Научная статья на тему 'Использование технологии тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации'

Использование технологии тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / PEDAGOGICAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE VILLAGE / METHODOLOGICAL SUPPORT / STRUCTURAL COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CULTURE / RURAL ESTABLISHMENTS / PRESCHOOL EDUCATION / THE RURAL EDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркина О. С.

В статье освещены вопросы формирования педагогической культуры сельского воспитателя, дана характеристика социокультурного пространства Орловского села и его воздействие на развитие личности воспитателя, представлены структурные компоненты педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, обозначены основные направления реформирования методической службы дошкольных образовательных организаций, представлен алгоритм тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культурой воспитателя сельской дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коркина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TECHNOLOGY TUTOR SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMING PEDAGOGICAL CULTURE OF A TEACHER AT A RURAL PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article highlights the questions of forming of pedagogical culture of the rural educator, the characteristic of socio-cultural space of the Oryol village and its impact on the development of the personality of the teacher, presents the structural components of pedagogical culture of the teacher at rural preschool educational organizations, identifies the main directions of reforming the methodical service of preschool educational institutions, the algorithm of tutor support process offormation ofpedagogical culture of the teacher of rural preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Использование технологии тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации»

УДК 37.018.46 КОРКИНА О.С.

заведующая отделом дошкольного образования Бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Е-таИ:татопоуао5@таИ.ги

UDC 37.018.46

KORKINA O. S.

Head of the division of preschool education Budget institution of Orelregion of additional professional education "Institute of education development" E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THE USE OF TECHNOLOGY TUTOR SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMING PEDAGOGICAL CULTURE OF A TEACHER AT A RURAL PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

В статье освещены вопросы формирования педагогической культуры сельского воспитателя, дана характеристика социокультурного пространства Орловского села и его воздействие на развитие личности воспитателя, представлены структурные компоненты педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, обозначены основные направления реформирования методической службы дошкольных образовательных организаций, представлен алгоритм тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культурой воспитателя сельской дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: педагогическая культура, социокультурное пространство села, методическая служба, структурные компоненты педагогической культуры, тъюторское сопровождение сельская дошкольная образовательная организация, сельский воспитатель.

The article highlights the questions offorming of pedagogical culture of the rural educator, the characteristic of socio-cultural space of the Oryol village and its impact on the development of the personality of the teacher, presents the structural components of pedagogical culture of the teacher at rural preschool educational organizations, identifies the main directions of reforming the methodical service ofpreschool educational institutions, the algorithm of tutor support process offormation ofpedagogical culture of the teacher of rural preschool educational organization.

Keyword: pedagogical culture, socio-cultural space of the village, methodological support, structural components of pedagogical culture, rural establishments of preschool education, the rural educator.

В современной ситуации развития системы дошкольного образования по мере появления новых профессиональных задач, на фоне стандартизации дошкольного образования, обновления егосодержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения инновационных моделей организации обучения воспитанников дошкольной образовательной организации, вычерчивается проблема формирования педагогической культуры воспитателя современной дошкольной образовательной организации (далее ДОО).

Всоответствие с современными вызовами времени-существует острая потребность в подготовке воспитателя как субъекта образовательной деятельности, готового к углубленному проникновению в сущность современных педагогических технологий, с развитой педагогической культурой, педагога способного к личностной самоактуализации, самоорганизации и самореализации.

Формирование педагогической культуры специалиста не может и не должно завершаться с окончанием обучения в педагогическом колледже или вузе. На протяжении всей профессиональной деятельности педагогу

приходиться решать задачи как формального (раз в три года), так и не формального (А. Маслоу) развития и совершенствование потенциала собственной педагогической культуры. Одним из механизмов решения данной задачи является система дополнительного профессионального образования, как наиболее мобильная и гибкая структура, способная к качественному образованию взрослых, быстро реагиру ющая на динамично меняющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию в стране в целом и конкретном регионе.

Существующая педагогическая практика показывает, что для сельской дошкольной образовательной организации потребность в формировании педагогической культуры воспитателя значительно актуальнее, нежели для дошкольных организаций расположенных в больших городских мегаполисах [6]. Для организации, реализующей программу дошкольного образования расположенной на селе, актуальной проблемой является разноплановость ближайшей социокультурной среды, так как её спецификой определяются приоритетные направления образовательной деятельности данного

© Коркина О.С. © Korkina О. S.

