов. В связи с этим необходимо расширять масштабы и организационные формы тьюторской сопровождения студентов в образовательной среде вуза, которые в свою очередь помогут становлению и развитию их личностных качеств и осознанию собственной позиции. Подобное понимание позволяет увидеть место тьюторства в системе учебно-воспитательной деятельности высшей школы и расширить представление о роли тьютора.
Современные исследователи Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, тьютор-ское сопровождение трактуют как особую педагогическую технологию, основанную на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [9]. Тью-торское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании (Т. М. Ковалева).
В русле наших рассуждений тьюторское сопровождение мы рассматриваем как педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников и сту-дентов-тьюторов, в ходе которого студенты-тьюторы создают условия для осуществления, построения, осмысления и реализации программ личностного развития студентов-первокурсников [10, с. 30].
Тьюторское сопровождение студентов факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева осуществляется в течение последних пяти лет (с ноября 2004 года). Это небольшой срок, но наработанный нами опыт уже
позволяет сделать вывод об организационных формах, в которых тьюторс-кое сопровождение может эффективно реализовываться в воспитательном пространстве современного вуза, к ним относятся адаптационные занятия с элементами социально-психологического тренинга, тьюторские беседы, тьюторские часы, саве-вШёу (анализ конкретных, практических ситуаций), тьюторский клуб, тьюторские проекты.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов:
1. Определение уровня сформированности социальной активности; социальной и профессиональной мобильности студентов.
2. Постановка цели воспитательной и тьюторской деятельности.
3. Поиск воспитательных, интеллектуальных, творческих ресурсов и разработка программы тьюторского сопровождения - программы и плана мероприятий тьюторской деятельности.
4. Реализация, обсуждение, анализ программы и плана тьюторских мероприятий.
5. Корректировка воспитательной цели, определение временных перспектив.
6. Анализ итогов тьюторской деятельности (программ и проектов).
Рассмотрим особенности тьюторского сопровождения в период адаптации к вузовскому обучению. Нами была разработана программа «Адаптационные занятия для студентов-первокурсников» с элементами социально-психологического тренинга. Основной целью программы является психологическая и социальная адаптация к вузовскому обучению, в результате которой студент начинает самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные, планы.
Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Занятия рассчитаны на три дня и построены по типу «погружения». Продолжительность каждого дня занятий - 6 часов.
Задача первого дня адаптационных занятий - знакомство с участниками, изучение ожиданий, проведение первичной диагностики. Программа первого дня включает в себя два блока: информационный (знакомство с особенностями организации вузовского процесса обучения, спецификой обучения на факультете, со структурными подразделениями вуза и факультета, кафедрами, историей факультета и т. д.), позволяющий студентам войти в новую социальную среду, и диагностический (определение мотивационной структуры личности, выявление ценностных ориентаций, эмоциональной направленности, определение уровня социально-психологической адаптации). Методики экспресс-диагностики, позволяют студентам получить данные о себе, осознать и проработать полученные результаты.
Основная задача второго дня - формирование учебной мотивации, выявление профессионально важных качеств, необходимых для успешной учебы
и последующей профессиональной деятельности, осознание своих интересов, способностей, участие в различных видах практической деятельности, сплочение группы. Нами применяются разнообразные психологические упражнения, разминки, игры и т. д. Так, например, игра «Факультет» (авторская разработка) заключалась в том, чтобы за определенное время (1 час 20 минут) разработать стратегию развития факультета (воспитательный аспект) на предстоящий период, определить структуру управления и презентовать проект группе. Задача тьюторов - оказание помощи в проектировании, направление каждого по намеченному маршруту. Домашнее задание второго дня - написать личный план на пять лет для построения индивидуальной и профессиональной траектории.
Третий день направлен на определение перспектив развития группы; углубление процессов самораскрытия; определение жизненных планов и стратегий их реализации; выбор тьютора. Следует подчеркнуть, что на протяжении трех дней студенты-тьюторы являлись активными участниками данных занятий, что позволило первокурсникам (тьюторантам) по окончании адаптационного тренинга сделать осознанный выбор. Для этого в план занятия мы включили самопрезентацию тьюторов. Самопрезентация являлась своеобразным мостиком, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей, средством представления внутренней сущности человека вовне. Самопрезентация была направлена на создание положительного образа «Я» у тьюторантов. Тьюторы во время самопрезен-тации демонстрировали организаторские, коммуникативные, проектировочные способности и др., а также различные способы и пути достижения цели, собственные достижения в учебной, научной и внеучебной работе.
Программа адаптационных занятий с элементами социально-психологического тренинга позволила студентам осознать новое качество своей социальной позиции, овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной работы, осознать профессиональные и личностные качества учителя, скорректировать собственные планы, усвоить элементарные требования, нормы и традиции вузовской жизни. Также следует отметить, что социально-психологическая адаптация была направлена на гармоничное взаимодействие личности с воспитательной средой, меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной стратегии поведения.
После адаптационных занятий начинается индивидуальная и групповая работа тьютора и тьюторантов. Тьюторанты заявляя о своих интересах, потребностях и совместно с тьютором (которого выбрали во время адаптационных занятий) начинают проектировать и реализовывать собственную индивидуальную траекторию развития.
Таким образом, тьюторское сопровождение как технологию сопровождения студентов-первокурсников можно осуществлять по специально разработанной программе. Это позволяет, с одной стороны, отследить динамику личностного развития студентов, с другой стороны, своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку в решении сложных жизненных
проблем и ситуаций, возникающих в процессе социально-педагогической адаптации не только на начальном этапе обучения в вузе, но и последующих этапах профессионально-личностного становления.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: ЛОГОС, 2001. - 384 с.
2. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. - 160 с.
3. Степанова, И. Ю. Профессиональная подготовка учителя в условиях постиндустриального общества: монография [Текст] / И. Ю. Степанова, В. А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 520 с.
4. Безюлева, Г. В. Социальная адаптация и профессиональная реабилитация мигрантов в учреждениях довузовского профессионального образования - запрос времени. Учебное пособие [Текст] / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Н. И. Клименко, Е. А. Назарова, Г. М. Шеламова - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 184 с.
5. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.
6. Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии) [Текст] / отв. ред. Э. А. Александрян. - Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1988. - 263 с.
7. Свиридов, Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) [Текст] / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. -№1-С. 90-95.
8. Шепилова, Н. А. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08.: Магнитогорск, 2003. - 187 с.
9. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летнию тьюторских конференций. 1996-2005. [Текст]. - Томск: М-Принт, 2005. - 296 с.
10. Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы / Н. В. Пилипчевская, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 136 с.