Научная статья на тему 'Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС'

Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION / TUTOR / TUTORIAL SUPPORT / TUTORIAL ACTIVITIES / TUTOR COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Пилипчевская Наталья Викторовна

В статье представлены современные тенденции модернизации педагогического образования на основе компетентностного подхода. Авторы обращают внимание на то, что при проектировании новых образовательных программ важно применять такие образовательные технологии, которые помогут студентам расширить поле образовательных услуг при освоении новых профессиональных ролей. На основе анализа современных тенденций в развитии образования авторы формулируют понятие«тьюторская компетентность» и выделяют его структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Пилипчевская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tutorial activity as a mechanism of fses realization

The authors adhere the opinion that while projecting the new educational programs it is necessary to apply education technologies, which can help students to enlarge the space of educational services. On the basis of the analysis of the contemporary trends in education theauthors formulate the concept “tutor competence” and mark out its structural components.

Текст научной работы на тему «Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС»

164 Высшее образование в России • № 11, 2012

В.А. АДОЛЬФ, профессор Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ, доцент Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС

В статье представлены современные тенденции модернизации педагогического образования на основе компетентностного подхода. Авторы обращают внимание на то, что при проектировании новых образовательных программ важно применять такие образовательные технологии, которые помогут студентам расширить поле образовательных услуг при освоении новых профессиональных ролей. На основе анализа современных тенденций в развитии образования авторы формулируют понятие «тьюторская компетентность » и выделяют его структурные компоненты.

Ключевые слова: модернизация системы образования, тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, тьюторская компетентность, профессиональное становление.

Современному образованию нужны педагоги, которые не только имеют в своем профессиональном арсенале систему дидактических знаний, умений и навыков, но и способны к осуществлению деятельности по сопровождению индивидуальных образовательных программ обучающихся. Следовательно, при проектировании педагогических программ на сегодняшний день необходимо иначе расставлять образовательные приоритеты, учитывать запросы со стороны государства, работодателей и самих обучающихся. Создание вариативной, потенциально насыщенной образовательной среды, внедрение новых педагогических технологий и форм педагогической работы, обеспечение условий, способствующих формированию не только социально значимых, но и лично-стно востребованных компетенций, позволят системе высшего педагогического образования выйти на принципиально новый уровень, соответствовать критериям международного образца.

Сегодня востребованными становятся педагогические кадры, способные создавать условия для построения и реализации обучающимся собственных индивидуальных образовательных программ (планов), готовые осуществлять его поддержку и сопровождение на любом возрастном

этапе и в любой форме при составлении им собственного образовательного маршрута. Это достижимо только при соблюдении принципов открытого образования (свобода составления индивидуальной программы обучения, выбор сроков, места обучения, возможности расширения образовательного пространства), в котором человек рассматривается как целостный субъект, инициирующий и организующий свой собственный процесс образования.

В этой связи педагогическое образование необходимо нацеливать на реализацию проектно-продуктивной технологии, при которой студент находится в активной позиции субъекта выбора и становится участником формирования своего образовательного маршрута, профессиональной образовательной программы. Говоря о профессиональном становлении педагога, важно учитывать его этапы: освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов; решение профессиональных задач на основе моделирования образовательной среды; выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программ по их реализации [1].

Редакционная почта

165

Суть процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении возникающих в ходе этого процесса индивидуальных образовательных дефицитов. Постановка целей, построение индивидуальной образовательной программы (ИОП), формирование образа будущего требуют кардинальных изменений в характере деятельности преподавателя высшей школы. При этом одному педагогу невозможно осуществить подобные изменения, необходима команда специалистов (тьюторов, методистов, психологов и т.д.), владеющих технологиями сопровождения и проектирования, готовых организовать работу с ИОП обучающихся, т.е. осуществлять деятельность особого рода.

В нашем понимании таковой может являться тьюторская деятельность, где тьютор выполняет функцию соразработчи-ка образовательных проектов и программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещает позицию наставника и проектировщика [2]. По нашему мнению, тьюторская деятельность должна быть направлена на максимальное расширение образовательной среды, освоение которой позволит каждому студенту использовать ее ресурсы для построения и реализации собственной ИОП.

