DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-12 УДК 378
применение технологии тьюторского сопровождения практического обучения студентов туристского вуза
горбут А.в.
В рамках данной статьи предполагается описание реализации модели сопровождения практического обучения студентов посредством внедрения тьюторства в образовательный процесс туристского вуза, соединяя теоретические основы обучения с практикой отрасли. От логики организации данного процесса и совокупности уровней практик в современном образовании зависит профессиональный рост студентов и качество подготовки высококомпетентных специалистов сферы туризма.
Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают частичное переустройство высшего профессионального образования, в котором значительную роль будет играть тьютор - представитель профессии, который обеспечивает процесс сопровождения, разработки и реализации каждым студентом своих образовательных запросов рамках освоения компетенций, предусмотренных ФГОС.
ключевые слова: туристский вуз; тьютор; тьюторское сопровождение; компетенции.
putting into practice tutoring technology in the tourism university.
Gorbut A.V.
This article is supposed to describe the process of tutoring that can connect theoretical basis with the practice of the branch. The professional career of students and their training as high-qualified specialists depends on the logic organization and all-levels practice in the modern education. According to the Bologna agreement Russia obliges to rebuild partly its high professional education and a tutor will provide educational demands for the competence stated in the educational standards.
Keywords: Tourism University tutor; tutor support; competence.
Анализ практического обучения, сложившегося в высшей школе, показал, что методы, формы, содержание практического обучения не в полной мере способствуют формированию профессионально значимых компетенций выпускника туристского вуза. Перспективным направлением профессиональной туристкой подготовки является тьюторское сопровождение практического обучения, его содержания, методов и форм.
Качественный уровень прохождения практики зависит от грамотной организации всех уровней практики для каждого курса в учебном процессе туристского вуза, необходимо соблюдать последовательность этапов тьюторского сопровождения, теоретического и практического обучения. Тьютор помогает тьюторанту в определении эффективности образования через рефлексию, развернутый анализ планируемых и достигнутых результатов, затраченных ресурсов. Он консультирует тьюторанта по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Тьютор организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов тьюторантов. «Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку тьюторантов, проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей. Надо заметить, что сущностью тьюторского профессионального действия является совместное с тьюторантом составление карты индивидуального образования, оформленного в ИОП» [7].
Тьюторское действие, как цельная единица профессиональной деятельности, включает в себя три этапа. Первый этап - создание тьютором избыточной образовательной среды, прежде всего за счет раскрытия тьюторантом образовательного потенциала общества, его собственно социальной, инфраструктурной, культурно-предметной составляющей, а также раскрытие и использование собственного антропологического образовательного потенциала. Второй этап -продвижение по образовательному маршруту тьюторанта. Третий этап - стратегирование, т.е. обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта.
Тьюторское сопровождение в данном исследовании можно рассматривать как педагогическую технологию, основанную на личном взаимодействии и совместной деятельности тьтюто-ра и тьюторанта, в ходе которого осуществляется проектирование, осмысление, построение и реализация индивидуальной образовательной программы обучающегося [8], поэтому предметом тьюторского сопровождения как универсальной педагогической технологии может стать процесс практического обучения студентов в туристском вузе.
Опираясь на труды Батышева С.Я., Зорина И.В., Кальней В.А., Квартального В.А., можно утверждать что, наиболее приемлемым средством подготовки высококлассного специалиста
является практика, которая обладает возможностями для решения комплекса задач, развивая интеллектуальные способности студента, рационально решать поставленные задачи, тренировать навыки поведение при решении проблемных ситуаций, приспосабливаться к различным условиям труда [9]. По словам Т.А. Зубаревой, одно из перспективных направлений, где тью-торство может способствовать появлению нового конкурентного преимущества выпускников университетов - это партнерские стажерские программы [4]. Но, несмотря на все преимущества практики во время обучения в вузе, все её достоинства могут быть сведены к минимуму при неграмотной организации этого процесса, его методической неподкрепленности.
