Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка студентов первого года обучения в адаптации к образовательному процессу вуза'

Педагогическая поддержка студентов первого года обучения в адаптации к образовательному процессу вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL SUPPORT / ADAPTATION / ADAPTATION PROGRAM / EDUCATIONAL PROCESS / DEVELOPMENT OF THE MORAL QUALITIES OF A PERSON / STUDENT / CURATOR / TUTOR / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТ / КУРАТОР / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заборина Мария Алексеевна

В статье представлена характеристика организационных условий педагогической поддержки студентов первого года обучения к образовательному процессу вуза. Вхождение студентов первокурсников в систему обучения вуза сопровождается не только приобретением нового социального статуса, но и требует от них выработки новых способов поведения, чтобы соответствовать этому статусу. Поскольку процесс адаптации к обучению в вузе сложный и многогранный и может вызвать у молодого человека перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, необходимо с первого дня нахождения студента в вузе оказывать ему педагогическую поддержку, используя возможности общеуниверситетских структур, института кураторов и активность студентов-тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THEIR ADAPTION TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

The article provides for the characterization of the organizational conditions of the pedagogical support of the first-year students in their adaptationto the educational process at university. The entry of the first-year students into the university education system comeswith the acquisition of new social status requirements to develop new modes of behavior in order to comply with this status. Since the process of adaptation to study at university is a complex, many-sided matter that can lead to overstrain at the psychological and physiological levels of young men, it is necessary to provide pedagogical support from the first day of the student’s stay in the university, using the opportunities of university institutions, curators and activity of tutor students.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка студентов первого года обучения в адаптации к образовательному процессу вуза»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА

Заборина М.А.

В статье представлена характеристика организационных условий педагогического поддержки студентов первого года обучения к образовательному процессу вуза. Вхождение студентов первокурсников в систему обучения вуза сопровождается не только приобретением нового социального статуса, но и требует от них выработки новых способов поведения, чтобы соответствовать этому статусу. Поскольку процесс адаптации к обучению в вузе -сложный и многогранный и может вызвать у молодого человека перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, необходимо с первого дня нахождения студента в вузе оказывать ему педагогическую поддержку, используя возможности общеуниверситетских структур, института кураторов и активность студентов-тьюторов.

Ключевые слова: педагогическая поддержка; адаптация; адаптационная программа; образовательный процесс; воспитание нравственных качеств личности; студент; куратор; тьютор.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THEIR ADAPTION TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

Zaborina M.A.

The article provides for the characterization of the organizational conditions of the pedagogical support of the first-year students in their adaptationto the educational process at university. The entry of the

first-year students into the university education system comeswith the acquisition of new social status requirements to develop new modes of behavior in order to comply with this status.

Since the process of adaptation to study at university is a complex, many-sided matter that can lead to overstrain at the psychological and physiological levels of young men, it is necessary' to provide pedagogical support from the first day ofthe student s stay in the university.; using the opportunities ofuniversity institutions, curators and activity of tutor students.

Keywords: pedagogical support; adaptation; adaptation program; educational process; development of the moral qualities of a person; student; curator; tutor.

Педагогическая поддержка - это особая деятельность педагога, осуществляемая в рамках взаимодействия со студентом, направленная на пути преодоления возникших препятствий, создание условий для самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Педагогическая поддержка студентов первого года обучения в вузе является наиболее подходящей формой оптимизации образовательного процесса, поскольку ориентирована на формирование ситуации развития личности студента, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы.

Адаптация - постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода в вузе для студентов первого года обучения состоит в оказании помощи по вхождению в коллектив сверстников, принятии норм, правил поведения в вузе, приспособление к требованиям образовательного процесса, формирование самосознания и ролевого поведения, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Педагогические условия организации воспитательного процесса в вузе в адаптационный период должны быть направлены на объединение личных интересов студентов с общественными, включение воспитательной деятельности в процесс профессионального становления будущего специалиста.

Особенностью учреждений высшего образования является формирование учебных групп разновозрастным контингентом, поскольку в учебное заведение при равных возможностях могут поступать студенты разного возраста, т.е. в одной учебной группе могут обучаться студенты подросткового и юношеского возраста, молодые люди, отслужившие в армии, студенты, имеющие опыт работы на производстве и др. Каждый из них обладает разным жизненным опытом, отношением к тем или иным нравственным категориям. Так же у студентов первокурсников в сравнительно короткий период происходит изменение сложившихся ранее стереотипов, и у большинства этот процесс идет достаточно сложно и даже болезненно. Студенты - первокурсники так же различаются жизненным опытом, который определяется не только их возрастом, но и определенными взаимоотношениями, сложившимися в семье, со сверстниками, как в школе, так и вне ее.

Особенности работы со студентами в период адаптации к новым условиям образовательного процесса имеют, на наш взгляд, некоторые положительные черты:

- юношеский возраст, по мнению педагогов и психологов, наиболее благоприятен для формирования ценностных ориентаций;

- у всех первокурсников в начале учебного года имеются равные возможности в установлении взаимоотношений со сверстниками, т.к. они не знают друг друга и того положения, которое занимал каждый из них в коллективе - школьном, армейском, производственном и др.;

- вся обстановка в вузе делает студентов более самостоятельными. Они добровольно выбирают профессию, осознают ту цель, ради которой они поступали в учебное заведение;

- некоторая часть студентов проживает в общежитии, где воспитатели, педагоги воздействуют не только на их быт, но и на нравственный опыт.