Мы разделяем позицию Т.М. Ковалевой, которая считает, что осуществлять деятельность по сопровождению ИОП обучающихся возможно только в открытом образовательном пространстве. Автор выделяет три основных вектора в работе тьютора: социальный - анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный - изменение границ предметного знания и корректировка ИОП; антропологический - выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов [3]. Следовательно, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направле-

ниях: социальном, предметном и антропологическом, что позволит каждому студенту увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать потенциал открытого образования для построения собственной программы. Задача тьютора заключается в оказании студентам помощи в выявлении их собственных потребностей в получении тех или иных знаний, умений и навыков, в определении конкретного поля профессиональной деятельности, в осознании собственных образовательных целей, планировании пути и способов их достижения. Проектирование, реализация ИОП студентами требует специальным образом организованной деятельности - тьюторского сопровождения.

В русле наших рассуждений тьюторс-кое сопровождение мы рассматриваем как педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности тьютора и тьюторанта, в ходе которой осуществляется проектирование, осмысление, построение и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся [4].

Еще один немаловажный аспект, на который хотелось бы обратить особое внимание, касается специфики компетентности педагогов, осуществляющих сопровождение ИОП. На наш взгляд, выделение тьюторской компетентности как одного из структурных компонентов профессиональной компетентности и формирование ее у будущих педагогов будут способствовать решению образовательных задач, стоящих перед системами как общего, так и высшего образования. Под тьюторской компетентностью мы будем понимать способность и готовность будущего педагога организовывать открытое пространство для профессионального, личностного и жизненного самоопределения обучающихся и осуществлять специализированную деятельность по построению, проектированию, сопровождению

166 Высшее образование в России • № 11, 2012

индивидуальных образовательных программ.

В этой связи, мы определили в структуре тьюторской компетентности следующие элементы:

• профессиональные психолого-педа-гогические, андрагогические и акмеологи-ческие знания, умения, навыки, опыт профессиональной деятельности;

• профессиональная позиция, установки, ценности, требования к профессии;

• личностные качества, самостоятельность, ответственность за результаты осуществляемой деятельности.

Мы считаем, что одним из механизмов реализации новых образовательных стандартов является введение тьюторской деятельности и позиции тьютора в систему образования. Тьюторское сопровождение студента должно начинаться с момента подачи (приема) им заявления, а в процессе обучения профессорско-преподавательский состав должен предъявлять более четкую систему требований к будущим студентам, ориентируясь на выбранный ими профиль подготовки и государственный образовательный стандарт. Тьюторы же, опираясь на интересы, потребности и возможности студентов, должны оказывать им психолого-педагогическую поддержку, помощь в постановке собственных целей, задач на период обучения в вузе, способствуя тем самым построению и реализации их индивидуальной образовательной программы.

На наш взгляд, разработка и утверждение стандарта тьюторской деятельности, в котором будут определены специфика профессиональной деятельности тьютора, предмет, результат и условия его труда, необходимые знания, умения, компетенции, будут отражены квалификационные характеристики, возможные перспективные линии развития в профессии, позволят в существенной мере раскрыть потенциальные возможности деятельности по сопровождению личности, стремящейся реализовать себя в современном обществе.

Литература

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновацион-

ная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск: Поликом, 2007. 192 с.

2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьютор-

ское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 143-147.

3. Ковалева Т.М. Открытые образовательные

технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: Сб. статей. М.: МИОО, 2008. С. 8-16.

4. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьютор-

ская деятельность: вызовы времени и перспективы развития/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 224 с.

ADOLF V., PILIPCHEVSKAYA N. TUTORIAL ACTIVITY AS A MECHANISM OF FSES REALIZATION

The authors adhere the opinion that while projecting the new educational programs it is necessary to apply education technologies, which can help students to enlarge the space of educational services. On the basis of the analysis of the contemporary trends in education the authors formulate the concept “tutor competence” and mark out its structural components.

Key words: education system modernization, tutor, tutorial support, tutorial activities, tutor competence.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.