В процессе прохождения практики за весь период обучения в туристском вузе студент должен приобрести необходимый профессиональный опыт, умение выполнять реальные функции сотрудника туристского предприятия, решать профессиональные задачи.
Практическое внедрение ФГОС в высшем образовании, новые подходы к организации работы со студентами, к организации и оценке прохождения ими практики ставит современного педагога в условия, при которых совмещение им функций консультанта, помощника, психолога, сопровождающего и самого процесса обучения весьма затруднительно. По словам Е.А. Челноковой, «это может быть достигнуто введением в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности как тьютор» [11]. Предназначение тьютора заключается в:
• помощи учащимся в создании образа самого себя;
• помощь учащимся в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, определении образовательной траектории;
• обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания;
• помощи учащимся в освоении технологии, которая обеспечивает не суммарный объем знаний, а возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в процессе образования;
• развитие социальной активности.
Все перечисленное направлено на развитие студента, на создание условий для поступательного движения субъектов как двухкомпонентной системы, с одной стороны, как субъекта собственной учебной деятельности, с другой, как развивающих собственную профессиональную деятельность.
Анализ практического обучения, сложившегося в высшей школе, показал, что методы, формы, содержание практического обучения не в полной мере способствуют формированию профессионально значимых компетенций выпускника туристского вуза. Перспективным направлением профессиональной туристкой подготовки является тьюторское сопровождение практического обучения, его содержания, методов и форм.
Тьюторское сопровождение можно рассматривать как педагогическую технологию, основанную на личном взаимодействии и совместной деятельности тьютора и тьюторанта, в ходе которого осуществляется проектирование, осмысление, построение и реализация индивидуальной образовательной программы обучающегося, поэтому предметом тьюторского сопровождения как универсальной педагогической технологии может стать процесс практического обучения студентов в туристском вузе [1].
Руководство практикой имеет первостепенное значение для получения хороших результатов и достижения поставленных задач и заключается в том, чтобы знакомить, инструктировать, контролировать и поддерживать практиканта в течение всего периода практики. Необходимо также систематически в течение периода практики обсуждать задачи и методы их решений, ощущения и события, связанные с решением этих задач. Крайне важно, чтобы практикант стремился самостоятельно находить возможные решения и вырабатывать адекватную линию поведения, а также имел возможность обсуждать это с руководителем практики. [2, 10]. При реализации технологии тьюторского сопровождения возникает вопрос о компетентности педагогов, осуществляющих сопровождение, так называемая тьюторская компетентность педагога. Это понятие изучалось в работах Т.М. Ковалевой, Е.А. Волошиной, Е.В. Гайманова, Л.А. Краснова и др.
Е.В. Гайманова определила компетентностную модель тьютора-педагога, в которой объединились три группы компетенций: ключевые, профессиональные и специальные [3]. Все указанные компетенции необходимы для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, для качественного решения поставленных задач.
По словам Т.М. Ковалевой, выполнение каким либо педагогом тьюторских функций осуществляется таким образом, когда, с одной стороны, он обеспечивает координацию многообразных структур, ставящих своей целью помощь ученику или студенту в осознанном выборе, а с другой - обсуждает с учащимся возникающие в процессе самообразования проблемы и трудности, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения [6].
Под тьюторским сопровождением практического обучения студентов туристского вуза понимается педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная
на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [5]. По словам Е.А. Волошиной, принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остаётся право на выстраивание собственного содержания практического обучения в туристском вузе, собственной образовательной программы [там же]. Соответственно, под сопровождением понимается учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого учащийся сам выбирает направление практического обучения, по результатам которого проводится совместный анализ деятельности с участием тьютора.
Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности [11]. Студенту необходимо помочь реализовать себя в образовательном пространстве.
Список литературы
1. Адольф В.А., Н.В. Пилипчевская. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт/Адольф В.А., Пилипчевская Н.В.//Высшее образование в России № 11, 2012. С. 164166.