Среди наиболее значимых проблем студентов первого года обучения можно выделить следующие: увеличение объема учебной нагрузки и трудности усвоения учебных дисциплин, коммуника-

тивные проблемы как с одногруппникамп, так и с преподавателями. Каждый студент, обладая индивидуальными психологическими особенностями, находит свои пути приспособлений к новым условиям, прилагает определенные усилия, которые, безусловно, сказываются на результатах обучения.

Трудности адаптации студентов первокурсников - это, в первую очередь, несогласованность в организации учебной и внеучебной деятельности между преподавателем и студентом. В этих условиях, становится значимым создание адаптационных программ для студентов, впервые начинающих обучение в вузе. Адаптационная программа должна учитывать роль педагогической поддержки и многофакторность влияния образовательного пространства университета. Содержание адаптационной программы должно быть системным и последовательным, включать изучение личностных характеристик первокурсников, выявлять трудности адаптационного периода, анализировать и обобщать полученные данные, планировать проведение круглых столов по проблемам адаптации первокурсников и т.п.

В образовательном пространстве вуза адаптацией студентов первокурсников должны заниматься не только общеуниверситетские структуры, но и кураторы учебных групп, назначаемые непосредственно на факультетах, где обучаются студенты. Институт кураторов студенческих групп является одной из эффективных форм педагогической поддержки студентов первого года обучения в вузе [1,с. 151].

Роль куратора студенческой группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Основные направления совершенствования воспитательной деятельности куратора группы: ориентация студентов на здоровый образ жизни; создание высоконравственной психологической атмосферы в группе; повышение качества эффективности учебной деятельности студентов; приобщение их к раз-

личным видам научно-исследовательской деятельности; вовлечение в различные виды общественной и досуговой деятельности.

Наиважнейшей задачей куратора является оказание помощи студентам первокурсникам в адаптации к образовательному процессу вуза. Первый этап в деятельности куратора по оказанию педагогической поддержки является диагностическим, направлен на знакомство со студентами группы, как в заочной форме, так и в личном знакомстве: во время кураторских часов, индивидуальных и групповых беседах. В этот период куратору необходимо создать в группе доброжелательную атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, выбрать творческий актив группы, ознакомиться с условиями проживания в общежитии. На втором, поисковом, этапе педагогической поддержки куратор группы совместно со студентами организует их деятельность в вузе. Куратор информирует студентов о возможностях самореализации в образовательном процессе вуза, предоставляет возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке.

Тесное сотрудничество куратора со студентами в этот период дает возможность для поиска причин возникновения проблем и планирование совместных действий по их решению. Важным в адаптационный период является проявление эмпатии по отношению к студентам первокурсникам, поскольку это является основой для снятия напряжения и чувства тревоги в новой непривычной для них обстановке. Особенно это имеет значение для студентов, проживающих в общежитии вдали от родителей [2, с. 323].

Другой эффективной формой педагогической поддержки студентов первого года обучения в вузе является тьюторская деятельность. Тьютор (в переводе с англ. - tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьюторское сопровождение рассматривается как особая педагогическая технология, основанная на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов первого курса (тьюторантов) и студентов старших курсов (тьюторов). Основная задача тьютора в педагогическом сопровождении студентов первого года обучения состоит в совместном обсужде-

нии и разработке индивидуальных образовательных программ, построении индивидуальной траектории развития студента. Тьютор помогает студенту первокурснику стать частью образовательного процесса вуза [3, с. 146].

Характер воспитательной деятельности как куратора, так и тьютора должен быть направлен на формирование нравственных качеств личности студента первокурсника, поскольку в этот период его отношение к миру имеет ярко выраженную личностную окраску. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, элемент социальной общности (класса, слоя, социогруппы), выбор своего будущего социального положения и способов достижения. Критериями нравственности в этом возрасте могут служить степень сформированности нравственных потребностей, привычек и моральных чувств. Индивидуальность мотивации учебной деятельности - это мера соблюдения нравственных норм и реализация их в конкретных операционных умениях - умении учиться.

Таким образом, педагогическая поддержка студентов первого года обучения в период адаптации к образовательному процессу вуза обусловливает создание целого комплекса психолого-педагогических мероприятий и согласованных действий всех участников процесса. Поскольку педагогическая поддержка, есть целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и студентов, заключающийся в передаче накопленного жизненного опыта, способствующий оптимальному процессу адаптации и социализации студентов первого года обучения.

Список литературы

1. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 150-151.

2. Федулова И.В. Роль куратора в процессе адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления

воспитательной работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ, 2010. С. 322-323.

3. Адольф В.А., Пилипчевская Н.Ф. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт//Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 146.

References

1. Albitova Е.Р., Rogaleva G.I. Pedagogicheskaja podderzhka studen-tov-pervokursnikov kak sredstvo ih adaptacii k vuzovskomu obrazo-vaniju [Pedagogical support of first-year students as a means of their adaptation to university education], Vestnik Burjatskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2013. No. 1, pp. 150-151.

2. FedulovaI.V. Rol'kuratora vprocesse adaptacii studentovpervogo kur-sa k obucheniju v vuze [The role of the curator in the process of adaptation of first-year students to study at a university]. Osnovnye problemy i napravlenija vospitaternoj raboty v sovremennom vuze. Barnaul: Alt-STU, 2010, pp. 322-323.

3. Adolph V.A., Pilipchevskaya N.F. T jutorskoc soprovozlidenie studentov: prakticheskij opyt [Tutor support of students: practical experience]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 4. P. 146.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Заборина Мария Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» ул. Ст. Разина, 26, г. Калуга, 248023, Россия maria-suomi(a)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHOR Zaborina Maria Alekseevna, associate professor, candidate of pedagogic sciences

Kaluga State University

26, St. Razin Str., Kaluga, 248023, Russian Federation maria-suomi(a)mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.