детского сада, социально-ценностные отношения внутри него.

Ориентируясь на результаты исследований М.П. Гурьяновой, ЕЕ. Котьковой социокультурное пространство села, мы рассматриваем как комплекс социальных, культурных, социально-педагогических условий для развития личности, которые сложились на определенной территории в результате исторического, социально-экономического и культурного развития и влияют не только на работу сельской дошкольной образовательной организации, но и на условия становления и развития личности сельского воспитателя, который живет в этом пространстве [3; 8]. Следуя логике авторов можно резюмировать, что социокультурная среда села оказывает определенное воздействие на развитие качеств личности воспитателя ДОО. становление его ценностных ориентиров, формирование ключевых компонентов педагогической культуры специалиста.

По результатам нашего исследования данной проблемы в Орловской области, мы имеем возможность констатировать, что образовательный уровень населения в сельском социуме региона ниже, чем в городе. При этом.сельская жизнь отличается устойчивыми нормами и ценностями всех возрастных групп населения, и имеет более узкую систему социального деления, нежели в городской местности [8].

Современный сельский социум Орловской области характеризуется смешением различных культур (в селе вместе живут русские и переселенцы из ближайшего зарубежья), преобладанием неформальных социальных отношений, широким диапазоном форм общения, сложной системой контактов, взаимоотношений взрослых друг с другом, ребенка с взрослыми, другими детьми. На селе в большей степени проявляется общественное одобрение или осуждение всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе. Общение сельского жителя ограничено численностью населения, хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших. В этой связи, современное село остро нуждается в социально активной, инициативной, предприимчивой личности, способной обеспечить воспитание и разностороннее развитие ребенка уже на ступени дошкольного образования. Такой личностью может быть воспитатель сельской ДОО [7].

Следует отметить, что проблема формирования личности воспитателя дошкольного учреждения и основы ее развития разрабатываются в исследованиях Е .П. Белозерцева, Р. С. Буре, P.A. Ис ламовой, И.Б. Бичевой, В.Я. Лыковой, J1.H. Малютенко, J1.A. Пеньковой, Н.Л. Шеховской, В.И. Ядэшко и др.

Данные исследований авторов позволяют глубже осознать актуальность проблемы формирования педагогической культуры воспитателя современной ДОО. Составляющие даннойпроблемы накапливались годами, в настоящее время они подвергнуты тщательному анализу в каждом субъекте Российской Федерации.

В Орловском регионе к базовым составляющим проблемы формирования педагогической культуры воспитателя можно отнести:

1. Специфику работы системы подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях:

л/ программа обучения будущего педагога дошкольного образования не охватывает целый ряд направлений работы детского сада;

л/ не достаточно практического ознакомления студентов с современными формами и технологиями организации взаимодействия с детьми;

л/ не формируются личностно и профессионально значимые качества воспитателя, необходимые функциональные компоненты педагогической культуры.

2. Объективную ротацию кадров и уход профессионалов в другие сферы деятельности или заслуженный отдых.

3. Отсутствие в ряде муниципальных образованиях методических служб и невысокую эффективность их работына уровне дошкольных образовательных организаций [7].

В каждой дошкольной образовательной организации методическая служба осуществляет работу в соответствии с традиционными направлениями: методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса; организация методической работы с педагогами, пропаганда и внедрение новых программ и педагогических технологий; инициирование инновационной деятельности, обмена опытом с организациями, работающими в инновационном режиме, перевод учреждения в режим развития; организационно-методическая помощь педагогам в обобщении и транслировании опыта работы, в подготовке к прохождению аттестации; мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации, развитие педагогической культу ры воспитателя и др.

Общей негативной тенденцией реформирования системы дошкольного образования для всей России стала реорганизация, а по сути, исчезновение, методических служб районного, городского и регионального уровней. Наш регион не стал исключением. В ряде муниципальных субъектов Орловской области методические службы упразднены, а в районных структурах управления образования нет должности методистов по дошкольному образованию [7].

В этой связи все вопросы и задачи, ранее решавшиеся данными структурами, в ряду которых следует рассматривать развитие педагогической культуры воспитателей в логике повышения их профессионального уровня, одномоментно стали проблемами дошкольных образовательных организаций.