2. Васильев В.В. Практическая подготовка менеджеров туризма в системе высшего образования: Монография. - М.: Наука, 2002. 239 с.
3. Гайманова Е.В. Развитие технологий тьюторского сопровождения в системе высшего профессионального образования// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом обр. пространстве высшей школы». - М.: Изд. «Прометей» МПГУ, 2008. С. 41-45.
4. Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. - Томск, 2011. 246 с.
5. Ковалева Т.М. Учебно-методическое пособие / Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.
6. Ковалева Т.М. Институт теории и истории педагогики РАО (Москва). Теоретические исследования 2006 года. - М.: ИТИП, 2007. С. 191-197.
7. Ковалева Т.М., Кобыша Е.И., Попова С.Ю. Профессия «тьютор». - М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.
8. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография / Н.В. Пилипчевская, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. 224 с.
9. Потапова Е.В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности: дисс. канд. псих. наук: 19.00.01. - Красноярск, 2010. 216 с.
10. Симонович В.Л. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 1998. 198 с.
11. Челнокова Е.А. Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения: мо-ногафия / Под ред. С.М. Макаровой. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. 145 с.
References
1. Adolf V.A., Pylypchtvskaya N.V. Tutor support students: practical experience [Adolf V.A., Py-lypchevskaya N.V.] Higher education in Russia №11, 2012, pp. 164-166.
2. Vasiliev V.V. Practical training of managers of tourism in higher education: Monograph. - Moscow: Nauka, 2002, 239 p.
3. Gaimanova E.V. Technology development tutor support in the system of higher professional education [Materials of all-Russian scientific-practical conference «Mentoring in the open arr. space of higher education»]. - Moscow: «Prometheus» MPGU, 2008, pp. 41-45.
4. Zubareva T.A. The use of networking for innovative development of educational institutions [dissertation of candidate of Sciences]. - Tomsk, 2011, 246 p.
5. . Kovaleva T.M. Textbook [Course materials «Fundamentals of tutor support in General education: lectures 1-4»]. - Moscow: Pedagogical University the First of September, 2010, 56 p.
6. Kovaleva T.M. Institute of theory and history of pedagogy (Moscow). (Theoretical studies 2006). ICIP, 2007, pp. 191-197.
7. Kovaleva T.M., Cobisa E.I., Popov S.Y. Profession «tutor». - Moscow, Tver («NFC-office) 2012, 246 p.
8. Pylypchtvskaya N.V. Adolf V.A. Tutor activity: challenges and prospects, monograph [KGPU them. C P. Astafiev]. - Krasnoyarsk, 2011, 224 p.
9. Potapov E.V. Psychological support individual in the special conditions of life [dissertation candidate of psychological Sciences]. - Krasnoyarsk, 2010, 216 p.
10. Simonovic V.L. Practical training of students as a factor of professional formation of a social pe-dagogue[dissertation candidate of pedagogical Sciences]. - Moscow, 1998, 198 p.
11. Chelnokova E.A. Tutor activity of the teacher in the context of vocational training, [monograph, N.Novgorod], UGIPU, 2011, 145 p.
данные об авторе
горбут Александра владимировна, преподаватель кафедры информационных технологий в туризме Волоколамского института гостеприимства - филиала РМАТ, аспирант кафедры педагогики и психологии
НОУ ВПО Российская международная академия туризма
ул. Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г. Химки, Московская область, 141420, Россия
e-mail: shyrka.com@mail.ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4175-1549
DATA ABouT THE author
Gorbut aieksandra vladimirovna, Lecturer faculty information technology in tourism in Volokolamsk Institute for Hospitality - a filial branch of RIAT, postgraduate Russian International Academy of Tourism
10, Octyaborskaya street, district Skhodnya, Khimki, Moscow region, 141420, Russia e-mail: shyrka.com@mail.ru
рецензент:
охраменко с.А., директор Волоколамского института гостеприимства - филиала РМАТ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, почетный профессор Российской международной академии туризма