Прогрессивное дошкольное сообщество, осознав негативные последствия отдельных программ оптимизации и реорганизации методических служб, предпринимает попытки к их минимизации посредством реформирования ранее существующих методических служб. Беря во внимание опыт различных регионов в решении проблемы совершенствования методических

служб дошкольных образовательных организаций, в данной области можно обозначить два больших направления.

1. Реформирование содержания и стимулирование методической работы на уровне конкретного дошкольного образовательного учреждения.

2. Создание условий для работы методических служб в масштабах района, города, области, межрегиональных объединений и Всероссийских объединений [10].

Для нашего исследования важны оба направления, но если рассматривать проблему в плоскости малокомплектного сельского сада, где методист, равно как и методическая служба отсутствуют вовсе, второе направление требует более пристального исследования.

На фоне кризиса методической службы системы дошкольного образования в целом, проявились серьезные проблемы в кадровом обеспечение сельских детских садов. В этих учреждениях востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-новатор, педагог-психолог, равно как и педагог-социолог, педагог-логопед, педагог-медик и прочее. В этой связи педагогическая культура воспитателя сельской ДОО в значительной степени определяется уровнем его образования, педагогической компетентности, стремлением к самосовершенствованию, способностью создавать и передавать педагогические ценности.

Сопоставительный анализ деятельности педагогических работников дошкольных организаций расположенных как в городской, так и сельской местности показывает, что в большинстве своем педагоги выстраивают педагогическую деятельность, придерживаясь традиционной образовательной парадигмы, основанной на позиции которую психологи называют «позицией внешнего контроля», философы - «недостаточно субъектной», а практики - «исполнительской» [2]. Мы рассматриваем педагогическую культуру сельского воспитателя с ориентиром на философское утверждение, что «старая форма, превратившаяся в традицию, не остается прежней, новое содержание может и должно проявить себя в любой форме - и новой, и старой, должно породить, победить, подчинить себе все формы не только новые, но и старые» [4].

В этой связи, на фоне понимания культуры как созидательной системы ценностей, мотивов, целей и способов их достижения, стабилизирующим фактором которых выступает культурная традиция, проявляется наша позиция относительно структурных компонентов педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации [6].

Опираясь на результаты исследований И.Ф. Исаева, А.П. Самородовой в качестве ключевых структурных компонентов педагогической культуры сельского воспитателя мы определили: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий компоненты.

Ценностный компонент, мы рассматриваем с позиции человеческих ценностей (ребенок и сам педагог).

духовных ценностей (совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления), практических ценностей (способы практической педагогической деятельности), личностных ценностей личностные педагогические способности и индивидуальные особенности личности воспитателя) [9].

Когнитивный компонент предполагает устойчивое владение системой знаний о структуре педагогической теории, современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности, т.е. педагогическая компетентность [4].

Инновационно-технологический компонент предполагает включение воспитателя в деятельность, результатом которой должен быть инновационный продукт в виде новых технологий, авторских методик, проектов, авторских программ, сценариев мероприятий, авторских дидактических игр и пр. Развитие личностно-творческого компонента педагогической культуры обеспечивает ему формирование профессиональной позиции, профессионально-личностных качеств, проявляющихся в соответствующем поведении и развитие творческого потенциала личности педагога [1].

Современные требования, предъявляемые педагогу в условиях стандартизации образования, введения и реализации ФГОС дошкольного образования, введения профессионального стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель) ставит воспитателя перед необходимостью непрерывного профессионального образования. В условиях отсутствия методической службы, воспитатели малокомплектных детских садов находятся в условиях неразрешенной проблемы отсутствия помощи и поддержки со стороны компетентных специалистов. Считаем острой необходимостью разработку принципиально новых моделей повышения квалификации в межкурсовой период педагогических кадров дошкольных образовательных организаций в условиях отсутствия методической службы.

Считаем необходимым пояснить, что такое межкурсовой период. Как отмечает О.В. Заславская, межкурсовой период - это временной отрезок между обязательными курсами повышения профессиональной педагогической квалификации, который включает в себя различные организационно-методические формы стимулирования профессионального роста педагога, реализующие вариативную составляющу ю процесса дополнительного профессионального образования.

По нашему мнению, наиболее продуктивным ресурсом повышения квалификации воспитателей малокомплектных сельских детских садов является технология тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культуры воспитателя сельской ДОО. На базе Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» (далее ИРО) по модульной программе «ФГОС дошкольного образования: организация и содержание образовательной программы» по модулю «Тьюторское сопровождение реализации ФГОС дошкольного об-

разования» прошли обучения педагоги (из числа заместителей руководителей по УВР, методистов, старших воспитателей, воспитателей высшей квалификационной категорией) всех муниципалитетов Орловской области. Обученные тьюторы совместно с тьюторантами (обучающимися) формировали содержания программ обучения и осуществляли сопровождение данного процесса. В отделенных муниципалитетах, тьюторами могут выступать высококвалифицированные специалисты (старшие воспитатели, воспитатели с высшей квалификационной категорией) центрального детского сада и сопровождать повышение уровня педагогической культуры воспитателей мало комплектных сельских детских садов с внешней поддержкой со стороны специалистов ИРО. Данное сопровождение получило название «коллективное тью-торство». Коллективное тьюторство - это механизм интегративного взаимодействия субъектов образовательного процесса взрослых людей в системе: тьютор (специалист ИРО) - тьютор (старший воспитатель, воспитатель высшей категории сельского детского сада) -тьюторант (воспитатель малокомплектного сельского детского сада).

Деятельности тьютора и тьюторанта в рамках представленной технологии мы определяем как логически простроенную последовательность преобразующих взаимообусловленных действий субъектов сопровождения, точное выполнение которых обеспечит решение поставленных задач на каждом этапе технологии, что приведет к искомому результату - сформированности педагогической культуры воспитателя ДОО. И представили его следующим образом: 1) диагностика исходной ситуации (реального уровня сформированности всех компонентов педагогической культуры), 2) разработка программы тьюторского сопровождения (партнерское взаимодействие субъектов тьюторского сопровождения): 3) формулирование первичного вопроса (проблемы) и на его основе цели (темы) мини исследование; 4) составление карты поиска и выбор базового образовательного модуля; 5) нахождение информации, обработка и анализ найденных результатов; 6) выбор способа оформления и презентация достижений; 7) совместная рефлексия и итоговая диагностика, внесение соответствующих коррективов. После завершения последнего этапа круг замыкается, при необходимости, алгоритм повторяется [5].

Следует отметить, что главнейшим критерием отбора содержания образования в межкурсовой период является не столько его новизна для каждого конкретного обучающегося, сколько направленность на профессиональное развитие личности воспитателя сельской ДОО. Развитие ориентировано на учет: личностных качеств сопровождаемых воспитателей; особенностей дошкольной образовательной организации, в которой работает обучающийся; особенностей выстроенной образовательной среды. В основу технологии тьюторского сопровождения формирования педагогической культуры

воспитателя сельского ДОО положены не аудиторные лекции, а индивидуальное и групповое консультирование слушателей, увеличение доли практикумов, самостоятельных работ тьюторантов, способствующих приобретению ими компетенций, и когнитивной и проектировочной; осмысление воспитателями новых профессиональных проблем, поиск путей решения сложных педагогических ситуаций; формирование потребности и умения работать в инновационном режиме; развитие обучение работе в команде и пр. Технология тьюторского сопровождения формирования педагогической культуры воспитателя возможно осуществлять и с молодыми специалистами, только пришедшими на работу в дошкольную образовательную организацию.

Таким образом, педагогическую культуру воспитателя сельской дошкольной образовательной организации мы рассматриваем как интегративный комплекс профессионально-личностных качеств обусловленных ценностными, когнитивными, инновационно-технологическими, личностно-творческими компонентами культуры, которые в совокупности отражают личную профессиональную позицию воспитателя, обеспечивая продуктивность его профессиональной деятельности и возможность творческой самореализации и самоактуализации.

Содержание тьюторского сопровождения включает в себя развитие у воспитателя сельской ДОО профессиональной позиции, обогащение профессиональной компетентности, формирование системы профессиональных мотивов и потребностей педагога. Формы организации тьюторского сопровождения индивидуализированы и персонифицированы профессиональной личностью педагога как субъобъекта тьюторского сопровождения.

Технология тьюторского сопровождения процесса формирования педагогической культуры воспитателя сельской ДОО и представляет собой открытую, целенаправленную динамичную систему, обеспечивающую непрерывное образование и саморазвитие воспитателя в межкурсовой период.

Представленная нами точка зрения на педагогическую культуру воспитателя сельской ДОО позволяют отметить сложность и многогранность этого качества личности. Оно соединяет в себе элементы формально организованной культуры, проявляющейся в следовании определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам и прочее, и неформально, заключающейся в проявлении творчества, индивидуальных способностей, импровизации. В данном контексте воспитателю сельской дошкольной образовательной организации следует учитывать тот факт, что «хороший» воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина» [9].

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: Учеб.пос. В 2 кн. Кн.2. Казань: из-во Казанского Университета, 1998.

2. Вершловстш С.Г. Андрагогика постдипломного педагогического образования:научно-методическое пособие /под ред. СЛ . Вершловского, Г.С. Сухобской. СПб.: СПбАППО, 2007. С. 6-33.

3. ГурьяноваМП. Сельская школа и социальная педагогика : пособие для педагогов. Мн. :Амалфея, 2000. 448 с.

4. Исаев II. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.; Белгород, 1993.

5. Колосова Е.Б. Тьюторское сопровождение в системе повышения квалификации педагогических кадров как средство профессионального самоопределения слушателей / Дидактика современного учебного предмета : сборник научных трудов / под ред. ИМ. Осмоловской, М.: ИТИП, 2006. С.316-320.

6. Коркгта О.С. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольной образовательной организации в социокультурном пространстве села. // Научныйжурнал № 3 (2017) «Thescientificmethod» (Warszawa, Poland) (Польша). С. 62-65.

7. Кортна О.С., Котькова, Г.Е., Котьков, Н.Н. Социальное образование на переломе эпох. Коллективная монография. Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015.

8. Котькова Г.Е. Теория и технология педагогического сопровождения личностного развития школьника в социокультурном пространстве села: Док.дис.; (13.00.01)/ Котькова Галина Евгеньевна: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Тула. 2010. 350 с.

9. Салюродова А.П. Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях института повышения квалификации :дис. ...канд. пед. наук : 13.00.08. Тамбов, 2007. 197 с.

10. Тжюфеева Л.Л. Направления модернизации методической службы в дошкольных образовательных организациях.// Детский сад: теория и практика. Современные подходы к повышению квалификации педагогов. 2013. №11. С.6-13.

References

1. Andreev V.I. Pedagogics of creative self-development: an innovative course: Textbook. In two textbooks. Textbook. 2. Kazan: Kazan University, 1998.

2. Vershlowski S.G. Andragogy postgraduate pedagogical education: scientific-methodical textbook /under the editorship / S.G. Vershlowski, G. S. Suchobski. SPb. : SPbAPPO, 2007. P. 6-33.

3. GwyanovaM.P. rural school and social pedagogy : manual for teachers. Mil. :Amalfeya, 2000. 448 p.

4. Isaev IF. Theory and practice of formation of professional and pedagogical culture of the teacher of the higher school. \1.: Belgorod, 1993.

5. Kolosova E.B. Tutor support in the system of advanced training of teachers as means of professional self-determination of trainees / modem Didactics of the subject: со I lection of scientific works / under the editorship of I. M. Osmolovskaya, M.: ITIP, 2006. Pp. 316-320.

6. Korkina O.S. Professionally-pedagogical culture of the teacher of preschool educational organizations in socio-cultural space of the village. [Text] // the Scientific journal № 3 (2017) "The scientific method" (Warszawa, Poland) (Poland). P. 62-65.

7. Korkina O.S., Kotikova G.E., Katkov N.N. Social education at the turn of epochs. The collective monograph. Orel: FSBEI HPE "Orel State University", 2015.

8. Kotikova G.E. The theory and technology of pedagogical support of personal development of the student in socio-cultural space of the village: Doc.dis.; (13.00.01) / Kotikova Galina E.: FSBEI HPE"Orel State University" Tula. 2010 350 p.

9. Samorodova A.P. The development of professional pedagogical culture of teachers of preschool educational institutions in the conditions of Institute of improvement of professional skill: dis. candidate of pedagogics: 13.00.08. Tambov, 2007. 197 p.

10. Timofeeva L.L. Directions of modernization of the methodical service in preschool educational organizations.// Kindergarten: theory andpracticc. Modem approaches to the professional development of teachers. 2013. No. 11. P. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.